Яблочко от яблоньки

Специалисты по детской психологии убеждены: прямым индикатором – лакмусовой бумажкой, указывающей на неблагополучие в межличностных отношениях взрослых, являются отрицательные черты характера и поведения растущих в семье детей. Иными словами, перефразируя известное выражение, можно добавить: "Скажи мне кто твоя семья, и я скажу кто ты".

Одним из способов постичь детский характер, является анализ психологических ролей, которые семья навязывает ребенку. Поясним сказанное: "исполнять психологическую роль – значит действовать с учетом ожиданий, которые предъявляют вам окружающие". Ребенок то и дело подтверждает, либо не подтверждает ожидания старших, а ожидания не всегда бывают разумными. Навязывание ребенку неправильных психологических ролей зачастую предпринимается взрослыми членами семьи ненамеренно. И все же получается такое неспроста, за этим нередко можно обнаружить нездоровый психологический климат, характеризующий отношения взрослых.

Исследователи, изучившие психологию подобных семей, пришли к выводу о трех конкретных формах наблюдающегося в них неблагополучия. В частности, в своей книге "Кто в семье психотерапевт" врач-психотерапевт А.Б. Добрович, охарактеризовал их так: соперничество, мнимое сотрудничество и изоляция.

Соперничество. Речь идет о стремлении двух или более членов семьи обеспечить себе главенствующее положение в доме. Известно, например, что в первые два года брака муж и жена нередко ссорятся из-за того, кому из них быть главой семьи… Если супруги живут одной семьей с родителями, соперничество зачастую вспыхивает между женщинами: старшей и младшей. Старшая не без основания держится за свое лидирующее  положение в доме, она ведь и опытней и ответственней. Но младшей также не хочется навсегда оставаться ребенком и подручной. Не может смириться свекровь с тем, что ее сын проявляет к невестке больше чувств, чем к ней и т.д. Словом, соперничество не всегда есть борьба за главенство в быту, подчас это борьба за главенство в сердце другого человека.

Мнимое сотрудничество. Конфликтов между мужем или супругами и их родителями на поверхности не видно. Все кажется хорошо, но до поры до времени. До той поры, пока кто-то из членов семьи не меняет своей жизненной позиции. Например, мать решила посвятить свое время воспитанию детей. До этого в семье был мир и вдруг: муж недоволен, дочь ругается с матерью, ребенок, попадая под горячую руку, "становится "козлом отпущения". Из-за косвенной причины – удар по семейному бюджету – исподволь разгораясь, вспыхивает стойкий семейный конфликт. Мир, сотрудничество, наблюдавшиеся раньше, обнаруживают свой мнимый, показной характер.

Изоляция. В относительно простом варианте речь идет о том, что кто-то один в семье психологически изолирован от других: чаще всего это престарелая бабушка (или дедушка). В более сложном варианте изоляция может наблюдаться, когда люди, живущие в одной семье, совершенно не интересуются делами друг друга или своих детей. За пределами дома у каждого свой круг знакомых, дел и развлечений. Взаимоизолированными могут стать также молодая и родительская семьи, проживающие под одной крышей.

Мы рассмотрим несколько картин "трудной" семьи. Дети, растущие в подобных семьях, неизбежно вовлекаются в межличностные конфликты взрослых. При этом каждый из взрослых сознательно или подсознательно (второе чаще) стремится использовать детей в выгодной для себя функции.

Основываясь на опыте работы детских психологов и психиатров, можно выделить ряд типичных ролей преопределенных для ребенка в "трудной семье". Рассмотрим некоторые из этих ролей поподробнее и попытаемся выяснить: какая служебная функция, навязываемая ребенку, лежит в основе той или иной предписанной ему роли.

"Кумир семьи".
Ребенок вызывает общее восхищение домашних, как бы он ни вел себя. Обращаются к нему, главным образом, умильным тоном. Любая его прихоть немедленно исполняется взрослыми, а тот из них кто этого не делает, вызывает нарекания остальных. Жизнь семьи как бы целиком посвящена ребенку. В такой атмосфере, ребенок с малолетства привыкает ставить свою персону в центр мироздания. Ведущая черта – постоянное требование внимания к себе. Эта манера может даже производить впечатление умственной примитивности, хотя во многих других отношениях его интеллект оказывается подчас весьма высоким.

Столь беспредельная любовь к ребенку не так бескорыстна, как кажется. Не исключено, например, что возведение его в кумиры, является отображением соперничества взрослых.

"Мамино (папино, бабушкино, и т.д.) сокровище".
Это похоже на роль "кумира семьи", но в данном случае ребенок является не всеобщим, а чьим-то личным кумиром. Он прекрасно чувствует особое отношение к нему какого-то одного из взрослых, но не менее остро воспринимает отсутствие такого же отношения со стороны других. Удовлетворяя свое тщеславие и стремясь подчеркнуть свое значение в глазах других, ребенок вырастает лицемерным и изворотливым. Основная трудность такого ребенка – неспособность на чем-либо (или на ком-либо) по-настоящему сосредоточится. Он может быть мил и обаятелен, но весьма ненадежен в делах и личных взаимоотношениях.

Роль чьего-то любимца, навязываемая ребенку, зачастую свидетельствует об остром соперничестве между взрослыми или об изоляции кого-то из них. Так, бабушка, которую собственные взрослые дети не балуют вниманием, ищет и находит утешение во внуках. Соперничество взрослых обычно проявляется в традиционном вопросе к ребенку: "Кого ты больше любишь?".

"Паинька".
Обычно всех радует воспитанный, послушный, примерный ребенок: с ним и хлопот меньше, и больше оснований для родительской гордости. На первый взгляд, он действительно кажется образцовым ребенком. Но, наблюдая за ним, можно обнаружить черты, с которыми принято бороться, например, жадность. Ему присущи злопамятство и склонность к злорадству. Или жестокость без последующего искреннего раскаяния. Или ябедничество. При этом не обязательно преследуются своекорыстные интересы: ребенок убежден, что способствует порядку, "правильности жизни". Себя такой ребенок простодушно считает мерилом всего правильного, справедливого. С теми, кто сильней он держится умильно, со слабейшими – грубо и агрессивно.

За попыткой взрослых сделать ребенка безукоризненным нередко скрывается атмосфера мнимого сотрудничества в семье. Каково действительное содержание внутренней жизни ребенка, до этого в сущности, никому нет дела. И постоянное лицемерие становится для ребенка нормой существования. По данным работников правоохранения, иногда ребенок, образцовый дома, неожиданно совершает противоправные поступки, к искреннему недоумению своей семьи.

Добавим к этому, что очень часто, навязывая ребенку роль "паиньки", родители подсознательно тешат свое самолюбие и обязывают ребенка к поддержанию семейного престижа.

"Ужасный ребенок".
Ребенок, вынуждаемый играть эту роль (ибо таковы установки старших), воспринимается в семье как субъект, создающий лишь хлопоты и напряженные ситуации. Он непослушен, своеволен, расхлябан, лишен чувства долга и даже злонамерен, поскольку многие его поступки можно рассматривать как действия назло взрослым. Все в семье только и делают, что приводят его к порядку бесконечными выговорами и наказаниями. Поскольку же часто это не дает эффекта, ребенок кажется взрослым еще более ужасным. Так у него появляется роль "мучителя".

Конечно, встречаются дети, исходный психический склад которых представляет немалые трудности для воспитания. И все же дело не всегда в самом ребенке. За приписыванием ему данной роли подчас скрывается ситуация мнимого сотрудничества в семье. Из плохого поведения ребенка делается своего рода внутрисемейный фетиш, парадоксальным образом сплачивающий эмоционально разобщенных людей. Иногда дело и во внутрисемейном соперничестве: перелагая друг на друга вину за "распущенность" ребенка, взрослые подсознательно добиваются самоутверждения в семье.

"Козел отпущения".
Для всех членов семьи он однозначно плох и это дает им право разряжать на нем свою агрессивность. Ведь это безопаснее, чем разряжать ее друг на друге. Ребенок при таком обращении превращается в "забитого": он начинает бояться наказания за любое свое высказывание и любой поступок. Если же за любую ошибку или шалость ему не избежать сурового наказания (а лишение родительских симпатий – тоже наказание, и весьма суровое), то совесть его приучается бездействовать. К чему наказывать самого себя, если тебя и так накажут? Вместо укоров совести, на которое рассчитывают родители, ребенок чувствует лишь обиду и подспудную жажду мести. В других же случаях, видя опасность своих выходок (наказание будет слишком жестоким), он рано приучается хитрить, сваливать свои грешки на других детей, либо на взрослых, искать поддержки у одного из членов семьи, чтобы спастись от притеснений другого. Так за ним закрепляется роль маленького хитреца.

И наконец, еще одна детская роль, впрочем, в современных семьях она встречается все реже.

Это роль "золушки".
Из ребенка откровенно делают прислугу в доме, а все лучшее, включая поощрения, принадлежит в семье другим детям, либо взрослым. Ребенок вынужденный играть эту роль, вырастает приниженным, неуверенным в себе, завистливым и несамостоятельным.

Итак, мы ознакомились с основными, наиболее типичными из неправильных ролей, навязываемых ребенку в "трудной" семье, в действительности таких ролей куда больше.

Здесь также были рассмотрены ошибки воспитания, совершаемые взрослыми главным образом подсознательно, иногда даже с глубоким убеждением, что именно так ребенку делается добро.

Мы остановились лишь на нескольких, но довольно типичных вариантах неправильного развития характера, ставя в центр внимания детей дошкольного возраста для того, чтобы показать связь характерологических искажений с навязанными ребенку психологическими ролями.

Если вышесказанное даст толчок к размышлениям читателей (родителей) о психологическом климате собственной семьи, то далее предлагаются ряд методик, с помощью которых любой родитель сможет в общих чертах охарактеризовать "картину" своей семьи, набросать ее простейший психологический портрет. Данные методики модифицированы и не являются показателем каких-либо четких научных критериев, однако, они позволяют выявить атмосферу психологического дискомфорта, нарушение межличностных взаимоотношений внутри конкретной отдельно взятой семьи.

Для получения дополнительной информации об особенностях семейного воспитания предлагается провести проективное интервью (по материалам Е.И. Рогова "Настольная книга практического психолога") с ребенком по следующим основным вопросам. Данную работу может проводить любой член семьи, включая бабушек и дедушек. Диалог проводится как бы "невзначай", спокойным доверительным тоном.

Вопрос: "С кем ты живешь дома?"

Обычно ребенок ставит на первое место наиболее авторитетное (значимое) для него лицо, к которому он к тому испытывает чувство привязанности. При перечислении одного из взрослых на последнем месте оказывается тот, который имеет меньшую значимость для ребенка, а также и возможную диспозицию в отношении с ним. Последнее особенно характерно, если ребенок может забыть перечислить одного из членов семьи.

Вопрос: "Если бы ты играл в воображаемую игру "Семья", кого бы ты в ней изображал и в какой очередности – маму, папу или себя; папу, маму или себя; папу, маму и себя, маму, папу?"

Старшие дошкольники обычно выбирают роль родителя того же пола, обнаруживая возрастную потребность в ролевой идентификации с ним. Если же ребенок в данном возрасте выбирает роль родителя другого пола, то это подчеркивает диспозицию в отношениях с родителем того же пола или обоими родителями, если он отказывается от их роли и выбирает себя.

Вопрос: "Если бы дома никого не было, кого бы ты ждал в первую очередь – маму, папу или папу, маму?"

Преобладающим ответом будет выбор матери, что указывает на привязанность к ней. Если же в ответе она не стоит на первом месте, то это свидетельствует о выраженных эмоциональных проблемах в отношениях с ней.

Вопрос: "Если бы с тобой случилось горе, беда, несчастье, обидел тебя кто-нибудь, ты всегда бы рассказал об этом маме, поделился с ней или не всегда?"

Затем вопрос повторяется в отношении отца. Во всех случаях отрицательный ответ свидетельствует о разногласиях с родителями. Обычно с родителем будет меньшая откровенность, что указывает не столько на конфликт с ним, сколько на его недостаточную роль в семье и отсутствие доверительных отношений с детьми.

Вопрос: "Скажи, ты боишься или нет, что тебя накажет мама (папа)?"

Можно одновременно уточнить, как наказывают в семье (часто практикуются: становление в угол, физические наказания или запрет выходить из дома), строгие родители или нет, и отношение к этому детей.

Вопрос: "Если бы ты вырос и сам стал мамой (папой) и у тебя была бы девочка (мальчик), то ты бы так же относился, воспитывая его (ее), как твои родители, или по-другому?"

В большинстве случаев дети не меняют родительскую роль, явно предпочитая сохранить хорошие отношения. Ведущий мотив при этом – страх утери любви, угроза которого и так существует у чрезмерно занятых и принципиальных родителей.

Вопрос: "Когда ты вырастешь, ты будешь как папа (мама) работать?"

Предпочтение той же профессии, как правило, признак высокого авторитета родителей в представлении детей.

Характер отношений с родителями также помогает понять рисунок "Семья", совместные с родителями игровые занятия, воспроизводящие различные аспекты семейных отношений. Можно использовать и ряд рисунков из детских книг и журналов, где изображены ситуации взаимодействия взрослых и детей. Все это будет способствовать изучению психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям, которые часто нуждаются в коррекции.

В методике "Рисунок семьи" взрослый должен обратить внимание на расположение членов семьи на листе (отсутствие кого-либо из них), их удаленность друг от друга. Оцениваются так же размеры членов семьи, поочередность их рисования, предметы между людьми и характер прорисовывания деталей каждого человека. Например, ребенок рисует такую картину: мама и он сам огромные фигуры в центре листа, мама держит ребенка за руку; все детали одежды мамы тщательно прорисованы вплоть до серег и бус; папа изображен где-то в нижнем углу листа бесформенной фигурой, еще в уголке есть комната, где живет бабушка, причем сама она не изображена. Данный рисунок позволяет выявить следующие искажения: по всему очевидна доминантная роль матери, она главенствует над всем и "крепко" держит рядом с собой ребенка, он и мама, по-видимому, образуют некую коалицию, противопоставляя себя вечно занятому папе роль "маминого сокровища", а "изоляции" в семье подвергается бабушка, которую ребенок воспринимает только как данность: "где-то есть в комнате, но не знаю где".

Для совсем маленьких детей можно предложить нарисовать свою семью в виде простых окружностей.

Инструкция ребенку: представь, что все превратились в шарики, давай нарисуем как будет выглядеть наша шариковая семья. Обязательно уточнить какой из шариков папа, мама, он и т.д. и  поставить по порядку номера того, кто был первым (вторым т т.д.) нарисован. Так, маленькие дети почти всегда ставят на первое место фигуру наиболее значимую для них и на последнее наименее значимую. Также оцениваются размеры, расстояние и т.д. все перечисленное раньше. Кроме того, родителям стоит отмечать и помещение одного круга в другой, если таковые имеются. Это может свидетельствовать о чрезмерной опеке (поглощении, доминанте) какого-либо члена семьи другим.

Кроме "Рисунка семьи" можно провести изучение каждой конкретной личности (члена семьи) с помощью психогеометрического теста (модификация методики С. Деллингера). Здесь важно соблюдать лишь одно правило: каждый член семьи рисует сам себя в соответствии с той фигурой, с которой он сам себя ассоциирует (а не кто-то другой делает это за него).

Инструкция. Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это – "Я"! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под № 1. Теперь проанализируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами.

Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру Вы ни поместили на первое место, это - Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для Вас наибольшие трудности. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда вас можно описать комбинацией из двух или даже трех фигур.

Краткая психологическая характеристика основных форм личности

Квадрат. Если вашей основной формой оказался Квадрат, то вы— неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, — вот чем, прежде всего, знамениты истинные квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты — коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе "сюрпризы" и изменения привычного хода событий. Он постоянно "упорядочивает", организует людей и вещи вокруг себя.

Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать (и становятся!) отличными администраторами, исполнителями, но... увы, редко бывают хорошими распорядителями, менеджерами. Чрезмерное пристрастие к деталям, потребность в дополнительной, уточняющей информации для принятия решения лишает Квадрата оперативности. Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском; с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

Треугольник. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле — это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят менять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по-своему. Однако они весьма успешно учатся тому, что соответствует их прагматической ориентации, способствует достижению главных целей, и впитывают, как губка, полезную информацию.

Прямоугольник: символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому занятые поисками лучшего положения. Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно — значимость изменений для определенного человека.

Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стили жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он примеряет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т.д. Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении Прямоугольника обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и... смелость! Прямоугольники пытаются делать то, что никогда раньше не делали; задают вопросы, на что прежде у них не хватало духу. В данный период они открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое. Правда, оборотной стороной этого является чрезмерная доверчивость, внушаемость, наивность. Поэтому Прямоугольниками легко манипулировать. "Прямоугольность" — всего лишь стадия. Она пройдет!

Круг: это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован прежде всего в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т.е. стабилизирует группу.

Круги — самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели. Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Естественно что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика. Круги "болеют" за свой коллектив и высоко популярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Круги, в силу их направленности скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию, и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

Зизгаг: эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят вас численностью.

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения. Зигзаги склонны видеть мир постоянно меняющимся. По этой причине нет ничего более скучного для них, чем никогда не изменяющиеся вещи, рутина, шаблон, правила и инструкции, статус-кво или люди, всегда соглашающиеся или делающие вид, что соглашаются.

Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них также реален, как мир вещей для остальных.

Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедни-ки своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессив-ны ("режут правду в глаза") , что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру