«Венок игр» и игры-драматизации

Программа «Введение в традицию»

«Венком игр» автор называет ряд игр, объединенных общей темой и связанных меж собой смысловыми переходами («смысловыми связками»).

Игры-драматизации относятся к разновидности театрализованных игр с детьми. Обычно такие игры основаны на разыгрывании литературных произведений или собственных инсценировок. В программе «Введение в традицию» под «игрой-драматизацией» понимается такое совместное игровое действие, в ходе которого конкретная драматургическая основа (история, сказка) разыгрывается всеми участниками занятия в процессе подражания пластическому и интонационному рисунку, предлагаемому педагогом.

Преимущество «венка игр» и «игры-драматизации» заключается в том, что, будучи по своему строению тематическими, они помогают активизировать вхождение ребенка в основное содержание занятия.

«Венок игр» строится на трех, максимум пяти играх: народных или авторских, с яркими, различными игровыми замыслами, а также имеет стихотворные завязку, развязку и «мостики» от игры к игре – смысловые связки.

В отличие от спектакля, игра-драматизация не требует распределения ролей и репетиций. Она дает возможность каждому действовать вместе с героем, сопереживать ему. Игра-драматизация – это история, «рассказываемая» всеми участниками занятия в действии: пластике, пении, характерных движениях, повторяемых за ведущим.

Первостепенное значение в достижении педагогических возможностей игры-драматизации имеет текст – ее драматургическая основа.

При самостоятельной попытке педагога создать такую игру нужно иметь в виду, что владение рифмой – желательно, но не обязательно. Сюжет может строиться и в виде «белого стиха», в котором большое значение имеет ритмический рисунок текста. Во время игры с детьми педагогу необходимо следить за тем, чтобы его речь и движения были согласованы и выразительны.

При создании игры-драматизации можно воспользоваться и приемом монтажа – выстроить сюжет на основе подбора готовых отрывков, стихов, песенок разных авторов. Нужно только помнить о том, чтобы за словом в таком сюжете предполагалась возможность выражения его в увлекательном действии. Простое копирование движений педагога детьми ни в коей мере не подразумевается ни в ходе «венка игр», ни в «игре-драматизации», задача педагога – дать импульс активности детей, точно обозначая в интонации, пластике и «ритмическом рисунке» смысловые акценты.

Приведем в качестве пояснения небольшой отрывок из осеннего «венка игр» для детей четырех лет. В процессе игр мы выясняем, какие плоды выросли в саду, какие – на огороде, называем, разглядываем их. Каждому ребенку предлагается выбрать и взять из корзины овощей и фруктов только то, что пригодно для супа.

Отрывок из осеннего «венка игр» для детей четырех лет

Авторская игра педагога Людмилы Ершовой
– Вы видели, как мама варит суп? Как вода кипит в кастрюле? Как овощи плавают? Мы все будем большой «кастрюлей», про какой овощ споем, тот и прыгнет в «кастрюлю» и будет там быстро бегать, ходить, плавать. Ваша задача – не столкнуться с другими «овощами», особенно когда их будет много, а главное – вовремя услышать, когда мы называем тот овощ, что у вас в руках. (Смысловая связка – реплика педагога. Беремся за руки, образуя большой круг («кастрюля»). Каждому ребенку в руки дается какой-то овощ.)

У мамы в кастрюле кипела вода
И овощи прыгали прямо туда.
Эй, картошка (капуста), в кастрюлю ныряй,
Мама, суп варить продолжай.

Взявшись за руки, быстро идем по кругу. Ребенок, у которого в руках картошка (или другой названный овощ), заходит в круг и бегает внутри.

Повторяем игру несколько раз, перечисляя все необходимые для приготовления супа составляющие. (На повторении идем в другую сторону.)

«Обед»
Собирались на обед:
Наш любимый старый дед,
Бабушка – несет оладушки;
Папа – с ложкой,
Мама – с поварешкой,
Внуки – несут карасей по штуке,
Внучки – несут ягод кучку,
И я! И я!
Вот и вся наша семья!

(Смысловая связка – пальчиковая игра.)
Большой палец правой руки.
Большой палец левой руки.
Указательный палец правой руки.
Указательный палец левой руки.
Средние пальчики.
Безымянные пальчики.
Мизинчики.
Хлопаем в ладоши.

«Кому спасибо?»
За борщ красивый
Кому «спасибо»?
Папа с дедом
По весне
Огород вспахали!
Эх! Ух! Эх! Ух!
Дочки и сыночки
Зернышки сажали!
Эх! Ух! В ямку – бух!
Всей семьею летом
Его поливали!
Эх! Ух! Плюх! Плюх!
Осень настала –
Урожай собрали!
Эх! Ух!
Тянем-потянем,
Вытянуть не можем!
(Смысловая связка - имитация действий по тексту (или «игра-повторялка»).)

«Репка» Народная игра
Дети сидят па полу, держа друг друга за талию. Это – «репка».
(Садимся на пол, держась за пояс впереди сидящего, раскачиваясь, поем. «Дедка» стоит перед «репкой».)

Водящий ходит вокруг с песней:

Ох, репка моя!
Репка соженая, огороженная!
Да и кто тебя сажал,
Да и кто поливал?
Огораживал?
Все дети («репка»):
А сажал меня Иван,
Поливал Селиван,
Селиванова жена огораживала!

Ведущий берет за руки первого ребенка, вытягивает со словами:
Тянем, потянем,
Вытянули репку.

Тот, кого вытянули, становится за ведущим, помогает тянуть следующего…

Отрывок из «венка игр» для детей трех – трех с половиной лет «Божий дар», основной темой которого является «Путь от зерна – к хлебушку на нашем столе».

«Отправляемся в дорогу»
Мы по лужам шли: ших-ших, (осторожно переступаем на пяточках)
Мы по лужам шли: хлюп-хлюп, (топаем)
Под дождем бежали, кап-кап-кап, (бежим)
По грязи пролезали: шлеп-шлеп, (высоко поднимаем согнутые в коленях ноги)
К полю еле пробрались, вымокли, устали. (утираем «пот со лба»)

Или «Заинька»
Мы на луг ходили –
Хоровод водили.
Вот так, вот так – 2 раза
Хоровод водили.
Задремал в тенечке
Заинька на кочке.
Вот так, вот так –
Задремал в тенечке.
Зайку мы будили,
В барабаны били,
Вот так, вот так –
В барабаны били.
Ну-ка, зайка, попляши –
Свои лапки покажи.
Вот так, вот так –
Свои лапки покажи… (и т.д.)

Имитация движение по тексту (простейшая ролевая игра-«повторялка»)

Правила игр для старших детей связаны с выполнением более сложных задач и необходимостью учитывать при этом ряд обстоятельств: что-либо найти, вовремя убежать, отгадать, догнать и т.п.

Например, вариант народной игры «Лень» из «венка игр» «Зимние труды и забавы» (для детей пяти–шести лет), в ходе которого мы знакомимся с традиционными занятиями людей русской деревни во время зимы, а также встречаемся с персонажем «Лень».

Народная игра «Лень»
Сидит, дрожит Лень.
Приодеться Лени лень!
– Лень, вставай, замерзнешь!
– Лень мне!
– Лень, оденься, простудишься!
– Лень!
(Сажаем одного из ребят – «Лень» – на стульчик в центр хоровода, поем. Идем хороводом.)

Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень!
Не одеть ли нам ее?
Не обуть ли нам ее?
Одеть!
Обуть!

Как со молодца – кафтан,
Со старушки – сарафан,
Со молодушки – платок,
С красной девушки – венок!
(Пять–шесть человек одевают на Лень что-либо из своих вещей.)

Выбираем двух «думных бояр». «Думные бояре» становятся в кругу спиной к Лени. Лень снимает с себя по вещице, каждый раз спрашивая: «Думные бояре, что хозяину этой вещицы делать?» Бояре придумывают задание, хозяин вещи
выполняет.

Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень.
Сидит, дрожит Лень,
Приодеться Лени лень.
(Идем хороводом.)

Лень, что ж ты все сидишь?
– Пить, есть хочу!
Чего ж тебе надобно?
– Кушанья царские, питье боярское!

Кто спину не гнет,
Тому ложка в рот нейдет!
А где гнется спина –
Там пшеничка густа:
(Приближаемся хороводом к Лени и отходим обратно. Руки над головой, ладошка – к ладошке над головой.)

С колоска – зерна мешок,
С колоска – зерна мешок,
(опускаем руки перед грудью – «мешок»)
А зимою – пирожок!
(ладошки «лодочкой»)

Попляши, поскачи Лень –
Дадим тебе пить–есть!

Дувай-дувай-дувай-дай, дувай-дай!
(Поем, хлопая в ладоши. "Лень" пляшет под наш напев.)

Простейшая (для удобства восприятия) условная классификация игр может выглядеть так:

1. Игры-«повторялки»
Их правила диктуют необходимость уметь действовать одновременно, одинаково и согласованно с другими участниками. Игры данного типа незаменимы для самых маленьких, так как:
– являются первым опытом подчинения общим правилам и простейшим задачам;
– способствуют развитию представлений через характерные, подражательные движения на основе опорных зрительных впечатлений (показ, картинка, слайд и т.п.);
– помогают приобретению опыта совместных действий, развитию доверия между детьми и взрослыми;
– обучают согласованности действий в группе;
– развивают чувство ритма, музыкальность, двигательные навыки и т.д.

В играх детей среднего и старшего дошкольного возраста «повторялки» в чистом виде встречаются редко; в «венке игр» они могут быть адекватны «смысловым связкам».

2. Игры на внимание
Правила таких игр могут быть связаны с умением в нужный момент точно, не сбившись, выполнить игровые действия.

Такие правила способствуют развитию целенаправленного слухового восприятия (например, в игре «Дождик» по соответствующей песенке вовремя спрятаться под «крышу», в игре «Цыплятки и Коршун» – пищать после слов «Коршун летит!»), а также формированию умения четко выполнять простейшие игровые задачи.

3. Игры-«догонялки»
Игровое правило связано с необходимостью догнать кого-либо, суметь убежать от «водящего». Это любимые игры детей среднего и старшего дошкольного возраста. Они способствуют:
– формированию инициативности и решительности;
– развитию ловкости, ориентации в пространстве, умения подчиняться правилам;
– преодолению страхов (при встрече в игровых обстоятельствах со «страшным» персонажем: Волком, Коршуном, Медведем и пр.).

4. Игры-«отгадки»
Правила таких игр связаны с различными задачами: верно определить место какого-либо спрятанного предмета, угадать его название; отгадать по характеру движений суть происходящего (например, профессию) и т.п.

С помощью игр на отгадывание развивается целенаправленное зрительное внимание, сообразительность и многие другие качества.

5. Игры-«соревновалки»
По их правилам необходимо выполнить игровое действие как можно быстрее. Игры с подобным замыслом развивают решительность, инициативность, сноровку, ловкость, ориентацию в пространстве, волю и т.д. Как правило, они предусматривают деление на команды и, следовательно, формируют «чувство локтя», коллективную ответственность.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру