Традиционное духовное воспитание детей. Урок 7

Песнь Пресвятой Богородице

Во имя Отца, и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

Верую во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося.

В тихой маленькой пещере родился Спаситель мира, Царь Небесный, Творец неба и земли Иисус Христос. Кто об этом узнал? Пастушки, которые пришли со своими овечками, мудрецы из далеких стран. А остальные миллионы людей в это время даже не знали о таком великом событии — о начале своего спасения.

Ожидая где-либо прибытия царя, обыкновенно заботятся приготовить ему путь, т.е. уравнять или очистить дорогу (вымести улицы, побелить дома, вывесить флаги, как приветствие дорогому гостю). [3, c.301]. Так бывает при встрече земного царя.

А здесь Царь неба и земли, Творец веков, единородный Сын Божий ступил на землю. Кто приготовит встречу хозяину всего мира? Кто станет голосом Божьим и возгласит всем людям радостную весть о пришествии на землю Сына Божьего Единородного Иисуса Христа?

Таким человеком стал великий пророк, Предтеча Господень и Креститель Иоанн. Его отцу священнику Захарии явился Ангел и сказал: «Захария, твоя жена Елисавета родит тебе сына и назовешь ты его Иоанн. Сын твой Иоанн будет велик перед Богом и приготовит людей к встрече Господа Бога». Не поверил Захария Ангелу и за это лишил его Бог речи — не мог Захария сказать ни одного слова до рождения сына. Исполнилось повеление Божие, появился в животике у своей мамы Елисаветы святой Иоанн. Живот еще называют словом «чрево». Поэтому мы говорим, что маленький Иоанн появился во чреве у своей матери. Он даже еще не родился, когда к Елисавете пришла Пречистая Дева Мария, которая тоже ждала рождения малыша. Как его звали? Правильно — Сын Божий Иисус Христос.

Вдруг произошло чудо — еще не родившийся младенец Иоанн почувствовал, что перед ним сама матерь Божия с маленьким Иисусом Христом во чреве. Обрадовался он, задвигал ручками и ножками, застучал по животу своей мамы Елисаветы. Елисавета воскликнула громким голосом: «Какое счастье — ко мне пришла Матерь Господа моего. Благословенна ты в женах и благословенен плод чрева твоего». Елисавета сказала, что благодать Божия, Дух Святой покрывает Матерь Божию Марию и Ее божественного младенца во чреве. Помните, что словом «чрево» обозначают «живот». Плод чрева твоего означает ребеночка у мамы — ведь ребеночек, как яблочко у яблони — плод. А где этот плод до рождения? В животике — во чреве. Эти слова Елисавета произнесла Духом Святым, когда взыграл в ее чреве маленький Иоанн.

Так впервые встретились Господь наш Иисус Христос и посланец Божий, Голос Божий, который должен приготовить людей к встрече Бога — святой Иоанн.

Простые младенцы ничего не знают, когда сидят в животе у мамы. Вот мы с вами, когда были в животе у мамы, ничего не знали. А святой Иоанн узнал дорогих гостей — Матерь Божью и самого еще не родившегося Иисуса Христа. Слова, которые произнесла Елисавета при этом чуде, знают все люди: Благословенна ты в женах и благословенен плод чрева твоего. Эти слова вместе со словами приветствия Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии называются песнью Пресвятой Богородице.

Эту прекрасную песнь нашей любимой Богородице все мы поем и дома и в храме. Давайте споем ее вместе (все встали):

Переменка.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Еще споем два раза.

Незаметно пробежало время. До рождения Сына Божия Иисуса Христа еще оставалось полгода, когда наступило время рождения Иоанна. И сразу к его отцу Захарии вернулась речь, Дух Святой наполнил его и он объявил всем, что родился пророк Господа Иоанн, и он приготовит путь Господу на земле. Маленький Иоанн рос крепким мальчиком, он уже научился ползать, когда родился Иисус Христос Сын Божий...

Ныне совершилось
Чудо из чудес:
Ныне персть сроднилась
С благостью небес.
Ныне человеком
Стал Предвечный Бог,
И в вертепе, в яслях,
Кроток сердцем лег.

                         [17, c.119]

Пречистая Дева Мария в 40-й день после рождения Христа Спасителя вместе с Иосифом праведным и Богомладенцем (Иисусом Христом) явилась в Иерусалимский храм, чтобы принести за Младенца Христа подарок Богу: два птенца голубиных. В это время там находился старенький праведный Симеон. Симеону было сказано Богом, что он не умрет до тех пор пока не увидит Христа Спасителя.

Проходили годы, а он все ожидал. Приносились десятки, сотни, тысячи младенцев в Иерусалимский храм, но Дух Божественный, пребывавший в этом человеке, ни на кого не указывал, что это Христос. Но в тот день, когда действительно Христос Спаситель был принесен Своею Пречистою Матерью в Иерусалимский храм, Дух Божий привел туда и Симеона. Затрепетало сердце его при виде Богомладенца, исполнившись неземной радости. Старческими руками Симеон праведный взял Богомладенца и нежно произнес: «Господи, теперь тыотпускаешь меня из этого мира, дозволишь мне умереть, потому что глаза мои увидели спасение Твое».

Это была поистине великая минута в жизни Симеона Богоприимца ибо он увидел Спасителя Мира, которого ждал 300 лет. Эта встреча Бога и человека празднуется всей Православной Церковью и до настоящего времени. Встреча по-древнему означает «сретение», поэтому праздник называется Сретение Господне (икона «Сретение»).

Что может быть радостнее встречи с Богом!

Но не все радовались приходу Царя небесного на землю. Злой царь Ирод испугался, что новый царь отберет у него царство и решил убить Божественного младенца. Но не знал он, где родился Господь наш Иисус Христос. Вы помните, что Ангел предупредил мудрецов, чтобы они не говорили Ироду, где родился Бог.

Тогда злой Ирод решился на страшное преступление. Он решил убить всех маленьких детей, чтобы наверняка погубить Иисуса Христа. И полились реки крови. Плач и стон стояли на Земле. Такого преступления еще не видывало человечество. Но Ироду не удалось убить Сына Божьего — Ангел предупредил Марию и Иосифа об опасности и они успели убежать от Ирода в другую страну Египет.

Переменка.

Елисавета, мама Иоанна тоже побежала с Иоанном в горы. За ней бросились вдогонку воины и уже должны были схватить ее [17, c.195], но она возопила к горе, преградившей ей путь: «Гора Божия, прими матерь с ребенком». И гора расступилась, приняла ее внутрь себя и скрыла от убийц. Они с пустыми руками вернулись к Ироду. Ирод послал в храм за Захарией требовать, чтобы он выдал ему Иоанна. «Я служу Господу моему, о сыне моем не знаю, где он находится» — отвечал Захария.

Разгневанный Ирод послал к нему снова, дав приказ, что если Захария не выдаст сына — убить его. Суровые посланцы грозили священнику смертью и, после отказа выдать сына, убили его между храмом и алтарем. Кровь его въелась в мраморный пол и застыла, как камень, в вечное осуждение Ирода.

Елисавета же, Богом покрываемая с Иоанном, продолжала оставаться в расступившейся горе. По Божьему повелению образовалась для них там пещера, и забил источник воды, и поднялся над пещерою финик и, когда им надо было насытиться, дерево преклоняло пред ними свою главу, предлагая свои плоды, а потом снова выпрямлялось.

Через сорок дней после убиения Захарии, Елисавета, мать Предтечи, умерла в этой пещере, а святой Иоанн был питаем Ангелами до отроческих (как школьник) лет и был храним в пустыне до времени своего служения Богу [23, c.198, 199],(конец переменки).

Суровую жизнь вел в пустыне святой Иоанн — он носил самую простую, грубую, суровую, а не мягкую и тонкую одежду — из верблюжьего волоса и пояс кожаный, и ел акриды и дикий мед, т.е. растительность подручную в сыром виде, и мед диких, не домашних пчел. И говорил он всем людям: Я, Предтеча Христов, проповедую всем вам, великим и малым, людям всякого звания и возраста, — вот пришел на землю Царь небесный, Сын Божий единородный, Христос Бог, во всем уподобившийся нам по человечеству, кроме только греха, пришел Он для спасения каждого из нас, и к каждому хочет войти в дом душевный, в сердце, где должен быть Ему престол, как Царю нашему и Богу; но вы, люди, не готовы принять Егопо грехам своим, по делам своим плохим: у одного в сердце злость, у другого — жадность, у третьего — гордость. Приготовьте же путь Господу: во-первых, сердечно уверуйте в Него, во-вторых, сердечно просите прощения за свои плохие дела, грехи, исправьтесь, украсьте ваши души добрыми делами любви и дружбы [11, I, c.310-312]. Он говорил, у кого есть две одежды — оденьте того, у которого нет ничего, у кого есть еда — накормите голодного. А те, кто делает плохие дела, кто нарушает законы Божие, сгорят, как солома, в огне на Страшном Суде.

Все должны соблюдать 10 законов Божиих — заповедей. Вспомним их, чтобы и нам не сгореть в огне как солома. Как мы их понимаем?

1. Люби только одного Единого Бога, да не будет у тебя никаких других богов.

2. Не сотвори себе кумира, идола.

3. Не произноси имя Господа твоего в суе или по-напрсану.

4. Шесть дней в неделю делай свои дела, седьмой — воскресенье — отдай Богу  — сходи в храм, почитай книги о Боге, помоги ближнему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, слушайся старших да будешь жить хорошо и долго на земле. Злословящий отца и мать свою да умрет.

6. Не убивай, не обижай никого.

7. У мужа может быть только одна жена, а у жены один муж.

8. Не укради.

9. Не говори на ближнего своего неправду, не обманывай, не осуждай.

10. Не завидуй.

Переменка.

Приходили к Иоанну люди и просили у Бога со слезами прощения в тех делах, которые нарушали 10 заповедей, плакали о своих грехах. Иоанн опускал их в воды реки Иордан. Омывающи эти воды постепенно тяжелели от грехов человеческих [3, c.17]. Так крестил Иоанн водой. А люди все шли и шли к великому пророку Иоанну Крестителю. Выходите из-за парт, мы тоже пойдем с ними на реку Иордан (ходим по кругу). Почему они так спешили? Потому, что чувствовали тяготу своих грехов и жаждали освобождения от них [13, c.28]. Заходили в воду... (окропляем сверху водичкой). Покажите как плакали люди о грехах своих?.. Как просили они прощения у Бога? (говорим хором): прости меня, Господи, грешного — я обидел человека. Прости меня, Господи, грешного — я обманул. Прости меня, Господи, грешного — я упоминал Твое Имя в суете — по-напрасну.

Так крестил Иоанн водой. Все думали, что Иоанн и есть Спаситель мира. Но он говорил: нет, я не Спаситель мира, Он придет после меня и будет вас крестить не водой, как я, а Духом Святым. Я не достоин даже развязать ремень обуви Его.

Как же произошла встреча Иоанна Крестителя с Господом Богом нашим Иисусом Христом?

Выбегайте из реки на берег (конец переменки).

Что же было дальше?..

Послушаем Слово Божие — Евангелие от Матфея. Все встали. Слава Тебе, Господи, слава Тебе! Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него, И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. [Мф., 3, 13—17]

Все сели.

Вот когда все люди услышали прямо с небес, что перед ними Сын Божий Иисус Христос Спаситель мира. Вот когда явился он во всей славе перед всеми — открылось небо, сошел Дух Святой в виде голубя и раздался Голос Божий — Это Мой Сын, это Моя любовь к людям. Вот почему это великое событие Крещения Господа называется Богоявлением. Бог появился перед людьми. Люди узнали, что не просто святой, хороший человек перед ними — а единственный возлюбленный Сын Божий Иисус Христос.

Крестились от Иоанна люди грешные, подобные нам, но для чего, спросите вы, крестился от Иоанна безгрешный святейший Господь? Для того, детки, чтобы освятить для нас воды Крещением Своим и, чтобы появилось у нас самое главное Таинство для нашего спасения — Крещение. При Крещении мы становимся родными детками Божьими, очищаемся от грехов наших [11, I, c.305].

Как голодный хочет есть, а без воды человек хочет пить, так Иоанн желал правды Божьей. Господь для него был водой живой. Ему противны были грехи, вся неправда. Счастливы те, кто хочет правды Божьей.

Но как много больных душой людей, которые живут в грязи, в неправде и не хотят расставаться с нею. Таков был злой царь Ирод. Ему не нравились правдивые речи Иоанна. Особенно злилась незаконная жена Ирода Иродиада. Бросил Ирод святого Иоанна в темницу, но убить его боялся. Очень люди любили Иоанна, а Ирод боялся недовольства народа.

Прошел целый год, как Иоанн сидел в темнице. Наступил день рождения злого царя Ирода. Созвал он на пир гостей. А дочь злой жены его — Саломия — танцевала перед гостями и так угодила Ироду, что он воскликнул: «Проси что хочешь у меня». Побежала дочка к своей злой матери и спрашивает: «Что мне просить у царя?» И сказала Иродиада: «Проси голову Иоанна Крестителя». Вернулась дочка к царю и говорит: «Хочу чтобы ты мне дал на блюде голову Иоанна Крестителя».

Не захотел царь нарушить свое обещание и приказал отрубить голову Иоанну Крестителю. Но не знал он, что все кто пострадал за Господа, кто изгнан за правду получает жизнь вечную, веселятся в Царстве небесном, становятся самыми дорогими друзьями Бога. А тех, кто поднимает руку на друзей Бога, ждет страшное наказание — суд Божий и вечные муки в аду.

И злого Ирода Бог страшно наказал — его дочка пошла зимой и провалилась под лед. Лед стиснул ее шею, в ледяной воде дергались ее руки и ноги, как будто в пляске. Лед отрубил ей голову, а тело унесла вода. Сам царь с женой был брошен в тюрьму и его поглотила земля.

А святой Иоанн Креститель, любимый друг Господа — сейчас рядом с Ним в Царстве Небесном, в сиянии Божией славы. Все его знают, любят, каждый год мы празднуем его память. Все поздравляют его, просят его молитв перед Богом.

Всех обнимает Божия любовь и за всех молится великий Иоанн, который прошел до конца все свое служение Богу до самой смерти. Так он крепко возлюбил Бога [3, c.35].

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя,
Всем помышленьем. Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биением.
[26, c.157].

Рисуем «Крещение Господне» — Иоанн Креститель, Господь наш Иисус Христов, Иордан, Святой Дух спускается с небес.

Молодцы. Давайте закончим урок. Повторяйте за мной, все встали:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим Тебя за добрый урок. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного! (с крестным знамением).

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994.- 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру