Введение в традицию

Программа студийных занятий с детьми

Часть 1

Человек определяется тем, что он любит и как он любит.
И.А. Ильин

Введение

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Детские студии клуба посещают дети шести возрастных групп (от полутора до восьми лет). Занятия знакомят детей с миром нравственных ценностей традиционной российской культуры через игры, сказки, песни, рукоделие. Поэтапно, в соответствии с возрастом, малыши знакомятся с основами православной культуры: через истории, фильмы, тематические диалоги, иконографию, праздники.

Спецификой организации занятий с детьми в клубе «Рождество» является обращение через духовно-нравственное пространство к интеллектуальному и эстетическому сознанию ребенка. Познавательная сфера расширяется не путем накопления ребенком разнообразных фактов, а через открытие и усвоение связей между ними (системный подход).

С помощью тематических игр-драматизаций, бесед, творческих заданий, интерактивных экскурсий у детей складывается система впечатлений о красоте и сезонных изменениях окружающего мира, об исторической, культурной традиции своего народа, пробуждается чувство причастности к ней.

В процессе совместных творческих занятий, свободной игры у малышей формируется опыт вхождения в общественные отношения: они учатся добиваться поставленной цели, переживать первые победы и неудачи, быть щедрыми и терпеливыми, внимательными, исполнительными и инициативными.

Игровая деятельность, являющаяся ведущей на занятиях студий, способствует процессу социализации детей. Подобно сказке игра имеет свою воспитательную цель и увлекательную, понятную детям тему. Возможности игр-драматизаций велики, ведь получение различных знаний по географии, истории, археологии, архитектуре, эстетике, народно-бытовой и художественной культуре становится впечатлением, формирующим внутренний мир ребенка на основе эмоционального и смыслового отклика, вызванного темой игр и сопутствующих занятий. Игры-драматизации и сюжетные «венки игр» являются авторскими разработками педагогов клуба «Рождество».

Учебный год занятий детских студий начинается в середине сентября (обычно на неделе после церковного новолетия 14 сентября). Программа включает в себя как собственно занятия в помещении, проводимые один раз в неделю, так и совместные прогулки, выезды, экскурсии и праздники. Заканчивается годовой цикл занятий в конце мая (всего с сентября по май проходит около 38 – 40 встреч).

Несколько занятий, объединенных общей темой и педагогическими задачами, представляют собой тематический цикл. Как правило, каждый такой цикл включает четыре-пять занятий, экскурсию, студийный праздник.

Тематические циклы в основном приурочены к праздникам года. Всего в учебном году семь тематических циклов (см. табл.).

Тематические циклы года

1,5 – 2 года (возраст детей на сентябрь)

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Урожайный»

середина октября – середина ноября
«Поздняя осень»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля
«Зимушка-зима»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Масленичный»

Великий пост (к Пасхе)
«Пробуждение»

Светлая неделя – конец мая
«Как прекрасен этот мир»

2 – 2,5 года

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Урожайный»

середина октября – середина ноября
«Поздняя осень»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля
«Зимушка-зима»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Масленичный»

Великий пост (к Пасхе)
«Пробуждение»

Светлая неделя – конец мая
«Муравьиная семья»

2,5 – 3 года

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Урожайный»

середина октября – середина ноября
«Поздняя осень»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля
«Зимушка-зима»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Масленичный»

Великий пост (к Пасхе)
«Пробуждение»

Светлая неделя – конец мая
«Как прекрасен этот мир»

3 – 3,5 года и 3,5 – 4 года

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Урожайный»

середина октября – середина ноября (к празднику Собор Архистратига Михаила)
«Поздняя осень»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля
«Зимушка-зима»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Масленичный»

Великий пост (к Пасхе)
«Пробуждение»

Светлая неделя – конец мая
«Пчелиный»

4- 4,5 года и 4,5 – 5 лет

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Покровский»

середина октября – середина ноября (к празднику Собор Архистратига Михаила)
«Богатырский»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля (к празднику Крещение и Сретение Господне)
«Чаепитие в русском доме»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Сотворение мира»

Великий пост (к Пасхе)
«Ковчег»

Светлая неделя – конец мая
«Цветы и травы»

5 – 6 лет

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Покровский»

середина октября – середина ноября (к празднику Собор Архистратига Михаила)
«Богатырский»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля (к празднику Крещение и Сретение Господне)
«Крещенский»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Масленичный»

Великий пост (к Пасхе)
«Великопостный»

Светлая неделя – конец мая
«Весенний»

6 – 7 лет

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Покровский»

середина октября – середина ноября (к празднику Собор Архистратига Михаила)
«Богатырский»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля (к празднику Крещение и Сретение Господне)
«Крещенский»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Гончарных дел мастера»

Великий пост (к Пасхе)
«Город, как мир»

Светлая неделя – конец мая
«Гнездышко»

7 – 8 лет

Осень
середина сентября – середина октября (к празднику Покров Пресвятой Богородицы)
«Свадебный»

середина октября – середина ноября (к празднику Собор Архистратига Михаила)
«Архангельский»

Зима
конец ноября - середина января (к празднику Рождество Христово)
«Рождественский»

середина января – конец февраля (к празднику Крещение и Сретение Господне)
«Сретенский»

Весна
конец февраля – Прощеное воскресенье (к началу Великого поста)
«Гончарных дел мастера»

Великий пост (к Пасхе)
«Великопостный»

Светлая неделя – конец мая
«Славянский»

Тематические циклы занятий приурочены к следующим праздникам, важнейшим вехам православного и гражданского календаря:
 Покров Пресвятой Богородицы;
 Собор Архистратига Михаила;
 Рождество Христово;
 Масленичное гулянье;
 Благовещение;
 Пасха;
 День Победы.

Праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают смыслы духовной и культурно-исторической традиции нашего народа. Тематический цикл, состоящий из приготовительных занятий, – своеобразная «дорожка к празднику», помогающая приоткрыть для детей его напутственный смысл.

Финал тематического цикла – праздничное занятие детской студии. В программе «Введение в традицию» оно предполагает тематическое действие, участниками которого становятся все присутствующие на занятии дети и взрослые. На праздничном занятии проводится своеобразное подведение итогов тематического цикла (сценарий предусматривает различные вопросы-задания, поиск выхода из трудных ситуаций, помогающие понять, что из содержания занятий цикла остается в памяти детей). В ходе празд-ничного занятия происходит приобщение детей к самобытным особенностям русского праздника: песням, играм, забавам, костюму, трапезе и другим обычаям, не противоречащим ценностям христианской культуры.

Обычное занятие (вернее, целый день занятий) детской студии состоит из следующих частей:
– адаптационные игры (песни-приветствия и т.д.);

– лингвистические игры (на пополнение словарного запаса, развитие внимания и фонематического слуха);

– обсуждение домашнего задания, тематическая беседа, слайд-фильм (с детьми в возрасте от трех с половиной лет);

– игра-драматизация или «венок игр» (для детей до трех лет – на основе природного календаря, от трех до восьми лет – на основе сезонно-земледельческих, культурно-бытовых и исторических мотивов в жизни человека);

– сказка (маленький кукольный спектакль, помогающий раскрытию основной темы занятия и цикла);

– совместная трапеза с принесенными из дома угощеньями;

– музыкальная часть (для детей от трех лет) – упражнения на развитие слуха, чувства ритма, культуры пластики, а также народные песни, попевки, элементы танцевальной культуры;

– рукоделие (развитие эстетического сознания, созидательной активности через знакомство с народными художественными промыслами и использование возможностей лепки, рисования для выполнения совместных проектов в группе);

– домашнее задание (систематически – для детей от четырех лет).

Подробное описание структурных частей занятия дается во второй части настоящего пособия.

Содержательные разделы программы

Важной задачей для авторов программы является определение того, каким содержанием будут наполнены структурные части занятия. Как же определить, какие разделы, темы, области знания могут, с одной стороны, способствовать решению воспитательных задач, а с другой – быть востребованы ребенком, коснуться его сердца?

Нам представляется целесообразным опираться на то, что уже присутствует в жизненном опыте ребенка или предугадывается в зоне его ближайшего развития. Это: система социальных отношений (семья, сверстники, отношение к самому себе и другим людям), а также историко-культурный и природоведческий аспекты (так как они оказывают существенное влияние на интересы, занятия, устремления личности).

В процессе поиска метода и ведения занятий с дошкольниками в клубе «Рождество» у нас родилось убеждение в нецелесообразности опоры на фактический материал только лишь ради его познавательных возможностей. События отечественной истории и культуры, представления о явлениях природы вне сферы духовно-нравственных смыслов, вне ответа на вопрос о том, что дает то или иное знание уму и сердцу ребенка, становятся лишь нагрузкой на память.

Возникает естественный вопрос: о каких смыслах идет речь, если, к примеру, понимание причинно-следственных закономерностей и уроков истории не под силу ребенку-дошкольнику? Конечно, подобное осмысленное отношение – дело более старшего возраста. В до-школьном же детстве смысл введения в отечественную историю представляется не в том, чтобы знал: «Полезно знать свое прошлое». Но, прежде всего в том, чтобы ответить на естественную, зарождающуюся жажду героической романтики, поиска образца для подражания. Такие идеалы, образы истинных героев могут складываться на основе знакомства и проживания событий отечественной истории и русского героического эпоса. Проживания – потому, что ребенку свойственно отождествлять себя с героем, – это чрезвычайно важно для его психического развития и личностного роста.

Если сегодня мы не сумеем зажечь сердца детей досточтимыми былинными, историческими, да и современными нам образами – именно зажечь, а не ограничиться устным сообщением (!), – то удовлетворение жажде подвига будет найдено в образах «героев» массовой культуры. Мы свидетели тому, как Бэтмены и человеки-пауки сегодня победоносно удовлетворяют потребность детей в героическом...

Знания и представления об окружающем мире могут служить не только пищей для ума, но и для сердца. Но в основе выбора тем должен лежать ответ на вопрос о том, чему может послужить разговор с ребенком о временах года, превращениях зерна, профессиях и т.д. Что может дать ребенку знакомства с той или иной темой:
– соответствие общепринятым показателям развития;
– помочь подготовиться к школе (спросят на вступительном собеседовании)?

Конечно, мы не можем этого не учитывать. Безусловно, нужно помочь ребенку соответствовать разумным требования социума. Но в контексте занятий педагог не должен решать только эти задачи.

Так, разговор о круге времен года, пути зерна к хлебушку, звездах и планетах может открывать тему непрерывности жизни, ее «таинственной внутренней целесообразности» (И.А. Ильин); разговор о профессиях – тему служения человека в мире, раскрытия данных Богом дарований; разговор о правилах в жизни в семье – тему послушания, значения нравственных устоев, предназначения мужчины и женщины; экскурс в художественную культуру – тему рукотворного и нерукотворного в мире, тему данного от Господа творческого начала в человеке...

Описание связи основных педагогических задач с воспитанием умения сердца «отзываться на всякое явление Божественного в мире и людях» можно найти в труде русского философа Ивана Александровича Ильина «Путь духовного обновления». Где не только выделена система искомых содержательных разделов, но и определены их воспитательные возможности.

Вот что пишет И.А. Ильин:
«Надо как бы повести или сводить душу ребенка во все «места», где можно найти и пережить нечто Божественное; постепенно все должно стать ей доступным:

– и природа во всей ее красоте, в ее величии и таинственной внутренней целесообразности (эти цели определяют содержание раздела «Окружающий мир» программы «Введение в традицию»);

– и та чудесная глубина, и та благородная радость, которую дает нам истинное искусство (содержание раздела «Творческие задания, рукоделие»);

– и неподдельное сочувствие всему страждущему, и действенная любовь к ближнему, и блаженная сила совестного акта (эти непростые темы определяют содержание разделов «Основы православной культуры» и «Дом, семья, друзья. Труды человека»);

- и мужество национального героя; и творческая жизнь национального гения с его одинокой борьбой и жертвенной ответственностью (содержание раздела «Наше Отечество»)

- и главное: непосредственное молитвенное обращение к Богу, Который и слышит, и любит, и помогает. Надо, чтобы ребенок получил доступ всюду, где Дух Божий дышит, зовет и раскрывается, – как в самом человеке, так и в окружающем мире» (область тайны становления личного духовного опыта, семейной педагогики).

Краткая характеристика содержательных разделов авторской программы «Введение в традицию»

I. «Окружающий мир»
Знакомство с отличительными особенностями времен года, животным и растительным миром России, ее природными богатствами, элементами зоогеографии, географической картой мира, звездным небом, временем, календарем и т.п.

II. «Наше Отечество»
Знакомство с важными вехами отечественной истории, великими полководцами и победами, русскими святыми, художественной, бытовой, детской игровой культурой нашего народа, представлениями о взаимосвязи понятий «семья» – «род» – «народ» – «Родина как семья народов».

III. «Основы православной культуры»
Введение в Предание Православной Церкви, в смысловое содержание и значение праздников церковного года, знакомство с важнейшими вехами Ветхого и Нового заветов, житиями святых, заповедями Божиими, миром нравственных ценностей, детскими христианскими песнями и историями.

IV. «Дом, семья, друзья. Труды человека»
Знакомство с отечественным семейно-бытовым укладом жизни (традиции и преемственность), предметной средой русского дома, поэтикой народного костюма, сезонными и повседневными занятиями людей, особенностями мужских и женских домашних трудов, профессиями людей, духовно-нравственными воззрениями русского народа.

V. «Творческие задания, рукоделие»
Введение в народную декоративно-прикладную культуру, знакомство с ремеслами и промыслами, освоение простейших техник рукоделия и художественного творчества, приобретение навыков выполнения совместных творческих проектов.

Особенностью программы «Введение в традицию» является то, что в ходе дня студийного занятия темы разделов не составляют его отдельные части (как «мини-уроки» по направлениям), но присутствуют в ткани всего занятия, наполняют соответствующим содержанием не только тематические беседы или слайд-фильмы, но разные виды игр, сказки, песни, творческие и домашние задания.

Тематический план занятий по возрастным группам

Для удобства восприятия содержания тематических циклов года используется разбивка на обозначенные выше разделы:
Окружающий мир;
Наше Отечество;
Основы православной культуры;
Дом, семья, друзья. Труды человека;
Творческие задания, рукоделие.

Программа занятий представлена в соответствии с возрастом для подгрупп детей:
от 1,5 до 2,5 лет;
от 2,5 до 3,5 лет;
от 3,5 до 4 лет;
от 4 до 5 лет;
от 5 до 6 лет;
от 6 до 7 лет;
от 7 до 8 лет.
(Возраст детей указан на сентябрь.)

Авторы полагают, что темы, обозначенные в плане, могут пригодиться не только педагогам, но и родителям в выборе чтения, рукоделия, игр и других занятий с детьми.

Возрастные группы детей 1,5 – 2,5 лет

Цикл I. «Урожайный»

1. «Окружающий мир»
Приметы ранней осени. Дары леса. Овощи и фрукты на нашем столе. Различение основных видов овощей и фруктов (3–5 видов). Осеннее изобилие.

2. «Наше Отечество»
Пальчиковые игры и попевки на основе русских пестушек, народные подвижные игры, сказки и песни, в которых отражены темы осенних трудов.

3. «Основы православной культуры»
Беседы с родителями об истории и значении праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
Внимание к ликам Спасителя и Божьей Матери на иконах.
Песни (темы благодарения Богу за помощь людям и урожай).

4. «Дом, семья, друзья. Труды человека»
Игры и песенки на тему сбора урожая.
Праздник урожая в студии.

5. Творческие задания, рукоделие
Аппликация и гирлянды из осенних листьев. Рисование: «Краски осени». Узелковая игрушка «Зайчик». Совместное творчество: панно «Листопад». Рисование красками по ткани: праздничная скатерть «Осенние дары».

Цикл II. «Поздняя осень»

(Тематическое содержание этого цикла составляет занятия для детей
разных возрастных групп от 1,5 до 3,5 лет)

1. «Окружающий мир»
1,5 – 2,5 лет
Приметы поздней осени. Подготовка зверей к зиме. («В гостях» у белочки, мышки, ежика, медведя.)

2,5 – 3,5 лет
Погодные явления поздней осени. Засыпание природы. Подготовка зверей и птиц к зиме. «Кто где зимует?». «Обед» зверушек летом и зимой. Познавательные игры: «Чьи запасы?», «Кто из зверей зимой спит?», «Кто меняет шубку?».

2. «Наше Отечество»
Пальчиковые игры-пестушки, народные игры, сказки, попевки, в которых отражена тема заботы людей о тепле и достатке в доме, гос-теприимстве и тема общих дел в семье.

3. «Основы православной культуры»
Совместная молитва перед трапезой.
Беседы с родителями о напутственном смысле годового круга празд-ников православного календаря.

4. «Дом, друзья, семья. Труды человека»
Песенки и пальчиковые игры на тему заготовок на зиму. Тепло родного дома.
Игра «Теремок».

5. Творческие задания, рукоделие
1,5 – 2,5 года
Лепка из соленого теста: «Пирожок для белочки», «Ежик», «Мышиная норка». Поделки из природного материала: «Птичка», «Лес поздней осенью» (тесто, веточки, крылатки, шишки), «Лакомства для зверей» – лепка из воска.

2,5 – 3,5 года
Поделки из природных материалов: «Ежик», «Мышка», «Птичка».
«Домики» для зверушек из природного материала и пластилина.
«Угощение для птиц» (рябиновые бусы).
«Человеку нужен дом» (лепка из соленого цветного теста на картонном каркасе).

Цикл III. «Рождественский»

1. «Окружающий мир»
Приметы зимы, изменения в жизни зверей и птиц.

2. «Наше Отечество»
Зима в русских песнях, потешках, сказках. Святочные игры.

3. «Основы православной культуры»
Рождественские песни. Пастушьи игры. Рассматривание икон Рождества Христова, Богоматери с Младенцем, Святого семейства в пещере. Беседы с родителями о подготовке дома к празднику Рождества Христова.

4. «Дом, друзья, семья. Труды человека»
Приготовление к Рождеству Христову: украшение дома, подарки друзьям и родным.
Пастушки; забота о маленьких и слабых. Домашние животные.

5. Творческие задания, рукоделие
Рождественские украшения для дома: гирлянды, снежинки, звездочки, игрушки на елку из цветной бумаги, из соленого теста.
Подарки к празднику – поделки из позолоченных шишек и орехов (мобиле).

Цикл IV. «Зимушка-зима»

1. «Окружающий мир»
Природа зимой. Зимний лес, его обитатели.

2. «Наше Отечество»
Пальчиковые и подвижные игры, пестушки, сказки, в которых отражены темы красоты русской зимы, зимних забав на Руси.

3. «Основы православной культуры»
Молитва перед трапезой и после трапезы. Беседы с родителями о таинстве Крещения, православном воспитании детей.

4. «Дом, семья, друзья. Труды человека»
Зимние заботы людей о теплом доме. Четвероногие друзья человека: собака и кошка.
Радости зимней прогулки.

5. Творческие задания, рукоделие
Кормушки для птиц. Лепка из воска: снеговики, веточки деревьев, крошки «для птичек», орешки «для белочки».

Цикл V. «Масленичный»

1. «Окружающий мир»
Приметы приближающейся весны.

2. «Наше Отечество»
Русские народные песни, пестушки, традиционные масленичные игры и забавы с использованием русских народных инструментов.
Масленичное гулянье.

3. «Основы православной культуры»
Молитва перед трапезой. Благодарственная молитва.
Беседы с родителями о православном понимании Масленицы (преддверие Великого поста).

4. «Дом, семья, друзья. Труды человека»
Приготовление масленичного угощения («Гость пришел – пироги на стол»).

5. Творческие задания, рукоделие
Лепка из воска (пироги, блины и т. д.).
Лепка из воска (посуда).
Изготовление «гремелок» (роспись бумажных тарелок, насыпание между ними горошин, сшивание тарелок).
Домашнее задание родителям: изготовление лошадки на палочке.
Бусы из разноцветных крашеных макарон (товары к масленичной ярмарке).Рисование гуашью по снегу.


Страница 1 - 1 из 5
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру