Коррекционно-развивающая программа «Готовность к обучению в школе»

В 5 - 6 летнем возрасте активно расширяется объем знаний ребенка, а в связи с этим меняется и характер его умственной деятельности, которая базируется на понимании, на активном анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети уже способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины тех или иных событий. Наряду с наглядно-образным появляются зачатки словесно-логического мышления. Внимание старшего дошкольника становится все менее рассеянным, более устойчивым. Память все больше приобретает характер опосредованного запоминания.

Происходит интенсивное развитие речи ребенка, которая характеризуется богатым словарным запасом и сложной структурой, включающей в себя практически все речевые обороты и семантические конструкции. В силу того, что в этом возрасте главным в умственной деятельности становится стремление приобрести новые знания и умения, дети 5 - 6 лет часто охотно обучаются чтению, письму, математике, если такое обучение происходит в доступной для них игровой форме.

В 5 - 6 лет происходит активное развитие крупной моторики и тонкой моторики руки. Движения ребенка становятся более точными и четкими, ребенок в этом возрасте способен самостоятельно и аккуратно работать с ножницами, иголкой, рука ребенка практически готова к обучению письму.

К концу дошкольного возраста ребенок в достаточной степени способен к произвольному поведению, то есть сознательно регулируемому поведению. Ребенок учиться действовать, подчиняясь особым правилам, вырабатываемым не им самим, а данным ему извне.

Дети в этом возрасте еще отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, достаточно быстрой утомляемостью. Поэтому наряду с развивающимися, обучающимися играми  используются игры, способствующие расслаблению, снятию напряжения.

Задачи развивающей игры состоят в том, чтобы продвинуть вперед психическое и личностное развитие ребенка.

Основной критерий – способность ребенка справиться с игровым заданием при некоторой помощи психолога, причем при повторном проведении игры эта помощь постепенно сокращается вплоть до полного отказа от нее.

В каком отношении игра оказывается для ребенка новой по сравнению с теми, с которыми он уже справляется?

Во-первых, она может быть направлена на овладение новыми способами действий с уже знакомыми предметами.

Во-вторых, в нее может быть включены незнакомые ребенку предметы, более сложные правила.

В-третьих, можно изменить и сюжетное содержание игры. Каждое такое нововведение предъявляет свои требования к ребенку, активизирует и развивает те или иные структуры его психики. Игра усложняется лишь в одном направлении, так как в другом случае она может оказаться неожиданно сложной для ребенка и развивающий эффект не будет иметь, то есть выйдет за пределы зоны его ближайшего развития. При планировании занятий учитывалось, что существует взаимная компенсация между развивающим влиянием разных видов детской деятельности. Например, развитию тонкой моторики руки способствует рисование, раскрашивание, мозаика, лепка, конструирование и т.д. Эти занятия готовят руку ребенка к письму лучше, чем принудительное выведение палочек и загогулин на бумаге.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие (перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания, аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения.

Цель данной программы - максимальное содействие индивидуальному развитию детей путем углубленного изучения и развития уровня психического развития, психологической готовности к обучению в школе.

В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольников;
2. развитие способностей у ребенка;
3. развитие коммуникативности.

Программа призвана обеспечить:
1. интеллектуальное развитие ребенка;
2. создание условий для развития личности ребенка, его способностей;
3. взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;
4. оптимальную нагрузку на ребенка с целью защиты его от переутомления.

Принципы построения программы:
1. Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей$
2. Систематичность и последовательность в проведении коррекционной работы$
3. Личностно-ориентированный подход к детям.

Программа предусматривает возможность реализации индивидуального подхода к ребенку, работу с различными подгруппами детей, учитывает их возрастные особенности.

Занятия проводятся один раз в неделю.

Диагностика детей проводится в три этапа: сентябрь, январь, май. Диагностика позволяет проследить динамику развития каждого ребенка на протяжении всего учебного года, своевременно оказать квалифицированную помощь. Необходимость диагностики заключается в получении полной информации об особенностях развития каждого воспитанника. Не зная особенностей развития детей дошкольного возраста, нельзя правильно организовать занятия, установить доверительные отношения взрослого и ребенка, учитывать эмоциональное состояние, создать предметно-развивающую среду.

По результатам первичной диагностики комплектуются подгруппы:
- с пограничным уровнем между средним и высоким уровнем – 4 - 5 человек;
- со средним уровнем – 4 - 5 человек;
- с низким уровнем – 4 человека.

При планировании коррекционных занятий учитывались развивающие программы "Готовность к школе" под редакцией И.В. Дубровиной, курс занятий по подготовке детей к школе авт. О.В. Узоровой, Е.А. Нефедовой, рекомендации Р.А. Кирьяновой по комплексной диагностике дошкольников.

Тематическое планирование коррекционной-развивающей работы с детьми

Старшая группа

Октябрь
1 неделя – занятие "Детский сад"
2 неделя – занятие "Осень"
3 неделя – занятие "Овощи и фрукты"
4 неделя – занятие "Игрушки"

Ноябрь
1 неделя – занятие "Прогулки по осеннему лесу"
2 неделя – занятие "Дары осени"
3 неделя – занятие "Посуда"
4 неделя – занятие "Об осени"

Декабрь
1 неделя – занятие "Зима (начало)"
2 неделя – занятие "Домашние животные и их детеныши"
3 неделя – занятие "Мебель"
4 неделя – занятие "Новый год"

Январь
2 неделя – занятие "Подарки Нового года"
3 неделя – занятие "Зимние забавы"
4 неделя – занятие "Зимующие птицы"

Февраль
1 неделя – занятие "Дикие звери"
2 неделя – занятие "Транспорт"
3 неделя – занятие "Защитники Отечества"
4 неделя – занятие "О зиме"

Март
1 неделя – занятие "Моя мама"
2 неделя – занятие "Весна"
3 неделя – занятие "Профессии"
4 неделя – занятие "Перелетные птицы"
5 неделя – занятие "Весенние цветы"

Апрель
1 неделя – занятие "Сельский труд весной"
2 неделя – занятие "О весне"
3 неделя – занятие "Плоды и семена"
4 неделя – занятие "Лето"

Май
Диагностическое обследование детей

Подготовительная группа

Октябрь
1 неделя – занятие "Детский сад"
2 неделя – занятие "Моя семья"
3 неделя – занятие "Осень"
4 неделя – занятие "Осенние заготовки"

Ноябрь
1 неделя – занятие "Одежда"
2 неделя – занятие "Деревья"
3 неделя – занятие "Цветы"
4 неделя – занятие "Прощание с осенью"

Декабрь
1 неделя – занятие "Зима"
2 неделя – занятие "Модель классификационных отношений"
3 неделя – занятие "Насекомые"
4 неделя – занятие "Развитие представлений о содержании понятий"

Январь
2 неделя – занятие "Новый год в детском саду"
3 неделя – занятие "Зимние забавы"
4 неделя – занятие "Развитие представлений о содержании понятий"

Февраль
1 неделя – занятие "Развитие представлений о содержании понятий"
2 неделя – занятие "Развитие представлений о содержании понятий"
3 неделя – занятие "Развитие представлений о содержании понятий"
4 неделя – занятие "О зиме"

Март
1 неделя – занятие "Цветок для мамы"
2 неделя – занятие "Весна"
3 неделя – занятие "Выделение признака"
4 неделя – занятие "Обучающий эксперимент"
5 неделя – занятие "Обучающий эксперимент"

Апрель
1 неделя – занятие "Классификация понятий"
2 неделя – занятие "Мой город"
3 неделя – занятие "До свидания, детский сад!"
4 неделя – занятие "Здравствуй, лето!"

Май
Диагностическое обследование детей

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми.
Старшая группа.

1. Тема: Детский сад.

1. Закрепить знания детей о таких профессиях, как воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, преподаватель физкультуры.
2. Дать знания о таких профессиях, как психолог, заведующий хозяйством, прачка.
3. Дидактическая игра "Что делает?" Название профессиональных действий педагогов, специалистов.
4. Дидактическая игра "Кому это нужно?" отгадывание названий профессий по предметам, которые помогают им в работе.
4. Показать значимость каждой профессии, ее необходимость.
5. Воспитывать уважение к людям, которые работают в детском саду.

2. Тема: Осень.

1. Закрепить знания характерных признаков первого периода осени.
2. Уточнить знания названий месяцев, предложить самостоятельно соотнести картинки к определенному периоду осени.
Ранняя осень: грибы, улетающие птицы, желтый лист, осенний лес.
Середина осени – картинки: осенний лес, плащ, резиновые сапоги, зонт и т.д.
3. Дидактическая игра "Отгадай, с какого дерева листочек?"
4. Игра с мячом "Один-много". Лист – листья.

3. Тема: Овощи и фрукты.

1. Закрепить знания о понятии: овощи и фрукты.
2. Учить детей дифференцировать понятия овощи и фрукты.
3. Совершенствовать способы сравнения, учить умению анализировать, обобщать, находить сходство и различие.
4. Знакомить детей с классификационными отношениями между понятиями.
5. Выявить умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями.

4. Тема: Игрушки.

1. Закрепить знания о понятии: игрушки.
2. Познакомить с разными игрушками: мягкие, фарфоровые, резиновые, двигатели (машинки), настольно-печатные.
3. Воспитывать умение и желание беречь свои игрушки.
4. Ознакомить с классификационными отношениями между понятиями.
5. Учить определить содержание понятий.

5. Тема: Прогулка по осеннему лесу.

1. Закрепить знания детей о характерных признаках осени.
2. Учить детей сравнивать, устанавливать сходство и различие (сравнение – начало и середина осени).
3. Уточнить знания детей о подготовке зверей, птиц к зиме. Дать элементарные знания о явлениях живой и неживой природы, о приспособлении животных к явлениям природы.
4. Составить рассказ об осени.
План рассказа:
1. изменение явлений в неживой природе;
2. изменение явлений в живой природе;
3. одежда осенью;
4. игры детей осенью;
5. урожай осенью;
6. чем тебе нравится это время года, а что огорчает.

6. Тема: Дары осени.

1. Познакомить детей с людьми, которые выращивают хлеб, овощи, фрукты.
2. С помощью набора картинок составить схему роста овощей и фруктов от семечка до плода.
План рассказа:
1. семечко;
2. способы ухода;
3. всходы;
4. плоды.

7. Тема: Посуда.

1. Закрепить знания детей о понятии "посуда".
2. Учить детей классифицировать посуду в зависимости от назначения и использования: столовая, чайная, кофейная, кухонная.
3. Ознакомить с классификационными отношениями между понятиями.
4. Учить определять содержание понятий.
5. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями

8. Тема: Об осени.

1. Закрепить знания о характерных признаках осени.
2. Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить картинки с изображением характерных признаков периода осени (ранняя или начало осени, середина, конец осени).
3. Уточнить знания детей о явлениях живой и неживой природы, подготовке животных к зиме.
4. Подвести детей к пониманию того, что состояние здоровья зависит от погоды.
План рассказа:
1. характерные признаки наступления осени;
2. как звери готовятся к зиме;
3. одежда поздней осенью;
4. дары осени;
5. что можно приготовить из овощей, фруктов;
6. эмоции.

9. Тема: Зима.

1. Уточнить знания детей о характерных признаках зимы.
2. Уметь сопоставить характерные признаки зимы с настоящими явлениями в природе, погоде.
3. Учить детей на основе собственного опыта сравнивать, анализировать, делать простейшие выводы. Помочь назвать признаки зимы.
4. Вспомнить зимующих птиц (снегирь, синичка, ворона, сорока, воробей, голубь).
5. Составить рассказ "Зима".
План рассказа:
1. характерные признаки зимы;
2. зимующие птицы;
3. дикие звери;
4. игры зимой;
5. одежда зимой;
6. эмоции.

10. Тема: Домашние животные и их детеныши.

1. Закрепить знания детей о домашних животных: внешний вид; чем питаются; способы ухода; детеныши; какую пользу приносят?
2. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями.
3. Составить рассказ о животном.
План рассказа:
1. название животного;
2. описание внешнего вида;
3. чем питается;
4. где живет животное;
5. детеныши;
6. почему тебе нравится это животное?

11. Тема: Мебель.

1. Закрепить знания детей о понятии "мебель".
2. Учить детей классифицировать мебель в зависимости от назначения и использования: столовая, кухонная, спальная, детская.
3. Овладеть действием наглядного моделирования классификационных отношений между понятиями
4. Дидактическая игра "Новоселье".
Расставь мебель в детской комнате. Нарисуй план твоей комнаты.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру