Хочу в школу!

Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей

Методические рекомендации

Структура занятия

Каждое занятие состоит из 2 частей:

I часть (условно обозначенная нами как лингвистическая) — формирование куль туры устной речи;

II часть — формирование творческого мышления.

Общая продолжительность занятия — 30 минут.

Основное содержание первой части занятия складывается из следующих разделов:
1. Артикуляционные упражнения (2-3 мин):
а) упражнение для тренировки нижней челюсти;
б) упражнение для тренировки губ;
в) упражнение для тренировки языка.

2. Развитие речевого дыхания (3 мин).

3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин).

4. Формирование речевого голоса (умения регулировать высоту и силу голоса) (3 мин).

5. Воспитание интонационной выразительности (3 мин).

Всего на эту часть занятия отводится 15 минут.

Лингвистическая часть

В отличие от традиционного логопедического подхода I часть предлагаемых развивающих занятий для детей старшей группы направлена на формирование дикции, выработку речевого дыхания, речевого голоса, воспитание интонационной выразительности (эмоциональности речи).

Рассмотрим подробнее содержание I части.

Занятия рекомендуется начинать с артикуляционных упражнений, так как они активизируют внимание, организуют, включают детей в работу.

Артикуляционные упражнения

Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ. Проведение артикуляционных упражнений подобным образом принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки (биоэнергопластика).

Известно, что движения тела, совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движений и мелкую моторику.

На первом занятии проводятся 2-3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, педагог сочетает артикуляционные упражнения с движениями кисти одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений с движениями кисти руки.

Затем, на 3-м - 4-м занятии к артикуляционным движениям подключается кисть второй руки, и так продолжается до конца года. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это очень важно, небрежность недопустима. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнения, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

Перечень артикуляционных упражнений и описание их выполнения даны в Приложении 1.

Развитие речевого дыхания

Опыт показывает, что после артикуляционных упражнений целесообразно проводить упражнения для развития речевого дыхания, которые дети могут выполнять сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается столько раз, сколько нужно для четкого его выполнения всеми детьми группы. При этом детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично — полным дыханием.

Дыхание — важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох — голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

Перечень упражнений по развитию речевого дыхания и описание их выполнения даны в Приложении 2.

Развитие мимической выразительности

Первичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, являясь специфическим компонентом коммуникации.

Упражнения по развитию мимической выразительности снимают напряжение в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятий.

Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста. Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет положительный эмоциональный настрой.

Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, мы всегда старались заканчивать упражнение на положительной ноте (потерялся — нашелся, поссорились — помирились, расстроился — улыбнулся).

Таким образом, цель занятия — сформировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбку), создавать внутренний эмоциональный положительный настрой. В конце проведения упражнений педагог предлагает улыбнуться друг другу.

Перечень упражнений для развития мимической выразительности и описание их выполнения даны в Приложении 3.

Формирование речевого голоса

Голос — важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Это значимо для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно — прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Основные свойства голоса — высота, сила, тембр. Эти свойства отрабатываются в игровых специальных заданиях и упражнениях.

В зависимости от возраста ребенка (старшая группа), совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях ("Скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь..."), либо с опорой на показ педагога. А позже — на специальном фольклорно-литературном материале.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса, или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что придает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

Развитие различных свойств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания. Педагогу не следует забывать также о том, что правильная осанка уже сама по себе создает необходимые условия для оформления звука.

Рекомендации по формированию речевого голоса даны в Приложении 4.

Воспитание интонационной выразительности

Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она не только содержательна, правильна, но и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация — это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать различные чувства. На письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация — это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий мелодику, темп, ритм, фразовое и логическое ударения, а также тембр и паузы.

Мелодика — повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что при дает речи разнообразные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т. п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляет ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Мелодика проявляется в повышении и понижении тона голоса. В сочетании ударениями и паузами она фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их, а также связывает последовательность фраз в развернутом высказывании. Мелодика в значительной мере выражает эмоциональное состояние говорящего и во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Темп — ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания и с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм речи — равномерное чередование ударных и безударных слогов (их долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

Фразовое и логическое ударения — это выделение паузами, повышением голоса, произнесение группы слов с большей напряженностью и долготой (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от:
- смысла высказывания и относительной весомости образующего его понятия;
- грамматического строения;
- положения слова во фразе или ее отдельной части;
- от различных психологических моментов.

Тембр речи — звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный - веселый, мрачный - светлый и т. д.).

Паузы расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего; в стихотворной речи — сообразно ее ритмическому строению. Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Итак, для того чтобы речь лилась свободно, легко и была разнообразной, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным голосом большого диапазона, поэтому все разделы I части занятия проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании.

Полноценная речевая деятельность невозможна без адекватного использования средств речевого этикета. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Поэтому во время занятий нужно обращать внимание детей не только на то, чтобы речь была понятной, но и на соблюдение правил общения, способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы; объяснять, что не следует перебивать говорящего, а если это необходимо, следует извиниться.

В процессе занятий формируются навыки и умения:

- внимательно слушать речь учителя, понимать его вопросы и точно отвечать на них;
- внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их;
- участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделиться, помочь, объяснить, сообщить);
- оценивать, насколько речевое поведение (свое и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе — как используются этикетные формулы.

Навыки культурного общения не могут воспитываться только на занятиях — они постоянно воспитываются в повседневной жизни.

Формирование творческого мышления
(На эту часть занятия отводится примерно 15 мин)

Существенным моментом всей системы предлагаемых занятий является направленность на совмещение развития культуры устной речи (так называемая лингвистическая часть) и творческого мышления (вторая часть занятия) с работой по формированию предпосылок полноценной учебной деятельности у детей пяти-шестилетнего возраста. Это важно, во-первых, потому, что в учебной деятельности осуществляется единство сознания, психики и деятельности в целом, а также потому, что учебная деятельность младшего школьника, сменив предшествующую ей форму игровой деятельности, становится ведущей в жизни шести-семилетнего ребенка.

Если часть детей, поступающих в школу, вопреки определенным педагогическим упущениям, многое в становлении учебной деятельности осваивает самостоятельно, то некоторые оказываются мало подготовленными к ней. Причиной этого может быть недостаточное развитие произвольности поведения и речи, умений адекватно условиям проявлять собственные творческие возможности.

Поскольку характерным для учебной деятельности является прямое соотнесение ее с общеучебными интеллектуальными умениями, то в ходе специальных занятий (в первой их части и особенно — во второй) отрабатываются три блока умений. Эти блоки соответствуют основным функциям учебной деятельности, а именно: мотивационно-ориентировочной, операционно-исполнительской и контрольно-оценочной.

Первый блок — умение четко, в полном объеме воспринимать учебный материал, т. е. полноценное восприятие и понимание учебного материала в соотнесении с заложенными в нем учебными задачами, целями.

Второй блок — умение продуктивно осуществлять различные виды классификаций и обобщений, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников: анализ, синтез, абстракция, обобщение.

Третий блок — умение осуществлять контрольные действия и самоконтроль. Особая роль самоконтроля проявляется в его связанности с развитием внимания.

При ориентации на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности (всех составляющих ее компонентов и функций) важно, чтобы общеучебные интеллектуальные умения формировались не отдельно, а в их сочетаемости.

Направленность специальных заданий на освоение всех трех блоков умений подводит детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы (различной сложности заданий) является вербализация умственных действий, как отдельных, так и всего комплекса, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности.

Формирование общеучебных интеллектуальных умений как одной из предпосылок полноценной учебной деятельности целесообразно осуществлять в определенной последовательности: от простых, известных детям учебных действий до выполнения сложных творческих заданий.

В нашей системе предусмотрена определенная последовательность реализации специальных заданий. На каждый раздел отводится примерно 5-6 занятий.

1. Работа с геометрическим материалом.

Учебный материал: набор геометрических форм, разных по цвету и величине.

В процессе работы с геометрическим материалом у детей формируются умения и навыки определять и находить различные по величине, форме и цвету геометрические фигуры, а также ориентироваться на листе бумаги. В ходе занятий отрабатывается адекватность называния каждой из используемых на занятиях геометрических фигур и четкость произнесения названия.

Различные задания с геометрическим материалом, используемые во II части занятия, формируют важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, зрительную память, находчивость, сообразительность. В ходе выполнения заданий вырабатывается устойчивость, развиваются конструктивные умения. Подбирая материал к занятиям, мы старались, чтобы он был не очень сложен для ребенка. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.

В процессе и по следам выполненных действий организуются устные, по возможности развернутые высказывания детей.

2. Работа по развитию умений и навыков осуществлять интеллектуальные операции установления последовательных взаимосвязей и упорядочивания различий (сериация).

Учебный материал: демонстрационные таблицы с геометрическими фигурами, силуэтами деревьев, изображениями живых существ, цифр, букв, различных знаков.

Сериация — одна из важнейших и вместе с тем наиболее простых мыслительных операций. Выполнение этих заданий осуществляется в определенной последовательности, в порядке усложнения. Методика проведения занятий на сериацию предусматривает гибкое сочетание индивидуальной и коллективной форм работы.

При предъявлении задания педагог просит детей подумать о последовательности выполнения учебных действий. Первый ребенок, решивший задачу, выходит к доске. Педагог просит его подробно рассказать о последовательности решения предложенного задания. По ходу ответа педагог помогает ребенку более четко сформулировать последовательность рассуждений, с тем чтобы алгоритм решения задания был понятен всем.

Зная детей, педагог без труда определяет причины возможных ошибок. Ошибка может быть результатом невнимательности, поспешности, а может быть и результатом недостаточной сформированности уровня мышления.

Задания на сериацию могут быть представлены специальными таблицами, нарисованными мелом на доске, или индивидуальными карточками для каждого ребенка.

3. Работа с геометрическим конструктором.

(Имеются в виду задания по конструированию различных фигур из треугольников и работа с танграмом.)

Учебный материал: конверты на каждого ребенка с восемью равнобедренными треугольниками; конверты с танграмом; таблицы с изображением фигур-силуэтов.

В процессе этих заданий дети учатся анализировать расположение фигур на таблице, составлять фигуру-силуэт, ориентируясь на образец, сравнивать различные фигуры, находить общее в них и различия.

По ходу работы с геометрическим конструктором у детей формируются наглядно-образное мышление, творческие способности, устойчивость и произвольность деятельности.

Успешность работы с геометрическим конструктором зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Дети должны знать не только название геометрических фигур, но и их свойства, отличительные признаки, владеть способами обследования формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещать их для получения новой фигуры. У детей должно быть развито умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы.

На первых занятиях по освоению работы с геометрическим конструктором проводится ряд упражнений, направленных на развитие у детей пространственных представлений, элементов геометрического воображения, на выработку практических умений в составлении новых фигур. Дети составляют новые фигуры по образцу, устному заданию, собственному замыслу. В тех случаях, когда дети выполняют задания по собственному замыслу, им предлагают сначала составить задание мысленно, а затем перейти к практическому его осуществлению.

Более сложные задания — составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо умение зрительно анализировать форму плоской фигуры и ее частей. Кроме этого, при воссоздании фигуры на плоскости очень важно умение мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансформации.

Детям предлагается по образцу составить из отдельных фрагментов аналогичную фигуру-силует (чайника, лисички, парохода, машины, самолета, вертолета и др.). Несмотря на кажущуюся легкость "копирования" способа пространственного расположения частей, дети допускают ошибки в составлении фигур Чтобы их предупредить, необходимо провести предварительный тщательный анализ пространственного расположения частей фигуры и лишь затем предложить составить ее. За анализом следуют упражнения в составлении фигур. Образец не убирается, дети могут вновь обращаться к нему в случае затруднения. (По мере накопления детьми опыта образец уже не используется.)

В процессе и по следам выполненных действий организуются развернутые высказывания детей.

4. Работа со спичками.

Учебный материал: коробочки со спичками без серы; демонстрационные таблицы, доска и мел.

Одним из видов работы геометрического характера, развивающих приемы самостоятельного поиска решения задач, смекалку детей, является работа со спичками.

Поскольку в ходе выполнения различных заданий со спичками происходит трансфигурация — преобразование одних фигур в другие, а не только меняется их количество, то ребенок включается в активную умственную деятельность творческого характера, требующую абстрактного мышления.

5. Работа с головоломками

Учебный материал: головоломки типа "Монгольская игра", "Колумбово яйцо", "Волшебный круг" и др.

В процессе работы с головоломками различной сложности у детей формируются образное мышление, комбинаторные способности, навыки практических и умственных действий креативного характера. Кроме того, у них развиваются и совершенствуются волевые качества и произвольность деятельности (настойчивость, целеустремленность, поиск нестандартного решения и т. п.).

Первая неделя посвящается выявлению уровня речевого развития детей (дыхание, голос, мимика, выразительная интонация, навыки общения и т. д.) и сформированности умений и навыков творческого (креативного мышления). Дополнительные данные об индивидуальных особенностях каждого ребенка педагог получает в процессе занятий.

Чтобы убедиться в эффективности обучения (достаточном уровне сформированности предпосылок к полноценной учебной деятельности), аналогичная проверка осуществляется на последних занятиях, в процессе которой педагог делает выводы об уровне сформированности у детей общешкольных интеллектуальных умений: планирования предстоящей учебной работы, выбора способов, средств ее осуществления; проверки результатов собственной работы с коррекцией допущенных в процессе работы ошибок. В ходе проверки фиксируется также уровень умений и навыков конструирования развернутого учебного высказывания. Кроме того, на последних занятиях выявляются возможности и умения оказывать помощь друг другу, проявлять доброжелательность, радоваться успехам товарища, контактность, коммуникабельность.


Страница 1 - 1 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру