Географическое положение

Нередко можно встретить пятилетнего малыша, который бойко перечислит вам названия европейских столиц, покажет на карте Тихий и Атлантический океаны, Северный и Южный полюс... Родители гордятся, бабушки и дедушки умиляются, друзья и знакомые восхищаются: растет чудо-ребенок.

Однако при более подробной беседе, как правило, выясняется, что кроха с трудом представляет, где на самом деле, а не на карте полушарий находятся города и страны, названия которых он так хорошо запомнил.

В силу особенностей детского мышления, принципиально отличающегося от мышления взрослых, маленький ребенок может понять и представить себе лишь то, что напрямую связано с его личным опытом. Поэтому Голландия, где малыш никогда не был, для него не более реальна, чем Изумрудный город или Нарния. Наоборот, слушая захватывающую сказку, сопереживая героям, рассматривая красочные иллюстрации, кроха "растворяется" в повествовании, отождествляет себя с любимыми персонажами и будто наяву совершает вместе с ними удивительные путешествия по дорогам Сказки.

Сказочные герои

Нередко сказочные герои путешествуют и в реальном пространстве, посещают места, которые легко отыскать на обыкновенной карте полушарий. Этим-то и стоит воспользоваться!

Едва ли не первое "произведение крупной формы", с которым знакомится любой русскоязычный ребенок, - "Доктор Айболит". А добрый доктор, как известно, отправился лечить зверей в Африку. Что же это за таинственная Африка?..

Вот вам отличный повод для первого знакомства с географической картой! Ни к чему пускаться в пространные объяснения, что такое географическая карта, и каким образом запечатлены на ней океаны и континенты - достаточно сказать, что на карте нарисованы разные страны, но на самом деле они гораздо больше (проведите аналогию, что и сам ребенок на фотографии выглядит маленьким). Найдите на карте Африку, проследите, как именно плыл Айболит к своим пациентам. Прекрасно, если все этапы маршрута будут проиллюстрированы подходящими картинками, Кстати, а сами вы знаете, где жил знаменитый доктор? В маленьком итальянском городке Пьемонте, на берегу Средиземного моря. Оттуда и начнется наше путешествие.

Подберите картинки с изображениями животных, обитающих на африканском континенте (сначала воспользуйтесь списком зверей, которых вылечил Айболит, потом можно рассмотреть и тех, кого не поразила страшная болезнь!). А какие здесь растения? Оказывается, и они совсем не похожи на наши! Почему? Да потому что в Африке очень жарко, гораздо жарче, чем у нас летом. А снега здесь вообще никогда не бывает! Бедные-бедные африканские детки! Они никогда не играли в снежки, не лепили снеговиков!

Точно также можно проследить, по какому маршруту летел на Север Нильс с дикими гусями, а Дюймовочка с Ласточкой в Грецию, откуда прибыла в сказочный Лес Кенга с крошкой Ру. Отличный материал для знакомства с Индией - сказки Киплинга.

Только не стоит уподобляться учительнице географии из рассказа Виктора Драгунского "Тиха украинская ночь", которую попросили заменить захворавшую "литераторшу". Разбирая с детьми стихотворение Пушкина "Тиха украинская ночь", географичка блестяще проанализировала климатические и географические особенности Украины, но при этом вся прелесть стиха оказалась безвозвратно утеряна. В первую очередь, детская книга должна учить добру, любви, сопереживанию, а уж потом служить источником сведений об окружающем мире.

Атлас и карта

В последнее время очень популярными стали "детские" карты, где на материках и океанах изображены животные и растения, обитающие в соответствующей местности, люди в национальных костюмах. На самом деле, польза от этих карт невелика: обилие картинок лишь отвлекает малыша от изучения азов географии. А вот сделать такую карту самим очень полезно! В книжных магазинах часто встречаются альбомы с наклейками, где довольно реалистично изображены представители флоры и фауны разных континентов. На худой конец, можно вырезать подходящие картинки из детского географического атласа. Возьмите обычную ученическую карту полушарий довольно большого размера и вместе с ребенком наклейте растения и животных на соответствующие материки. Делать это нужно не в один день, а постепенно, по мере знакомства крохи с нашей планетой. Такая карта станет настоящим украшением детской и незаменимым учебным пособием. Другую карту, тоже достаточно большую, наклейте на ватман или картон и разрежьте на части - получится географический паззл. Сначала части должны быть очень крупными — каждая соответствовать материку или океану, затем их можно разрезать на более мелкие элементы.

Когда ребенок получше познакомится с очертаниями материков и океанов, начинайте придумывать различные маршруты путешествий: на корабле, на поезде, на верблюде... Параллельно можно рассматривать картинки с видами и обитателями тех мест, которые вы "проезжаете".

Малышам интереснее всего узнавать, как живут другие дети, их сверстники. Поэтому обязательно рассказывайте не только о природе и различных достопримечательностях дальних стран, но и том, как там одеваются, во что играют, что едят, как спят юные жители. Тут уж не обойтись без подходящих картинок. Больше всего их в Интернете, однако можно подписаться на качественный глянцевый журнал: "Вокруг света", "Geo", "National Geografic".

И все же до определенного возраста вся доносимая до крохи информация о странах и континентах будет очередной сказкой, не менее удивительной и прекрасной, чем, скажем, история о Мумми-троллях или Алисе в стране чудес.

Практическая география

У вас есть масса возможностей познакомить малыша с географией, опираясь на его реальный жизненный опыт. Ведь география - это наука о мире вокруг нас! И вовсе не обязательно отправляться в туристическую поездку. Достаточно ближайшего леса, озера, речки, оврага, холма.

Научите ребенка определять стороны света. С северной стороны стволы деревьев гуще зарастают мхом и лишайниками, а с южной любят строить свои жилища муравьи. На южном склоне оврага алеют среди бархатистой зелени аппетитные землянички, а на тенистом северном — глянцево поблескивает черника. Если долго-долго идти на север, придешь в края, где обитают северные олени и полярные медведи. А, отправившись на юг, попадешь в край веселых негритят и длинношеих золотистых жирафов.

На открытой местности, в поле, на берегу моря или реки полюбуйтесь закатом и восходом солнца: это самый наглядный способ определить, где восток, а где запад. Неплохо устроить маленькую фотосессию. Сделайте цикл снимков, фиксируя солнце на разной высоте над уровнем горизонта. Если у вас цифровой фотоаппарат, вы можете просмотреть отснятый материал в слайдовом режиме. Сначала меняйте кадры медленно, чтобы малыш мог хорошенько все рассмотреть, затем увеличьте темп, и будет казаться, что солнце движется. Если цифровой камеры нет, снимите закат на слайдовую пленку и прокрутите ее через обычный диапроектор. Объясните крохе, что земля — это шар, который подставляет солнышку то один бочок, то другой, и на снимках видно, как это происходит.

Если вам посчастливится отыскать в лесу родник, обязательно отправьтесь вместе с ним в маленькое путешествие. Вот ручеек встретился с еще одним, таким же тоненьким и звонким. И они по-,   бежали дальше. Постепенно ручей становится шире и наконец впадает в речку. А теперь покажите ее ребенку на карте соответствующего масштаба, проследите путь до большой реки и еще дальше, пока она не впадет в море. Расскажите, что такое исток и устье, предложите подумать, почему сначала речушка была узенькой и мелкой, а потом стала шире и глубже. Теперь малыш сумеет соотнести голубую ниточку на карте со студеной струйкой воды в чаще леса, с топким, поросшим осокой берегом, с маленьким, залитым солнцем песчаным пляжиком, где так весело было загорать и плескаться.

Аналогично можно отыскать на карте или плане местности и другие объекты ваших летних прогулок: от домика в дачном поселке до дальнего леса или большого оврага...

Если вы много путешествуете, сделайте "немую" карту, нанеся только очертания материков, и постепенно заполняйте ее вместе с ребенком, обозначая те места, где он уже побывал (очевидно, что понадобятся, как минимум, две разных карты: мира и России). Вот наш город, а вот—Суздаль, куда мы ездили на выходные, а это - Ока, по которой мы плавали на теплоходике. а это - Крит, где мы провели летние каникулы, а сюда, в Лондон, ездил по работе папа, а здесь, в маленьком городке на юге России, живет наша бабушка, у которой мы гостили весной... Найдите в журналах или атласах маленькие картиночки, которые будут ассоциироваться у малыша с той или иной местностью (не обязательно, что это будут "канонические" туристические объекты, возможно, больше всего поразит кроху что-то совсем иное). А еще лучше, если вы нарисуете подходящие картинки сами. Приклейте их на карту в нужном месте и разборчиво напишите его название. Это полезно сделать, даже если ребенок еще не умеет читать. Так постепенно немая карта будет оживать, наполняясь вашими совместными впечатлениями, вашим совместным опытом. И, показывая на ней ту или иную точку, ребенок действительно будет знать, о чем он говорит.

Ну, а для того, чтобы узнать, какой город является столицей Таиланда, и где находится высочайшая вершина земного шара, у вашего чада впереди еще много-много школьных лет.

Журнал "Аистенок", июнь, 2005


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру