Математические «чудеса»

Придя в этот мир, ребенок ведет себя как великий исследователь. Каждый день он узнает что-то новое, ранее недоступное становится близким и понятным. Пожалуй, главной причиной, по которой малышей стоит знакомить с математикой, является то, что эта наука довольно успешно развивает умственные способности крохи. Сразу вспоминаются слова великого Ломоносова: "Математику уже затем учить стоит, что она ум в порядок приводит". Но всегда ли мы это делаем правильно?

На что способны чувства

Малышей не надо учить математике, они постигают ее сами, с помощью чувств. Важно вовремя заметить интерес и... поддержать игру, которую затеял ребенок.

Каждый из нас не раз наблюдал, как кроха, сидя на стульчике, бросает игрушку и внимательно наблюдает, где она приземлилась. Мама поднимает игрушку, отдает ее малышу и все повторяется. Ни маме, ни ребенку, конечно же, и в голову не приходит, что они занимаются математикой, на самом деле младенец получает представления о пространстве. Если игрушку можно прижать к себе, рассмотреть, попробовать на вкус - значит, она "близко". А когда она становится недоступной для всех вышеперечисленных операций - это значит "далеко". Чтобы отвлечь юного экспериментатора, мама прячется за занавеску и говорит: "Ку-ку". Малыш заворожено смотрит туда, откуда раздался голос, и радостно вскидывает ладошки при появлении матери.

При чем здесь тема нашего разговора, неужели и это имеет отношение к математике? Представьте себе, да! Играя с мамой в прятки или наблюдая за таинственным исчезновением цветка на подвижной ленточке игрушечного калейдоскопа, ребенок постигает закон постоянства объектов, согласно которому вещи не исчезают, когда мы перестаем их видеть, а остаются существовать там же, где были, - существовать без нас. Если понаблюдать за играми крохи, можно заметить, насколько серьезно он занят самообразованием, в том числе математическим. Вот он сосредоточенно собирает пирамидку - "выстраивает некую числовую последовательность", пытается разыскать среди игрушек кубики - "изучает множества". За что бы малыш ни взялся, все работает на развитие способности мыслить и постигать, в том числе абстрактные понятия, которыми так богата математика. А источником познания для маленького человечка является, как известно, чувственный опыт. Именно от него зависит способность логически мыслить и творить! Но почему же тогда не из всякого играющего младенца вырастает мыслитель и творец?

Готов ли малыш?

В раннем возрасте существуют фазы, когда определенные виды человеческой деятельности даются наиболее легко. Так, родной язык продуктивнее всего учить до 3 лет, занятия музыкой начинать с 4 до 8, а "окошко" в мир математических премудростей открывается примерно с 1,5 лет. В этом возрасте положительные эмоции, полученные в младенчестве, преобразуются в рациональные действия и логическое мышление.

Подросший малыш ГОТОВ "обучаться" математике. И, как показывает практика, чаще всего его почему-то начинают учить считать. Но это не МАТЕМАТИКА! Это всего лишь АРИФМЕТИКА, и странно, что родители, да и некоторые педагоги так называемых школ раннего развития подчас забывают, что сия многогранная наука включает множество разделов. К тому же именно счету 1,5-годовалых детишек учить не стоит!

Развивайте то, что в данный момент действительно интересует ребенка. А ему сейчас интересно сравнивать предметы и находить в них различия, иными словами, разбираться в их свойствах и признаках, он с удовольствием играет в игры-классификаторы. Расскажите крохе сказку о стране разноцветных мышек, в которую однажды забрел кот, и попросите помочь желтым мышкам спрятаться от непрошеного гостя в желтый домик, а красным - в красный. Вы увидите, с каким интересом малыш вовлечется в игру! Продолжая изо дня в день сказку о разноцветной стране и ее обитателях, в числе которых будут появляться все новые игрушки и персонажи, вы научите ребенка объединять и классифицировать предметы по заданным признакам. Поверьте, овладение этими навыками на данном этапе куда важнее азов арифметики.

Арифметика по-...

Уметь считать полезно, не спорю. Но что в этом возрасте подразумевает данное умение? Представьте себя на месте малыша и попробуйте научиться считать, скажем, по-японски! Для начала выучите названия первых десяти чисел: ити, ни, сан, си, го, року, сити, хати, ку, дзю. Интересно, сколько времени вам на это потребовалось? А теперь попробуйте посчитать в обратном направлении. Если и этот этап освоен, а числа прочно отложились у вас в голове, начнем вычислять. Попробуйте без запинки и, по возможности, не переводя даже в уме на русский язык, ответить: сколько будет к го |прибавить ку? От сити отнять ити? Си поделить на ни? А напоследок решим задачу: мама купила го яблок, дала брату и сестре по ни яблок; сколько яблок у нее осталось? Если после месяца активных тренировок вы освоите эту нелегкую науку и научитесь беглому счету в пределах дзю, вас можно поздравить: вы обладаете превосходной механической памятью. Но это очень мало связано с интеллектуальными способностями. К тому же до трех лет внимание ребенка фиксируется исключительно на количественной характеристике чисел (пять - это пять яблок, пальцев, карандашей), что впоследствии может затруднить формирование абстрактной идеи числа. Поэтому отложите арифметику на год-другой и займитесь... приготовлением игрушечного обеда!

О лишних морковках и голодных зайцах

Если вы всерьез надумали познакомить кроху с числом и счетом, начинать следует с множеств и их отношений (больше, меньше, столько же и т.д.). Чтобы сделать эти отношения очевидными, вам предстоит нелегкая работа, а ребенку любопытная игра. Выложите перед малышом в ряд изображения нескольких зайцев и попросите дать каждому по морковке. Положив возле каждого зайчика по любимому овощу, спросите малыша, чего больше - зайцев или морковок. Кроха с недоумением ответит, что их одинаково ("Это же видно!"). Однако если вы оставите морковки на месте, а зайцев раздвинете так, что их ряд станет длиннее, ребенок тотчас скажет, что морковок на всех не хватит, кто-то останется голодным. Маленькие дети не понимают того, что нам с вами кажется очевидным, - если предметы переставить или переместить, их количество не изменится. Данную особенность мышления малышей установил в своих опытах великий швейцарский психолог Жан Пиаже. Кстати, "окошки", о которых мы говорили выше, открыл тоже он.

Итак, кроха утверждает, что часть зайцев голодна. "Отправим" их в лес - пусть едят заячью капусту. Вновь раздвиньте пошире ряд длинноухих и задайте тот же вопрос. Как и в предыдущем случае, кого-то из зайцев придется отправить на подножный корм. В конце концов претендентами на всю морковь останутся лишь два зайца. Вот здесь-то малыш и начнет ДУМАТЬ: как же так получилось, что морковок оказалось больше. Не спешите объяснять, в чем противоречие, - ребенку вашей логики не понять. Пусть на решение этой задачи (с разными героями) уйдет не один месяц. И как только кроха поймет и осознает, что "для каждого зайца найдется своя морковка", можно учиться считать! Гарантирую, с такой готовностью каждый предмет будет посчитан единожды, а не назван хоть и по порядку, но двумя-тремя числами к ряду.

Чем отличается тарелка от чайника?

Малышам, кстати, более интересна геометрия, потому что гармония линий и фигур хорошо видна, при желании ее можно пощупать пальчиками. Гармонию чисел увидеть тяжело, ее скорее можно почувствовать при условии хорошего владения счетом. Но не ограничивайте познания ребенка знакомством с простейшими геометрическими фигурами, причем нарисованными определенным образом. Процесс поиска различий между кругом и квадратом ничем не отличается от подобной сравнительной операции с тарелкой и чайником. На что очень важно обратить внимание, - так это действия, которые можно совершать с фигурами. Для этой цели как нельзя лучше подходят различные игровые коврики с фигурками. Изменяя положение фигуры в пространстве и свободно перемещаясь вокруг нее, малыш однажды (далеко не сразу, запаситесь терпением!) сделает открытие, что в результате поворота квадрат остается квадратом, а не превращается в обыкновенный четырехугольник. Подобные игры с перемещением, складыванием, уяснением логических взаимоотношений способствуют развитию воображения, творчества, а следовательно, и мышления.

Главное — это уши!

Разные авторы предлагали вам разобраться в различных методиках и разных подходах к обучению малышей математике, и вы наверняка выбрали то, что больше всего подходит вашему ребенку. Но каким бы ни был ваш выбор, какую бы систему вы ни предпочли, помните про уши своих чад: они даны не для того, чтобы за них тянули в надежде, что в год ребенок будет бегать, в два - говорить на трех языках, в три - решать задачки с параметрами. Если тянуть все время за уши, вырастают они, а не кроха! Уши даны для того, чтобы слушать поучительные сказки, веселые стихи и песенки и, конечно, мамин смех! Ведь жизнерадостная мама - это лучший учитель, с которым по зубам будет любая наука!

Журнал "Аистенок" № 5, 2005.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру