Сто свечей для Шостаковича

Оформление. Портрет композитора Д. Шостаковича, свечи, проектор, экран, слайд-фильм.

Ведущий
Композиторы всего мира пользуются одними и теми же нотными знаками (нотами). Музыканты во всем мире играют на одинаковых инструментах. И все-таки существует такое понятие – особая музыка. Ее слушают и понимают во всех странах. Такая музыка близка слушателю, где бы он ни жил. Именно такую музыку писал Д.Д. Шостакович.

2006 г во всем мире отмечается как год Д.Д. Шостаковича.

Дорогие дети, родители, гости! Сегодня мы открываем музыкальную гостиную и посвящена она 100-летию со дня рождения великого композитора Д.Д. Шостаковича. В семье Шостаковича была романтическая, красивая традиция: в каждый день рождения зажигать свечи по количеству лет. Таким образом, решалась и проблема подарков: гости знали – Шостакович всегда рад подсвечникам! И мне хочется зажечь свечи у портрета великого композитора.

Многие взрослые считают, что музыка сложная, ведь Д.Д. Шостакович симфонист (15 симфоний).
"Все что хотел сказать Шостакович, о чем он думал, он говорил своей музыкой, и она останется в веках…" Г.Вишневская

На экране фотографии композитора разных лет.

Ведущий
Мы говорим Шостакович - и какой образ встает у вас перед глазами? Всегда подтянут, моложав – кроме, пожалуй, последних лет, когда он сильно болел. Исключительно вежлив и как бы доброжелателен, но притом абсолютно необщителен, замкнут, молчалив, скромен, по самому большому счету, он никогда не кичился своим талантом. Когда в воскресный день 22 июня 1941 года фашисты напали на нашу страну, это было совершенно неожиданно.

Кадры хроники Великой Отечественной войны.

Ведущий
Дмитрий Дмитриевич в этот день пошел на экзамен в консерваторию, еще с утра предвкушая любимое развлечение – он собирался идти на футбольный матч. Страшная новость потрясла его. Шостакович добивался отправки его на фронт. Когда из этого ничего не вышло, он записался в народное ополчение и был направлен в пожарную команду для дежурств на крыше во время налетов (фотография). В свободное время он занимался организацией концертов для выступления в воинских частях. Много музыки писал Дмитрий Дмитриевич для этих концертов. Это были в основном песни.

Звучит песня "Фонарик" Д. Шостаковича.

Кадры хроники блокады Ленинграда.

Ведущий
Когда же фашисты начали бомбить его родной город, и в Ленинграде началась блокада, Шостакович решил музыкой сказать людям самое важное и главное. Там он начал сочинять свою Седьмую симфонию. Работа шла очень быстро. Он не мог оторваться от бумаги, музыка звучала у него в ушах. Когда начинались бомбежки Дмитрий Дмитриевич помогал своей жене отводить своих маленьких сына и дочку в бомбоубежище.

Гудит мотор в молчании ночном,
Но ты усни спокойным, тихим сном,
Прожекторов тревожные огни:
Мы не уснем
А ты, дитя, усни…

Звучит Колыбельная (военная) Д. Шостаковича.

Ведущий
Сам композитор возвращался и продолжал сочинять. К концу сентября были закончены 3 части симфонии. А потом семью Шостаковича эвакуировали в Куйбышев. Здесь и была написана последняя 4 часть симфонии. 27 декабря 1941 года Симфония была закончена. На титульном листе композитор написал: "Посвящается городу Ленинграду". Сначала симфонию исполняли в Куйбышеве, потом – в Москве.

"Перед началом четвертой части, возле дирижера неожиданно появился дежурный по противовоздушной обороне. Он поднял руку, и спокойно, чтобы не вызвать паники, объявил воздушную тревогу. В те дни гитлеровские бомбардировщики часто пытались прорваться к Москве. Тревога была объявлена, но ни один человек не покинул своего места. Симфонию исполнили до конца".

Самолет пересекал линию фронта, маленький транспортный самолет. Он летел в осажденный Ленинград. Вместе с медикаментами для госпиталей пересекали в нем линию фронта 4 толстые тетради – это была партитура Седьмой симфонии Шостаковича(единственный экземпляр). Дирижера нотные строки захватили и испугали. Где взять такой огромный оркестр? 8 валторн, 6 труб, 6 тромбонов. Чтобы исполнить симфонию потребовалось 80 музыкантов, а их было лишь 15. И тогда стали искать музыкантов в воинских частях, на фронте. За ходом репетиций город следил внимательно.

Кадра блокады Ленинграда.

Ведущий
Враг был близко, и поэтому в это же время шла другая репетиция, известная только военным…
Во время исполнения симфонии ни один снаряд не должен разорваться в Ленинграде – так решили артиллеристы, и они засели за свои "партитуры". Для исполнения этой "огненной" симфонии фронт выделил 3 тысячи крупнокалиберных снарядов.

И когда в знак начала,
Дирижерская палочка поднялась,
Над краем передним, как гром величаво
Другая симфония началась –
Симфония наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу бить не стал,
Чтоб город Седьмую симфонию слушал…
И в зале – шквал,
И по фронту - шквал…
А когда разошлись по квартирам люди,
Полны высоких и гордых чувств,
Бойцы опустили стволы орудий,
Защитив от обстрела площадь Искусств.

И пришел день 9 августа 1942 г, 355 день ленинградской блокады. На стенах ленинградских домов появились афиши: "Шостакович. Седьмая симфония" (в первый раз).
И вот дирижер взмахнул палочкой…

Звучит отрывок из 7 симфонии (аудиозапись).

Ведущий
Первые звуки чисты и отрадны – вот так мы жили до войны. Сколько тишины и простора было вокруг нас! Эту музыку мира хочется слушать без конца!

Но внезапно раздается вдалеке барабанная дробь, она все ближе и ближе. Война, короткая, монотонная, тревожная музыкальная фраза звучит в оркестре все назойливее, она постепенно овладевает оркестром, и становится страшно. Это враг наступает на Ленинград.

Звучит тема Нашествие (аудиозапись).

Отрывок из воспоминаний девочки, находившейся в эвакуации с детским домом. Читает кто-то из родителей.

"Меня вдруг остановила перед репродуктором незнакомая и удивительная по своему звучанию симфоническая музыка. Что это? Прислушалась и сразу узнала Шостаковича. Рядом стоял мальчик. Он жил у нас не давно. Худого, изнуренного голодом его привезли из окруженного блокадой Ленинграда. Музыка звучала то грозно, то мрачно. И вдруг раздался высокий холодный звук флейты. Мелодию сопровождала настойчивая и враждебная дробь военного барабана.
- Фашисты - прошептал мальчик не отрывая взгляда от репродуктора. – Слышите? Это они идут…Я ненавижу их!
Словно защищаясь от неумолимого шествия, он машинально спрятался за мою спину".

Ведущий
И когда уже нечем дышать, появляется величественная тема сопротивления "Родина в огне".

Звучит отрывок из Седьмой Симфонии (аудиозапись).

Ведущий
"Я не знаю, как охарактеризовать эту музыку, - говорит сам композитор, - может быть в ней слезы матери. Или даже чувство, когда скорбь так велика, что слез уже не остается".

Мы будем драться с беззаветной силой,
Мы одолеем бешеных зверей.
Мы победим, клянусь тебе, Россия.
От имени российских матерей.

Эти слова ленинградской поэтессы Ольги Бергольц слились с музыкой Шостаковича, утверждая, что силы разума, добра непременно победят в этой жесточайшей войне.

Сегодня мы расскажем вам о детских годах Д.Д. Шостаковича – начале его творческого пути.

Девочка
Когда Шостакович был маленьким, его звали Митя. В детстве он любил слушать, как играла его мама (фотография мамы Д. Шостаковича).) Она была пианисткой. Митя садился тихо в уголок и боялся нарушить звучание музыки. Но вот он робко вставал, подходил к пианино и одним пальчиком играл вместе с мамой.

На экране портрет Шостаковича в детские годы.

Ведущий
Вот портрет мальчика в матросском костюме. Он сидит, положив руки на нераскрытый том с произведениями Шопена. На портрете надпись "Моему маленькому другу Мите Шостаковичу от автора" (известного русского художника Кустодиева) и дата сентябрь 1918 г.

Музыкальные занятия давались Мите легко. Когда ему было 12 лет, он уже играл сонаты Бетховена, фуги Баха. И уже давно пытался сочинять музыку.

Марш Шостаковича.

Ведущий
Шостакович вспоминает: "Видя мои упорные попытки к сочинению, меня повели в консерваторию". Директор консерватории, известный композитор Глазунов назвал его "новым Моцартом".

В 13 лет Дмитрий Шостакович начал учиться в консерватории. Нотных записей его первых сочинений почти не осталось. Среди оставшихся – несколько прелюдий. Одну из них вы услышите.

Прелюдия (трио).

Ведущий
Когда у Шостаковича умер отец, семья осталась без средств существования. Мите приходилось много играть в кинотеатрах. Ведь кино тогда еще было немым. И пианисты озвучивали фильм. Сколько он написал прекрасной музыки к кинофильмам. А первым из них был "Встречный". Кто не знает эту радостную мелодию "Нас утро встречает прохладой!".

"Песня о встречном".

Или музыку к фильму "Овод"…

Романс.

Ведущий
Говорят, Шостакович мог писать музыку в любых условиях, при любом шуме, даже инструмент был не нужен. Давайте послушаем задорную…

"Полька – скакалка".

Девочка
Писал Шостакович музыку и для своих двоих детей. Так для дочери он написал альбом "Танцы кукол". Вот это…

"Шарманка" (на экране шарманка).

Девочка
А теперь мы сыграем это произведение в нашем детском оркестре.

Дети исполняют "Шарманку" на металлофонах, треугольниках, колокольчиках, деревянных палочках.

Девочка
А сейчас послушаем "Польку"- кукольная, неуклюжая, словно в волшебную новогоднюю ночь высыпали из коробки игрушки, они ожили и начали танцевать. А теперь "Гавот" - старинный важный неповоротливый танец.

На экране картинка танца.

Ведущий
В самом конце войны на радио создавался "Детский музыкальный радиожурнал". Редактором его был Д.Д. Шостакович. Он очень заботился, чтобы дети слушали интересные рассказы о музыке и интересную музыку, которую сам играл.

Полька (ансамбль).

Ведущий
Человек великого таланта и великой скромности Д.Д. Шостакович. Недаром сказал про него поэт Евгений Евтушенко:

"…неловко он стоит, дыша неровно,
как мальчик, взгляд смущенно опустил
И кланяется тоже так неловко,
Не научился. Этим победил".

На экране фотография Д. Шостаковича с сыном и внуком.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру