Воспитание сказкой

Цикл статей-ответов на типичные вопросы родителей

«Как выбрать сказку для самых маленьких?»

Сказка — это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений. В.А. Сухомлинский

Малыши начинают интересоваться сказкой к двум годам. В традиционной культуре этому предшествовал период младенчества, когда к ребенку обращались сначала - с колыбельными, потом - с пестушками, затем — с прибаутками. Прибаутки, по сути, являются тем мостиком, по которому проходит малыш к сказке.

Как по реченьке лебёдушка плывёт,
Выше бережка головушку несёт,
Белым крылышком помахивает,
На цветы водицу стряхивает.
Наша Маня подрастёт, подрастёт,
Вдоль по улице лебёдушкой пойдёт,
Наберёт воды в кринице,
Подаст матушке напиться.

Не правда ли, чем-то похоже на маленькую сказочку?.. Прибаутки, подобно сказкам, мелодичны, ритмичны, образны, познавательны... Эти признаки помогут нам и в сборниках сказок найти сюжеты, адресованные самым маленьким слушателям.

Одним из характерных приемов, с помощью которого часто выстраивается действие в сказке, является кумуляция - цепочка повторов. Этот прием хорошо известен нам по таким сказкам, как «Репка», «Теремок» и др. Подобная организация речи «сказителя», помогает маленькому ребенку прочнее освоиться в сказочном повествовании.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания малышам необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий.

Такими опорами могут быть как хорошо иллюстрированные детские книжки, так и действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол. Важно помнить о том, что своим обликом рисованные или кукольные персонажи, люди и звери... должны быть не карикатурны, а подобны своим реальным сородичам - разумеется, за исключением размера.

Если для детей младшего и среднего возраста важен принцип наглядности для лучшего восприятия сказки, то для старших особенно значимо развитие внимания к слову, способности понимать и переживать словесное действие.

«Какие сказки нужны дошкольникам?»

Сказка будит и пленяет мечту. Она дает ребенку первое чувство героического... она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать человеческую судьбу, сложность мира, отличие «правды от кривды. И.А. Ильин

При чтении и разыгрывании сказок с детьми З-4х лет особым успехом пользуются сюжеты, в которых идет речь о взаимовыручке, восстановлении справедливости (как, например, в сказках «Зайкина избушка», «Кот и петушок»), торжестве правды над обманом («Лисичка со скалочкой», «Коза и семеро козлят» и пр.), об опасности зазнайства и стремления к «легкому хлебу» («Заяц-хваста», «Легкий хлеб», «Крутъ и Верть»)...

Сопереживание испытаниям, выпавшим на долю героя (или героини), особенно важно для старших детей. Принципиальное значение здесь имеет то, каков этот герой. Мы свидетели тому, как человеки-пауки, роботы-монстры, живущие в канализации (!) черепашки-ниндзя триумфально удовлетворяют сегодня потребность детей в героическом...

Герои же волшебных сказок наделены, как правило, целым рядом бесценных добродетелей. Отождествляя себя с ними, ребенок незаметно входит в систему нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа.

В отличие от «героев» массовой культуры, месть, скажем, не является тем импульсом, что ведет на подвиги героев русских сказок. Например, для того, чтобы уговорить наконец Никиту Кожемяку сразиться со Змеем, царю приходится прибегнуть к особой «хитрости»: он приводит под окно Кожемяки двести детей, которых Змей осиротил. Глядя на их слёзы, Никита «и сам прослезился». Сказка учит тому, что не жажда мести, но способность к состраданию может дать человеку такую силу, которая способна сделать его настоящим героем и привести к победе в неравном бою. Ну а победив Змея, «сделавши святое дело», Никита за то никакой награды не взял, снова кожи мять отправился.

Волшебные сказки и героический эпос (былины) могут ответить на естественную, зарождающуюся в душе ребенка, жажду подвига. А если вдобавок в вашей детской найдется место для «богатырского облачения» и кукольных персонажей к былинам, то с их помощью ребенок сможет самостоятельно придумывать сюжеты к своим играм. Подобные сюжетно-ролевые игры - прекрасная и увлекательная альтернатива натиску монстров-трансформеров.

«Как разобраться в том, чему учит конкретная сказка?»

Запоминается и передается из поколения в поколение только то, что так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое. Е.Н. Трубецкой

С детства нам хорошо памятны пушкинские слова о том, что сказка - ложь, да в ней - намёк, добрым молодцам урок. Да вот незадача - немногие взрослые могут похвастаться сегодня ясным пониманием того, на что намекает та или иная сказка. Как не ошибиться?

О том, что, прочитав сказку, мы восприняли ее «намеки» правильно, может свидетельствовать факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора. Значимые темы не остаются в пределах мира сказки. Мы обязательно найдем их отголоски в песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках.

Попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления русской пословицей. Для этого обратимся к любому сборнику, в котором пословицы подобраны по тематическим разделам. Русские пословицы помогут нам яснее «высветить» намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее. Итак, попробуем вместе:

«Колобок»
«Чем хвалимся, на том и провалимся», «На языке медок, да на сердце - ледок»

«Теремок»
«Не бравши топор, жилья не срубишь», «Легко взято, легко и потеряно»

«Репка»
«Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит»

«Лиса и журавль»
«Как аукнется, так и откликнется», «Каков привет, таков и ответ»

«Курочка, мышка и тетерев»
«Хочешь есть калачи - не лежи на печи»

«Лисичка со скалочкой»
«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»

«Лёгкий хлеб»
«Хлеб горбом достают», «Без труда не выловить и рыбки из пруда»

«Крошечка-Хаврошечка»
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт», «Кто добро творит, того Бог благословит»

«Царевна Несмеяна»
«Не всё то золото, что блестит», «Телу - простор, душе - теснота»

«Морозко»
«Работай - сыт будешь, молись - спасешься, терпи - взмилуются», «Без смиренья нет спасенья»

«Маша и медведь»
«Горе горюй, да руками воюй»

«Зимовье зверей»
«Согласного стада волк не берет»

«Заюшкина избушка»
«На чужой каравай рот не разевай; пораньше вставай да свой затевай», «И на силу найдётся пересилок»

Попробуйте теперь самостоятельно продолжить этот список...

Будем помнить о том, что предварительные размышления взрослого над текстом сказки помогут впоследствии верно расставить смысловые акценты в речи «сказителя». Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесет слушателю уроки народной мудрости.

«Все ли сказки хороши?»

Сказка сказке - рознь...

До чего удивительно составлены порой сборники сказок! Так и кажется, что адресовывали их составители не ребенку, а опытному взрослому -путешественнику по сказочному миру, в котором не всегда все безупречно.

Рядом с одной из самых глубоких и мудрых сказок о силе материнской любви - которая долготерпит и милосердствует, не ищет своего и все переносит, которая никогда не кончается (сказка «Безручка») - соседствуют «Семь Симеонов», откуда мы узнаем, что самым полезным человеком в государстве может оказаться вор - ему и милости царские в благодарность за пригодившееся «ремесло». Понятно недоумение вдумчивого читателя, ищущего в сказке заповеди нравственного закона.

Наличие в ряде русских сказок мотивов любования плутовством и даже кощунством не удивительно. Ведь сказка - явление культуры, в которой сплетено бывает высокое и низкое, образцовое и безобразное, нравственное и безнравственное. Взрослому человеку свойственно, сталкиваясь с теми или иными проявлениями, принимать их или отвергать - в соответствии с теми ценностями, которые были заложены в детстве, с жизненной позицией. В отношении же ребенка, у которого система ценностей только формируется, родителям необходим осмысленный и избирательный подход к выбору занятий, игрушек и чтения, которые предлагаются малышу.

Размышляя над загадками русской сказки, один из ее исследователей, князь Евгений Николаевич Трубецкой, выделял три уровня жизне-чувствия, отраженные в сказке, — как бы три ее этажа : нижний, средний и высший.

Героям «нижнего этажа сказки» свойственны вульгарные жизненные идеалы. Самым элементарным их проявлением Е. Н. Трубецкой называет мечту о «легком хлебе» - стремлении жирно есть, сладко пить и мягко спать. Воровство и плутовство здесь представляется одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала. Современно, не правда ли?..

Героям же «среднего» и «высшего этажа» сказки свойственны особое вдохновение, внежитейская мудрость. Приземистый идеал житейского благополучия не для них.

Их влечет «иное царство», таинственный предел, где встречается обыденное и чудесное, где обитает Краса Ненаглядная, по которой извечно томится душа человеческая. Здесь, на этих «этажах», и обитает «подлинная душа сказки». (Е.Н.Трубецкой Три очерка о русской иконе. «Иное царство» и его искатели в русской сказке. - М.: Лепта, 2000).

Итак, при выборе сказок для домашнего чтения будем остерегаться таких сюжетов, в которых запечатлелась романтизация воровства, хитрости, продажности (например, при сделках с чертом или колдуном) и прочих способов добычи «легкого хлеба», а также тех сказок, в которых звучит кощунственный и смех над порядочностью, простодушием и святыней.

Смех такого рода можно встретить в тех сказках, где торжествуют ловкачи - обманщики (хи-хи! Битый небитого везет!), а также в целом ряде сюжетов, где действуют черти и дьяволята, где мы встречаемся со священнослужителями и церковною службой.

Как при выборе сказки для чтения детям не попасться «на удочку» захватывающего сюжета и не оказаться заодно с героями подобного толка? Для этого нужно, поразмыслив над сказкой, понять для себя: на чьей стороне «сказитель»- тот, с чьих слов сложена сказка? кому он сочувствует? над кем посмеивается? Совпадает ли его жизненная позиция с нашей?

Многие народные сказки предупреждают об опасности стремления к лёгкому хлебу, обогащению любым путём, духовной неразборчивости, неправедному сговору. Так, с молчаливого согласия одного горшечника (сказка «Горшечник»), наладил в его мастерской производство сам нечистый с чертенятами. И выгодное дело оказалось: всего за три ночи сорок тысяч новеньких горшочков готовыми стояли. И продал их горшечник весьма прибыльно — полный мешок денег домой привез. Да только после того жизнь его вся наперекосяк пошла: горшки люди покупать перестали («Знаем мы твои горшки, старый хрен! С виду казисты, а нальешь воды - сейчас и развалятся!»), а сам горшечник стал «по кабакам валяться».

«Объяснять ли детям сказку?»

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Л.Ф. Обухова

Возникает естественный вопрос: нужно ли объяснять ребенку сказку, её «уроки», анализировать содержание? Попробуем разобраться.

От соприкосновения со сказкой у ребенка рождается собствен-ное впечатление. Чем младше ребенок, тем сильнее оно отличается от видения взрослого. Логически мыслить ребенок еще не умеет, а сказка не учит его напрямую. Сказочные образы, стиль, язык сообщают малышу жизненно важную информацию исподволь. Лучший способ разрушить её усвоение - пуститься в бесконечные взрослые объяснения и разъяснения.

Марина Цветаева, вспоминая свои ранние детские впечатления от прочитанных стихов, пишет: «Когда мать не спрашивала - я отлично понимала, то есть понимать и не думала, а просто видела. Но, к счастью, мать не всегда спрашивала, и некоторые стихи остались понятыми».

Датский психолог и психиатр Б. Бетельхейм отмечает парадоксальную вещь: реалистические рассказы информируют ребенка, но не обогащают его так, как сказка; чем больше в них причинно-следственных объяснений, тем более не понятны, психологически не правдоподобны они для малыша.

Конечно, «понимание» ребенка сильно отлично от взрослого. Но его впечатления ярче и образнее видения взрослых. Лишь со временем происходит осмысленное постижение глубины сказочного повествования. Попытки совместного с ребенком его анализа - дело школьного возраста. До того опытные бабушки могли вспоминать сказочные коллизии что называется «к слову»: куда это ты, точно колобок, покатился? смотри, как бы не нашлась на тебя «лиса»... и т.п.

Отвечать же нужно на те вопросы, которые по ходу «сказывания» сказки ребенок задаст вам сам.

Добрый разум наживают не разом...


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру