Как хорошо уметь читать

Раньше все было гораздо проще - был синий букварь с огромной оранжевой буквой "А" на обложке, и миллионы мальчиков и девочек (кто в три, кто в пять, кто в семь лет) осваивали по нему бессмертные тексты про маму, которая мыла раму. Но вот эти мальчики и девочки выросли, и сами стали родителями. И тут-то выяснилось, что времена изменились. И появилась масса способов, позволяющих научить ребенка читать. Карточки Домана, кубики Зайцева, шершавые буквы Марии Монтессори, метод Тюленева, обещающий научить "читать раньше, чем ходить"... Боясь "не успеть", молодые родители мечутся от одной методики к другой, от одного специалиста к другому. В методическом "компоте" вместе с взрослыми мечется и ребенок.

После трех уже поздно?

"Человек Читающий должен появляться раньше, чем Человек Прямоходящий", - заявил Павел Тюленев. "Позднее обучение чтению в возрасте 6 - 7 лет" он называет "катастрофой для любой семьи". Сильно, правда?

Глен Доман уверен: "Учить шестимесячного ребенка гораздо легче, чем годовалого, а годовалого - намного легче, чем шестилетнего!" В этом же русле Николай Зайцев констатирует: "Там, где работают по "Кубикам", уже не удивляются читающим трехлеткам и даже двухлеткам".

Раннее обучение чтению - для нас относительно ново. "Дальних" результатов пока нет, а вот первые тревожные ласточки уже стали появляться. Психологи говорят о том, что у детей, которых слишком рано начали учить читать, возникают проблемы в социальном развитии. Условно говоря, таким ребятишкам очень сложно вписаться в детский коллектив. И вовсе не потому, что они интеллектуально "выше" своих сверстников. А потому, что у них не сформированы навыки социализации. В то время когда они должны были сформироваться, мозг был занят другим делом: учился читать и писать. Удивлены и логопеды: дети, которых рано научили читать, оказывается, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в "правильные" сочетания, но не могут пересказать содержание прочитанного.

Конечно, во все времена были малыши, которые страшно хотели научиться читать и дотошно приставали к родителям: "А это что за буква?", "Мам, а как это слово читается?" В данном случае чтение было их собственной задачей и не мешало формированию других важных навыков.

Но сейчас родители, вдохновленные или, наоборот, испуганные слоганом: "После трех уже поздно", в той или иной форме стараются приобщить свое чадо к чтению как можно раньше.

Когда начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических признаков:

- Ребенок говорит предложениями.
Крайне опасно начинать обучение чтению, если кроха еще не разговаривает. У некоторых детей, которых учили читать, например, по кубикам Зайцева до того, как они начали говорить, наблюдалась задержка речевого развития. Вместо того чтобы участвовать в живом общении, эти малыши читали и писали с помощью кубиков.

- Достаточно развит фонематический слух.
Это означает, что ребенок слышит каждый звук в слове, легко отделяет его от соседнего, знает, из каких звуков состоит слово. Он легко может подобрать слово, которое начинается, допустим, с буквы К и заканчивается буквой А, выделяет общий звук в словах "кошка, шуба, мышь".

- У малыша не должно быть серьезных логопедических проблем.
Когда кроха не выговаривает половину алфавита, это, во-первых, нарушает фонематический слух, а во-вторых, мешает правильно читать.

- Сформирована пространственная ориентация.
Не вызывают сложностей понятия "право", "лево". Ведь читать ребенку придется непременно слева направо, а никак иначе. Когда пространственная ориентация хромает, ребятишки могут, к примеру, читать слово с той буквы, которая в данный момент им больше нравится, "зеркалят", путают верх и низ (например, Р и Ь) и т.д.

И хотя четких возрастных норм здесь нет, практика показывает, что обычно эти признаки появляются к пяти годам.

Есть и чисто психологические моменты. Знаменитый швейцарский психолог Жан Пиаже выделил несколько этапов в психологическом развитии ребенка:

- Сенсорно-моторный (от рождения до 2 лет). В этом периоде у малыша формируются физические ощущения, тактильная чувствительность.

- Образный (дооперациональный - от 2 до 7 лет). На первый план в этом периоде выходит символическая игра и освоение языка, формируется самооценка.

- Логический (период конкретных операций - от 7 до 11 - 13 лет). Ребенок учится сопоставлять факты, выстраивать логические умозаключения.

Очевидно, что чтение лучше всего осваивать в третьем периоде. И, во всяком случае. нельзя идти против природы - учить ребенка логическим операциям, если он не прошел стадию символической игры.

Какие бывают методики

Многочисленные методики обучения чтению можно условно разделить на несколько групп.

Азбуки

Здесь каждая буква подкреплена опорной мнемонической картинкой: А - аист, Б - барабан и т.д. Для запоминания букв этот метод неплох, но для чтения он не годится. Допустим, кроха усвоит, что М - это буква медведя, а А - буква аиста. Почему тогда из последовательного чередования медведей и аистов получается слово МАМА?

По этой же причине нельзя учить малыша названиям букв: "эм", "дэ", "эр" и т.д. Легко ли потом из сочетания "ка-эн-и-гэ-а" получить слово "книга"?

Буквари

Традиционный способ обучения чтению. Буквари могут различаться картинками и героями, однако общий принцип букваря заключается в том, что ребенок учится соединять отдельные звуки в слоги, а слоги - в слова. В букваре даются последовательные упражнения на различные сочетания согласного и гласного: ма-ам, мо-ом, му-ум и т.д.

Надо сказать, что это сочетание - изобретение далеко не наших дней. Раньше его называли складом, и дети специально заучивали наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА", "Веди" "Аз" есть "ВА"... Всего таких складов в русском языке насчитывается около двух сотен.

"Правильный" букварь не должен сначала представлять ребенку все буквы алфавита, а уж потом показывать, как они соединяются друг с другом. Гораздо лучше, если эти процессы идут параллельно, ведь даже из двух пар гласных и согласных можно "сложить" множество различных сочетаний. В этом "складывании" и заключается процесс чтения.

Удивительно, но большинство родителей и педагогов, попробовав по очереди все новомодные методики, так или иначе возвращаются к старому букварному принципу. Конечно, он не такой эффектный и легкий, зато дает возможность самому ребенку сделать очень важный шаг: соединить буквы в склад, а склады - в слова. Этот принцип идеально подходит для правшей с доминирующим левым полушарием (именно оно "отвечает" за аналитические навыки).

Кубики Зайцева

О них не слышал у нас только глухой. Петербургский педагог Н.А. Зайцев придумал поместить склады на кубики и таблицы.

Несмотря на невысокую стоимость исходных материалов, комплект из картонных разверсток для кубиков, учебного пособия, таблиц-плакатов и аудиокассеты стоит довольно дорого - в среднем около тысячи рублей. При этом их еще нужно склеить, заполнить разными наполнителями: деревянными палочками, металлическими крышечками (набор таких крышечек уже продается отдельно) или звенящими колокольчиками. Впрочем, есть и "готовый", склеенный комплект. Он, естественно, дороже, но для любимого чада ничего не жалко. За что же платит "продвинутый родитель"?

Плюс этой методики в том, что ребенок в игровой форме сразу запоминает склад, сочетание букв. Как и глобальное чтение, методика Зайцева больше подходит для левшей, которые легче воспринимают слово или склад целиком, а аналитические навыки - их ахиллесова пята. Рекомендуется она и детишкам с нарушениями в эмоциональной сфере, аутичными чертами характера.

Но, как это часто бывает, плюс в некоторых случаях становится минусом. Понять, как одна буква соединяется, сливается с другой - это значит сделать некое открытие. Зайцев лишает ребенка возможности самому прийти к этому открытию, сразу предлагая готовый склад. К чему это приводит? Логопеды и дефектологи говорят о том, что дети, выучившиеся читать "по Зайцеву", часто "проглатывают" окончания, не могут разобраться в составе слова (ведь они привыкли делить его исключительно на склады и никак иначе).

Н.А. Зайцев ставит своей задачей показать ребенку лишь те сочетания букв, которые принципиально возможны в русском языке. Так, например, в его системе нет сочетаний ШЫ или ЖЫ, не различаются по мягкости / твердости Ж и ЖЬ (нож и рожь), именно поэтому не существует маленького кубика ЖЮ-ЖЁ-ЖЯ-ЖЕ-ЖИ-ЖЬ. Есть лишь "башня" ЖУ-ЖО(ЖЁ)-ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж(ЖЬ). Но принцип этот проводится, увы, непоследовательно, хотя декларируется, что "науки и настоящего анализа, связи фонетики с грамматикой и орфографией в наших кубиках и таблицах больше, чем во всех вместе взятых школьных фонетических материалах" (цитата из "Учебника для родителей, воспитателей, учителей", с. 13).

Посмотрите, на всех кубиках есть сочетания согласного с гласной Э (БЭ, ВЭ, ГЭ и т.д.). В результате ребенок привыкает к этому сочетанию как к вполне возможному в языке. Между тем, подобное сочетание возможно лишь в очень немногочисленных исключениях. По системе Зайцева, сочетания твердых и мягких согласных со звуком [э] должны различаться на письме: ФЭ и ФЕ. Эти сочетания есть во всех кубиках, таблицах, пособии "Читай и пой". Вполне закономерно ребенок будет считать, что нужно писать кафэ и кофе. (На эту мысль меня натолкнул вопрос старшей дочери, которая выучилась читать "по Зайцеву": "Мама, а почему пишется кафе, раз у нас есть кубик ФЭ? Зачем тогда он нужен?")
И в самом деле, в русском языке почти нет слов, где буква Э пишется после согласного (кроме сэр, мэр, пэр, удэ, пленэр, хотя последнее слово в современной печати иногда пишется через е). Значит, каждое слово, в котором имеется сочетание твердого согласного со звуком [э], нам придется объяснять отдельно и пресекать попытки ребенка написать его через Э, а таких слов подавляющее большинство – купе, теннис, шоссе и т.д.

Метод целых слов

Автором данного метода является американский ученый Глен Доман. В своем Институте Развития Ребенка он проводил множество экспериментов, суть которых сводилась к следующему: младенцам, начиная с двухмесячного возраста (когда у них начинает фокусироваться взгляд), в быстром темпе показывали карточки, на которых были изображены слова и предложения. Во время показа педагог или мама читали надписи на карточках.

Сначала такие "уроки" длились 5 - 10 минут, постепенно их продолжительность увеличивалась. Таким образом ребенок запоминал слово целиком. Следует отметить, что методика строжайшим образом определяла размер букв, карточек, объем информации.

Многие родители, заразившись энтузиазмом Домана. с воодушевлением писали по ночам несметное количество карточек, а днем показывали их малышу.

Однако постепенно интерес к карточкам у ребенка угасал; пропадал и родительский энтузиазм, а в неудаче они винили только себя: отступили, дескать, от методических канонов.

Этот метод неплохо подходит для английского языка, где практически отсутствует категория склонения и спряжения, но весьма проблематичен для русского с его разветвленной и сложной системой окончаний. Если ребенок запомнил слово "стол", то форму "стола", "столом" и пр. придется запоминать отдельно.

Нередко дети в подобных случаях и вовсе игнорируют окончания, пытаясь произнести их наугад.

МИР Павла Тюленева

Эта методика заслуживает отдельного разговора. Ее автор считает, что складывать буквы в слова любой нормальный ребенок сможет уже к году, а бегло читать - к двум годам. Для этого МИР предлагает с рождения показывать малышу карточки с буквами, озвучивать их, не допуская, чтобы в поле зрения крохи попадали другие предметы. "Первым делом, - говорит г-н Тюленев, - буквы. Остальные игрушки - потом". Вы можете представить себе такую ситуацию для младенца? Лично я - нет.

Таким образом предлагается пропустить в развитии ребенка не одну, а сразу две стадии - сенсорно-моторную и образную. Что нам законы природы? Как говорила героиня одной детской сказки, "я издам новый закон природы". К сожалению или к счастью, это еще никому не удавалось.

"Это учеба и игра!"

Без игрового момента маленького ребенка нельзя научить чему бы то ни было. Если дошкольный педагог усаживает малышей за парты и ведет себя с ними, как школьная учительница, это плохой педагог. Хороший педагог придумает массу игр: то у него белочка кубик принесет, то он паровоз из букв построит вместе с детьми, то устроит магазин, где будут "продаваться" товары на определенную букву. Иначе ребенок и заниматься не будет - встанет и уйдет. Да и родители, развивающие свое сокровище по той или иной методике, твердо убеждены, что они играют с малышом. Однако это совсем не та игра, которая сейчас больше всего нужна крохе.

В возрасте от 2 до 6 - 7 лет ведущей деятельностью ребенка является ролевая игра.

Однако в действительности наши дети-дошкольники практически не знают традиционных игр и не умеют играть. Даже в то время, которое остается у них на свободную игру (в школе или в детском саду), они не разыгрывают обычных детских сценок типа "дочки-матери".

Воспитатели говорят, что во время так называемой "свободной игры" современные детишки больше возятся, толкаются, но не играют. В результате из жизни дошколят уходит игра, а вместе с ней - и детство. Посему, если вы решили обучать ребенка каким-либо интеллектуальным навыкам (и неважно, будете ли вы делать это сами или доверитесь специалисту), главная задача, чтобы обучение не заслоняло живую игру.

Легко ли учиться читать?

А помните ли вы, как сами учились читать? Лично я очень хорошо помню, как сидела с мамой на диване с тем самым синеньким букварем на коленях и, пыхтя от напряжения, складывала букву за буквой. Задача у меня была глобальная: прочитать большую книгу сказок народов СССР. Отчетливо помню, что было трудно, буквы ни за что не хотели складываться, а если и складывались, то так медленно и натужно, что до сказок было как до Северного Полюса.

Как хочется облегчить жизнь своего сокровища! Подтолкнуть, объяснить, придумать какой-нибудь хитрый способ, который позволит ему "взять и начать читать".

Однако, как показывает практика, самый лучший результат, которым ребенок будет по праву гордиться, возникает в том случае, если он сам приложит для этого достаточные усилия. В психологии это называется оптимальная фрустрация. Суть ее в том, что малышу должно быть немножко трудно (но не настолько, чтобы от бессилия он бросил дело), и он должен напрячься, чтобы преодолеть эту трудность. Ведь когда процесс обучения воспринимается только как приятное развлечение, которое устраивают родители или педагоги, ребенок привыкает к этому. А когда в школе приходится работать для получения нужного результата, это воспринимается как величайшая несправедливость.

И еще один момент. Дело в том, что все методики, о которых мы говорим, учат складывать буквы в слова. Но умение соединять буквы в слово отнюдь не означает умение читать! От этого умения до беглого чтения толстых книг огромная дистанция. И вот тут-то нет ни одной методики, которая позволила бы ее сократить. Только собственный труд, страница за страницей и книжка за книжкой могут приблизить неуклюжее "складывание" буковок в быстрый просмотр текста. И этот путь ребенок может пройти опять же только тогда, когда будет к нему готов. Я знаю немало примеров, когда малыши, умея читать с 2-  3 лет, по-настоящему зачитали только ближе к шести годам. Так стоит ли торопить события?

И напоследок небольшой тест, который поможет определить, пора ли обучать вашего ребенка чтению или пока лучше подождать. За каждый положительный ответ записывайте по очку.

1. Любит ли ваш малыш слушать сказки и рассказы?

2. Способен ли он их пересказать?

3. Возникает ли у него желание самостоятельно рассматривать книги?

4. Действительно ли содержание сказки интересует вашего ребенка больше, чем картинки в книге?

5. Знает ли ваш малыш буквы, просит ли научить его читать?

6. Имитирует ли он чтение всдух (раскрыв книгу на нужной странице, с выражением "читает" ее)?

7. Пытается ли ваш ребенок "писать" собственные книги, наклеивая в тетрадь картинки?

8. Когда вашему малышу читают взрослые, внимательно ли он слушает?

9. Аккуратно ли он хранит свои любимые книги?

10. Богатый ли у вашего крохи словарный запас?

11. Предпочитает ли он чтение книг просмотру телевизора?

12. Попросите ребенка подобрать слово, которое начинается с буквы, на которую заканчивается слово "стол". Получилось?

13. Если ваш малыш уже знаком с буквами, пытается ли он соединить их?

14. У вашего малыша нет логопедических проблем. Так ли это?

15. Спросите у ребенка, одинаковы ли слова ЖУК и ШУК. Различает ли он похожие звуки?

16. Говорит ли ваш малыш развернутыми предложениями?

17. С удовольствием ли он учится читать?

18. Знает ли он много стихов и песен?

Результаты теста:

От 0 до 5 очков
Если вашему малышу меньше 5 лет, у вас нет поводов для беспокойства. Однако с чтением торопиться не следует. Если же ребенок стоит на пороге школы, постарайтесь заинтересовать его процессом чтения. Выбирайте книги с крупным шрифтом, хорошими картинками и увлекательным содержанием. А, может, ему понравится книга про себя, любимого, иллюстрированная его собственными фотографиями?

От 6 до 12 очков
На сегодняшний день можно говорить о средних способностях вашего малыша к чтению. Возможно, интерес к книгам у него ситуативный, неустойчивый. Какие книжки окружают вашего малыша? Вызывают ли они желание познакомиться с ними поближе? Порой "настоящие, большие" книги пугают ребятишек своим объемом. Начните с небольших книжечек или журналов.

От 13 до 18 очков
Ваш ребенок полностью готов к обучению. Его интересует не только умение читать, "как взрослые", но и возможность самостоятельно узнавать много полезного и интересного из книг.

Журнал "Аистенок" № 5, 2005.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру