Традиционное духовное воспитание детей. Урок 10

Тайная вечеря

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося.

Давайте ребята вспомним какие чудеса совершил Господь наш Иисус Христос (дети называют сами, учитель затем показывает изображение этого чуда). Вот сколько чудес, совершенных Господом нашим, мы с вами уже знаем. А не знаем мы еще больше. Если бы мы начали их все рассказывать, то и всей нашей жизни не хватило бы нам для этого. Эти чудеса, властным словом совершенные, являли в Иисусе Христе Бога всемогущего, всеблагого и премудрого,Творца, явившегося в мире во плоти [11, II, 409]. Ликуют люди, машут пальмовыми ветвями, снимают с себя одежду и постилают ее под ноги ослика, на котором въезжает в Иерусалим Господь наш Иисус Христос. Слава Тебе Победителю смерти! Слава Тебе, Боже, во веки!

Радуются все люди, радуются все ученики — сбываются их мечты. Пришел Спаситель мира, Всемогущий Бог, теперь наступит новая жизнь — Он будет царем, накажет врагов, прекратятся страдания на Земле. Но не царствовать и отдыхать пришел на землю Спаситель. Ошибаются люди. Пришел Он страдать за людей, отдать свою жизнь за грехи всех людей Земли. Пришел Господь, чтобы вывести нас с вами из темного царства, из рабства у сатаны людей. Пришел Господь, чтобы простил Отец небесный грех наших прародителей Адама и Евы, чтобы примирились люди с Богом. Помните, когда Бог Отец изгнал Адама и Еву из рая, то поставил у ворот в царство небесное огненного ангела с мечом. И никто не мог войти в рай. Все попадали в ад. И мы бы с вами куда бы попали, если бы не пришел Господь наш, Сын Божий на Землю? Правильно, в ад. Вот от какой страшной участи избавил нас с Вами Иисус Христос. За нашу с Вами вечную жизнь должен был отдать Свою жизнь Иисус Христос, единственный возлюбленный Сын Божий.

Знал об этом Иисус Христос и добровольно шел на страдания, чтобы спасти нас от вечной погибели.

Перед своими страданиями пожелал Спаситель последний раз вкусить (поесть) пасху со своими учениками. Ученики-апостолы приготовили стол.

Переменка.

Дети выдвигают стол, ставят вокруг стола стулья; зажигаем свечу. Смотрим на икону Тайная вечеря.

Сионская горница (комната).Тихо мерцает светильник. За трапезой (за ужином) возлежат Христос и Его ближайшие ученики. С любовью смотрят апостолы на своего Божественного Учителя и Господа. Но не все. Один из двенадцати терзался совсем иными мыслями. Это был Иуда, у которого сатана омрачил и ум, и сердце. И сказал Господь: «Сердце Мое прискорбно, потому что один из вас предаст Меня».
 
Встревожились ученики. «Как же так, Господи, — говорили они каждый сам себе, — мы любим Тебя, неужели кто-то из нас — Твой предатель?» И вопросили они Спасителя: «Господи, не я ли, не я ли? Вопросил вместе с ними и Иуда: «Не я ли Господи?» И сказал ему в ответ Господь: «Ты». Но не дрогнуло сердце Иуды. Все забыл в этот момент человек греха. Забыл Божественную любовь. Помрачился его ум, озлобилось сердце [13, с.34].

Но Господь, чувствуя приближение Своего последнего часа, зная, что Иуда предаст Его, не теряет Своей любви к людям и надежды на спасение человечества. Он дает один из величайших даров Своих — Святейшее таинство Причащения.

Слушаем Слово Божие — Евангелие от Матфея [Мф. 26, 26—28]. Все встали. Слава Тебе Боже, слава Тебе!

И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нея вси, ибо сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

Все сели. Взял хлеб Спаситель, благословил его, преломил и раздал ученикам своим — это есть Тело Мое. Хлеб по одному Слову Божьему стал телом Самого Господа. Разлил вино Господь и сказал: это кровь моя, которая изливается, чтобы уничтожить грехи. Вино по одному Слову Божьему стало кровью Господа.

Вот ты видишь Христа, прикасаешься к Нему, вкушаешь Его и принимаешь внутрь (Твор.св. И.Зл., СПб, 1901, т.VII, стр.826).

Мы веруем, что в каждой части до малейшей частицы предложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть тела и крови Господней, но Тело Христово всегда целое во всех частях единое и Господь Христос по существу Своему, т.е. с душею и Божеством как совершенный Бог и совершенный человек (Послание о православной вере, гл. 17. Послание восточных патриархов) [16, c.5]. Смотрим на икону Неупиваемая чаша.

Во Святом Причащении душа соединяется с Богом и получает жизнь вечную. Кто не ест Тело Христово и не пьет кровь Его, не причащается, тот не будет иметь в себе жизнь вечную. Вот что дает соединение с Богом — вечную жизнь!

Помысли, христианин, какой чести ты удостоен, какою наслаждаешься трапезою! При виде чего трепещут ангелы (детки, закрыли глазки крылышками как ангелы) и на что не смеют взглянуть без страха по причине сияния, отсюда исходящего (Тв. св. И.Злат., СПб, 1901, т.VII, стр.826-827) [16, c.14].

Поэтому принимать Святые Дары нужно со страхом опечалить милосердного Господа и с трепетом.Страх Божий — должен быть подобен тому страху, какой имеют дети к своим родителям (Петр Могила. Православное исповедание или изложено Российской веры. — М., 1996. С. 64). Сначала нужно попросить прощения у Господа и у людей за все плохие дела и мысли. С большой любовью, помня о своих грехах, о своей вине перед Господом можно подходить ко Святому Причащению. Причащаясь с чистым сердцем и верою, ты являешься достойным таинственной трапезы, имеешь соединение со Христом [16, c.11]. И тогда войдет в твое чистое сердце Сам Господь. Счастливы блаженны чистые сердцем, потому что они Бога увидят. Чистота сердца в людях очень редка, как редко чистое золото, как редки драгоценные камни [11, 1 c.204]. Чистое сердце свободно от злых мыслей, злых дел, только любовь и добро живут в нем. Святой Симеон Новый Богослов видел, какое сияние Божественной Славы исходит от Святых Даров. Когда он принимал Святые Дары внутрь — причащался — то говорил: «Рука (у меня) несчастнейшего и нога моя — Христос... Я двигаю рукою, и рука моя весь Христос, двигаю ногою, и вот она блистает, как и Он» [17, c.122].

Святой прав. Иоанн Кронштадтский пишет: «Дивлюсь величию божественных Тайн! Старушка, харкавшая кровью и обессилевшая совершенно, ничего не евшая, от причастия св.Тайн в тот же день начала поправляться. Вот другой случай. Девушка, совсем умиравшая, после св.Тайн в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить. Слава животворящим и страшным Твоим Тайнам, Господи!»

Вот какова целебная сила Причастия. Бог тебе не враг, но Врач, хочет тебя исцелить, не погубить [16, c.15]. Господь — врач для всех достойно причащаю-щихся, дарует им вечную жизньи исцеление души и тела от болезней.

Недостойные причастники подвергались за свою вину тяжелым болезням и самой смерти [16, c.10]. Недостойный причастник тот, кто осмелится принять Св.Дары, Самого Господа в грязное свое сердце. Грязное сердце от злых мыслей, от плохих дел, о которых он не попросил прощения у Господа и у людей. Но Господь все видит. От Него ничего нельзя скрыть. Детки сами просят прощения у Господа и Господь, видя их желание исправиться, прощает их. А взрослые рассказывают о своих грехах священнику на исповеди, священник читает молитву и Господь прощает их грехи. Один недостойный причастник, скрывший свои грехи, после причащения сделался немым, не мог сказать ни слова, а у другого язык распался на две части (как у змеи) [16, c.10].

На Тайной вечери апостолы с любовью, с чистым сердцем приняли Св.Дары, а предатель Иуда посмел принять Св.Дары с грязным сердцем. На сердце он держал злобу против Бога, замыслил предать Господа нашего Иисуса Христа за 30 серебренников. Поэтому, когда Господь дал ему от хлеба Своего, вошел в сердце Иуды сатана. Глубокая тьма вошла в его душу и все омрачила. Сатана шептал ему: «Иди, спеши, оставь эту Вечерю любви! Спеши, пока не поздно завершить свой замысел». И оставил Иуда Сионскую горницу и устремился во мглу. Была ночь. Глубокая ночь. Темная ночь, ни луны, ни звезд не видать в это время. Отступил от Бога Иуда. Предал Его врагам Его. Потом после страдальческой смерти Господа Иуда раскаялся. Но раскаяние не принесло помраченной душе облегчение, и не вытерпев угрызений совести, предатель повесился [13, c.35]. Но даже дерево не захотело терпеть предателя Бога, обломилась ветка и свалился на землю Иуда, навсегда закрылись для него двери рая. Потерял он вечную жизнь. Вот чем кончается путь греха.

Иной путь света, путь который освещен Христом. По этому пути идут все спасающиеся. Это путь соединения со Христом. Только находясь в единении с Ним, мы сможем получать живительные соки Духа Святого, преображать свою душу, очищая себя от грехов, и таким образом достигнем вечного спасенияво Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь. [13, c.219]

Рисуем, как на иконе «Неупиваемая чаша» — чашу с Господом нашим Иисусом Христом. От Господа идет сияние, как солнышко. Рядом с чашей нарисуйте себе, так чтобы рука младенца Иисуса Христа касалась вашей головы — соедините себя с Господом — и то же нарисуйте вокруг себя лучи солнышка. Кто достойно причащается, достойно принимает в свое сердце Господа нашего Иисуса Христа — сам сияет, как солнышко, становится лучше, получает надежду на вечную жизнь. А в углу нарисуйте черный угол, туда ушел Иуда, который недостойно причастился и получил вечную погибель.

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением).

Если занятие 11 по плану занятий с детьми приходится на период перед Рождеством Христовым, Святками, следует его проводить по окончанию праздников.

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. - 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру