Малышка и книжка

Очень хочется, чтобы дети читали! Чтобы компьютеры и телевизоры не заслонили как потрепанные переплеты любимых книг еще из нашего детства, так и новые, пахнущие свежей типографской краской. Чтобы ребенок мог анализировать, думать, а порой и плакать над книгой. Как же воспитать настоящего читателя?

Новое поколение выбирает

У современных детей проблема чтения стоит довольно серьезно Психологи, родители и педагоги бьют тревогу дети и подростки не хотят читать!

Между тем, любовь к книге прививается с младых ногтей, и в возрасте года-полу-тора ребенок уже вполне может стать настоящим читателем, пока, разумеется, с вашей помощью. Как же подружить малышку с книжкой? Что и как читать самым маленьким, как помочь крохе полюбить удивительный мир книг?

Когда начинать?

Начать знакомство крохи с сокровищницей мировой литературы можно еще до рождения. Ведь сейчас уже ни для кого не секрет. что с 20-й недели внутриутробной жизни младенец способен слышать. Правда, будущие родители предпочитают слушать с малышом любимую музыку, нежели читать вслух. Но ребенку в материнской утробе необходимо слушать человеческую речь - и живую, обращенную к нему, и литературные тексты.

Когда я была беременна старшей дочкой, мы с мужем довольно много читали вслух Пушкина. Читали и потом - когда девочка уже родилась. И любопытно, что под знакомые стихи малышка быстрее успокаивалась, а в пять лет легко выучила длиннющую сказку о царе Салтане. Подчас казалось, что кроха вспоминает знакомый текст. Вполне вероятно, так оно и было.

Младшая же наша дочка, находясь у меня в животике, слышала столько детских стихов, сказок и песенок, которые мы читали и пели ее сестре, что здесь даже трудно определить ее предпочтения.

Для самых маленьких подойдут книжки из пластика и ткани, их можно даже купать, не то, что грызть... Прекрасно, если юный книголюб познакомится с разными фактурами: сейчас стали выпускать книжки с вклеенными кусочками ткани, меха, клеенки. Поводите пальчиками крохи по различным поверхностям, это поможет ему закрепить зрительные образы с помощью тактильных ощущений.

Примерно с полугода можно приобщать младенца и к настоящим книгам. Внимательно следите за реакцией малыша если книжка явно не вызывает у него интереса, лучше немного подождать. Малютка нескольких месяцев от роду вряд ли по-настоящему заинтересуется последними новинками детской литературы. Так что не спешите.

Как правило, книги начинают привлекать карапузов, едва перешагнувших годовалый рубеж.

Как читать самым маленьким?

Казалось бы, странный вопрос - бери и читай. Однако здесь есть свои секреты и особенности. Лучше, если на самых первых порах вы, как это ни парадоксально, вообще обойдетесь без чтения, ведь даже в простых текстах для малыша довольно много незнакомых слов.

Подчас родители жалуются, что ребенок не хочет слушать, когда ему читают, в нетерпении перелистывает страницу за страницей, а то и вовсе убегает. Не ругайте кроху за невнимательность и не заставляйте его во что бы то ни стало слушать ваше чтение. Вместо этого представьте себе, что вам читают текст на иностранном языке, который вы понимаете в лучшем случае на четверть. Хорошо, если в наборе незнакомых слов вам удастся хотя бы почувствовать некоторый ритм. Надолго ли хватит вашего терпения?

Так что не пытайтесь читать младенцу незнакомый текст, пусть даже короткий и стихотворный. Ваш первый комментарий должен быть примерно следующим.

"Посмотри, это собака. А это лошадка. А это кто? Это птичка" и т. д.

Постепенно комментарий может расширяться. Сначала скажите, кто изображен на картинке, потом — что он делает, после этого - какой он, где, с кем и т. д. Именно так строится наша речь, так слова соединяются в предложение.

Когда основные понятия "кто?" и "что делает?" будут усвоены, активно употребляйте предлоги - на, под, снизу, сверху, над, слева, справа и т. п. Все это поможет ребенку ориентироваться в пространстве как в реальном, так и в изображаемом и расширит его словарный запас.

Постепенно от комментариев можно переходить к "настоящему" тексту четверостишьям или коротким (в 2-3 предложения) подписям под картинками. Хороши в этом отношении сказки В. Сутеева (начать можно, например, с "Трех черных котят" или с "Цыпленка и Утенка"), английские стихи и песенки в переводе С. Маршака, "Цыпленок" К. Чуковского, бессмертные "Игрушки" А. Барто.

Прекрасно, если вы сможете сопровождать текст танцевальными движениями или простейшей пальчиковой гимнастикой ("Сорока-сорока", "Скок-поскок", "Аты-ба-ты" и т. д.)
У нас "хитом сезона" было следующее произведение:

Я на скрипочке играю -
Тили-ли, тили-ли.
(малыш держит в руках воображаемую скрипку и "играет" на ней.)
Пляшут зайки на лужайке –
Тили-ли да тили-ли.
("пляшет", вертит поднятыми ручками.)
А потом на барабане –
Бам-бам-бам, бам-бам-бам.
(ребенок стучит ладошками по какой нибудь поверхности.)
В страхе зайки разбежались по кустам!
(прячет лицо в ладошках.)

А, может, вы сами придумаете какие-нибудь танцевальные движения?

Старайтесь читать выразительно, пусть даже в сто первый раз. Не спешите, пусть ваша речь будет четкой и в то же время напевной, с яркими интонациями. Для ребенка это очень важно, ведь ему гораздо легче и приятнее воспринимать книжный мир не в виде монотонного бормотания, а через красочную жизнь различных персонажей.

Самое же главное - ваш эмоциональный настрой. Удивитесь вместе с крохой огромному жирафу, восхититесь пушистым котенком. Постарайтесь увидеть все это впервые, глазами малыша.

Но чтобы картинки вызывали ваше искреннее восхищение (а иначе нельзя - ведь дети тонко чувствуют фальшь), книги должны быть очень хорошего качества. И здесь мы подходим к сложной проблеме выбора детских книг. Казалось бы, сегодня прилавки магазинов завалены книжной продукцией — только покупай. Однако будьте внимательны!

Что читать малышам?

Старайтесь выбирать книги с качественным переплетом и твердыми картонными страницами, желательно ламинированными, ведь ребенок непременно захочет попробовать такую красоту на зуб.

Иллюстрации предпочтительнее крупные, яркие, но при этом без многочисленных мелких деталей, и уж, конечно, узнаваемые. Если вы сами сомневаетесь в том, кто изображен на картинке, - зайка, киска, а может быть, мышка, показывать такую книгу ребенку не стоит.

Хорошо, если вам удастся найти книги с изображением повседневных вещей, которые малыш видит вокруг себя. Дело в том, что как раз в возрасте года-полутора кроха учится соотносить изображение с реальным объектом. Чем ближе будет картинка к действительности, тем легче и скорее пройдет этот процес.

Согласитесь, довольно трудно соотнести реальную домашнюю кошку, которая мурлычет, ходит на четырех лапах и трется головой о ноги хозяйки, с неизвестным науке зверем в сарафане и кокошнике. Поэтому, какими бы умилительными и милыми ни казались вам подобные картинки, оставьте их на потом.

Рекомендую серию "Моя первая книжка", выпущенную издательством "Росмэн", куда вошли книги: "Слова", "Я учусь". "Техника", "Это я", "Животные", "Времена года", "Буквы", "Цифры". Это книжки небольшого формата (а значит, их удобно брать с собой в поездку, в поликлинику или на прогулку) с гладкими картонными страницами. На каждой странице – несколько тематически подобранных фотографий и подписи к ним.

Если эти или другие книги по каким-то причинам недоступны, их можно изготовить самим (я делала такие "пособия" для старшей дочки, когда в продаже было мало подобных материалов).

Для начала запаситесь старыми журналами, книжками, открытками, каталогами автомобилей, одежды и мебели. Вырежьте из них подходящие картинки и разложите по тематическим папкам интерьер, человек, животные, природа, времена года и т. п.

Эти картинки можно вклеивать в альбомы для рисования или использовать фотоальбомы. В каждый кармашек фотоальбома вложите карточку из белого картона размером 10х15 см. Теперь в прозрачный кармашек можно вставлять с обеих сторон картинки и менять их по своему усмотрению. Это даже удобнее, чем наклеивать в большой альбом. Картинки можно подписывать, а можно этого не делать - как вам больше нравится.

Кроме ярких иллюстраций и прочного переплета, в книжках есть содержание. Увы, зачастую оно оставляет желать лучшего. Перелистывая в магазине книгу, прочтите несколько "случайных" строк. Порой в детских текстах встречаются такие перлы, что желание знакомить малыша с литературой сразу пропадает.

Например, мне как-то попались на глаза следующие вирши:
Пошла коза на огород за листьями капустными.
Капусту козочка жует, а настроенье грустное.
Наверно, очень нелегко козе дается молоко

Или такие:
Почему собачка злая
Ходит, хвостиком виляя?
Или хвостик так обучен,
Или плохо он прикручен

Впечатляет, правда? Как говорится, без комментариев.

Иногда книжки попадают к нам в дом в виде подарков. И у дарителей не всегда есть возможность подробно изучить в магазине детскую литературу нередко на бегу хватается первая попавшаяся яркая книженция, которая потом торжественно вручается карапузу. В таком случае, прежде чем печатная продукция попадет в руки вашего чада, постарайтесь хотя бы бегло просмотреть ее.

Подчас картинки в книге неплохи, а вот содержание "хромает". В такой ситуации лучше вообще обойтись без чтения, ограничившись своими комментариями к рисункам. Будет неплохо, если вы наберете собственные комментарии на компьютере, распечатаете и приклеите внизу страницы. Дети очень ревностно относятся к точному воспроизведению текста, и, начав говорить, они непременно будут вас поправлять, если вы хоть чуть-чуть отклонитесь от оригинала. Так что комментарии желательно увековечить.

Выбирая книги для малыша, ориентируйтесь на классические детские произведения. Подойдут простые народные сказки: "Репка", "Колобок", "Теремок", "Курочка Ряба", "Маша и медведь", "Кот, петух и лиса", "Заюшкина избушка". Возможно, в порыве ностальгии вам захочется перечитать "Усатый-полосатый" или "Дом, который построил Джек" С. Маршака, стихи и сказки К. Чуковского ("Телефон", "Чудо-дерево", "Мойдодыр", "Бутерброд", "Слониха читает") и т. д.

Любимые книги зачитываются до дыр. Может случиться, что ребенок "западет" на 1-2 книжки и будет требовать читать их по 15 раз в день. Смиритесь. Чтобы прожить, прочувствовать тот или иной сюжет, детям необходимо прослушать его не раз и не два.

Отличный способ закрепить и по-новому увидеть знакомую сказку - показать ее в домашнем кукольном театре. У нас, например, сложилась такая традиция по воскресеньям вся семья собирается в импровизированном зрительном зале и каждый по очереди показывает всем остальным какую-нибудь сказку.

Экзамены отменяются!

У вас непременно возникнет желание проверить, что усвоил ребенок из ваших объяснений, запомнил ли он, где пресловутая киска, отличит ли он ее теперь от коровы.

По большей части это касается так называемой обучающей литературы: книг, предназначенных специально для изучения цвета, формы, размеров, противоположностей и п.р.

И каждой маме хочется блеснуть перед родными и знакомыми необычайной эрудицией своего крохи (особенно, если речь идет о первенце). Однако не злоупотребляйте ролью строгого экзаменатора! Вполне возможно, что ребенок не настроен отвечать вам, хотя он прекрасно знает, что от него требуют. Сейчас для него самое важное - впитывать максимальное количество информации о мире, а перерабатывать и анализировать ее он будет потом, когда придет время.

И вообще, старайтесь не нагружать малыша дидактической литературой. Сейчас он учится чувствовать, воспринимает образ в целом, а не отдельные его части. Поэтому если вы невзначай упомянете, что кубик, к которому тянется юный исследователь, желтого цвета, кроха скорее запомнит этот факт, чем, если вы целенаправленно будете "читать" с ним книги о различных цветах.

Вместо "экзаменов" попробуйте обсудить и вместе пересказать только что прочитанный текст. Принцип построения пересказа - точно такой же, как комментирование картинок. Сначала "кто здесь?" Это называние, самое первое речевое обобщение. Потом "что делает?" Если ребенок говорит еще не очень хорошо, не бойтесь лишний раз повторить ответ вместо него. Вскоре он повторит ваш ответ на своем "инопланетянском" языке или покажет пальчиком. И то, и другое — настоящее участие в разговоре!

Авторитет книги должен подкрепляться и в ролевых играх, которые малыш постепенно начинает осваивать. Пусть он "почитает" любимую книжку своим куклам, мишкам или зайчикам. А может быть, в роли благодарного слушателя выступит вернувшийся с работы пап? Обратите внимание, иногда в детском "чтении" можно услышать явный стихотворный ритм и мелькающие в нем знакомые слова. Это означает, что ребенок чувствует ритм речи и пытается его воспроизвести. Стремление "читать понарошку" следует всячески поддерживать, это очень важный момент.

Что новенького?

Нередко малыш готов сколько угодно слушать привычные рассказы по картинкам, но наотрез отказывается знакомиться с новыми книгами. Все очень просто: дети - величайшие в мире консерваторы, и любят то, что им хорошо знакомо. Значит, нужно помочь новым текстам войти в вашу повседневную жизнь. Заранее выучите несколько новых стихотворений, к которым вы собираетесь приобщить кроху, и читайте их наизусть во время купания, еды, прогулки и т. д. Если на заучивание стихов времени не хватает, можно распечатать небольшие тексты на принтере (или даже написать их от руки) и развесить по квартире. Тогда вы сможете читать, не отрываясь от домашних дел. После такой подготовки ребенку будет гораздо легче воспринимать текст в книге.

Можно заранее отметить карандашом основные моменты в тексте и начинать чтение с них, попутно объясняя и комментируя сюжет по картинке. Показывайте пальчиком малыша то, на что вы хотите обратить его внимание. Постепенно объем текста будет расширяться, и ребенок сможет с интересом его воспринимать. Если вы в первый и даже в пятый раз не доберетесь до конца - ничего страшного, когда-нибудь это все равно произойдет!

И, конечно, лучший способ познакомить кроху с новым текстом — игра. Показывая младенцу новую игрушку, прочтите о ней коротенькое стихотворенье. Неплохо устроить и простейшие инсценировки, в которых могут участвовать как игрушки, так и сам малыш. Поверьте, он с удовольствием изобразит качающегося бычка, готового вот-вот упасть с шаткой доски. Или пожалеет и "вылечит" мишку с оторванной лапой. Покажет, как плюшевый кот не поместился в игрушечный грузовик и перевернул его. Такое "театральное действо" поможет егозе на собственном опыте понять смысл стихотворения.

Постепенно юный читатель сам начнет принимать участие в процессе. Попробуйте, например, читая знакомое стихотворение, в конце строки перед последним словом сделать паузу. Вполне вероятно, ребенок легко закончит строчку. Начинать можно с самых простых, звукоподражательных стихов, Например:
Наши уточки с утра - КРЯ, КРЯ, КРЯ,
Наши гуси у пруда - ГА. ГА, ГА,
Наш индюк среди двора - БАЛ-БАЛ-ДА.
Наши гуленьки вверху - ГРУ-РУ-РУ.
Наши курочки в окно - КО-КО-КО.
А как Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет КУ-КА-РЕ-КУ!

Для приобщения малыша к миру книг очень важна общая атмосфера дома. Если ребенок видит, что мама не читает ничего, кроме журналов мод или сборника кулинарных рецептов, а папа все свободное время сидит перед телевизором или играет на компьютере, трудно представить, что крохе захочется взять в руки книгу. И уж тем более стать завзятым книголюбом. Так что начинаем, как обычно, с себя...

В то время, когда вы собираетесь почитать малышу книжку, необходимо выключить магнитофон и телевизор, чтобы они не отвлекали ребенка от процесса чтения. Исключением может стать разве что негромкая классическая музыка, специально подобранная заранее под сюжет книги.

А вот диафильмы, наоборот, помогут заинтересовать непоседливого читателя, Почему-то они пользуются неизменным успехом даже у самых искушенных в современной технике малышей.

Есть, правда, одна сложность: диапроекторы сейчас стали большой редкостью. Но если вам достался по наследству этот "волшебный фонарь", обязательно используйте его по назначению.

Сама атмосфера таинственного приготовления, белый экран и волшебный луч диапроектора настраивают ребенка на что-то необычное и увлекательное.

Кадры в диафильмах сменяются быстрее, чем страницы в книге, поэтому видео-ряд, подкрепляющий литературный текст, получается более живым и насыщенным. В отличие от настоящих мультфильмов, кадр диафильма можно рассматривать сколько угодно, регулируя скорость показа. Вполне возможно, что вскоре кроха и сам захочет прокомментировать "мультик на стене". Обязательно предоставьте ему такую возможность.

Будьте терпеливы и внимательны, и первые шаги в огромном мире художественной литературы ваш малыш сделает легко и с удовольствием.

И, поверьте, ваши сегодняшние усилия окупятся сторицей.

Журнал "Аистенок", июнь, 2005


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру