“О воспитании души, как главной части человека”

Ян Амос Коменский (1592 – 1670)

Считается основателем методики воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Его сочинение "Материнская школа" – первое в истории педагогики систематическое описание целей, задач, содержания, методов и организации дошкольного образования и воспитания. Материнская школа в понимании Коменского – это семья, где протекает вся жизнь ребенка от рождения до шести лет включительно.

Коменский считал, что в первые годы можно заложить в детях начала всех добродетелей и благочестия. Очень важно, "чтобы ребенок в самые нежные годы своей жизни был хорошо воспитан и приобрел добрые привычки" (1, 16), ибо "молодое деревце легче, нежели старое, уже окрепшее дерево, может быть направлено в ту или другую сторону". (1, 42)

По мнению Я.А. Коменского можно с первых же лет заложить в детях семена многих добродетелей:
1. умеренности;
2. чистоты и опрятности в еде, питье и одежде;
3. уважения и почитания старших;
4. послушания;
5. правдивости;
6. справедливости (содержание этой добродетели для маленького ребенка
Я.А. Коменский формулирует так: дети не должны брать чужие вещи, воровать, что-то укрывать, делать другим назло);
7. любви и благотворительности (нужно приучать детей охотно  делиться, не быть жадными, завистливыми, недоброжелательными);
8. терпения;
9. трудолюбия (надо стараться, чтобы дети не привыкали к праздности – источнику всех дурных мыслей и злых дел);
10. молчания (дети должны научиться не только говорить, но и молчать, когда это нужно, например, когда говорят старшие);
11. услужливости старшим;
12. вежливости;
13. скромности.

Главнейшей и величайшей заботой родителей, по мнению Коменского, должно стать "воспитание души, или духа, как главной части человека" (1,12), то есть наставление детей в благочестии. "Родители преимущественно перед всем прочим должны заботиться о том, чтобы воспитать детей в истинном, искреннем, внутреннем благочестии, без которого все искусства, науки и добрые обычаи скорее вредны, нежели полезны…" (1,52)

Самая важная задача родителей и воспитателей маленьких детей состоит в том, "чтобы привести своих детей ко всему доброму и, напротив, удалить от них все злое". А для этого сами родители должны жить свято и благочестиво и побуждать к тому же всех окружающих.

Говоря о методах духовно-нравственного воспитания маленьких детей, Я.А. Коменский выделяет в первую очередь:
– постоянный образец добродетелей и благонравия;
– своевременное и осторожное наставление;
– умеренную дисциплину. (1,43)

Главное в деле развития добродетелей и воспитания благочестия – оградить детей от влияния всего дурного: не давать им слышать и видеть что-либо дурное и постыдное. Ибо "что впервые будет внушено детям – будет это добро или зло, – крепко внедрится в них, и последующие впечатления нелегко могут изгладить прежние, уже укоренившиеся". (1,57)

Предлагаемая Я.А. Коменским методика нравственного и духовного воспитания маленьких детей основывается на глубоком знании христианской антропологии и понимании возрастных особенностей развития дошкольников. "Добрые примеры, – по мнению Я.А. Коменского, – крайне необходимы детям, потому что Бог одарил детей большими подражательными способностями и такою жаждою делать все, что делают окружающие, что, если даже ребенку не велят делать того или другого, он может все-таки научиться тому, что он только видит и слышит, как будто изучил все это на опыте. Поэтому нужно крайне внимательно наблюдать за тем, чтобы в доме, где есть дети, никогда не нарушались вышеназванные добродетели, но чтобы все были умеренны, услужливы по отношению друг к другу, послушны и правдивы. Если это будет твердо и постоянно соблюдаться, то, наверное, не понадобится ни много слов, чтобы наставлять детей, ни наказаний, чтобы принуждать их. Но, если взрослые и сами часто выходят из границ, то что же удивительного, если молодые люди повторяют то, что они видят, особенно если принять в соображение, что наша природа извращена и сама по себе более тяготеет к злу, чем к добру". (1,43)

Деятельное наставление детей в благочестии нужно начинать, по мнению Я.А. Коменского, со второго года жизни ребенка. Сначала дети учатся спокойно сидеть, когда молятся их родители, потом постепенно, начиная с коротеньких молитв, учатся молиться сами.

Я.А. Коменский советует говорить с детьми о Боге при всяком удобном случае, можно иногда указывать ребенку на небо и давать понять, что там обитает Господь Бог, Который сотворил все, что нас окружает, Который посылает нам пищу и питие, одежду и все вообще, что поэтому во время молитвы мы обращаем взоры к Нему на Небо.

Я.А. Коменский приводит одну из первых молитв, которой можно научить ребенка: "Господи Боже, наставь меня, чтобы я боялся Тебя, слушался папу и маму и угождал Тебе. Пошли мне Духа Твоего Святого, чтобы Он поучал меня и просвещал, ради Иисуса Христа. Аминь".

Учась обращаться к Богу в молитве и постоянно слыша, что взрослые памятуют о Боге, заводя разговор о Нем при всяком удобном случае, ребенок будет учиться сильнее почитать Господа и любить Его.

Чешский педагог приводит примеры понятных детям напоминаний о Боге и Божией заботе обо всем мире. Чтобы эти приближенные к детскому пониманию примеры не показались читателю слишком "ребячливыми", Я.А. Коменский поясняет: "С детьми нельзя иначе обращаться, как по-детски. В здешней жизни и Бог с нами, уже возмужавшими поступает так же, Он говорит и обращается с нами, как с детьми, ибо мы в божественных небесных вещах суть дети и не можем понимать того, что Он Сам или святые ангелы. Если Бог снисходит к нашей слабости, почему же нам не приспособляться к нашим детям?" (1,55)

1. Коменский Я.А. Материнская школа: Репринт /Пер. с нем. М.Н Воскресенской.- СПб.: Типография училища глухонемых, 1892.- 64 с.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру