Дети, как дети... и «малые жанры» традиционного детского фольклора

Дети, как взрослые
Концепция ребенка, как "маленького", неразвитого взрослого прочно укоренилась и сохранялась в европейской культуре на протяжении столетий. Русское искусство, с XVIII-го века охваченное стремлением подражания европейским образцам, запечатлело отражение этого взгляда в детских портретах кисти Ивана Вишнякова и других художников. Одежда, поза, жесты, даже выражение лиц этих "маленьких взрослых" – все соответствует утвердившимся канонам о том, каким должен быть ребенок.

В русском искусстве конца XIX века появляется "предчувствие" понимания самобытности и глубины мира детства. И только в науке XX века происходит "открытие ребенка", попытка понять, принять его и повести его за собой таким, какой он есть.

Однако по-прежнему одной из актуальных проблем воспитания является настойчивое стремление взрослых как можно скорее подчинить ребенка соответствию взрослым образцам поведения, связанное, в первую очередь, с непониманием самобытности и отличия мира ребенка от мира взрослого. В православных семьях и детских садах эта проблема особенно злободневна. К сожалению, зачастую задачи нравственного воспитания и духовного возрастания ребенка сводятся к вопросам поведения и внешнего облика.

Евангельское оправдание детства
Евангельскому взгляду на сущность ребенка чуждо представление о нем, как о существе неполноценном по сравнению со взрослыми. Напротив, это взрослых Спаситель призывает обратиться и быть, как дети [Мк. 10, 15]. Замечательный русский врач, мыслитель и педагог Николай Иванович Пирогов в статье "Быть и казаться" пишет о необходимости проникнуть в тот особый мир, в котором живут дети, чтобы понять глубокий смысл слов Спасителя: "Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царство Небесное".

Об ошибках воспитания, вытекающих из взгляда на тождественность мира ребенка миру взрослых, много писал протоиерей, профессор Василий Васильевич Зеньковский: "...нам всегда кажется, что мы хорошо понимаем детскую душу, что от нас не закрыто ни одно движение в ней... Как часто и горько мы обманываемся в этом, и как много от этого страдают наши дети!"

Когда взрослому кажется, что дети, в силу своей "неразвитости", не способны самостоятельно регулировать отношения внутри своего коллектива, он решительно берет эту функцию в свои руки, замыкая на себе разрешение обид и конфликтов, неизбежно возникающих между детьми. Но далеко не всегда дети, оказавшиеся под "колпаком" напряженного внимания взрослого, способны выстроить действительно совестливые взаимоотношения друг с другом. В такой, "окультуренной" взрослым детской среде, как правило, пышным цветом расцветают ябедничество, лицемерие, малодушие и инфантилизм. Так проявляют себя прямые следствия стремления взрослого, по выражению Софьи Сергеевны Куломзиной, "вести на поводке волю ребенка", следствия самоуверенного и авторитарного вторжения взрослого в детское сообщество.

Дети, как дети
Между тем, детское сообщество, согласно современным историко-культурным исследованиям, является наипервейшим и наидревнейшим институтом социализации ребенка. В традиционной культуре самостоятельность и умение достойно принимать и держать "удар" заслуженно или незаслуженно полученный от сверстников, высоко ценились, и до сих пор ценятся в детском и подростковом сообществе. Традиционная детская субкультура располагает богатейшим арсеналом средств для саморегуляции отношений в коллективе и коррекции недостойного поведения.

Этому, в частности, служат так называемые "малые жанры" детского фольклора. К некоторым из них (пословицам, поговоркам, песенкам, потешкам, пестушкам, считалкам) взрослые относятся безусловно одобрительно, к некоторым (например, к дразнилкам) – с подозрением.

В течение ряда лет в московском Семейном клубе "Рождество" создавалась программа занятий с детьми и родителями, основанная на воспитательных возможностях традиционной культуры. Программа получила название "Введение в традицию". Народные пестушки и потешки, подвижные игры, сказки, различные виды рукоделия являются составной частью программы. Они дополняют основное тематическое содержание цикла занятий, которое преподносится в контексте бесед, экскурсий и праздников.

"Малые жанры" детского фольклора и их роль в регуляции отношений в игровом сообществе
Фольклорная традиция, вобравшая в себя социальный и интеллектуальный опыт многих детских поколений, предоставляет ребенку-дошкольнику или младшему школьнику готовые способы решения жизненных проблем в детском сообществе. "Малые жанры" фольклора традиционно выполняли функцию регуляции игровой и коммуникативной деятельности. Культурно оформленным средством организации игровых отношений являются считалки (например: "Катилась торба с великого горба. В этой торбе – хлеб, соль, вода, пшеница. Кто с кем хочет делиться?") и жеребьевки (типа: "Матки, матки, чьи заплатки – травка или булавка?"), с их помощью устранялись нежелательные конфликты по поводу деления на команды и распределения ролей.

Детские недостатки и проступки высмеивают дразнилки, благодаря которым детское сообщество осуществляет функцию воспитания: тренируется эмоциональная устойчивость, самообладание, умение отстаивать себя при нападках сверстников в адекватной форме словесной самозащиты (например, ответить дразнилкой-отговоркой, а не ударить обидчика). Дразнилка действует безотказно на жадину, плаксу, ябеду, хвастуна – значительно более действенно, чем нотации взрослого. Свои психологические и воспитательные функции у поддевок, мирилок… Причем, осуществляются эти функции без вмешательства взрослых, готовых наказать нарушителя дисциплины и правил поведения.

"Летопись души" и роль взрослого в формировании социальных навыков и этических представлений детей
Чуткий и мудрый педагог С.С. Куломзина в своей книге "Наша Церковь и наши дети" пишет о том, что особое, вызывающее беспокойство и нарекания со стороны взрослых, поведение ребенка, то поведение, которое сегодня часто называют "отклоняющимся", все-таки не повод для немедленного применения педагогических санкций. Ведь чаще всего это не просто поведенческий сбой, но "летопись" детской души, в которой все разворачивается во времени. Задача педагога – не обуздать немедленно "порочную" волю ребенка, но, не оставляя ребенка без внимания и молитвенного участия, дать развернуться его личной судьбе, водимой Промыслом Божиим.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру