Занятие № 3 "Как отливались колокола"
Цикл занятий по краеведению для детей старшего дошкольного возраста "Колокола и колокольные звоны"
Программное содержание:
Познакомить детей с колокололитейным ремеслом на Руси.
Воспитывать у детей чувство любви к колоколам.
Материал:
Книга-самоделка в форме колокола. Формы для отливки колоколов.
Ход занятия
Воспитатель
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по страницам книги. А о чем эта книга, догадайтесь сами.
Дети рассматривают книгу, оформленную в форме колокола.
Воспитатель
Догадались?
Ответы детей.
Воспитатель
Эта книга о колоколах. А отливались они на Руси в память об исторических событиях, в поминовение умерших, на заказ, в дар храму. Страницу открываю и рассказ начинаю.
Открывается 1-я страница с изображением мастера с отроком.
Воспитатель читает
"Колокололитейное ремесло передавалось по наследству. Обучались ему долго, иногда до двадцати лет".
Открывается 2-я страница с изображением людей разных профессий.
Воспитатель
"Для отливки колокола нужно было много знать и уметь. Необходимо было освоить кузнечное, плотницкое, строительное ремесло. Знать законы музыкальной акустики и свойства металлов".
Открывается 3-я страница с изображением мастерской.
Воспитатль
"Колокольный мастер во время отливки особо больших колоколов возглавлял настоящую "дружину", насчитывающую иногда более сотни человек. Ведь на отливку колокола, превышающего в весе сто пудов по тогдашней технологии надо было затратить целый год".
Открывается 4-я страница с рисунком больших весов и формой для отливки колокола.
Воспитатель
"Рассчитывая размеры колокола по заданному весу, мастер прикидывал, сколько потребуется красной и зеленой меди, олова, проволочного железа, серебра, гвоздей, говяжьего и свиного сала, вара, белой глины, лычных веревок, вожжей, весов, подъемных и кузнечных снастей и многое, многое другое".
Открывается 5-я страница с изображением молящихся людей.
Воспитатель
"Отливка колокола сопровождалась на Руси особенной церемонией. Хозяин завода до начала литья приносил в мастерскую икону, зажигал перед нею свечи, и все молились. После этого двери затворялись и хозяин давал знак начинать дело. Отливка, поднятие и установление колоколов считалось святым делом".
Открывается 6-я страница с рисунком колокола, украшенного орнаментом.
Воспитатель
"Колокола псковских мастеров отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента псковских литейщиков были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями".
Вот и перелистали мы страницы этой необыкновенной книги. А вам хотелось бы стать литейщиками? Тогда пройдем в мастерскую.
Практическая часть
Детям предлагается залить глиняный раствор в формы для отливки колоколов. Оставить для застывания и обжига в печи.
Воспитатель
К концу 18-го века у московских мастеров укрепилось поверье, что для удачной отливки большого колокола необходимо было пустить в народе какой-нибудь слух. Ведь дело ответственное. От этого старинного обычая пошла присказка "колокола льют", которой обозначали невероятную историю, новость. "Колоколить" - разносить весть.
Послушайте пословицы и попробуйте объяснить, как вы их поняли.
"Колокола отливают, так вести распускают".
"Вести-то пустили, да колокола не отлили".
"Чу, никак уже колоколят".
Ответы детей.
Творческое задание. "Придумай печать мастера".
Детям нужно придумать печать мастера, украсить колокол орнаментом.
Детям раздают материал (заготовки) для рисования печати и орнамента.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru