Традиционное духовное воспитание детей. Урок 13

О восьмом члене Символа веры

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Господи благослови нас на добрый урок.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего яко Спаса родила еси душ наших.

Господь вознесся от нас на небо и сел справа (одесную) Бога Отца. Все народы, восплещите от радости руками, потому что Христос восшел туда, где бы прежде, т.е. на небо. Господь вознесся на небо для того, чтобы вместо Себя послать равного Себе — Утешителя Духа Святого [11, I, c.367-368]. Который утешил бы святых апостолов и всех истинных христиан в их печалях, бедах и гонениях. Господь наш Иисус Христос послал, согласно обещанию, в пятидесятый день после воскресения Своего из мертвых от Бога Отца Своего — Бога Духа Святаго — третье лицо Пресвятой Троицы [11, I, c.387].

Назовите мне имя первого лица Бога это... — Бог Отец; второго... — Бог Сын; третьего... — Бог Дух Святой.

Дух Святой есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын [28, c.543]. Поэтому мы называем его Господом Духом Святым. Так как Дух Святой есть истинный Бог — третье лицо Пресвятой Троицы, то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.

Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух никогда не разделяются, всегда вместе. Бог един. Как у солнышка всегда вместе круг, светлый луч и теплота. Солнышко одно, а у него три предмета: солнечный круг, светлый луч и теплота [10, c.581]. Бог един, а имеет три лица. В Святой Троице солнечный круг есть подобное Бога Отца. Как от солнечного круга происходит солнечный луч и солнечная теплота, так от Бога Отца рождается Сын и исходит Дух Святой. Теплота есть подобное Бога Духа Святаго. Не будет тепла, все замерзнет, как на северном полюсе. Тепло дает жизнь травке, цветочкам.Так и Дух Святой дает всему жизнь. Поэтому его называют животворящий Дух Святой. Вспомните, кто сотворил мир — Пресвятая Троица. Все три лица Ее участвовали в творении мира. Поэтому мы одинаково славим все три лица Пресвятой Троицы. Бог Сын вечно рождается от Бога Отца, как луч всегда рождается от солнца и никогда не отделяется. Бог Дух святой всегда исходит от Бога Отца — как тепло всегда исходит от Солнца. На кого нисходит Святой Дух, тот становится похожим на Бога. Чтобы человек стал похожим на Бога, Бог вдунул в лицо первого человека Адама свое Божественное дыхание, благодать Господа Бога Духа Святого. И стал человек с благодатью Духа Святого не похожим на неразумных животных, а похожим на Бога. Душа Адама стала совершенно во всем Богу подобной и такой, как Он, навеки бессмертной. От благодати Духа Святого Адам стал так умен, премудр, что не было никогда от века, нет и да едва ли будет когда-нибудь на земле человек премудрее его [18, c.21]. Он понимал язык зверей и птиц. Адам и Ева были послушными Богу детьми. Кто носит в себе хотя бы малую благодать Духа Святого, тому легко слушаться, тот с радостью подчиняется всякому начальству [22, c.174]. Они были всем довольны и совершенно счастливы [11, I, c.102]. Благодать Духа Святого наполнила их сердца любовью к Богу и друг другу [9, c.174].

Как невинные дети, первые люди Богом жили, Богом утешались, Богом дышали [11, I, c.103]. Благодать Духа Святого покрывала их как бы одеждою и лучше всякой одежды [11, I, c.108].

Дух Святой есть любовь и сладость души, ума и тела [22, c.186].

Первые люди были живыми портретами Божества — они были правые, чистые, святые, разумные, свободные, бессмертные [11, I, c.458]. Вот какие сокровища получает человек от Духа Святого. Какой человек становится прекрасный!

Когда же Адам и Ева не послушались Бога, совершили грех, лишились они Благодати Духа Святого. Как горько плакал Адам, когда потерял он благодать Духа Святого. Так всякая душа, познавшая Бога Духом Святым, но потом потерявшая благодать, испытывает Адамово мученье.

Скучал Адам на земле, и горько рыдал, и земля была ему не мила. Он тосковал о Боге и говорил: «Скучает душа моя о Господе и слезно ищу Его. Как мне Его не искать? Когда я был с Ним, душа моя была весела и покойна, и враг (дьявол) не имел ко мне доступа, а теперь злой дух взял власть надо мною, мучает мою душу и потому скучает душа моя о Господе [22, c.185]. Лишился Адам дара благодати Святого Духа, которая наполняла его как сосуд до краев счастьем в раю, поэтому он слезно плакал о потери благодати.

Переменка.

И наступили тяжелые 5 тысяч лет ожидания пришествия Спасителя мира. 5 тысяч лет Святой Дух не жил в обычных людях, как в Адаме, а только снаружи управлял миром [18, c.21]. Поэтому зло сильно развилось в людях, душа их сделалась нечистой и все попадали в ад [17, c.93]. До самого пришествия в мир Бого-человека Иисуса Христа Дух Божий не был в мире [18, c.21]. Только в очень редких людей вселялся Дух Святой — их называют пророками. Только очень редких людей наполнял Дух Святой. Их называли пророками. Дух святой говорил через них людям правду Божию. В древности слово «глаголили» означало «говорили». Давайте повторим вместе, как об этом говорится в Символе веры: «глаголавшего пророки» (три раза). Конец переменки.

Пророки очень любили Бога и говорили людям, как нужно жить в любви к Богу, предупреждали их о наказании Божием за грехи, разъясняли то, что уже совершилось или совершается, но чего люди не разглядели или не могут понять. Такими великими пророками Божиими был Моисей, который дал людям 10 Божиих заповедей; Илия, вознесшийся на небо в огненной колеснице; царь Давид, написавший священный псалмы; пророк Креститель Господень Иоанн.

Без Духа Святаго нет истинной жизни в человеке, нет мира в душе, нет света Божия, нет правды, святости, истинной радости и блаженства [11, I, c.391]. Пять тысяч лет не имели люди в себе Духа Святого, не было у них радости в сердце. И вот наконец пришел долгожданный Спаситель Мира, Иисус Христос — Сын Божий, свет от света, Бог истинный от Бога истинного, рожденный, не сотворенный, прежде всех век. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедший с небес и воплотившийся от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечившийся. Распятый за нас во времена судьи Понтийского Пилата. Страдавший, и погребенный, и воскресший в третий день по Писанию. И восшедший на небеса и сидящий одесную Отца. И паки грядущий со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.

А теперь встаньте и повторим все вместе: «И в Духа Святого … пророки!».

Обещал Господь своим любимым ученикам, что пошлет им от Бога Отца на землю Утешителя Духа Святого. Пять тысяч лет не наполнял Дух Святой сердца людей и стали сердца их пустыней. Во время крещения Господа все видели Духа Святого, спустившегося в виде белоснежного голубя на Господа Иисуса Христа. Теперь Господь был уже на небесах и все ученики с нетерпением ждали обещанного Господом Духа Святого Утешителя в городе Иерусалиме. Прошло 50 дней после воскресения Господа Иисуса Христа.

Послушайте Слово Божие — Евангелист Лука [Деяния 2, 1-19], описатель деяний Апостольских:

При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

Вот вы сколько уже учите английский язык. Как трудно вам выучить даже одно стихотворение, а попробуйте поговорить с гостем из Англии. Еще будет труднее. Чтобы выучить иностранный язык, его учат годами. А здесь в один миг апостолы заговорили на всех языках. Собралась огромная толпа людей из разных стран, каждый понимал, что говорят апостолы.

Переменка.

Окруживший народ в изумлении слушал их. «Смотри! — обращались они друг к другу, — как это возможно простым людям говорить на всех наших чужестранных языках?»

Из ряда учеников выступает тогда апостол Петр. Для него наступила великая минута его жизни. Он чувствовал, что Сила Божья, Святой Дух сошел на него. Он громко и бесстрашно возвестил, что распятый 8 недель тому назад Иисус есть Сын Божий, есть веками ожидаемый Спаситель. Вспомните Его дела и чудеса, которые вы сами видели! Кем они совершены, как не Богом! И вы умертвили Его! Но это был путь к Его славе. Он жив! Он жив! Он воскрес! Мы все свидетели Его воскресенья. Мы его видели! Мы говорили с Ним! Он вознесся перед нами на небо и воссел рядом с Богом Отцом и Царство Его включает все народы [25, c.7].

Как молния осветили многих эти слова Петра. Так это неправда? Так Он в действительности не был преступником, которого из него сделали враги его. Его чудеса, возможные лишь для Бога, Его поразительное спокойствие во время допроса, Его великодушие во время распятия, страшные события в это время и после него известие о Его гробе — что все это значит? Мы распяли нашего Царя и Освободителя! Мы отвергли Спасителя!

Со страхом думали они о том, что Иисус жив и придет судить их. Беспокойно спрашивают они Петра и других учеников: «Что же нам делать?» Апостол Петр ответил: «Милость и прощение проповедую я тому из вас, кто покается и крестится. И через крещение будет принят в Его Царство. Господь хочет не мщенья, но спасения вашего» [25, c.10].

И возложили апостолы руки на покаявшихся, и сошел через них Дух Святой: «И вот пустыня человеческого рода процвела. Дух Святой оживотворил ее. С этого события Дух Святой через святых апостолов и их святых преемников распространил Слово Божие по всему миру. Этот день — день основания (рождения) христианской Церкви [11, c.389]. В этот день посвящены Духом Святым первые священники — Апостолы, от которых получили благодать все священники до нашего времени. Конец переменки.

В этот день получили действие спасительные таинства, совершаемые по ныне в церкви через наших священников. С этого времени вошел Дух Святой в мир [11, c.389-390]. Дух Святой — Господь животворящий — т.е. все оживляющий, все делающей угодным Богу, прекрасным, похожим на Бога.

Какие же люди похожи на Бога? Cмиренные, послушные, плачущие о грехах своих; добрые, кроткие, хотящие знать правду Божью, милостивые, честные, мирные, терпеливые.

Именно такие маленькие дети, за исключением лишь детей, живущих в плохих условиях домашней жизни (видящих плохих людей), плохо воспитываемых, балуемых.

Обычно ребенок отличается незлобливостью и кротостью. Ребенок поэтому скоро прощает и забывает обиды. Он жалеет человека и животных, любит правду. Он верит каждому слову родителей и воспитателей, доверяет им. Каждая несправедливость огорчает и возмущает ребенка [17, c.64]. Дух Святой наполняет маленького ребенка и делает его подобным Богу. Иисус Христос сказал всем: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное».

Милые дети бегают по лугам, рвут цветы, поют и радуются, потому что их веселит благодать Божия. Я смотрю на вас, и вот вы похожи на маленького Христа, и хочу, чтобы вы не потеряли благодать Божию и не стали бы, когда вырастете, похожими на беса за плохие мысли [22, c.198].

Вспомните, мы рассказывали вам об одном мальчике.

Жил один маленький мальчик. Вид его был ангельский; смиренный, тихий, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, добрые и спокойные. Это благодать Духа Святого жила в нем. Но когда мальчик подрос, то стал жить плохо, никого не жалея, никого не любя, и потерял благодать Духа Святого. И когда ему было лет тридцать, то стал похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, весь его вид был страшный [22, c.160]. Вот как страшно потерять благодать Духа Святого.

Только Дух Святой может помочь нам стать похожими на Бога, достойными Царства Божьего. Поэтому мы с вами должны всю жизнь собирать сокровища Духа Святого. Помните, мы с вами рисовали страшный суд, там были весы — на одну чашу бес положит все ваши злые дела, а на другую — ваш ангел-хранитель положит небесные сокровища Святого Духа. Эти сокровища — дары Святого Духа за наши добрые дела ради Христа сделанные. Если любим Бога, то первая наша мысль — Богу, первое слово — Богу; утром не забыли помолиться Богу — вот уже одно сокровище Святого Духа заработали, послушались маму — еще одно сокровище Святого Духа, не ответили ругающему вас, потерпели — еще сокровище. И так много, много, каждый день, всю жизнь мы собираем сокровища Святого Духа. Цель нашей христианской жизни и состоит в собирании сокровищ Духа Святого. Кто их много собрал — его сразу видно — он любит Бога, мирный, послушный, никого не осуждает, всегда только себя обвиняет, всех любит, всем помогает. Такому человеку просто быть таким хорошим, ведь он, как ваза, полон до краев Святым Духом. Его Святой Дух учит, ему он помогает, его утешает. Возле такого божьего человека и другие люди становятся лучше. Он как солнышко всех радует, всех греет. Богатство небесное Божией благодати, чем более раздается, тем более увеличивается у того, кто его раздает [18, c.21]. Божий человек всем помогает, лучшее раздает, а сам еще богаче становится. Бог ему подает. Дары Святого Духа получает только тот, кто любит Бога, а кто любит Бога, тот выполняет все заповеди Божии, старается быть похожим на Бога.

Вы знаете 10 заповедей послушания, которые дал нам Бог, и 9 заповедей блаженства, которым научил нас Господь Иисус Христос. А какие 2 заповеди самые лавные из всех? Эти две заповеди содержат в себе все заповеди Божии — это любовь к Богу и любовь к ближним. Без Святого Духа сам человек никогда не сможет исполнить заповеди Божии.

Как вы думаете, много Святого Духа у человека, который говорит: «Я очень умный, я все знаю лучше других, а вот другие люди глупые, плохие — учитель у меня плохой, денег мне мало платят, это все несправедливо, я достоин большего, у меня мало грехов, я хороший»? Правильно, конечно очень, очень мало. Поэтому он поступает не как наш кроткий и смиренный Господь Иисус Христос, а как гордый сатана. На страшном суде его Господь — к овцам или козлам? Правильно, к козлам. Не собрал он за свою жизнь сокровищ Святого Духа, Духа мира и радости. Нечего ему положить на весы и пойдет он в вечную погибель.

Без Духа Святого нет истинной жизни в человеке, нет света Божия. Без Духа Божия не может быть в нас и истинной веры, любви, святой простоты, чистоты сердца, никакого добра — и нет спасения [11, c.391].

Теперь выучим новые слова молитвы Символ веры о Духе Святом, Господе животворящем. Мы веруем

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки («глаголавшаго пророки» означает «говорившего через пророков»).

Рисуем «Сошествие Святого Духа на апостолов». Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали.:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением).

В начале занятия:

Сегодня праздник — Крещение Господне. Коротко о событиях праздника и его значении (см. урок 7), что в этот праздник делали наши бабушки и дедушки. Послушайте стихотворение написанное во времена наших бабушек и дедушек.

Крещенский сочельник, пушистый и белый,
Глядит сквозь промерзшие стекла окна,
Сгущается в комнате сумрак несмелый,
И дремлет беззвучно кругом тишина.
Мерцает лампада в углу у Распятия,
И тени недвижно лежат на полу...
А там, за стеною, народ с водосвятия
Идет торопливо от стужи к теплу.

Что такое водосвятие? Это освящение воды, сошествие Святого Духа на воду по молитвам. В этот день освященная вода называется крещенской водой. Она Духом Святым помогает тем, кто ее пьет от болезней. Этой водой обрызгивали весь дом, чтобы в доме жили ангелы, а бесы убежали. Вода эта целый год свежая, чистая. А простая вода через неделю уже пахнет плохо, становится невкусная. В этот день освящают не только воду в бочках, но и в реках, озерах.

На сердце спокойно и тихо, как прежде,
В мечтательном детстве, исчезнувшем сне
Вот скрипнули двери, и в темной одежде
Прислуга вошла, осеняясь крестом.
В руке пузырек со святою водою,
Лицо от мороза, как в ярком огне,
И с улицы холод внося предо мною
Проходит и брызжет водой по стене...

Подставляйте ладошки, я налью вам крещенскую воду. А теперь побрызгайте во все углы нашей комнаты, чтобы везде был Дух Святой, мир и радость. Ручки у нас чистые, протрите лицо — и личики тоже освященные. Прекрасно. Продолжим наше занятие.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. — 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995.- 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру