Отношение святых к детям

Было время, когда малышей пытались воспитывать "по Споку". Девизом такого воспитания было – не баловать ребенка с колыбели. Иначе он никогда не станет по-настоящему самостоятельным. Не брать его на руки, не носить по комнате – даже не реагировать на крики – это были строгие правила, которые необходимо было выполнять. Сами родители рассказывают о том, как тяжело им было выходить из комнаты, когда малыш кричал "просто так", но они стойко закрывали за собой дверь. Подобного же стиля отношений придерживались и с подрастающим ребенком. И что же? Эти же родители с горечью признавались потом, что ничего хорошего механическое выполнение подобных советов не приносило. Только огорчения и разочарования. С детства не познавший родительской ласки ребенок вырастал и сам неласковым, порой даже черствым.

Но когда те же родители, наученные горьким опытом, с первых же дней щедро одаривали малыша своей нежностью и теплом, то ребенок и развивался лучше, и испытывал впоследствии меньше трудностей в общении.

"Хотя младенец ничего не в силах делать, или не может на своих ногах идти к матери, однако же он, ища матери, движется, кричит, плачет. И матерь сжаливается над ним; она рада, что дитя с усилием и воплем ищет ее. И поелику младенец не может идти к ней; то сама матерь, преодолеваемая любовию к младенцу, за долгое его искание, подходит к нему и с великою нежностию берет, ласкает и кормит его", - так описывал отношения матери и младенца преподобный Макарий Египетский – как отношения самые естественные.

Излишняя строгость может повредить ребенку и в те годы, когда он уже вполне понимает все обращенные к нему слова. Излишняя строгость может повредить и школьнику, и даже юноше. Никогда не стоит бояться родителям ни ласкового тона, ни слов ободрения, ни любых других проявлений теплоты в отношениях. Если ее не будет в отношениях родителей и детей – тогда о чем же еще говорить? Речь идет не о потакании, ни о баловстве чада и вседозволенности – но именно о сердечности отношений. Впрочем, родители просто по характеру своему могут быть суровыми – но и тогда они не должны быть жестокими. А жестокость может проявляться далеко не только в том, что родитель бьет ребенка, но и когда он сурово отстраняет малыша, прибежавшего похвастаться тем, какая красивая у него игрушка…

К чему весь этот разговор? К тому, что именно святые подают нам очень простой, бесхитростный пример доброго, любовного отношения к ребенку.

Преподобный Сергий Радонежский привечал крестьянских ребятишек, вырезал для них игрушки из дерева. Говорят, именно так зародился игрушечный промысел, благодаря которому прославилась на весь мир знаменитая деревянная Богородская игрушка.

А вот другой, не менее любимый народом преподобный, святой Серафим Саровский, принимает у себя в келье женщину, с ней – маленький сын. Ребенок ведет себя как любой нормальный малыш, бегает, смеется… Мама пытается его утихомирить, но батюшка ее останавливает: "Играй, играй, деточка!" И объясняет матери, что с такими малютками ангелы играют…

С ласковой приветливостью общается святой и с девочкой, приехавшей с матерью специально для встречи с батюшкой Серафимом. Проходя мимо монастыря, девочка увидела изнуренного колодника в тяжелых цепях и пожалела его – не найдя у себя мелочи, не поскупилась подать серебряную монету. Затем мать с ребенком пришли к отцу Серафиму, и он, впервые увидевший их, благословил девочку, хваля ее: "Вот и хорошо, что подала милостыню бедному!" Во время последовавшей за этим беседы старец несколько раз называет девочку "генеральшей", приводя ее мать в недоумение. А между тем в будущем этой девочке на самом деле суждено было выйти замуж за генерала…

Ту же интонацию слышим мы и у преподобного Амвросия Оптинского в разговоре с трехлетней крохой. Как рассказывается в житии, богатая помещица приехала к старцу с ребенком, и пока говорила с ним, "умненькая девочка, предоставленная себе, осмотрела батюшкину комнатку, побывала во всех ее углах и, наконец, наскучив своим одиночеством, стала среди кельи, сложила на груди ручки и, жалостливо глядя на старца, повела такую речь: "Бедный старичок! Такой он старенький, все на постельке лежит, комнатка у него маленькая, игрушек у него нет, ножки у него болят, бегать не может... У меня игрушки есть: хочешь, старичок, я их привезу поиграть тебе?" На эту наивную детскую речь последовал и сообразный ответ Старца: "привези, привези, девочка, - сказал он, - вот какая ты хорошая; спасибо тебе, что старика пожалела" – Дитя, как видим, говорило пo-детски, а Старец по-старчески…" (Схирхимандрит Агапит. "Жизнеописание оптинского старца иеросхимонаха Амвросия").

Разве не говорили мы о том, что дети и святые разговаривают на одном языке?

"Он такой добрый, как никто... Мы в год раза два к нему бываем. И всякий раз он поведет к себе в келью и ласкает, ласкает меня и всегда мне даст гостинцев. И веселый он превеселый, постоянно шутит и смеется, мне же позволяет все делать у себя, и я у него как дома", - это все об отце Амвросии, именно так общался великий богоносный старец с детьми, что вместе со взрослыми нередко посещали его келью.

"Вот раз выходит он в приемную своей кельи, где ждет его народ, через минуту возвращается и выдвигает ящик стола, говоря при этом сидевшему за работой монаху-писарю:

– Там пришла вдова с сиротами мал-мала меньше, их пятеро, есть нечего, она плачет, а самый маленький ничего не говорит, только смотрит мне в глаза, подняв ручки грабельками... О! да как же не дать-то ему?..

Как рассказывал писарь, "старец тотчас полез за деньгами. Руки от волнения трясутся, лицо подергивается, слезы против воли просятся из глаз"" (Виктор Афанасьев "Оптинский старец преподобный Амвросий и дети").

Старец желал оказать обездоленным детям наибольшую помощь, устроил при основанном им женском Шамординском монастыре приют для девочек-сирот, навещал их, проявляя заботу о каждом ребенке, заботу самую искреннюю – а ведь дети искренность очень чувствуют. И девочки платили батюшке большой любовью за его щедрую отцовскую любовь.

"Отец родной, отец святой,
Как благодарить тебя, не знаем..." – так встречали они всегда отца Амвросия – сочиненной ими самими песенкой.

Когда мы читаем в житиях святых, как по молитвам подвижников исцелялись люди, в том числе и дети, это выглядит как удивительное чудо, быстрое, прекрасное, яркое. Но что стоит за ним – какие силы духа, молитвы, любви?

Про отношение к детям святого праведного отца Иоанна Кронштадтского говорилось в этой главе немало. Но приведем сейчас отрывок из дневника пастыря:

"Младенцы Павел и Ольга, по милосердию Владыки и по молитве моего непотребства, исцелились от одержимой их тяжкой болезни. У Павла-малютки болезнь разрешилась сном, а малютка Ольга получила спокойствие духа, и личико из темного сделалось ясным.

Девять раз ходил я молиться с дерзновенным упованием, надеясь, что упование не посрамит, что толкущему отверзется, что хоть за неотступность даст мне Владыка просимое, что если неправедный судия удовлетворил, наконец, утруждавшую его женщину, то тем более Судия всех Праведнейший удовлетворит мою грешную молитву о невинных детях, что Он призрит на труд мой, на ходьбу мою, на молитвенные слова и коленопреклонения мои, на дерзновение мое, на упование мое.

Так и сделал Владыка, не посрамил меня, грешника. Прихожу в десятый раз,— младенцы здоровы. Поблагодарим Владыку и пребыструю Заступницу".

А мы поблагодарим Господа и Пресвятую Матерь Его за то, что не забывают Они нас, такие невнимательных, замотанных в житейских делах, очень часто – несчастных, а еще чаще – неблагодарных. Не забывают – и посылают к нам помощников и заступников, освещающих сиянием своей святости наш путь во тьме. Посылают нам свет чистого детства. Ведь каждый святой в душе – ребенок…


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру