Учим играть детей раннего возраста

В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности ребенка, который возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществлять психологические замены реальных объектов. В исследованиях Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Е.В. Зворыгиной говорится об использовании игровых действий с игрушками, предметами-заместителями и воображаемыми предметами. Невозможно изучать психологические аспекты деятельности ребенка, не анализируя ее как деятельность личности (Д.Б. Богоявлянская, Т.Н. Овчинникова). Особый интерес представляют работы, изучающие проблемы интеллектуальной активности, в структуру которой входят как умственные способности, так и мотивационные факторы. Интеллектуальная инициатива ведет к установлению новых закономерностей. Уже в раннем детстве мы находим у детей творческие процессы, которые лучше всего выражаются в играх (Л.С. Выготский).

Для воспитателя руководство игрой является одним из наиболее сложных аспектов его работы. Он должен уметь руководить игрой, исходя из возможностей ребенка, не подавляя его инициативы, интересов. На наш взгляд, одним из наиболее эффективных методов руководства игрой является создание взрослым проблемной ситуации, с помощью которой игра усложняется. Исследования Н.А. Менчинской, А.М. Матюшкина показали преимущество метода проблемного обучения.

Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н.М. Аскариной, Ф.А. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой, Е.В. Зворыгиной и др., в которых помимо комплексного руководства игрой рассматривается также метод создания проблемных ситуаций. Однако в этих исследованиях не отражена последовательность применения усложняющихся проблемных ситуаций. На практике воспитатели и родители чаще используют метод прямых инструкций, тогда как дети могут в игре решать более сложные и интересные задачи.

В исследованиях Н.Н. Поддьякова отмечается, что ребенок присваивает себе знания, которые не всегда отчетливы и вполне правильны, однако именно они дают тот материал, который является основой активной деятельности. Подсказка взрослого в виде проблемной ситуации дает детям возможность активного поиска решения игровых проблем.

В этой связи большое значение приобретает классификация проблемных усложняющихся ситуаций. Здесь показателем трудности является степень обобщения, которую достигает ребенок

Нами разработана система постепенно усложняющихся словесных инструкций, игровых действий детей. На первом этапе даются прямые инструкции (например, "Дай кукле пить из чашки"), побуждающие ребенка к активной деятельности, продлевающие его игру. При этом сами игровые ситуации могут различаться по сложности. Наиболее простой можно считать ту, в которой предметы находятся рядом с ребенком. Например, он держит в руках куклу, чашка - рядом, на столике. Более сложная ситуация, когда игрушки нужно сначала найти. На этом же этапе дается прямая инструкция, которая усложняется за счет того, что в ней не раскрывается способ действий (например, "Дай кукле пить").

Однако, как показывает наше исследование, уже с 1 года 6 месяцев - 1 года - 7 месяцев дети в состоянии выполнить игровые действия с проблемной ситуацией, опираясь на собственный опыт. На этом этапе прямая инструкция (поручение) взрослого заменяется косвенной: "Кукла хочет пить". Ребенок слышит только названия действия и предмета. Особенно хорошо принимается такое поручение в том случае, если его нужно выполнить быстро. Например, "Кукла хочет пить. Скорей, скорей". Такие ситуации мы назвали напряженными.

Проблемные ситуации постепенно усложняются, решаются с использованием предметов-заместителей, воображаемых предметов: "Кукла грязная (мокрая, заболела, хочет кусочек яблочка), помоги ей". Их мы назвали простыми проблемными ситуациями. Наиболее сложными являются конфликтные ситуации, когда игровой персонаж не хочет что-либо делать, "плачет". Часто, не зная, как решить такую проблему, дети уходят от нее. Так, на обращение взрослого: "Кукла не хочет пить молочко - оно горячее", - Ксюша (2 года 6 месяцев) ответила: "Она хочет горячее". Иногда, используя опыт своих наблюдений, дети решали эти проблемы, Полина (2 года 9 месяцев), играя с куклой, уронила ее. После обращения воспитателя: "Она плачет", - подняла куклу, вытерла ей слезы. А потом взяла из игровой аптечки грушу для измерения давления, приложила ее к губам, как микрофон, и начала петь песню кукле. Артем (3 года) мял в руках игрушечного медведя. В ответ на слова взрослого: "Ему больно, он не хочет, чтобы его так мяли", - нашлепал медведя и погрозил ему пальчиком. Видимо, такой у ребенка жизненный опыт.

Анализ 112 игровых ситуаций, предложенных детям в возрасте от 1,5 до 3 лет в условиях детского сада, показал, что с возрастом возможности и формы руководства игрой усложняются.

Во втором полугодии (1 год 6 месяцев - 1 год 7 месяцев) в более чем 50% случаев дети предпочитают прямые инструкции при руководстве их игрой. Однако уже в этом возрасте они готовы принять напряженные проблемные ситуации. На третьем году жизни возможности ребенка возрастают, постепенно усложняются и проблемные ситуации, они уже требуют использования предметов-заместителей, воображаемых предметов. А во второй половине третьего года жизни дети начинают сами ставить перед собой проблемы и решать их либо самостоятельно, либо с помощью взрослого. Приведем примеры.

Тема (2 года 11 месяцев 12 дней) играет с куклой: прикладывает лист бумаги к ее спине. Воспитатель спрашивает у него: "Заболела?". Тема кивает. Берет карандаш, смотрит на него, как на градусник, говорит: "Высокая, пусть спит. Поеду на трамвае". Обращается к воспитателю: "Где билеты?". Сам берет листы бумаги, садится в игрушечную машину. Обращается к воспитателю: "Авария - надо красить". Карандашом водит по машине, как кистью: "Все, починил".

Света (2 года 10 месяцев 26 дней) варит кукле суп. Карандашом водит по шарикам (чистит картошку), сообщает: "Гнилые". Ставит кастрюлю с шариками на плиту. Кладет куклу в коляску: "Поеду гулять". Возит коляску. Обращается к воспитателю: "Суп убежал". Воспитатель советует; "Нужно огонь убавить". Света карандашом пробует суп. Воспитатель: "Соли мало?". Девочка карандашом из воздуха набирает соль и насыпает в кастрюлю. Обращается к воспитателю: "Нужно шить". Воспитатель дает воображаемую иглу. Света "берет" ее и делает движения, будто шьет: "Это шапку сшила".

Использование детьми предметов-заместителей в период от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев носит единичный характер. В игре трехлетних детей предметы-заместители становятся многофункциональными: один предмет-заместитель заменяет несколько предметов (палочка - нож, ложка, градусник, ручка, игла; цилиндр - мороженое, хлеб; бумага - полотенце, билет, рецепт, одеяло). Следует отметить, что уже к 2 годам предметы-заместители, используемые в игре, дети отыскивают по просьбе взрослого. Например, "Возьми ложку", - предлагает взрослый. Ребенок находит палочку, которой "ест" суп. В дальнейшем дети сами называют предметы-заместители и функции, которые те выполняют в игре. В этом же возрасте дети начинают использовать воображаемые предметы.

Таким образом, проблемное руководство игрой уже в раннем возрасте стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Журнал "Дошкольное воспитание"№ 4, 2005.


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру