Разные младенцы

Третий-четвертый месяц

Вашему малышу пошел третий месяц. В этом возрасте дети растут и развиваются очень быстро, и разные младенцы могут сильно отличаться друг от друга по темпам развития. Это зависит от многих факторов: наследственных особенностей, наличия или отсутствия болезней, условий воспитания. Поэтому не существует одинаковых для всех детей показателей развития на одном и том же коротком временном интервале, можно говорить лишь о характерных особенностях, свойственных младенцам в середине первого полугодия жизни. На этом основании в данной статье мы предпочли объединить третий и четвертый месяц жизни.

Физическое развитие
В течение первых трех месяцев ребенок все лучше удерживает головку и к 3 месяцам достаточно хорошо может удерживать в вертикальном положении на руках у взрослого. В этот же период он пытается поднимать голову и тогда, когда лежит на спине. В позе на спине младенец может свободно двигать руками и ногами, поворачивать голову в обе стороны. Как и раньше, ребенка следует время от времени выкладывать на живот, это даст ему возможность упражняться в поднимании головки и контролировать ее движение. Это также дает малышу возможность видеть предметы под разными углами зрения, а также те из них, которые раньше не попадали в поле его зрения.

Постепенно у младенца вырабатывается режим дня, примерно к 2,5-3 месяцам обычно устанавливается четкая последовательность: сон – кормление – бодрствование. В этом возрасте младенец обычно переходит на шестиразовое кормление с интервалом 3,5 часа Соблюдение режима дня полезно для младенца и удобно для мамы. Но не навязывайте ребенку строгое следование режиму. Старайтесь следовать за малышом, избирая гибкий график кормления, сна и бодрствования, помните: не ребенок для режима, а режим для ребенка! Если ребенок не может выдержать перерыва между кормлениями (шесть часов ночью и три часа днем) - покормите его. Возможно, что малыш проголодался раньше времени. Если младенец спит и пропускает обычное время кормления - не будите его, значит он достаточно наелся в предыдущее кормление. Если перерывы между кормлениями начинают постоянно уменьшаться - возможно, у Вас стало меньше молока. Попробуйте кормить из обеих грудей, а если этого не достаточно - пусть врач назначит малышу прикорм. Однако не следует переводить ребенка на меньшее количество кормлений без совета врача.

Необходимо создавать младенцу благоприятные условия для засыпания и глубокого сна: исключить громкую музыку, шум, перед ночным сном проветрить помещение, дневной сон приурочить к прогулке. Если малыш засыпает с трудом - предложите ему соску, покачайте, спойте колыбельную песенку, тем самым Вы облегчите ему засыпание. Если ребенок проснулся ночью и беспокоится, не разговаривайте с ним громко, не разгуливайте, не затевайте игру. Постарайтесь успокоить малыша, проверьте, сухой ли он, дайте попить водички, ласково погладьте, покачайте.

У большинства маленьких детей очень чувствительная кожа, и они не переносят мокрых пеленок. Такие малыши не могут находиться и в памперсах. Если ребенок плачет - в первую очередь, проверьте, сухой ли он.

Не прибегайте к тугому пеленанию младенца. Одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять его движений Он должен иметь возможность свободно менять позу, положение рук и ног.

Продолжайте ежедневно купать ребенка, стараясь при этом сделать процедуру купания максимально приятной для малыша, иначе он будет плакать и бояться воды. Имейте в виду, что ребенок может испугаться, если его резко опустить в воду или внезапно облить голову сильной струей воды. Погружайте малыша в воду постепенно, ласково разговаривайте с ним, комментируйте свои действия.
 
Ежедневно делайте с ребенком гимнастику, предварительно проконсультируйтесь с врачом о том, какие упражнения полезны именно для вашего малыша. Делая гимнастику, ни в коем случае не преодолевайте мышечное сопротивление при движении ручек и ножек ребенка, продолжайте делать упражнения, только если удается расслабить мышцы. Прекратите гимнастику, если малыш плачет.
 
Психическое развитие
Самое важное в сфере психического развития ребенка на 3-ем месяце овладение общением со взрослым. Малыш все более четко и точно воспринимает воздействия взрослого, уверенно отыскивает его взглядом, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на все большем расстоянии. Если на втором месяце у малыша появлялись разрозненные коммуникативные проявления – реакции на воздействия взрослого (взгляд, улыбка, элементы двигательного оживления, вокализации), то теперь они объединяются в единый комплекс поведения, получивший название "комплекс оживления".

С третьего месяца малыш начинает не только реагировать на воздействия взрослого, но и сам воздействовать на взрослого, побуждая его к контактам: адресоваться к нему, ожидать ответа на свои обращения, стремиться продлить контакт. Для этого он использует мимику, голосовые звуки, движения ручками и ножками.

Отражающаяся в комплексе оживления радость - это то своеобразное содержание, которое ребенок передает взрослому в процессе общения. О сформированности общения можно судить по следующим четырем признакам.

  • Взгляд в глаза взрослого. Он свидетельствует об активности ребенка, направленной на восприятие воздействий взрослого.
  • Ответная улыбка на обращения взрослого. Она представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие ребенка от общения.
  • Инициативные улыбки и двигательное оживление, сопровождаемые голосовыми звуками. Это попытки привлечь внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей.
  • Стремление продлить эмоциональный контакт со взрослым. (Например, если взрослый делает паузу в общении или отвлекается, малыш начинает более интенсивно двигаться, громче гулить, вскрикивать, иногда даже выражает недовольство хныканьем. Когда взрослый держит малыша на руках и разговаривает с ним, малыш затихает, прислушивается к словам взрослого, улыбается).

Если в поведении малыша отмечаются отдельные перечисленные признаки, то это свидетельствуют о том, что процесс общения пока находится на этапе своего становления. Когда же налицо одновременно все четыре признака - общение считается сложившимся. Как и в предыдущие месяцы, родители должны проявлять максимальную чуткость к малышу. Наблюдая у ребенка проявления комплекса оживления, знайте, что они адресованы Вам, что ребенок демонстрирует желание общаться. Обязательно отвечайте на его инициативу, подойдите, пообщайтесь с ним. Это поможет ему почувствовать себя любимым, научиться самому любить близких, стать инициативным, развить активный интерес к окружающему миру. Помните, что эмоциональное общение со взрослыми в первые месяцы жизни чрезвычайно важно и для развития будущей детской речи. Дети, с которыми родители мало разговаривают в первом полугодии жизни, значительно позже начинают говорить, чем их сверстники, не испытывающие дефицита общения в младенчестве.

Для развития у младенца общения придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • В периоды бодрствования сами инициируйте общение с ребенком: с улыбкой глядя в глаза, называйте его по имени, ласковыми прозвищами, побуждайте произносить звуки "а-гу", "га" и др.
  • Делайте паузы, предоставляя малышу возможность ответить на Ваше обращение улыбкой, оживленными движениями, гулением. Затем похвалите малыша: "Как ты хорошо улыбаешься, мой маленький! Как хорошо говоришь "агу"! И вновь побуждайте его к вокализациям. Чередуйте свои обращения с обращениями ребенка.
  • Старайтесь всегда откликаться на инициативные проявления ребенка - улыбку, гуление, двигательное оживление. Сразу подойдите к нему, поговорите, похвалите.
  • Не прерывайте общения резко, прежде чем отойти, переключите внимание ребенка на игрушку.
  • Общение с ребенком должно пронизывать все Ваше взаимодействие с ним. Комментируйте все свои действия во время кормления, переодевания, купания. Ваша речь должна быть адресована ребенку, отчетлива, выразительна.
  • Почаще берите ребенка на руки, ласкайте его, поглаживая по спинке, животику, ручкам, ножкам, нежно приговаривая.
  • Играйте в игры-забавы "Коза-коза", "Баран-баран", "Ку-ку" и др.

Старайтесь организовать свои домашние дела вблизи от ребенка, чтобы он мог Видеть и слышать Вас, наблюдать за Вашими действиями. Для этой цели, начиная с 3 месяцев, можно ненадолго помещать малыша в переносное креслице. Наклон спинки креслица должен быть таким, чтобы ребенок находился в положении полулежа. Чтобы малыш не выскользнул, его корпус перехватывается мягкими ремешками.

Другое важное направление в развитии ребенка на данном этапе – развитие любознательности. Ребенок начинает радоваться игрушкам, стремится обследовать новые предметы всеми доступными способами: рассмотреть, дотронуться, ощупать руками и ртом. К 3 – 4 месяцам он быстро вычленяет и с интересом рассматривает новые предметы, свободно наблюдает за движущимися в отдалении предметами, сосредоточенно рассматривает игрушку, переводя взгляд с одной ее детали на другую, ощупывает предмет, приложенный к ладони, захватывает вложенную в руку погремушку, толкает рукой или ногой находящуюся вблизи Неваляшку или мяч. Он активно рассматривает окружающую обстановку в новом помещении, протягивает руку к заинтересовавшей игрушке, пытаясь захватить ее.
 
Благодаря своей любознательности, ребенок учится познавать окружающий мир. Задача взрослых - создать благоприятные условия для проявления познавательной активности. Для этого желательно подобрать разнообразные игрушки:

  • Игрушки и предметы для рассматривания и наблюдения, которые подвешиваются или ставятся рядом с ребенком. Они должны быть разной формы, цвета, величины, фактуры (погремушки с разноцветными шариками, деталями различной формы, изображением животных, куколки, модули, Неваляшки, мягкие игрушки, блестящие предметы - колокольчики, елочные украшения и пр.
  • Игрушки для развития слухового восприятия (кроме погремушек и колокольчиков – резиновые игрушки-пищалки, музыкальные модули, бубенцы, дудочки).
  • Игрушки, которые можно толкать, отпихивать (надувные мячи, неваляшки и мягкие игрушки среднего размера).
  • Игрушки для хватания - легкие погремушки с шариком или ручкой, удобные для схватывания рукой.

 В периоды бодрствования подвешивайте в кроватку игрушки, музыкальные модули, ставьте большие игрушки рядом с ребенком. Предлагайте ребенку и маленькие игрушки. Сначала вкладывайте игрушку ему в руку, а затем протягивайте, чтобы малыш мог самостоятельно ее взять. Не забывайте менять игрушки по мере угасания интереса малыша к ним. Играйте с ребенком, показывая ему не только игрушки, но и разнообразные привлекательные предметы (зеркальце, бусы, часы и т.п.). Показывая ребенку игрушку, демонстрируйте все ее возможности, поворачивайте разными сторонами, потряхивайте, покачивайте.
 
Показывая игрушку, обязательно разговаривайте с малышом: привлекайте к ней его внимание "Посмотри, Анечка, какая погремушечка!". Спрашивайте: "Тебе нравится эта куколка?" Поддерживайте положительные эмоции ребенка, возникающие по поводу игрушек, стремитесь разделить радость малыша: пытайтесь встретиться с ним взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Это способствует развитию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.
 
Носите малыша по квартире, привлекайте его внимание к предметам интерьера; чутко реагируйте на интерес ребенка к чему-либо: предоставьте малышу возможность как следует рассмотреть заинтересовавший предмет, помогите дотянуться до него, потрогайте ручкой ребенка.
 
Заботясь о развитии ребенка, помните, что при взаимодействии с младенцем всегда необходимо подстраиваться к его интересу, учитывать его состояние, ведь излишняя стимуляция также вредна, как и ее недостаток. Следите, чтобы ребенок не переутомился: не включайте музыку и музыкальные модули надолго, не продолжайте игру, если малыш устал.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру