Возраст сказки

Исключительно важную роль в речевом и личностном развитии ребенка играет детская литература. В русской и мировой литературе есть огромное количество прекрасных сказок и стихов для маленьких детей: народные сказки, сказки К. Чуковского, А.С. Пушкина, Ш. Перро, братьев Гримм и много-много других гениальных творений, составляющих золотой фонд литературы. Они позволяют приобщиться к мировой культуре, помогают в осмыслении себя и окружающего мира. Эти произведения являются сокровищницей не только речи и языка, но и переживаний, смыслов, человеческого опыта, представлений и ценностей. Все это могут и должны "взять", т.е. присвоить и освоить наши дети. Тем более для этого сегодня есть все условия. Полки книжных магазинов буквально ломятся от самых разных и красочно изданных книг для детей. То, что 20 - 30 лет назад родители с большим трудом доставали для своих детей, сейчас легко можно купить в ближайшем магазине. И, несмотря на это, наши дети стали меньше читать.

Педагогов и родителей уже давно беспокоит эта проблема. Дети, даже хорошо владеющие грамотой, не любят и не хотят читать книжки. Они предпочитают видеофильмы, телевизор или компьютер. Экранная культура все больше вытесняет книгу и этот процесс кажется необратимым. Во многом эту тенденцию формируют и поддерживают родители. Сегодня это так просто – включить кассету, или нажать кнопку телевизора, и малыш долго, с интересом смотрит на экран, не причиняя никакого беспокойства и получая новую информацию. С книжками все гораздо сложнее. Здесь нужно тратить много времени, голоса, энергии, да к тому же это так скучно – по многу раз читать хорошо знакомые сказки и истории. И казалось бы – какая разница? Ведь во многих мультфильмах дети знакомятся примерно с теми же сюжетами и персонажами, только в более современном, "подвижном" и привлекательном варианте.

Но "разница" огромная. Читая книгу, вернее слушая литературный текст, дошкольник должен представлять происходящие события, включаться в них, связывать разные фрагменты произведения. Это требует работы мысли, сосредоточенности и воображения, а значит развивает все эти замечательные способности. А на экране все это дается в готовом виде – ничего не нужно представлять и домысливать. Нужно просто смотреть и воспринимать уже готовый видеоряд. К тому же сами фильмы и передачи для детей часто не рассчитаны на детское восприятие дошкольников. Например, такие детские сериалы как "Ну погоди!", "Чип и Дейл" и многие другие, которые постоянно смотрят (и любят!) наши дети переполнены стереотипными и малопонятными эпизодами, которые со страшной скоростью сменяют друг друга – бесконечные погони, драки, превращения, переодевания – здесь даже взрослому трудно поймать логику событий. Такое мелькание смонтированных фрагментов видеоряда не дает возможности ребенку уследить за действием и за сюжетом. Речь персонажей скудна, ограничена восклицаниями, имитацией шума, предложения фрагментарны и лишены связи. Часто, просидев больше часа перед телевизором, ребенок не может сказать, про что был фильм, с чего все началось и чем кончилось. Очевидно, что дошкольники не понимают, что они смотрят, и конечно же такие фильмы не побуждают собственную фантазию ребенка и его творческие способности.

Маленький ребенок быстро привыкает к потреблению бессмысленной зрительной стимуляции. Он буквально прилипает к экрану, и не потому, что ему нравится передача (он просто не может понять и оценить ее содержание и художественные достоинства), а потому что наблюдение за бессмысленным мельканием пятен заполняет жизненное пространство малыша и "отключает" от реальных практических занятий. Таким образом тормозится его собственная инициатива и активность, столь необходимые для становления личности ребенка.

Конечно же полностью исключить телевизор и мультики из жизни дошкольников в наше время невозможно, да и не нужно. Но вводить ребенка в визуальную культуру нужно с умом и с осторожностью. Ни в коем случае нельзя оставлять малыша один на один с экраном, на котором разворачиваются непонятные и недоступные для него события. Родители должны внимательно выбирать первые мультики для своего ребенка. В этих фильмах все должно быть понятно – персонажи по возможности должны быть реалистичны и узнаваемы, их речь четкой и членораздельной, события должны происходить медленно и последовательно. Хорошо, если волшебное в них переплетается с реальным, если ребенок может увидеть и узнать в них эпизоды своей собственной жизни – прогулки, умывание, одевание, игру детей, их отношения, и пр. К сожалению, таким фильмов, созданных специально для дошкольников и рассчитанных на детское восприятие чрезвычайно мало. К ним относятся прежде всего старые советские мультики, сделанные на основе детской литературной классики – "Мойдодыр", "Сказки Пушкина", "Праздник новогодней елки" и др. И конечно же лучше, чтобы ребенок предварительно познакомился с текстом этого произведения. Но здесь мы опять возвращаемся к вопросу о детской литературе.

Дошкольный возраст – это возраст сказки. Сказка будит воображение ребенка, дает образцы прекрасного и безобразного, доброго и злого. Через сказки дети начинают сочувствовать и сопереживать вымышленным героям, которые становятся знакомыми и близкими. Поэтому маленьким детям обязательно нужно читать сказки – как можно больше. Но выбор самой сказки и конкретной книжки зависят от возраста ребенка.

Первые книжки обязательно должны быть с картинками – желательно с большими, реалистичными и красивыми. Дети обожают рассматривать картинки, выискивают в них мельчайшие подробности, до бесконечности возвращаются к разглядыванию одних и тех же изображений. Картинки помогают малышу лучше представить содержание текста и понять его. Кроме того они (в отличие от мультиков) позволяют "остановить мгновенье", еще и еще раз вернуться к любимому персонажу и самостоятельно вспомнить, и узнать "про что было в книжке". Так что картинка в детской книжке – это не просто иллюстрация, это своего рода средство проживания и присвоения текста.

Большое значение для понимания сказки имеют повторы, которые порой утомляют взрослых, но очень важны для детей. Узнавание знакомых фраз, текстов, событий дают детям чувство своей осведомленности и устойчивости окружающего, помогают не только запоминанию, но и проживанию, присвоению. Надо сказать, что повторы тех или иных текстов и событий содержатся почти во всех сказках. Самые первые классические детские сказки (Колобок, Репка, Теремок) построены на повторении одних и тех же фрагментов. Вспомним знаменитую песенку Колобка, которая повторяется 5 раз или бесконечные вопросы и ответы "Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет" - "Я, мышка-норушка, я, лягушка-квакушка…" и т.п. В более сложных народных сказках главный герой совершает как минимум три попытки, чтобы достигнуть своей цели, либо же три сестры или три брата похожим образом испытывают свое счастье. Все эти повторы не только создают поэтику народных сказок, но и помогают проникнуть в их художественный смысл.

Несколько позже (в 4 - 5 лет) в жизнь дошкольника входят авторские сказки – Перро, Андерсена, братьев Гримм, Заходера и пр. При выборе конкретных книжек этих авторов важно обращать внимание не только на картинки, но и на качество текста (т.е. перевода). Дело в том, что многие известные детские сказки изложены совсем не детским языком. Они изобилуют причастными и деепричастными оборотами, взрослыми словами, слишком сложными синтаксическими конструкциями. Все это затрудняет понимание, а значит делает чтение скучным. Приходится по ходу чтения разъяснять непонятные слова или упрощать слишком взрослый текст. Во всех случаях сказки нужно читать медленно, хорошо артикулируя слова и максимально выразительно. И, конечно же каждую сказку нужно читать не один, а несколько раз, пока ребенок не усвоит ее полностью. От многократного повторения сказка вовсе не надоедает дошкольнику, напротив, она становится все более любимой и своей. Ребенок снова и снова проживает и переживает уже знакомые события и не перестает волноваться за судьбу главных героев, бояться злодеев и радоваться счастливому концу. Время от времени можно возвращаться к уже прочитанному – это доставит ребенку особое удовольствие.

Очень полезно проигрывать знакомые сказки. Например, с малышом можно играть в колобок, репку, теремок. Девочка постарше с удовольствием может стать Золушкой, Василисой Прекрасной или Спящей красавицей, а мальчик – Иванушкой, Принцем или Богатырем. Такие игры помогают усвоить культурный смысл, заложенный в сказках, почувствовать себя героем, утвердить и лучше осознать свое Я". Известно, что дошкольники, находящиеся под впечатлением какой-нибудь книжки, долгое время воображают себя ее главным героем – требуют, чтобы его называли новым именем, сами говорят его словами и стараются во всем походить на него. В этом опять же можно видеть способ проживания и присвоения сказки, и в то же время способ формирования самосознания. Итак, в сказках главное – их понимание их смысла, проникновение в их содержание.

Совсем по-другому воспринимаются стихи. Детям обязательно нужно читать стихи, при чем как можно раньше. В детских стихах главное художественная форма - красота звучания, игра рифмованных слов, музыкальность ритмического текста буквально завораживают ребенка. Дети очень чувствительны к ритму и рифме. Они ужасно радуются, когда знакомые или не очень знакомые слова складываются в рифмованные строчки. И, конечно же особое удовольствие они получают от чтения стихов. Одно дело сказать, что летом тепло и сухо, и совсем другое "Лето красное пришло, стало сухо и тепло" - это хочется повторять, под это хочется прыгать и скакать. Гениальные детские стихи Барто, Маршака, Чуковского и конечно же сказки Пушкина специально созданы для детей. Они настолько ясные, звонкие и складные, что их хочется постоянно повторять и заучивать наизусть (впрочем они сами заучиваются и не забываются потом всю жизнь). И хотя эти стихи были созданы очень давно, и на них выросло не одно поколение детей, они совсем не устарели и ничего лучшего в наши дни, кажется, никто не придумал.

Сами дошкольники обожают придумывать странные, порой бессмысленные, но рифмованные звукосочетания, типа: "Бобик-бобик-барабобик", или "Пула-мула-каракула". Повторение такой "абракодабры" приносит им явное довольствие. Иногда совершенно непонятное или по-своему понятое слово может создать в фантазии ребенка удивительные по силе и глубине поэтические образы. Интересно воспоминание о своеобразии детских впечатлений известного поэта и литературоведа О.Н. Михайлова. "Больше всего просторы для моего воображения давали не понятные, а "странные" фразы и четверостишья. То были случаи искаженного восприятия поэтического текста. Слышал ли я русскую песню "Вот мчится тройка удалая…", она оставляла меня равнодушным до той однако строки, какую нерозборчивой скороговоркой выпевал мой отец:
И колокольчик, дар Валдая
Звенит уныло под дугой
Сколько странных, необъяснимых ощущений вызывала эта воспринимаемая мною как в игре "испорченный телефон" строка! До головокружения всматривался, вслушивался я в нее, а понять не мог. И как же я был разочарован, почувствовал себя просто обкраденным, когда отец однажды объяснил мне, что-де есть такое место Валдай, где изготовляют ямские колокольчики, и никакого такого "дарвалдая" нет и быть не может. Тайна исчезла, а вместе с ней хоть на вершок съежился, уменьшился мой детский мир, мои владения". Несмотря на парадоксальность этого примера, с ним невозможно не согласиться. Сходные мысли мы находим в воспоминаниях Марины Цветаевой: "Когда мать не спрашивала – я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятными".

Такие яркие фантазии, возникающие на основе не слишком понятных поэтических слов свойственны не только особо одаренным детям, то и всем дошкольникам. Как же важно бережно хранить и лелеять первые детские фантазии! По мнению замечательного детского поэта В. Левина, стремительное речевое развитие дошкольников, так поражающее взрослых своей творческой направленностью, зачастую оказывается лишь коротким всплеском в общей картине взросления малыша. Уже к младшему школьному возрасту многие дети утрачивают интерес к поэтическому слову и к поэзии и ограничиваются заимствованными из речи взрослых речевыми штампами.

Чаще всего разрушают поэтичность детских образов объяснения и разъяснения взрослых. Как правильно считал Корней Чуковский, при чтении стихов ребенку совершенно не обязательно объяснять все, что на наш взгляд кажется малышу непонятным. Ребенок понимает все по-своему. Даже если он при этом ошибается, его впечатления настолько ярки и образны, что нет необходимости их "приземлять". Отвечать следует лишь на те вопросы, которые малыш задает сам. Область поэтического восприятия мира, в которой слово играет решающую роль, ни в коем случае не нуждается в ранней детализации и конкретизации. Свежесть, образность и поэтичность восприятия мира – счастливый и увы недолговечный дар детства, который большинство взрослых (кроме некоторых выдающихся поэтов и художников) утрачивают навсегда. Стоит ли торопиться и помогать ребенку скорее избавиться от его детских фантазий?


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру