Примерный конспект занятия тематического цикла «Великопостный»

Для детей пяти-шести лет

Программа студийных занятий с детьми, которая создавалась в 1991–2002 годах педагогическим коллективом семейного клуба «Рождество», Она адресована педагогам и родителям, интересующимся семейной педагогикой, воспитательным потенциалом отечественной культуры, новыми подходами к духовно-нравственному воспитанию детей, найденными в живом педагогическом опыте (см. рубрику «Программы и методики»).

В структуру каждого занятия детской студии (или, точнее, дня студийных занятий) включен ряд определенных частей:
– приветствие в кругу;

– адаптационные или лингвистические игры (с трех с половиной лет), направленные на пополнение словарного запаса, развитие фонематического слуха и решение других задач развития речи детей;

– тематическая беседа, слайд-фильм или обсуждение домашнего задания (не раньше трех с половиной лет);

– игра-драматизация или «венок игр» (для занятий с детьми до трех лет подбираются игры на основе природного календаря; в группах детей от трех до семи лет – на основе сезонно-земледельческих, культурно-бытовых и исторических мотивов в жизни человека);

– сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);

– совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;

– музыкальная часть (с трех с половиной лет), включающая упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики, а также народные песни, попевки, элементы танцевальной культуры;

– рукоделие (развитие эстетического сознания, созидательной активности через введение в народные художественные промыслы и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов в группе);

– домашнее задание (систематически – для детей с четырех лет);

– прощальная песенка.

Общим стержнем, связывающим различные структурные части воедино, является основная тема всего цикла занятий и вытекающая из нее тема конкретного занятия. Структурные части прямо (как, например, тематическая беседа) или косвенно (как, скажем, игра и сказка) отражают ведущую тему и сопутствующие ей мотивы.

Так, тематическая беседа в начале занятия задает первичные впечатления и размышления по предмету обсуждения. Следующие за ней игры, выстроенные в тематический ряд («венок игр»), дают возможность «проживания» основного содержания, обогащения его сопутствующими мотивами.

Сменяющая «венок игр» сказка, рассказанная педагогом с использованием кукол, помогает постижению исходной темы через сопереживание сказочным героям, рождение симпатий и антипатий.

Следующая после перерыва на трапезу музыкальная часть преподносит отражение темы или ее дополнение через песню, музыку, иногда даже через характер традиционного движения в плясе (например, когда речь идет о мужских и женских трудах, о женственности и мужественности: движения девочки – образ «лебедушки», движения мальчика – образ «орла», «ясна сокола»).

Далее предметная деятельность в ходе выполнения творческого задания или рукоделия помогает еще раз уточнить, расширить или структурировать первичные впечатления по теме занятия, а домашнее задание – их закрепить. Выполнение домашней работы дает, в свою очередь, возможность развития основной темы на следующем занятии – с обсуждения домашнего задания обычно начинается новая тематическая беседа.

Чтобы показать на примере прямой и косвенной взаимосвязи структурных частей, приводим занятие тематического цикла «Великопостный» (для детей пяти-шести лет).

Примерный конспект занятия тематического цикла «Великопостный»
(для детей пяти-шести лет)

Открывает основную часть занятия беседа, тема которой «Все мне можно, но не все полезно». Беседа проводится по домашним рисункам-размышлениям о том, «когда человеку не полезно делать то, что хочется?». Вывод, который делается после совместного обсуждения примеров и обобщения ответов детей, можно сформулировать так: человеку не всегда бывает полезно делать то, что хочется, но для каждого важно учиться в своей жизни делать и то, что не хочется, что трудно, но необходимо (мыть посуду, убирать в доме и пр.). Человек может развивать в себе способность трудиться и делать добрые дела не только для себя, но для друзей и домашних, не для личной похвалы и не за награду. Великий пост может стать особым временем для такого труда, для преодоления в себе дурного, того, что не полезно…

За беседой следует венок игр «Весенний». В его замысле – путь по весенним дорожкам во время Великого поста. «Венок игр» строится на основе народных и авторских игр. В его содержании присутствуют мотивы весеннего пробуждения земли, предощущения грядущего торжества жизни, ее прекрасного обновления, а также тема поиска правильного пути, того, как не сбиться с него, стремиться к цели.

В игровой ситуации создается образ такого преодоления – мост, который мы «строим» на крепких сваях:
Мы построим крепкий мост
Через весь Великий пост!
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем сваи забивать!..

Первая свая – Богу молиться,
Свая вторая – на совесть трудиться,
Третья свая – послушными быть,
Четвертая свая – других не судить,
Всегда за собою вину находить,
Пятая свая – чужого не брать,
Свая шестая – не врать.

Нужно отметить, что на последующих занятиях «великопостного цикла» тематические беседы будут впервые посвящены Десяти заповедям Божиим, данным пророку Моисею.

После игры дети слушают и смотрят русскую сказку «Два брата», разыгрываемую с куклами. В ней продолжает звучать тема радости служения ближнему без корысти, не для похвалы или награды, тема несения тягот друг друга.

После перерыва на трапезу начинается музыкальная часть занятия. Ее тема: «Песни над колыбелью». В период Великого поста эта тема будет продолжена на других занятиях цикла. Почему колыбельные? Потому что те из них, что избраны для знакомства с жанром и разучивания, по сути своей являются материнским напутствием, указанием пути жизни. На этом занятии мы слушаем и поем колыбельную мальчику:

… Будешь в поле – пахарек,
На лужочке – косарек,
В темном лесе – лесничок,
В синем море – рыбачок,
Будешь рыбку ловить,
Да родителей кормить…

В музыкальной части последующих занятий мы будем учить колыбельную песню для девочки, затем – часто исполняемый «над колыбелью» духовный стих «О бедном Лазаре».

Далее дети готовят все необходимое для выполнения творческого задания. Его тема: «Путь человека». Выполнение задания предваряется вводной беседой-обсуждением этапов человеческой жизни: рождение – детство – юность – зрелость – старость…

Имеет ли жизнь конец? Весть о бесконечности жизни находит выражение в выполнении задания: красками и восковыми мелками дети рисуют схему: «Путь человека: от рождения – к Воскресению».

В конце занятия обговаривается домашнее задание: нарисовать картинку по наблюдениям за непрерывностью жизни в природе (превращение зерна, воды, семени; круг времен года; смена дня и ночи и пр.)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру