Программа для детских садов, общеобразовательных, воскресных, православных школ, средних профессиональных и специальных учебных заведений

г. Курск

Задачи и содержание курса в подготовительной группе

Подготовительная группа охватывает детей дошкольного возраста. Причем нижняя граница этого периода по своим психологическим качествам сильно отличается от верхней. Но общей и важной тенденцией этого возрастного периода является закладывание и активное развитие психических структур личности ребенка, определяющих систему отношений к себе и ко всему, что его окружает. Это период бурного развития сознания, системы нравственных мотивов и формирования основ волевого поведения.

Курс православной культуры, преподаваемый в подготовительной группе, закладывает фундамент для дальнейшего обучения в старших группах. Он должен включать основные представления, на которые необходимо будет опираться в дальнейшей работе.

Вместе с тем ни в коем случае нельзя рассматривать преподавание этого курса в подготовительной группе как узкую подготовку к его изучению в школе, подобно тому, как детство нельзя рассматривать как подготовку к жизни взрослой. И так как детство есть самоценный, но прорастающий во взрослость и потому ничем не заменимый период человеческой жизни, так же и изучение православной культуры в дошкольном возрасте имеет свое, непреходящее значение. И компенсировать его нельзя.

Представляется, что наиболее правильным в этом возрасте должно стать изучение православной культуры в рамках главных православных праздников (православный литургический год), которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир Православия, через который по-новому открывается жизнь окружающих людей и природы. Здесь крайне важно помнить слова К.Д. Ушинского, который писал: “Для ребенка Светлый праздник и весна, Рождество и зима, Спас и спелые плоды, Троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни... Первое знакомство с евангельскими событиями всего удобнее совместить с объяснением предстоящих праздников: здесь и церковная служба, и рассказ матери, и праздничное чувство ребенка – все соединяется, чтобы оживить то или другое событие” (К.Д. Ушинский, соч. в 10-ти т. Т. 6, С. 321–322).

Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, Его творении, о Сыне Божьем, святых и подвижниках Православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, нравственно умозрительное и практическое.

Исторический раздел программы будет представлен изучением эпизодов Библейской и Церковной истории, которые в себе отражают течение истории общечеловеческой.

Изучение храма будет более эффективным, если посещение его будет происходить в праздники, в дни торжеств, а само посещение будет заранее подготовлено. Важно посетить храм и вне службы для знакомства с его устройством. Столь же важно ввести в программу произведения литературы и изобразительного искусства, вводящие детей в мир духовно-нравственных образов, располагающих к воспитанию возвышенных чувств.

Очень важно ввести ребенка в координаты высших нравственных ценностей, задать алгоритмы нравственного поведения, для чего незаменимы нравственные беседы, а также организация такого поведения ребенка, когда бы он мог в максимальной степени ориентироваться на других людей, учитывая их интересы и позицию.

В поведении ребенка 3–4-х и даже 5- летнего возраста произвольный элемент еще слаб. Логические составляющие весьма просты. Поэтому курс православной культуры должен быть сориентирован на активное проживание.

Само же преподавание в этот период нужно вести, опираясь на краткие составляющие: всего одну-две главные мысли, эпизоды из Библейских повествований, которые должны преподноситься в яркой образной форме. Формулировать эти мысли следует очень просто, с использованием понятных и знакомых ребенку слов. Особенности психики детей этого возраста таковы, что урок может проходить продуктивно всего 10–12 минут. В течение этого времени ребенок должен быть включен в те или иные запланированные учителем виды деятельности, которые позволят ему усвоить главную мысль учебной темы. Дети в этом возрасте прекрасно учат наизусть. Кроме разучивания стихов и песен, ребенку можно давать задание нарисовать то, что он слышал от учителя. Некоторые ситуации целесообразно проигрывать в ролевых играх-сценках.

Основное содержание

Раздел I. Основные религиозные понятия и представления
Бог. Его существование. Творение мира и человека.

Раздел II. История Ветхого и Нового Завета
Ветхий завет. Изгнание из рая, непослушание и грех в жизни людей. Потоп. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа. Моисей, исход из Египта, земля обетованная. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. Вавилонское пленение, пророк Даниил.

Новый завет. Рождество и Благовещение Пресвятой Богородицы. Рождество Христово. Детство Иисуса Христа. Крещение Господне. Нагорная проповедь. Чудесное насыщение. Благословение детей. Иисус Христос на море. Притча о блудный сын. Исцеление десяти прокаженных. Закхей. Иисус Христос в доме Марии и Марфы. Притча о немилосердном должнике. Притча о милосердном самарянине. Воскрешение Лазаря. Вход Господень в Иерусалим. Прощальная беседа с учениками (Тайная Вечеря). Предательство Иуды. Распятие и смерть Иисуса Христа. Воскресение Христово. Вознесение Господне. Рассказы о деяниях апостолов. Проповедь апостола Петра и обращение нескольких тысяч человек. Архидиакон Стефан, его мученическая смерть. Гонитель Савл и его обращение.

Раздел III. История православия в России
Историю русского православия желательно представить в рассказах, доступных пониманию детей этого возраста, на примере чудесных деяний великих святых русской земли: кн. Владимира, Феодосия Печерского, Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Иоанна Кронштадтского и др.

Раздел IV. Церковь и храм. Искусство
Церковь. Храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Устройство храма.
Иконостас. Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы.
Церковная музыка. Пение. Колокола и колокольный звон.
Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника: диакон, псаломщик. Дети в храме.

Раздел V. Православная этика
Отношение ребенка к родным. Отношение ребенка к воспитателям. Отношение ребенка к сверстникам. Отношение ребенка к природе и всему живому. Требования Православной Церкви к поведению ребенка. Беседы о поведении ребенка на примере евангельских притч и примеров из жизни святых.

Раздел VI. Главные православные праздники и события
Рождество Богородицы – 21 сентября. Воздвижение Креста Господня – 27 сентября. Покров Пресвятой Богородицы – 14 октября. Праздник Казанской иконы Божией Матери – 4 ноября. Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил – 21 ноября. Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря. День памяти святитель Николая Чудотворца – 19 декабря. Рождество Христово – 7 января. Память преподобного Серафима Саровского – 15 января. Крещение Господне – 19 января. Сретение Господне – 15 февраля. Прощеное Воскресенье – переходящий праздник. Великий пост. Благовещение Пресвятой Богородицы – 7 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – переходящий праздник. Воскресение Христово (Пасха) – переходящий праздник. Вознесение Господне – переходящий праздник. День Святой Троицы, Пятидесятница – переходящий праздник. Рождество Иоанна Крестителя – 7 июля. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. День памяти Преподобного Сергия Радонежского – 18 июля. Память Казанской иконы Божией Матери – 21 июля. Память равноапостольного князя Владимира – 28 июля. Память Преподобный Серафима Саровского – 1 августа, пророка Илии – 2 августа. Преображение Господне – 19 августа. Успение Пресвятой Богородицы – 28 августа.

Организация занятий в группах детей 3-5 лет проходит в форме эпизодических мероприятий: слушания коротких библейских рассказов, проведение утренников и праздничных занятий (светское), возможно в форме специально организованной игры; бесед на нравственные темы, рисования, разучивания стихов и песенок духовного содержания, посещений храма, встреч со священником и т. п. В старшей группе детского сада (возраст детей 5-6 лет) возможно, при наличии хорошо подготовленного воспитателя и учебно-методического обеспечения, организовать более систематическое проведение занятий.

Эти занятия с соответствующей корректировкой можно организовать по плану, аналогичному тематическому плану в подготовительной группе.

Календарно-тематическое планирование

Сентябрь.
1 неделя. 1 занятие. Беседа. Бог. Его существование. Творение мира и человека. (Возможно чтение соответствующего рассказа из детской Библии. Возможно рисование на тему – творение мира.)

2 неделя. 2 занятие. Церковь и храм. Зачем люди ходят в церковь. Молитва. Как заходить в храм. (Рассказ учителя. Рисование и раскрашивание.)

3 неделя. 3 занятие. Праздник Рождества Богородицы. (Рассказ учителя.) Возможно организовать праздник или беседу об отношении ребенка к родителям и близким.

4 неделя. 4 занятие. Если у детей есть некоторые сведения о земной жизни Спасителя, то можно построить занятие в форме рассказа о празднике Воздвижения Креста Господня (27 сентября). Если нет, то чтение рассказов из детской Библии (Быт. 3–11 главы). ( Рисование.)

Октябрь.
1 неделя. 5 занятие. Призвание Авраама. Исаак и его дети. История Иосифа. (Рисование.)

2 неделя. 6 занятие. Праздник Покров Пресвятой Богородицы. (Рассказ воспитателя. Беседа с детьми об изменениях в природе и о том, как празднует народ этот праздник. Празднование этого праздника в детском саду.)

3 неделя. 7 занятие. Моисей. Выход из Египта. Земля обетованная. (Чтение. Игра или рисунок.)

4 неделя. 8 занятие. Жизнь евреев в Израильском государстве. Самсон. Давид и Голиаф. Царь Соломон. (Чтение.)

5 неделя. 9 занятие. Вавилонское пленение. Пророк Даниил. Возвращение из плена.

Ноябрь.
1 неделя. 10 занятие. Праздник Казанской иконы Божией Матери (4 ноября). Иконы. Происхождение икон. Различие икон. Богородичные иконы. Казанская икона Божией Матери.

2 неделя. 11 занятие. Церковная музыка, пение. Колокола и колокольный звон. (Беседа учителя или посещение храма.)

3 неделя. 12 занятие. Праздник Архистратига Михаила и всех Небесных Сил. Рассказ: кто такие Ангелы. Забота Ангелов о людях. Архистратиг Михаил – Небесный Покровитель российского войска. (Рисование.)

4 неделя. 13 занятие. Жизнь евреев после возвращения из плена. Завоевание их греками и римлянами. Ожидание Мессии.

Декабрь.
1 неделя. 14 занятие. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря). Рождество Пресвятой девы Марии. Введение ее в храм. (Чтение.)

2 неделя. 15 занятие. Храм и его устройство. (Рассказ учителя. Показ слайдов или посещение храма.)

3 неделя. 16 занятие. Праздник святителя Николая Чудотворца. Святые – кто они? Святитель Николай Чудотворец – его житие и деяния. (Рассказ учителя.)

4 неделя. 17 занятие. Рождество Иисуса Христа. (Рассказ учителя.)

5 неделя. 18 занятие. Подготовка к Новому году и Рождеству Христову.

Январь.
1 Неделя. 19 занятие. Праздник Рождества Христова. (Празднование. Возможно приглашение священника.)

2 неделя. 20 занятие. Праздник Преподобного Серафима Саровского. Рассказ учителя о Серафиме Саровском и его деяниях.

3 неделя. 21 занятие. Праздник Крещения Господня. (Рассказ учителя.)

4 неделя. 22 занятие. Священник. Понятие о церковной службе. Помощники священника: диакон, псаломщик. Дети в храме. (Желательно посещение храма.)

Февраль.
1 неделя. 23 занятие. Отношение ребенка к людям: к родным, воспитателям, взрослым, младшим, сверстникам. (Беседа.)

2 неделя. 24 занятие. Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа. История Праздника Сретения Господня. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 25 занятие. Проповедь на горе. Основные правила христианской жизни. (Рассказ воспитателя. Беседа.)

4 неделя. 26 занятие. Притча о блудном сыне. Исцеление десяти прокаженных. (Рассказ учителя. Беседа.)

Март.
1 неделя. 27 занятие. Масленица. Прощеное Воскресенье. Начало Великого поста. (Рассказ воспитателя. Опыт проживания.)

2 неделя. 28 занятие. Отношение ребенка к природе и всему живому. Наблюдения в природе, выделение признаков наступления весны.

3 неделя. 29 занятие. Закхей. Иисус Христос в доме Марфы и Марии. (Рассказ воспитателя.)

4 неделя. 30 занятие. Беседа о поведении ребенка на примере евангельских притч и примеров из жизни святых. Немилосердный должник. Милосердный самарянин. Воскрешение Лазаря. (Продолжение бесед о поведении ребенка.)

Апрель.
1 неделя. 31 занятие. Праздник Входа Господня в Иерусалим. Празднование этого события Православной Церковью, народные традиции.

2 неделя. 32 занятие. Подготовка к празднованию Пасхи. Рассказ учителя или чтение о последних земных днях Спасителя: Пасха; прощальная беседа с учениками; предательство Иуды; распятие и Крестная смерть Иисуса Христа.

3 неделя. 33 занятие. Празднование Воскресения Христова.

4 неделя. 34 занятие. Русская Православная Церковь. Начало истории. Великий князь Владимир.

Май.
1 неделя. 35 занятие. Преподобный Феодосий Печерский. (Рассказ о его жизни.)

2 неделя. 36 занятие. Святые Сергий Радонежский и Димитрий Донской. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 37 занятие. Подготовка к празднику Вознесения Господня. Рассказ о деяниях апостолов.

4 неделя. 38 занятие. Праздник Вознесения Господня.

5 неделя. 39 занятие. Подготовка к празднику Святой Троицы. Рассказ об истории праздника. Церковное празднование. Народные традиции.

Июнь.
1 неделя. 40 занятие. Праздник Святой Троицы. Пятидесятница. Празднование его в детском саду. (В случае, если выпуск детей состоится раньше, то возможно в конце мая рассказать им об этом празднике.)
Для детей, которые остаются летом в детском саду, возможны следующие занятия или празднование церковных событий.

2 неделя. 41 занятие. Праздник. День Святого Духа.

3 неделя. 42 занятие. Посещение храма. Беседа со священником.

4 Неделя. 43 занятие. Святой благоверный князь Александр Невский. Его подвиги. (Рассказ воспитателя.)

5 неделя. 44 занятие. Икона Божией Матери “Владимирская”. (Рассказ воспитателя.)

Июль.
1 неделя. 45 занятие. Рождество Иоанна Крестителя (7 июля). (Чтение.)

2 неделя. 46 занятие. Праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля).

3 неделя. 47 занятие. Праздник Казанской Иконы Божьей Матери.

4 Неделя. 48 занятие. Память святой равноапостольной княгини Ольги и святого равноапостольного князя Владимира. (Чтение.)

Август.
1 неделя. 49 занятие. Преподобный Серафим Саровский. Пророк Илия. (Для жителей Курска – желательно посещение Сергиево-Казанского собора, построенного родителями преподобного Серафима Саровского.)

2 неделя. 50 занятие. Святой и праведный Иоанн Кронштадтский. (Рассказ воспитателя.)

3 неделя. 51 занятие. Праздник Преображения Господня (19 августа). (Празднование в детском саду.)

4 неделя. 52 занятие. Праздник Успения Пресвятой Богородицы (28 августа). (Рассказ воспитателя.)

Литература:
Библия.
Библия для малышей. М., 1990.
Детская Библия.
Священник Артемий Владимиров Молитвослов для самых маленьких. М., 1995.
Моя первая русская история. М., 1992.
Моя первая Священная история. М., 1992.
Жития святых в изложении для детей. М., 1995
Закон Божий. Сост. С. Куломзина. М., 1994.
За что мы любим Бога. Евангелие для маленьких детей. М., 1990.
Православные богослужения, молитвы и обычаи. Белосток, 1992.


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру