Традиционное духовное воспитание детей. Урок 6

О третьем члене Символа веры

Ребята! Начнем наш урок с молитвы. Все встали. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благослови нас на добрый урок.

А теперь споем: Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. (Повторить по одному, нескольким ребятам). Садитесь.

Приближалось время родить Пресвятой Деве Марии Спасителя мира Иисуса Христа. Уже совсем мало осталось мучиться в аду праведникам. 5 тысяч лет Адам и Ева и их дети уже томились в этом страшном месте. А в это время правил страной царь Ирод. Он хотел узнать, сколько людей живет в его стране и повелел всем записать свое имя в толстую книгу. Пресвятая Дева Мария с ее хранителем Иосифом тоже отправились в маленький город Вифлеем, чтобы записать свои имена в эту книгу. Много людей собралось в этом городке. И не нашлось места Марии с Иосифом для ночлега. Все дома были заняты. Остановились они за городом, в пещере, куда пастухи прятали коров, овец от дождя. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы Марии родился младенец — Сын Божий, Христос Спаситель.

Об этом самом важном событии для спасения человечества от рабства сатаны написано в Священной книге — Евангелии. Она записана Духом Божиим, через святых людей. Четыре святых человека, ученики Господа нашего Иисуса Христа — Лука, Марк, Матфей, Иоанн — записали для нас Слово Божие, Священные Писания, Евангелие. Евангелие — значит благовестие, то есть добрая весть, радостная весть. А что для человека может быть более радостной вести, как весть о Божественном Спасителе и вечном спасении. Поэтому и чтение Евангелия в Церкви каждый раз сопровождается радостным возгласом: слава Тебе, Господи, слава Тебе! [33, c.15].

Сейчас мы услышим Евангелие, которое записал святой Лука. Все встали. Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Марией, обрученною ему Женою, Которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. и сказал им Ангел: не бойтесь; я возвращаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, Которые есть Христос господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное Воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию, и Иосифа и, младенца, лежащего в яслях.

Садитесь. Перед вами икона Рождество Господа нашего Иисуса Христа. Это пещерка — видите каменные стены, солома. Вот пречистыя Дева Мария со Старцем Иосифом — над головами у них золотое сияние — Божественная слава — нимб. А вот ясли, в которых лежит Спаситель мира — младенец Иисус Христос. А вот и пастушки радуются своему счастью — видеть Того, Кого не видел никто и никогда — самого Бога, сына Божьего Иисуса Христа. «Христос родился — славьте; Христос пришел с небес — встречайте; Христос на земле — возноситеся. Его трепещут умныя все ангельские силы; Его поет солнце; Его славит луна; Его приветствуют звезды; Его слушает свет; его трепещут бездны и водные, и воздушные, и бездны адовы.»

Перменка.

Давайте и мы поприветствуем рождение, приход к нам на землю Сына Божиего господа Иисуса Христа. Выбегаем, по кругу пробегаем и хлопаем в ладоши.

«Сей то Бог неписанный, безначальный пришел ныне к нам на землю, приняв вид раба. Дивное чудо! Бог принял природу раба человека» [11, I, с. 269, 270], «не переставая быть Богом» [11, I, с. 278]. «Сын Божий Иисус Христос, не обделяясь от Отца, сошел Он на землю и воплотился от Духа Святого и Марии Девы и соделался человеком, подобным нам по всему, кроме греха» [17, с. 94], чтобы спасти нас.

Помните, как мы сравнивали Бога Отца с солнечным кругом, а Сына Божьего с солнечным лучом. Посмотрите на солнце: от него идут к нам на землю лучи и всё освещают, но лучи никогда не отделяются от солнца. Так и Сын Божий Иисус Христос никогда не отделяется от Бога Отца и сам является Богом. Вот вы родились от мамы и отделились от нее. А луч родился от солнца и не отделяется от солнца. Так и Бог Сын — родился от Бога Отца и не отделяется от него. Господь наш, Иисус Христос — совершенный Бог и совершенный человек.

Когда мы крестимся, то прижимаем четвертый и пятый пальчики вместе к ладошке, как бы показывая, что Иисус Христос соединил в себе Бога и человека. А первые три пальчика вы уже знаете — равные три Лица Пресвятой Троицы — Бог Отец, Бог сын, Бог Святой Дух. Внимательно следите, чтобы эти три пальчика были на высоте. Теперь давайте встанем прямо, как перед троном всемогущего царя, и медленно напечатаем крест. «Нужно, чтобы пальцы обязательно касались лба, живота и верхней части плеча. [32, c.34] Не размахивайте рукою как попало! Небрежно креститься — мух отгонять, да бесов радовать, — поучал священник отец Феодосий. — Не дотянул пальцы до правого плеча — оскорбил Бога, не дотянул до левого — бес сидит и смеется...» Поклон можно совершать только после того, как мы оградили себя крестным знамением и опустили руку. «Нельзя ломать крест, — говорил он, — одновременно креститься и кланяться. Правильный крест и правильная Иисусова молитва обязательно отгонят дьявола».

Давайте вместе правильно перекрестимся и произнесем Иисусову молитву, пальчики на лоб: Господи (несем пальчики на живот) Иисусе Христе, (на правое плечо) Сыне Божий, (на левое) — помилуй мя грешного. Ручку опустили и поклонились. Еще раз: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного.

Отец Феодосий прожил 144 года и завещал: Осеняя себя крестным знамением, посвяти Богу все мысли свои, возлюби Его всем сердцем своим, посвяти все дела свои во Славу Его [32, c.35].

Как же нам не любить Творца Своего, Отца небесного, Спасителя от рабства человека у сатаны. До рождества Спасителя была ночь, в темноте духовной жили люди. Родился Христос — взошло солнце духовное и осветило мир. Вся жизнь разделилась на две части — время до Рождества Христова, и после Рождества Христова.

Кто знает в каком году мы сейчас живем? В 2000 году после Рождества Христова. Это знает каждый человек в мире. Все люди каждый день смотрят на календарь и видят сколько времени прошло со дня рождения Господа нашего, Иисуса Христа. С этого дня сатана не имеет власти над теми, кто любит Господа, слушается Господа и выполняет Его заповеди. После смерти они получают жизнь вечную в Царстве Небесном. А те люди, которые делают плохие дела, не любят Бога, слушаются беса, они так и остались в рабстве у сатаны, у них по-прежнему ночь и не видят они солнце наше духовное Иисуса Христа. Куда они попадут после смерти? В ад.

Сейчас снова мы с вами мысленно предстоим у яслей Христовых. Снова ощущаем мы в своих сердцах Свет Божественный, исходящий от Спасителя мира [12, c.9].

Переменка.

А что это за звезду мы видим на ночном небе, ее луч идет прямо в пещеру. Это вифлеемская звезда, она привела к младенцу Богу Иисусу Христу из далекой страны Персии мудрецов-волхвов. Они смотрели на небо и увидели новую звезду. «Новая звезда родилась, значит должен родиться Спаситель мира.» Собрали они подарки — золото, ароматные масла: ладан, смирну и отправились в путешествие. Звезда указывала им путь. Пришли они к правителю страны Иудейской, злому царю Ироду, и спрашивают: «В твоей стране должно родиться новому Царю — Спасителю мира; не знаешь ли ты, где Он родился?»

Задрожал царь от злости, испугался, что у него отберут царство и говорит: «Я не знаю где Он родился, но если вы узнаете, то вы мне скажите, я тоже хочу Ему поклониться». Это он обманывал мудрецов, а сам задумал убить Божественного Младенца. Отправились мудрецы-волхвы дальше. Звезда их привела в город Вифлеем, и они увидели святое семейство, поклонились Господу Иисусу Христу и пошли домой, но к злому Ироду не зашли, так как Ангел их предупредил об его злом замысле.

Господь сошел на землю с небес, чтобы спасти нас. Принял вид человеческий, тело — плоть (мы говорим — воплотился) и стал человеком — вочеловечился (конец переменки).

Продолжим учить наш Символ веры, или главное во что мы верим.

Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечевшегося. Повторим: Нас...

Господь сошел на землю с небес, Господь неприступный, Творец мира снизошел к нам, преступникам заповедей Божиих, не в виде всесильного царя, не во дворце Он родился среди богатств, не в знаменитом огромном городе, а в маленьком городке Вифлееме, в бедном святом семействе в пещере для коровок и овечек.

Он явился перед людьми обездоленным, уязвимым, беспомощным, презренным, гонимым. Вот каким явился перед нами Бог, потому что Он захотел стать одним из нас, чтобы ни один человек на земле не стыдился своего Бога: будто Бог так велик, так далек, что к Нему приступа нет [4, c.13].

«Научитесь у меня, — говорит Господь, — как я кроток и смирен сердцем» [22, c.129].

Любит Господь смиренную душу, что ни попросит она у Него — все ей даст [22, c.128].

Крошку-Ангела в сочельник
Бог на землю посылал:
«Как пойдешь ты через ельник, —
Он с улыбкою сказал, —
Елку срубишь, и малютке
Самой доброй на земле,
Самой ласковой и чуткой
Дай, как память обо Мне».
И смутился Ангел-крошка:
«Но кому же мне отдать?
Как узнать, на ком из деток
Будет Божья благодать?»
«Сам увидишь», — Бог ответил.
И небесный гость пошел.
Месяц встал уж, путь был светел
И в огромный город вёл.
Всюду праздничные речи,
Всюду счастье деток ждет...
Вскинув елочку на плечи,
Ангел с радостью идет...
Загляните в окна сами,
Там большое торжество!
Елки светятся огнями,
Как бывает в Рождество.
И из дома в дом поспешно
Ангел стал переходить,
Чтоб узнать, кому он должен
Елку Божью подарить.
И прекрасных и послушных
Много видел он детей.
Все при виде Божьей елки,
Все забыв, тянулись к ней.
Кто кричит: «Я елки стою!»
Кто корит за то его:
«Не сравнишься ты со мною,
Я добрее твоего!»
«Нет, я елочки достойна
И достойнее других!»
Ангел слушает спокойно,
Озирая с грустью их.
Все кичатся друг пред другом,
Каждый хвалит сам себя,
На соперника с испугом
Или с завистью глядя.
И на улицу, понурясь,
Ангел вышел... «Боже мой!
Научи, кому бы мог я
Дар отдать бесценный Твой!»
И на улице встречает
Ангел крошку, — он стоит.
Елку Божью озирает, —
И восторгом взор горит.
Елка! Елочка! — захлопал
Он в ладоши. — Жаль, что я
Этой елки не достоин
И она не для меня...
Но снеси ее сестренке,
Что лежит у нас больна,
Сделай ей такую радость, —
Стоит елочки она!
Пусть не плачется напрасно!»
Мальчик Ангелу шепнул.
И с улыбкой Ангел ясный
Елку крошке протянул.
И тогда каким-то чудом
С неба звезды сорвались
И, сверкая изумрудом,
В ветки елочки впились.
Елка искрится и блещет,
Ей небесный символ дан;
И восторженно трепещет
Изумленный мальчуган...
И, любовь узнав такую,
Ангел, тронутый до слез,
Богу весточку благую,
Как бесценный дар принес.

                             [6, c.28]

Вот какого смиренного мальчугана нашел на земле Ангел, ему он подарил сверкающую елочку. Так будем и мы с вами учиться у Господа смирению. Нет лучше, как жить в смирении и любви, тогда в душе будет великий мир.

Господи, исправь нас, как нежная мать исправляет своих малых детей [22, c.130]. Господи, Тебе подобает слава на небеси и на земли, нам же, маленьким созданиям Твоим, даруй смиренного Духа Твоего [22, c.128].

Все встали.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, благодарим тебя за добрый урок.

И закончим урок молитвой, которая называется Иисусова молитва (с крестным знамением): Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Рисуем событие, которого ждали наши прародители 5 тысяч лет, день рождения Бога на земле — Рождество Господа нашего Иисуса Христа (дети рисуют), день, когда Сам Бог сошел с царского престола на нашу грешную землю, чтобы мы с вами имели жизнь вечную в царстве небесном, во Христе Иисусе. И, конечно, этому событию посвящен праздник праздников — Рождество — елка, подарки, песни, игры, катание на санках. В храме поставят нарядную елку. Множество ангелов будут петь на небесах, а мы с вами будем петь Господу на земле. Нашим лучшим подарком на день рождения Господу будет наше старание стать похожими на Него, нашего смиренного и кроткого Господа, как тот мальчик, которому Ангел подарил елочку. Будем такими же смиренными, добрыми, и нам Ангел принесет маленький небесный золотой подарок (кладем возле каждого рисующего ребенка шоколадную медаль в золотой обертке).

Библиография.

1. Аверкий, архиеп. Четвероевангелие. Руководство к изучению Священного Писания и Нового Завета. СПб., 1995. — 575 с.
2. Акафист благодарственный. Слава Богу за все//Сборник Акафистов. М., 1992.
3. Антоний (Сурожский), митр. Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Проповеди. М., 1994. - 730 с.
4. Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. М., 1991. — 110 с.
5. Борис, архим. Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. СПб., 1995. — 87 с.
6. Г.Д. (Дьяченко Г., прот.). Божий дар// Детям о Христе. Хрестоматия для детей. М., 1995.
7. Гурьянов Н., прот. Слово жизни. М., 1994. — 400 с.
8. Дьяченко Г., прот. Искра Божия. Л., 1991. — 493 с.
9. Жития Святых... Св. Димитрия Ростовского. Кн. 12 (Август). Козельск, 1992.
10. Избранные жития святых (III—IX вв.) М., 1991. — 411 с.
11. Иоанн Сергиев (Кронштадтский), прот. Полное собрание сочинений. Т.1. СПб., 1993. — 528 с., Т.2. СПб., 1994. — 726 с., СПб., 1994. — 508 с.**
12. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Архипастырское рождественское послание 1990-91 гг.//С.-Петерб.епарх.вед. 1991. Вып.1—2. С.10—11.
13. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Голос вечности. СПб. 1944. —294 с.
14. Иоанн (Санкт-Петербургский), митр. Православная Церковь, католицизм, протестантизм, современные ереси и секты в России. СПб., 1994. — 245 с.
15. Каледа Г., проф.-прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995.
16. Лесняк В., прот. Святое причащение. СПб., 1992. — 15 с.
17. Лесняк В., прот. Св. Симеон Новый Богослов и его богословские воззрения. СПб., 1993. — 192 с.
18. Нилус С. Дух Божий, почивающий на отце Серафиме Саровском.../ Неизвестный Нилус. Т.2. М., 1995. С.5—35.
19. Любимов Н., свящ. Семь Таинств Св.Православной Церкви как установление божественное. СПб., 1991. — 8 с.
20. Николай (Ярушевич), митр. Слова и речи. СПб., 1994. — 267 с.
21. О часе смертном. Христианское отношение к смерти. Брест, 1994. — 71 с.
22. Писания старца Силуана//Софроний, иеромон. Старец Силуан. Maidon Essex. 1990. С.259—472.
23. Поселянин Е. Святая юность. М., 1994. — 294 с.
24. Поселянин Е. Сказание о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому. Т.1. Коломна. 1993. — 400 с.
25. По следам Св. Апостолов. М., 1994. — 441 с.
26. Православный календарь для семейного чтения. СПб., 1994. — 736 с.
27. Ровинский Н., свящ. Беседы старого священника. М., 1995. — 222 с.
28. Слободской С., прот. Закон Божий для семьи и школы. М., 1993. — 380 с.
29. Соколов А., прот. Библия для детей. М., 1992. — 380 с.
30. Серафим (Звездинский), еп. Ангелы. М., 1995. — 24 с.
31. Успенский С. Катехизис в рассказах. Символ веры. Вып. 1. М., 1995. — 188 с.
32. Филимонов В. По вере вашей да будет вам... Чудотворец Феодосий Иерусалимский и его наставления// Собеседник православных христиан. СПб., 1995. С.3—74.
33. Филарет (Дроздов), митр. Православный катехизис. СПб., 1995. — 135 с.
34. Петр (Могила), митр. Православное исповедание или изложение Российской веры Петра Могилы. М., 1996.
 
Ссылки даются в тексте с указанием порядкого номера издания и страницы. Например, (4, 523) — Антоний (Сурожский), митр. Проповеди и беседы. С. 523.
Ссылки на Полн.собр.соч. о.Иоанна Кронштадтского даются в тексте в следующем виде: Т.1. С.275.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру