Формирование социально-психологических предпосылок к обучению детей 6 - 7 лет

Программа

Данная программа обеспечена пособиями авторов:
"Хочу в школу" - система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи, издательство "Аркти", 1999 г.;
"Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи", издательство "Аркти", 2001 г.

Объяснительная записка

Психологические особенности детей, поступающих в школу

Решению вопросов подготовки детей к школьному обучению посвящены многочисленные труды психологов и методистов: А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, Н.Н. Поддъякова, А.М. Пышкало, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, и др. Важное значение в этих работах придается изучению исходного уровня подготовленности детей к школе, который оказывает существенное влияние на успешность всего последующего обучения. Как отмечают приведенные выше авторы, шестилетний ребенок знает и может многое. У шестилетнего ребенка в достаточной мере сформирована познавательная активность.

Возраст шести-семи лет является сензитивным не только к развитию познавательных процессов, но и развитию речи и речевой деятельности в целом. Именно в этот период развития у детей появляется чутье к языковым явлениям, своеобразные общие лингвистические способности. Развитие речи идет в двух основных направлениях: во-первых, интенсивно набирается словарный запас и усваивается морфологическая система языка, на котором говорят окружающие; во-вторых, речь обеспечивает перестройку познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, воображения, а также мышления). При этом рост словаря, развитие грамматического строя речи и познавательных процессов непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Индивидуальные вариации здесь весьма велики, несмотря на то, что у ребенка шести лет отмечается достаточное развитие всех средств языка для овладения анализом и синтезом звукового состава слова, требуются специальные занятия.

Хотя у детей шести лет появляется возможность произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности. Шестилетние дети, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но при этом их внимание быстро истощается.

Шестилетний ребенок практически уже может сознательно управлять своим поведением, подчинять свои действия ожиданиям окружающих его людей, добиваться достижения принятой цели, преодолевать трудности, но в то же время он легко отвлекается от своих намерений на любое привлекательное для него обстоятельство.

Развитие воли шестилетнего ребенка определено формированием у него мотивов поведения. Именно появление главных и второстепенных мотивов организует сознательное волевое поведение ребенка, когда он ставит перед собой задачу не поддаваться отвлека-ющему воздействию побуждений, связанных с менее значимыми мотивами. В развитии воли шестилетнего ребенка можно выделить три взаимосвязанные стороны: это, во-первых, развитие целенаправленности, во-вторых, установление отношений между целью действий и их мотивов и, в-третьих, усиление регулирующей роли речи.

Выполнение целенаправленных действий находится у шестилетнего ребенка в зависимости от многих обстоятельств: от трудности задания и длительности его выполнения, от успеха или неудачи при выполнении задания, от меры участия взрослого в организации самой цели. Очень большое задание действует подавляюще на психику ребенка, он пасует перед объемом деятельности и быстро сдает свои позиции. Расчленение задания на ряд последовательных этапов, напоминание о способах достижения цели по ходу выполнения задания не только помогают ребенку организовать свои действия, но и повышают общую целенаправленность действий, формируют умение выполнять их самостоятельно и последовательно.

Итак, важнейшим итогом психического развития в период дошкольного детства до шести лет - есть возможность осуществлять систематическое обучение в школе. Об этом свидетельствует, как это было показано выше, уровень сформулированности у них познавательных способностей, речевого развития, внимания, памяти, воображения, мотивации.

Вместе с тем шестилетний ребенок нуждается в целенаправленном обучении по формированию ряда качеств, необходимых для полноценного осуществления учебной деятельности. При этом особое значение придается формированию произвольной деятельности в целом и произвольности поведения в частности.

Таким образом, если мы хотим подготовить ребенка к полноценной учебной деятельности и сформировать творческую личность, то содержание обучения с необходимостью должно быть ориентировано на формирование у детей произвольности. При этом естественно учитывать, что становление произвольности должно быть сопряжено с обретением детьми внутренней свободы и собственной индивидуальности.

При разработке содержания занятий мы ставили целью формирование произвольности в качестве основной дидактической задачи. При этом мы опирались на положение Л.С. Выготского о том, что ведущая роль в социальной обусловленности воли отводится речевому общению ребенка со взрослым. Воля в генетическом плане проявляется как стадия овладения собственными процессами поведения. Л.С. Выготский подчеркивал, что "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образному понятию, к развитию воли".

Исходя из изложенных выше позиций нами было разработано содержание курса занятий, в процессе которых должна быть сформирована культура устной речи (дикция, дыхание, голос, интонация - лингвистическая часть занятия) и навыки творческого креативного мышления (II часть занятия). В процессе занятий решалась основная задача формирования произвольности поведения и деятельности в целом. Причем основной акцент, особенно во II части занятия, делался на формирование речемыслительной деятельности, т.е. развитие и совершенствование развернутого, связного учебного высказывания (типа доказательства, рассуждения), что в целом способствовало развитию рефлексии детей.

Эта программа разработана в соответствии с концепцией ЭКРУСКО в подборе учебного материала и исходя из преемственности одного предмета к другому (риторики, русскому языку и т.д.), избегая разнобоя в требованиях учителей, в соответствии с программами прогимназии ЭКРУСКО образование направлено в целом на реализацию единой концепции в методологическом аспекте.

Цели и задачи

Лингвистическая часть (I)

Развитие дикции
Артикуляционные упражнения для выработки четкой дикции проводятся одновременно с движениями сначала одной, затем двух рук, имитирующих движения челюсти, языка и губ.

Проведение артикуляционных упражнений принципиально отличается от общепринятых, что достигается соединением артикуляционных движений с движением руки. Сначала одной, потом и двух (биоэнергопластика).

Известно, что движение тела (руки и артикуляционного аппарата), если оно пластично, раскрепощено и свободно, помогает активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, а также развивает координацию движения и мелкую моторику.

На первом занятии проводятся 2 - 3 артикуляционных упражнения. Демонстрируя их, педагог сочетает артикуляционные упражнения с движением одной руки. В процессе выполнения детьми артикуляционных упражнений педагог привлекает их внимание к одновременности выполнения артикуляционных движений с движением руки. Затем, на 3 - 4-м занятии, к артикуляционным движениям подключается вторая рука, и так продолжается до конца года. При этом особое внимание детей обращается на необходимость четкого выполнения каждого движения. Это очень важно, небрежность не допустима. Если у ребенка в силу каких-либо причин не получается упражнение, то оно отрабатывается индивидуально перед зеркалом.

Развитие речевого дыхания
Упражнения для развития речевого дыхания можно проводить сидя и стоя. Отрабатывается каждое упражнение столько, сколько нужно для четкого выполнения упражнения всеми детьми.

Детям обязательно объясняется, зачем нужно научиться дышать гармонично - полным дыханием.

Дыхание - важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Начальной фазой дыхания является выдох: чтобы получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.

Дыхательная пауза, следующая за выдохом, являясь переходной фазой, характеризуется завершением выдоха и ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его работоспособность. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, больший объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхания". "Перебор дыхания" ведет за собой резкий выдох, голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Также нужно избегать больших задержек дыхания.

Развитие мимической выразительности
Первичным в онтогенезе является язык эмоций. С развитием речи ведущую роль в передаче информации начинают играть слова, однако язык эмоций сохраняется, составляя специфический компонент коммуникации.

Упражнения по развитию мимической выразительности снимают напряжения в речедвигательном аппарате, развивают речевую эмоциональность детей, способствуют развитию и совершенствованию основных психологических процессов: внимания, памяти, способности к переключению; воспитывают волевую саморегуляцию, создают благоприятный фон для занятия.

Устное общение является основополагающей деятельностью в любой жизненной ситуации человека.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это понять? Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая, понимая мимику и жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе общения, а совокупность жестов - важная составляющая такой связи.

Задания, в которых дети должны уметь выразить мимикой и жестом различные оттенки эмоциональных состояний, вводятся педагогом по мере овладения детьми умениями и навыками мимической выразительности от простого к сложному.

В процессе реализации всех типов заданий педагог активизирует инициативу детей на создание ими тех или иных ситуаций как по сюжетам известных им сказок, так и жизненных ситуаций.

Упражнения по развитию мимической выразительности начинаются с элементарных заданий, так как не все дети могут произвольно использовать мимику. Затем постепенно, по мере овладения контролем за мимическими мышцами, дети могут показать различные эмоции посредством мимики и жеста.

Во время упражнений педагог не делает резких замечаний, сохраняет эмоциональный настрой.

Какие бы эмоции человека ни выражались посредством мимики, всегда мы старались заканчивать на положительной ноте. (Потерялся-нашелся, поссорились-помирились, расстроился-улыбнулся). Таким образом, цель занятия - сформировать у детей умения и навыки через внешнюю технику (например, улыбка) создавать внутренний эмоциональный настрой.

Формирование речевого голоса
Голос - важная черта человеческого облика, которая либо способствует активному общению, либо затрудняет его. Эти обстоятельства значимы для каждого человека в любой ситуации. Голос, как и взгляд, наиболее непосредственно, а именно прямо и мгновенно, передает эмоциональное состояние человека, его отношение к окружающим. Чистый, звонкий, сильный, достаточно подвижный голос имеет для устной речи такое же значение, как и правильное произношение звуков в словах, грамматически верное построение предложений.

Голос дает возможность передавать информацию на значительное расстояние, обеспечивая нормальную коммуникативную деятельность. Хорошо владея и управляя им, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее, точнее выразить свою мысль, свое отношение к окружающим событиям.

Основные свойства голоса - высота, сила, тембр. Эти свойства голоса отрабатываются в игровых специальных заданиях и упражнениях.

В зависимости от возраста ребенка (подготовительная группа или 1-й класс), совершенствование свойств голоса происходит либо в игровых ситуациях (скажи, как говорит зайчик, лисичка, медведь), либо с опорой на показ педагога. А позже на специальном фольклорно-литературном материале.

Педагогу не нужно забывать о том, что правильная осанка сама по себе создает верные условия для оформления звука.

Высота голоса характеризуется повышением и понижением тона. Смена высоты тона в процессе говорения обеспечивает интонационную выразительность речи, делает ее певучей, мягкой, мелодичной.

Сила голоса обеспечивает произнесение звуков, слов, фраз с различной громкостью. Однако сила речевого голоса не только физическое свойство, но и важный элемент мелодико-интонационного оформления устной речи.

Тембр голоса или качественная его окраска (звонкий, глухой, тусклый, гнусавый и пр.), обеспечивается за счет присоединения к основному тону издаваемого звука добавочных тонов (обертонов), что предает речи каждого человека индивидуальное звучание.

Эти свойства голоса вместе с интонацией определяют характер звукового оформления речи.

Развитие разных качеств речевого голоса следует рассматривать в координации с развитием речевого слуха, артикуляции, речевого дыхания, так как они обеспечивают возможность овладения чистым, гибким, звонким голосом, умение правильно пользоваться им в процессе высказывания.

Воспитание интонационной выразительности
Правильность, чистота и красота речи тесно связаны с ее мелодикой (просодикой), интонацией. Звучащая устная речь легко воспринимается, если она содержательна, правильна и интонационно выразительна. Роль интонации в речи огромна. Она усиливает само значение слов и выражает иногда больше, чем слова.

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Над элементами интонации нужно начинать работать с первых занятий (тембр, темп, мелодика речи, логическое ударение, ритм, пауза).

Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств речи, включающий:
Мелодику - повышение и понижение голоса при произношении фразы, что придает речи размеренные оттенки (певучесть, мягкость, нежность и т.п.) и позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи и оформляют ее гласные звуки, изменяясь по высоте и силе.

Мелодика проявляется повышением и понижением тона голоса. В сочетании с ударениями и паузами мелодика фонетически оформляет смысловые отношения между частями фразы и объединяет их в выражении связной мысли или последовательности мыслей.

Мелодика различает повествовательное и вопросительное значение фраз, в значительной мере является выразителем эмоционального состояния говорящего. Она во многих случаях служит средством образной выразительности речи.

Формально мелодика речи создается повышением и понижением голоса, паузами, силой, темпо-ритмом.

Темп - ускорение и замедление речи в зависимости от содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.

Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т.е. следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса).

Фразовое и логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания и относительного веса образующего его понятие; от грамматического строения, положения слова во фразе или ее отдельной части; от различных психологических моментов.

Тембр речи - звуковая окраска, отражающая экспрессивно-эмоциональные оттенки (грустный, веселый, мрачный тембр и т.д.).

Паузы - расчленяют речь на соотносимые отрезки сообразно смыслу и грамматическим связям между словами, а также под влиянием различных психологических моментов и психологических состояний говорящего: в стихотворной речи - также и сообразно ее ритмическому строению.

Различаются паузы логические, которые расчленяют речь в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами; паузы психологические, мотивированные переживаниями говорящего; паузы физиологические, вызванные его физическим состоянием; паузы цезурные и ритмические.

Для того чтобы речь лилась свободно, легко и разнообразно, необходимо владеть правильным, полным дыханием и хорошо отработанным, гибким, звучным, большим по диапазону голосом. Итак, все разделы I части занятия проходят в комплексе, в тесной связи, взаиморазвитии и взаимосовершенствовании. Полноценная речевая деятельность невозможна без адекватного использования средств речевого этикета. Только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму.

Поэтому во время занятий нужно обращать внимание детей на то, чтобы речь была не только понятной, но и соблюдать правила общения с человеком, способы приветствия и прощания, выражения благодарности, извинения, просьбы, не перебивать говорящего, а если это необходимо - извиниться.

В процессе занятий формируются навыки и умения внимательно слушать речь учителя, понимать его вопросы и точно отвечать на них. Внимательно слушать ответы товарищей, оценивать их. Участвовать в коллективном решении учебных и речевых задач (поделиться, помочь, объяснить, сообщить). Оценивать, насколько речевое поведение (свое и товарищей) соответствует ситуации общения, в том числе как используются этикетные формулы.

Культурное общение не может воспитываться только на занятиях, они постоянно воспитываются в повседневной жизни.

Формирование творческого мышления. (II часть)
Существенным моментом всей системы предлагаемой программы является направленность на совмещение развития культуры устной речи - лингвистическая часть - и творческого мышления - вторая часть занятия - с работой по формированию предпосылок полноценной учебной деятельности у детей шестилетнего возраста. Это важно, во-первых, потому, что в учебной деятельности осуществляется единство сознания, психики и деятельности в целом, а также потому, что учебная деятельность младшего школьника, сменив предшествующую ей форму игровой деятельности, становится ведущей в жизни шести-семилетнего ребенка.

И если часть детей, поступающих в школу, вопреки определенным педагогическим упущениям многое в становлении учебной деятельности осваивают самостоятельно, то часть детей оказывается мало подготовленными к учебной деятельности. Причинами этого может быть недостаточное развитие произвольности поведения и умений адекватно условиям проявлять собственные творческие возможности.

Поскольку характерным для учебной деятельности является прямое соотнесение ее с общеучебными интеллектуальными умениями, то в ходе специальных занятий (как в первой части занятий, так и особенно во второй) отрабатываются три блока умений.

Эти блоки соответствуют основным функциям учебной деятельности, а именно: мотивационно-ориентировочной; операционно-исполнительской и контрольно-оценочной.

Первый блок - умение отражения, восприятие учебного материала (слушание, наблюдение, чтение), т.е. умения, обеспечивающие понимание материала в соотнесении с заложенными в нем учебными задачами, целями.

Второй блок - умение классификации и обобщения, которые по своим психологическим механизмам находятся в прямом соотнесении с основными процессами мыслительной деятельности школьников - анализ, синтез, абстракция, обобщения.

Третий блок - умение самоконтроля. Особая роль самоконтроля проявляется в его связанности с развитием внимания.

При ориентации на формирование предпосылок к полноценной учебной деятельности (всех составляющих ее компонентов и функций) важно, чтобы общеучебные интеллектуальные умения формировались не отдельно, а в их сочетаемости.

Направленность специальных заданий на освоение всех трех блоков умений подводят детей к овладению такими важными комплексными навыками, как планирование предстоящей работы, выбор способов, средств ее осуществления, проверка результатов. А поскольку итогом выполнения детьми учебной работы (различной сложности заданий) является верболизация умственных действий, как отдельных, так и всего комплекса, то в процессе ее осуществляется и формирование речемыслительной деятельности.

Формирование общеучебных интеллектуальных умений как одной из предпосылок полноценной учебной деятельности целесообразно осуществлять в определенной последовательности. От простых, известных детям учебных действий до выполнения сложных творческих заданий.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру