Когда мама должна уехать

Как правило, мама является тем главным лицом, которое осуществляет уход за младенцем. Она первая и важнейшая фигура в мире малыша. Естественно, что во время ее отсутствия ребенок может вести себя иначе, чем когда мама находится при нем. Но обстоятельства жизни иногда заставляют ее отлучаться из дому, а нередко это ей просто необходимо, чтобы немного отдохнуть, переключиться, ведь заботы о ребенке являются большой не только физической , но и психологической нагрузкой. Некоторые мамы, имея маленького ребенка, продолжают учебу, другие должны регулярно посещать поликлинику. В наше время нередко мамы уезжают отдыхать, оставляя малыша с близкими, или специально приглашенной на этот случай няней. Как же переживает малыш разлуку с мамой, как изменяется его поведение, когда мама отсутствует? Имеет ли опыт разлуки негативные последствия для ребенка?

Вот два случая из практики. Молодая мама уехала отдыхать и оставила своего 11-месячного сына с бабушкой (своей мамой). Она отсутствовала 10 дней, а когда вернулась – малыш не узнал ее, отвернулся, не пошел на руки. За время разлуки мама очень соскучилась и с нетерпением ждала встречи со своим сынишкой. Такое его поведение очень ее огорчило и обеспокоило. Может быть, ребенок ее забыл и больше не любит? Как наладить отношения и вернуть его привязанность?

Другая молодая мама решила поехать отдыхать на море, а дочку, которой было год и 3 месяца, отвезла к своим родителям в другой город. Когда она вернулась за ребенком, девочка сначала не обращала на нее внимания, а затем стала проявлять чрезмерную требовательность, прилипчивость, буквально не отпускала маму от себя. Малышка должна была все время видеть маму, прикасаться к ней. Она постоянно просилась на руки, часто плакала и не хотела заниматься чем-либо самостоятельно. Это очень осложнило жизнь в семье и озадачило родителей. Почему так изменилось поведение прежде спокойного и жизнерадостного ребенка и что же теперь делать?

Психологам хорошо знают, что означает для маленького ребенка разлука с матерью. Дело в том, что, начиная со второго полугодия жизни, у младенцев начинает проявляться привязанность к близким людям, прежде всего к матери. Это проявляется в том, что именно в присутствии мамы малыш чувствует себя в безопасности, испытывает эмоциональное благополучие, с интересом исследует окружающий мир. А если, что-то случится ( например, упадет и ушибет ножку) именно к маме он обращается за утешением и именно мама может легче, чем другие близкие утешить и успокоить ребенка. Понятно, что сформировавшаяся в конце первого года жизни эмоциональная привязанность к матери, имеет для ребенка важное значение. Поэтому разлука с матерью означает для него нарушение эмоциональной связи и переживается как страдание, связанное с утратой матери.

Психологи наблюдали, как изменяется поведение уже начавших ходить малышей в больнице. У всех этих детей были хорошие взаимоотношения со своими матерями, и они никогда прежде с ними не разлучались. Оказавшись в больничных условиях в незнакомой обстановке с незнакомыми людьми все дети проявляли одинаковое поведение. Вначале со слезами и гневом ребенок требует возвращения матери и надеется, что ему удастся ее вернуть. Это фаза протеста, и она может длиться несколько дней. Позднее он становится тише, но все еще жаждет скорейшего возвращения мамы. Однако, постепенно его надежда угасает и наступает фаза отчаяния. Часто эти фазы чередуются: надежда сменяется отчаянием, а отчаяние – новой надеждой. В конечном счете происходят более серьезные изменения. Малыш кажется забывшим свою мать, так что когда она к нему приходит, может казаться, что он ее не узнает. Это третья фаза – фаза отчуждения. При этом на всем протяжении разлуки с матерью малыш склонен к вспышкам раздражения. Он плачет и кричит часто без всякого повода.

После возвращения домой и воссоединения с мамой в поведении детей также отмечалось много сходного. Так в течение нескольких дней малыш оставался как бы не восприимчивым, отчужденным (не стремился к общению с мамой), но и нетребовательным. Когда, наконец, он начинает вступать в интенсивное взаимодействие с мамой, ярко проявляется двойственность его чувств по отношению к ней. С одной стороны малыш постоянно стремится находиться возле мамы, буквально цепляется за нее, не отпускает от себя ни на шаг. А с другой стороны он гневно протестует, когда мама его покидает даже на короткое время, а при встрече с ней вместо радости выражает свое недовольство, упрекая мать за то, что она его покинула. Такое поведение малыша может длиться неделями и даже месяцами.

Конечно, наблюдения психологов за поведением детей в больнице при разлуке с матерью можно рассматривать как крайний вариант. Однако в жизни нередки случаи, когда маме нужно уехать, а малыша отправляют к не очень хорошо знакомым ему родственникам в другой город, или бабушка и дедушка (которые видят ребенка не слишком часто) берут его к себе на время отсутствия матери, или малыша оставляют дома, но приглашают незнакомую няню. В любом случае в новой для малыша ситуации присутствуют такие факторы риска как: разлука с матерью, незнакомая обстановка, незнакомые люди. У малыша подобные перемены, (не говоря уже о разлуке с матерью), могут вызвать эмоциональное напряжение, тревогу, стресс.

В несколько лучшем положении оказываются дети, проживающие в большой семье. Обычно, когда в семье есть папа, бабушка и дедушка, которые постоянно общаются с малышом, проблема отсутствия мамы не стоит так остро. Дело в том, что у ребенка формируется привязанность и к другим членам семьи. Поэтому он с большей легкостью "отпускает" маму, вполне удовлетворяясь наличием других близких людей. Но встречаются такие малыши, которые очень чутко относятся к присутствию мамы. Без нее они начинают капризничать, отказываются от еды, не засыпают или становятся скучными, безрадостными. Иногда родственники даже думают, что малыш заболел. Но стоит маме вернуться – ребенок быстро успокаивается, все "боли" проходят. Как ни странно, мало кто связывает такое поведение ребенка с отсутствием матери. Что же следует предпринимать в случае, если маме нужно уйти на какое-то время или уехать отдыхать?

Рассмотрим ситуацию, когда маме нужно уйти из дома на несколько часов. Прежде всего желательно, чтобы родственники или знакомые, которые согласились помочь маме и побыть в ее отсутствие с ребенком, включились в общение с ним еще до того, как она собралась уходить, особенно, если это незнакомые или мало знакомые ребенку люди. Мама должна их "представить" малышу, т.е. вместе с "нянькой" поиграть с ним, предложить посидеть на руках взрослого в ее присутствии. Завоевав расположение ребенка, пришедший должен познакомиться с режимом малыша. Хорошо, если он включится в кормление или переодевание еще при маме и вместе с ней, чтобы узнать, как это проделывается. Если ребенок не почувствует особой разницы в знакомых и привычных процедурах, он не будет протестовать против того, что их проводит не мама, а кто-то другой. То же касается и укладывания спать. Некоторые дети безразличны к процедуре укладывания спать, другие никак не могут уснуть. Если что-то делается не так, как при маме. Одни нуждаются в укачивании, другие привыкли засыпать на руках, третьи – обязательно с соской и т.д. Кто-то засыпает со светом, кто-то без, один – под звуки колыбельной, другой – в полной тишине. Оставшиеся с малышом взрослые могут осуждать "причуды" ребенка и маму, которая "избаловала" его. Но они должны постараться, если уж согласились помочь, не "воспитывать" в этот момент ребенка и не делать все по-своему, иначе малыш растревожится, время отсутствия мамы пройдет в слезах и в другой раз никто не захочет, чтобы мама ушла, - ни ребенок, ни помощник, ни сама мама.

Родственникам, которые остаются с малышом в отсутствие матери полезно знать, что часто различные "ритуалы" в режимных моментах создаются не по прихоти мамы или ребенка. Некоторые ослабленные малыши плохо засыпают из-за особенностей центральной нервной системы и, будучи не в состоянии уснуть самостоятельно, нуждаются в "помощи".

То же, хотя и в меньшей степени, касается кормления, купания, переодевания и других процедур. Лучше, если пришедшие взрослые подробно ознакомятся с тем, как это делает мама. Желательно знать и привычные игры ребенка. Хорошо, если мама расскажет, какие игрушки ребенок любит больше всего, какие игры предпочитает. Но может получиться и так, что малыш не захочет играть с посторонним или знакомым взрослым в "мамину" игру. Тогда не навязывайте ему ее, а предложите что-то похожее или какое-то другое, не менее интересное занятие. Некоторые малыши любят с каждым взрослым заниматься чем-то своим. С мамой – играть в одни игры, с папой – в другие, с дедушкой, например "петь", а с бабушкой – "готовить обед". Возможно, что с новым человеком ребенок займется чем-то новым. Главное, чтобы он стремился найти взаимопонимание с ребенком, используя разные варианты.

Если вы остаетесь с ребенком и вам удастся с ним подружиться во время совместной игры, он с у довольствием позволит Вам и покормить себя и даже уложить спать, особенно если Вы все будете делать так, как его мама. Если же малыш не обнаружит приверженности к "ритуалам", можете спокойно все делать по-своему, новый опыт тоже полезен для ребенка.

Давайте рассмотрим типичные "ошибки", которые совершают взрослые в ситуации, когда маме нужно отлучиться не надолго ( в магазин, к врачу, в кино, в гости). Первый пример касается ситуации, когда мама уходит сразу, как только пришел "сменщик". В этом случае, как правило, малыш начинает волноваться и расстраиваться, еще до ухода мамы, наблюдая, как она одевается перед выходом и берет сумку. С расстроенным малышом очень трудно наладить контакт, вступить в общение, поиграть. Время без мамы проходит в слезах и негативных переживаниях. Всего этого можно было бы легко избежать при условии, что оставшийся с малышом взрослый пришел заранее, успел познакомиться с ребенком и завоевать его расположение, наладить общение и взаимодействие.

Другой типичный пример касается прогулки. Мама "укачала" малыша, он спокойно спит в колясочке на улице. В это время мама отлучается в магазин и оставляет малыша с бабушкой ( которая навещает ребенка раз в неделю). Проснувшись, малыш вместо мамы видит бабушку, удивляется и энергично протестует. Если он еще и недоспал, или его что-то беспокоит, - то так раскричится, что придется срочно прервать прогулку и идти домой. Подобная ситуация может стать серьезным испытанием не только для малыша, но и для бабушки. Поэтому помните, если вы хотите оставить малыша с кем-то во время прогулки, то сначала вместе с "няней" соберите его на прогулку и убедитесь, что у этого человека есть хороший контакт с ребенком. Ведь бывают случаи, когда малыш, которого мама во время сна оставила с малознакомым человеком, в дальнейшем буквально боялся ложиться спать, опасаясь, что мама его покинет как только он заснет.

О чем нужно побеспокоиться и какие предостережения принять, в случае долговременной разлуки с ребенком, например, если мама уезжает отдыхать.

Прежде всего, нельзя оставлять малыша с незнакомой няней, отвозить его к родственникам в другой город или другой дом, где ребенок никогда раньше не бывал и сразу расставаться с ним. Следует сначала познакомить малыша с новыми людьми, новой обстановкой, и лишь убедившись, что ребенок освоился в новых обстоятельствах, установил хорошие взаимоотношения с теми, кто будет за ним ухаживать во время вашего отсутствия, можно спокойно уезжать и оставлять малыша. Возможно, на это понадобится неделя или две. За это время близкие ( или няня) научатся приемам ухода за малышом, будут понимать его язык, то как он выражает свои желания и потребности, узнают его особенности, например, как его лучше укладывать спать, во что он любит играть, какие игрушки предпочитает. В этот период мама может оставлять малыша с кем-то из близких и отлучаться сначала на короткое время (30 мин – час), а затем постепенно увеличивать интервал до нескольких часов, приучая малыша оставаться на попечении других людей. Пусть они пробуют его кормить, переодевать, укладывать спать, гуляют с ним. Очень важно, чтобы взаимоотношения малыша с другими близкими людьми в мамино отсутствие были эмоционально насыщены, содержательны, чтобы качество общения и взаимодействия не снижалось по сравнению с теми отношениями, которые сложились у ребенка с матерью.

Конечно же все дети, начиная с 7-ми месячного возраста в той или иной степени реагируют на долговременную разлуку с матерью. Особенно чувствительны к ней малыши второго года жизни. Даже в случае, когда ребенок растет в большой семье и за ним помимо мамы систематически ухаживает бабушка, он будет страдать от отсутствия мамы. Это может проявляться в беспокойстве, плаксивости, раздражительности, нарушении аппетита и сна. Время от времени он будет звать маму, ждать ее у двери или окна, искать на улице. Часто взрослые стараются из лучших побуждений урезонить малыша, говоря, что он уже большой, а маме нужно отдохнуть. Но не надо недооценивать всю сложность реакций маленького ребенка. В разлуке с мамой малыш нуждается в терпеливом понимании и теплом отношении, которые помогут ему справиться со стрессом. Фактически, реакция маленького ребенка на разлуку является прототипом его поведения в последующей жизни. Эта реакция предвосхищает ту бурю чувств, которая охватывает подростка при расставании с первой любовью, и , горе, которое приходится переживать взрослому в случае смерти своего супруга или ребенка. Поэтому малышу, переживающему разлуку с мамой необходимо помочь проработать его эмоциональные реакции, чтобы впоследствии легче справляться с теми расставаниями, которые будут неизбежно случаться на протяжении жизни.

После своего возвращения мама должна быть готова к тому, что малыш будет вести себя иначе, чем до ее отъезда. Скорее всего, увидев маму, он не побежит к ней с радостной улыбкой, а будет присматриваться и смущаться. Через некоторое время ребенок станет более отзывчивым, начнет активно общаться с мамой, проявлять свою любовь к ней. Однако вскоре мама заметит, что он как будто намного сильнее проявляет свою привязанность, чем это было до разлуки. Малыш буквально цепляется за мать, начинает плакать, даже если она выходит в соседнюю комнату или туалет. Дальнейшее поведение ребенка зависит от реакции матери. Нередко возникает конфликт: ребенок требует постоянного присутствия своей матери, а она отказывает ему в этом. Такой отказ быстро вызывает негативное и враждебное поведения со стороны ребенка, и он еще больше испытывает ее терпение своей требовательностью. Единственный выход из создавшегося положения – терпеливо с пониманием отнестись к проявлениям малыша и постараться вновь наладить позитивные эмоциональные взаимоотношения. Для этого полезно во взаимодействии с ребенком поддерживать его инициативу, активность, самостоятельность, использовать поощрение и похвалу, адресованные как действиям ребенка, так и его личности. Почаще берите малыша на руки, говорите ему какой он хороший, как вы его любите. Скоро ребенок вновь обретет уверенность в вашей любви и преданности, а его поведение станет таким же как прежде.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру