Первая после Азбуки книга для чтения. Продолжение II

К.Д. Ушинский "Родное слово"

№ 5. Орудия труда и сбруя

Для чего человеку нужно трудиться?
С чего нужно начинать всякое доброе дело, работу?
Зачем человеку нужны орудия труда, инструменты?

Многие инструменты, изобретенные в древности,  сохранились до наших дней, многие изменились. Самыми главными орудиями труда были  орудия для возделывания земли, дающей человеку пропитание. Весной в деревне после общего молебна начинали пахать землю. В старину в народе обрабатывали землю сохой или плугом.  Они изготавливались из деревянного бруса с двумя рукоятками, внизу делались острые зубья. В соху или плуг запрягали лошадь. Она тащила  соху по полю, пахарь за рукоятки держал орудие и вдавливал в землю, а зубья сохи землю разрезали. Вспаханное поле удобряли навозом, который давала домашняя скотина. Чтобы разрыхлить крупные комья земли и перемешать с удобрением, поле боронили тяжелой рамой с острыми клиньями, бороной. После этого во вспаханную землю бросали освященные осенью, после праздника Успения Пресвятой Богородицы, семена и ждали урожая. Созревший хлеб убирали женщины, срезая серпом, кривым ножом, и связывали в снопы. Из них собирались копны: несколько снопов ставили вверх колосьями, чтобы до зерна не добрались грызуны, а сверху надевали сноп колосьями вниз, словно крышу. Это защищало копны от дождя. Такое нехитрое сооружение. Затем копны увозили с поля, обмолачивали цепами. Цеп представлял собой длинную деревянную ручку с коротким тяжелым деревянным бруском, билом,  прикрепленным к ручке с помощью кожаного ремня. Цепами били по снопам и выколачивали из них зерна. После этого зерно провеивали: широкими лопатами подбрасывали высоко в воздух, ветер выдувал легкую пыль, солому, а зерно падало на землю. Затем очищенное зерно засыпали для хранения  в сундуки, стоявшие в амбарах.

В конце июня начинался сенокос, крестьяне заготавливали сено для скотины. Праздник первого сенокоса отмечался торжественно, весь народ одевался в нарядные белые рубахи. Косить выходили рано, пока лежит роса и мокрые стебли травы легко срезаются.  Скошенное сено ворошили, сушили и складывали, потом метали стога. Метанием стогов занимались настоящие мастера: важно было сложить слои так, чтобы они не намокли под дождем. До середины своей высоты стог расширялся, а далее сужался, заострялся наподобие шатра или купола. Под конец его очесывали граблями.

При строительстве дома пользовались пилами. Ими пилили бревна, распиливали их на доски. С помощью топоров делали углубления в бревнах, а с помощью долото выдалбливали отверстия.

Рис. (обработка поля, жатва, обработка зерна – обмолачивание и провеивание; покос; постройка дома)

Какая  современная техника используется в земледелии? При заготовке сена?
Какие современные инструменты ты знаешь?

Прочитай ряд слов.

ОРУДИЯ: СОХА, ПЛУГ, БОРОНА, КОСА, СЕРП, ЦЕП, ГРАБЛИ, ТОПОР, ПИЛА, ДОЛОТО, МОЛОТОК, ШИЛО, ИГЛА, НОЖНИЦЫ, НОЖ.

Назови орудия, не указанные в книге.

Соха, сделанная из древесного сука, так и означает сук.
С помощью бороны на поле "боролись" с крупными комьями земли: их измельчали.
Слово коса  произошло от  древнеиндийского  касати - нож. А нож – это то, что вонзается, пронизывает, "проноживает".
Слово  лопата родственно слову лапа. Оказывается, копают землю, сгребают  снег "лапой". Выходит, слова  лопата  и лапоть тоже имеют дальнее родство.
Если долотом долбят, топором "топают", тяпают, оттяпывают, то что делают граблями, молотком, шилом? Гребут, молотят, шьют, прокалывают дырки для прошивания.

*   *   *

Лошадь – самый главный помощник крестьянина во всех его трудах.  Чтобы использовать ее для разнообразных работ, требовались приспособления для упряжи – сбруя. С малых лет крестьянские дети учились накидывать на голову лошади уздечку, надевать хомут, заводить лошадь в оглобли – длинные жерди, крепить их к хомуту, пристегивать дугу. Хомут  делался из кожи, он был мягким внутри, чтобы не натереть шею лошади. Хомут для волов, называвшийся ярмо или иго, делался из дерева. Если лошадь не запрягали в плуг или повозку, а отправлялись верхом, на нее надевали седло. А для гуляний запрягали тройку лошадей.

Рис. (запряженная  в телегу лошадь)

Прочитай ряд слов.

СБРУЯ: УЗДА, ШЛЕЯ, ХОМУТ, ИГО, ДУГА, ВОЖЖИ, ПОДПРУГА, ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК.

Слово сбруя родственно слову бороться. С кем борются, кого пытаются усмирить, заставить повиноваться? С лошадью.

Коротенькое слово узда скрыло в себе целых два: уста и вдеть.

Вожжи родственно современному слову  водитель. Что делают с помощью вожжей? Водят лошадь, управляют ею.

Что общего у подпруги с пружиной? Они удерживают что-то в нужном положении.

Слова иго и игла родственны. Интересно, что первоначально иглой называлась палочка, которой закрепляли иго, ярмо, на шее быка.

Найди слова, родственные слову седло. Сидеть, сиденье.

*   *   *

Прочитай слова и дай полный ответ, что это?

ШИЛО. НОЖ. ГРАБЛИ. САПОГИ. УЗДА. ПИЛА. ХОМУТ. ВОДА. ДУГА. НОЖНИЦЫ. ПОДПРУГА. ТОПОР. СЕДЛО. ЧЕРЕССЕДЕЛЬНИК. МОЛОТОК. СЕРП. ПОЯС. ГОРШОК. КОТЁЛ. ЦЕП. БОРОНА.

*   *   *

Прочитай пословицы и ответь на вопросы.

СОХА ДА БОРОНА САМИ НЕ БОГАТЫ, А ВЕСЬ МИР КОРМЯТ.

Что такое соха и борона?
Как они кормят весь мир?
Повтори пословицу.

БЕЗ ТОПОРА НЕ ПЛОТНИК, БЕЗ ИГЛЫ НЕ ПОРТНОЙ.

Что делает плотник?
Какой инструмент ему нужен для работы?
А что делает портной?
Какой инструмент нужен портному?
Правильно ли, что "без топора - не плотник, без иглы - не портной"?

НА ТАКОМ НОЖЕ ХОТЬ ВЕРХОМ, ДА ВСКАЧЬ.

Что такое нож? Для чего он нужен?
Чтобы справиться с  работой, каким должен быть нож?
А про какой нож сказано, что "на него хоть верхом, да вскачь"?

ГОТОВО! КОНИ НА КОЗЛАХ, ХОМУТЫ НА КУЧЕРАХ!

Что такое хомут?
Козлы – это сиденье для кучера, человека, управляющего лошадью.
На ком должны быть хомуты?
Кто должен быть на козлах?
Можно сказать, что дело "готово" или оно сделано "тяп-ляп"?

(Рисунок)
 
*   *   *

Прочитай загадки и угадай, что это.

ЗАГАДКИ.
1. ЛЕТЯТ ГУСЬКИ, ДУБОВЫ НОСКИ, ЛЕТЯТ — ГОВОРЯТ: "ТО-ТО МЫ, ТО-ТО МЫ".

(ЦЕПЫ)

Что делают цепами?
А почему они летают?
Из чего у них "носки"?
А что выражают слова "То-то мы"?
 

2. ТРАВЫ ПОЕМ, ЗУБЫ ВЫТУПЛЮ; ПЕСКУ ХВАЧУ, ОПЯТЬ НАТОЧУ.
(КОСА И ТОЧИЛЬНАЯ ЛОПАТКА, НАЖДАК).

Каким образом коса "ест" траву?
Чем наточат "зубы" косе?

3. ДВА КОЛЬЦА, ДВА КОНЦА, А ПОСЕРЕДИНЕ ГВОЗДИК.
(НОЖНИЦЫ)

Покажи на ножницах два кольца, два конца и гвоздик.

*   *   *

Прочитай побасенку.

ЛОШАДЬ И СОХА

ГОВОРИТ ЛОШАДЬ СОХЕ: "НАДОЕЛО МНЕ ТЕБЯ ТАСКАТЬ!" ОТВЕЧАЕТ СОХА ЛОШАЛИ: "А МНЕ НАДОЕЛО ТЕБЯ КОРМИТЬ".

Что такое соха?
Как ею работают?
Почему лошадь сказала сохе "Надоело мне тебя таскать?"
А что ответила соха?
Как соха кормит лошадь?
Перескажи подробно эту побасенку.

*   *   *

Прочитай народную песню.

ХОРОВОД

ЧИЖИК-ПЫЖИК У ВОРОТ,
ВОРОБЫШЕК МАЛЕНЬКИЙ!
АХ, БРАТЦЫ, МАЛО НАС;
ГОЛУБЧИКИ, НЕМНОЖКО!
В ХОРОВОДЕ ЛЮДЕЙ МАЛО,
ВЕСЕЛИТЬСЯ НЕ С КЕМ СТАЛО.
АХ, БРАТЦЫ, МАЛО НАС;
ГОЛУБЧИКИ, НЕМНОЖКО!
МАКСИМ, СУДАРЬ, ПОДИ К НАМ,
ЕГОРОВИЧ, ПРИСТУПИСЬ!
АХ, БРАТЦЫ, МАЛО НАС;
ГОЛУБЧИКИ, НЕМНОЖКО!

Когда поют эту песню?
Что делают люди: работают или отдыхают?

Рис. (хоровод)

№ 6. Здания, суда и экипажи

Зачем человек строит дома?

Раньше и в селе, и в городе обязательно была церковь. А вот жилые и хозяйственные постройки в селе отличались от городских зданий. Вдоль деревенских улиц тянулись бревенчатые избы. Сначала выбирали место для будущего дома и служили молебен, призывая благословение Божие на доброе дело, на строительство. Искусные мастера собирали всю постройку без единого гвоздя. Чтобы сберечь тепло, вход делали низким, и человек, входя в дом, невольно кланялся его обитателям. Окно, "око" дома, пропускавшее свет, в старину затягивалось рыбьим пузырем, промасленной тканью или слюдой. Снаружи окна украшались кружевной резьбой, наличниками –  ведь "лицо" дома должно быть красивым, нарядным.  Полы в избах были и земляные, и дощатые. Для обогрева дома складывали русские печи, в которых еще готовили еду, сушили  заготовки на зиму, лечились и даже мылись.

Самой главной частью дома был Красный угол с божницей для икон. Угол напротив печного устья назывался бабий кут. Здесь женщины занимались домашней работой, готовили пищу, хранили домашнюю утварь. Мужчины занимали конник – угол возле двери.

К избам  примыкали хозяйственные постройки. Гумно – это  место для просушки и обмолота снопов хлеба.   Рядом стояли амбары, в которых были устроены закрома, сусеки – сундуки  из прочных досок с крышками, богато расписанные, украшенные. Ведь в них ссыпали самую главную для крестьянина ценность – обмолоченное зерно, муку.  Орудия, упряжь, повозки  хранили в сараях. Скотину держали в хлеву, а в конюшне – коней. Обязательной постройкой была баня. Воду для мытья раньше нагревали простым способом: в бочку с водой бросали горячие камни. За околицей, подальше от всех построек устраивалась кузница, где кузнец подковывал лошадей, изготавливал хозяйственную утварь. Кузницу складывали из камней, чтобы не случилось пожара. На открытых местах, где дули постоянные ветры, строили ветряные мельницы. Там из зерна делали муку.  Крутящиеся от ветра лопасти вращали  механизм с жерновами – большими каменными кольцами. Эти  тяжелые, мощные кольца перетирали зерна в мелкий порошок, в муку.

Городские строения прошлых веков можно видеть и сегодня. Это каменные  дома в два-три этажа, украшенные лепниной, мозаикой, кирпичной кладкой. Барские особняки были устроены особым образом. Первый этаж занимала кухня, хозяйственные помещения и людская для прислуги. На втором этаже находились гостиная, танцевальные залы, кабинеты, спальни для хозяев. На третьем этаже в комнатах с низкими потолками, маленькими окнами обитали дети, бедные родственники, молодежь.

В городах строились отдельные здания для школ, гимназий, в которых было много просторных классов. Дворцы были собственностью царской семьи и людей из высших сословий. Множество богато украшенных залов предназначались для приема гостей, проведения важных церемоний, встреч, заседаний. И конечно же в городах  всегда выстраивались храмы, величественные соборы, вмещавшие много горожан.

Рис. (Село – двор с постройками, вдали мельница, кузница, храм; 
город – дворец, дома, улицы, церковь)

Какие современные здания ты знаешь?

Прочитай ряд слов.

ЗДАНИЯ: ЦЕРКОВЬ, ДВОРЕЦ, ШКОЛА, ДОМ, ИЗБА, САРАЙ, КОНЮШНЯ, АМБАР, ГУМНО, МЕЛЬНИЦА.

Какие еще здания ты знаешь?

В слове здание скрыто старославянское слово зьд – глина. Из чего строились древние здания? Из глины.

Слово церковь происходит от греческого слова Кириос - Господь. Значит, церковь – это дом Господень.

Дворец, первоначально означало дом.  А вот в Персии дворец назывался сараем.

Слово школа – от греческого схолэ, означавшего училище.

Изба раньше звучало истьба, от слова истопить, "истеплить". Что можно истопить в избе? Печь. Избой называли отапливаемое, теплое помещение.
Кого держат в конюшне? Коней.

Что мелют, измельчают, делают мелким на мельнице? Зерно. Как ты думаешь, что значит выражение "попасть меж двух жерновов"? Попасть в тяжелую, трудную ситуацию.

*   *   *

Для чего человеку нужно передвигаться по воде?

Первыми  широкими "дорогами" для людей были реки, водные просторы. Самым простым судном  является лодка. Первые лодки-долблёнки  делали из цельного ствола дерева: из него выдалбливали середину и обрабатывали снаружи. Чтобы отталкиваться от воды, люди изобрели весло, "везло", длинный шест с расширяющимся, как у лопаты, концом. Позже научились делать лодки  из специально выточенных изогнутых  досок. Их соединяли между собой, а швы смолили, чтобы дно не пропускало воду. Со временем суда стали совершенствоваться, люди изобрели парусные корабли. Вместо весел их гнал по водной поверхности ветер. Небольшими парусными судами были шлюпка и барка, на них перевозили грузы. Позже человек научился использовать силу пара. На корабле соорудили котел с водой, который постоянно нагревали. Пар, поднимавшийся из котла по специальным трубам,  стал крутить колесо с лопастями. Это колесо, подобно веслам, отталкивалось от воды и двигало пароход.

Рис.(пароход)
   
Какие современные суда ты знаешь?

Прочитай ряд слов.

СУДА: КОРАБЛЬ, ПАРАХОД, ШЛЮПКА, БАРКА, ЛОДКА.

Какие суда ты еще знаешь?

Слова судно и посуда родственны:  в норвежском языке  лодка так и означает: корыто.
С помощью чего движется пароход?


*   *   *

Зачем человеку нужен транспорт, средства передвижения?

Самым главным  средством передвижения по суше были экипажи, повозки, запряженные  лошадьми.  Повозки крепились с помощью оглоблей – длинных деревянных жердей –  к хомуту лошади. Телега представляла собой дощатую площадку в раме из жердей, установленную на колеса. Колеса, обода, не вытачивали, а гнули из дерева, предварительно вымочив его в воде. В центре колеса делалась ступица, насаживавшаяся на ось и державшая спицы. В дрожки, легкий открытый экипаж могли поместиться лишь два человека. Кибитка имела плетеный кузов, закрывавший седоков. А кареты, которыми пользовались городские состоятельные жители, царские особы,  представляли собой закрытый экипаж с дверями, имеющими застекленные окошки. Поднимались в карету по откидывающимся ступенькам. Внутри кареты устраивали сиденья, а стены утепляли, обивали  тканью. В дорогих каретах были даже печурки с дымоходом, отапливавшиеся углями. Управлял лошадьми кучер, сидевший на специальном сидении, на козлах.

Сани передвигались по снегу с помощью полозьев, круто загнутых спереди. На полозьях крепилась огромная плетеная корзина, куда клали грузы и усаживались люди.

Позже человек научился использовать, как и на пароходах, силу пара, который приводил в движение механизмы, вращавшие колеса. Так как паровозы были очень тяжелыми и увязали в земле, люди проложили железные дороги: деревянные шпалы и металлические рельсы. На рельсы установили паровоз с вагонами. Вагоны, в которых перевозили зерно, корма для животных – фураж, назывались фурами.

Рис.(экипажи)

Какие современные средства передвижения ты знаешь?

Прочитай ряд слов.

ЭКИПАЖИ: КАРЕТА, КОЛЯСКА, ДРОЖКИ, КИБИТКА, САНИ, ТЕЛЕГА, ВАГОН, ФУРА.

Назови не указанные в книге средства передвижения по суше.

Коляска - от слова колесо. Предок слова телега в тюркском языке тоже означал колесо.

А теперь самое удивительное: все следующие слова на разных языках означают телега, то есть колесные средства передвижения. Карета – от латинского каррус, как и  современные  автокары. Дрожки  – от слова дроги, простая телега. Кибитка, татарское кибет – крытая телега. Вагон – по-немецки тоже телега, тележка.

Сани колес не имеют. И означало это славянское слово –  змеи. Почему? Их  полозья ползут по снегу, как змеи. Звук с из слова сани передает шуршание при передвижении змеи.

*   *   *

Прочитай слова и дай полный ответ, что это?

ЦЕРКОВЬ. КОРАБЛЬ. ИЗБА. ШИЛО. САНИ. САРАФАН. ТЕЛЕГА. ЛОДКА. ДВОРЕЦ. МЕЛЬНИЦА. КОЛЯСКА. ГУМНО. СКАМЕЙКА. ЛИНЕЙКА. ЧУЛКИ. БАРКА. ВИНО. ШКОЛА. МЯЧ. НОЖ.

*   *   *

Прочитай пословицы и ответь на вопросы.

ТЯП ДА ЛЯП — НЕ ВЫЙДЕТ КОРАБЛЬ.

Какую работу называют "тяп да ляп"?
Что произойдет с  кораблем, если его делать "тяп-ляп"?

БЕЗ ЧЕТЫРЁХ УГЛОВ ДОМ НЕ СТРОИТСЯ.

Сколько стен у дома?
А сколько углов?
Можно ли  построить дом с одним, двумя, тремя   углами?

*   *   *

Прочитай загадку и угадай, что это.

ЗАГАДКА. ДВА БРАТЦА СПЕРЕДИ БЕГУТ; ДВА БРАТЦА СЗАДИ ДОГОНЯЮТ.
(ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА ПОВОЗКИ).

*   *   *

Прочитай прибаутку.

СБИЛ, СКОЛОТИЛ — ВОТ КОЛЕСО! СЕЛ ДА ПОЕХАЛ; АХ, ХОРОШО! ОГЛЯНУЛСЯ НАЗАД — ОДНИ СПИЦЫ ЛЕЖАТ.

Хорошо ли сделано колесо? Далеко ли уедешь с такой работой?

*   *   *

Прочитай сказку.

ТЕРЕМОК МЫШКИ

ЛЕЖИТ В ПОЛЕ ЛОШАДИНАЯ ГОЛОВА. ПРИБЕЖАЛА МЫШКА-НОРУШКА: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" НИКТО НЕ ОТЗЫВАЕТСЯ. ВОТ МЫШКА СТАЛА ЖИТЬ ДА ПОЖИВАТЬ В ЛОШАДИНОЙ ГОЛОВЕ.
ПРИШЛА ЛЯГУШКА-КВАКУШКА: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" — "Я, МЫШКА-НОРУШКА; А ТЫ КТО?" — "А Я ЛЯГУШКА-КВАКУШКА". — "СТУПАЙ КО МНЕ ЖИТЬ".
ПРЫГНУЛА ЛЯГУШКА В ТЕРЕМОК, И СТАЛИ С МЫШКОЙ ВДВОЁМ ЖИТЬ.
ПРИБЕЖАЛ ЗАЯЦ: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" — "Я, МЫШКА-НОРУШКА, ДА ЛЯГУШКА-КВАКУШКА; А ТЫ КТО?" — "А Я НА-ГОРЕ-УВЁРТЫШ". — "СТУПАЙ К НАМ".
СТАЛИ ЖИТЬ ВТРОЁМ.
ПРИБЕЖАЛА ЛИСИЧКА-СЕСТРИЧКА: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" — "Я, МЫШКА-НОРУШКА, ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, НА-ГОРЕ-УВЁРТЫШ; А ТЫ КТО?" — "А Я ВЕЗДЕ-ПОСКОКИШ". — "ИДИ К НАМ".
СТАЛИ ЧЕТВЕРО ЖИТЬ.
ПРИШЁЛ ВОЛК: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" — "Я, МЫШКА-НОРУШКА, ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, НА-ГОРЕ-УВЁРТЫШ, ВЕЗДЕ-ПОСКОКИШ; А ТЫ КТО?" — "А Я ИЗ-ЗА-КУСТОВ-ХВАТЫШ". — "ИДИ К НАМ".
СТАЛИ ПЯТЕРО ЖИТЬ.
ВОТ ПРИХОДИТ МЕДВЕДЬ: "ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК! КТО В ТЕРЕМЕ ЖИВЁТ?" — "Я, МЫШКА-НОРУШКА, ЛЯГУШКА-КВАКУШКА, НА-ГОРЕ-УВЁРТЫШ, ВЕЗДЕ-ПОСКОКИШ, ИЗ-ЗА-КУСТОВ-ХВАТЫШ; А ТЫ КТО?" — "А Я ВСЕХ-ВАС-ДАВИШ!"
СЕЛ МЕДВЕДЬ НА ЛОШАДИНУЮ ГОЛОВУ И РАЗДАВИЛ ВСЕХ.

Что такое теремок?
Кто нашел его в поле?
Кто еще захотел поселиться в теремке?
Дружно ли  жили звери?
Зачем  пришел медведь?


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру