Подарок к празднику

Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста средствами художественно-продуктивной деятельности

Занятие 4. «Наш дом»

Программное содержание
Формирование у детей первоначальных представлений о творении мира Богом;
формирование и закрепление положительного отношения к окружающему миру, живой и неживой сотворенной Богом природе;
развитие стремления выразить свою радость, доброжелательность в коллективной творческой работе.

Материал к занятию
1. Выставка, составленная из рисунков детей старшего дошкольного возраста (пейзажей, рисунков цветов, зверей, птиц), если нет возможности подобрать рисунки, можно использовать яркие фотоиллюстрации.
2. Макет ландшафта из пластилина (на макете – маленькая речка, бережок, полянка).
Основой для макета может стать плотный картон или фанера; в нашей практике удачным оказался ландшафт, выполненный на половинке старого глобуса.
3. Пластилин, дощечки для лепки.
4. Игрушечные животные небольшого размера.

Ход занятия
В начале занятия предложите детям полюбоваться красивыми рисунками на выставке, обсудите содержание рисунков, подведите итог обсуждению:
– Сколько всего замечательного на Земле. Сама Земля – наш общий большой дом. Ко всему на земле человек должен относиться бережно, с любовью. Об этом и стихи есть:

Вот Земля – наш светлый дом.
Много есть соседей в нем:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки.
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
В этом славном доме нужно
Жить со всеми очень дружно,
Никого не обижать,
Всех соседей уважать.

После чтения и обсуждения стихов, показать детям заранее подготовленный макет и предложить вылепить разных зверюшек (и тех, о которых говорится в стихотворении, и других – по усмотрению детей), для того, чтобы заселить пластилиновую землю. Непосредственно перед лепкой можно предложить рассмотреть игрушечных животных, подсказать приемы лепки.

Дети лепят. Закончив поделки, с помощью воспитателя размещают своих зверюшек на пластилиновой лужайке, на берегу пластилиновой речки.

Рассмотрев вместе с детьми то, что получилось, воспитатель, задает детям вопрос:
– Эти поделки сделали мы сами, а Кто же красиво и премудро устроил все вокруг нас, на земле?
Взрослый повторяет вопрос и отвечает на него, читая стихотворение:

Вот какой чудесный дом!
Много есть соседей в нем.
Только Кто его построил?
Кто порядок в нем устроил?
Так старательно, умело
Кто людей, зверюшек сделал?
Кто посеял мох, цветочки?
Кто деревьям дал листочки?
В реки Кто воды налил,
Кто в них рыбок поселил?
За весной послал к нам лето?
Кто же, Кто придумал это?
Кто все так устроить мог?
Ну, конечно, только Бог!
Бога видеть невозможно,
Лишь дела увидеть можно,
Те, что делает для нас
Каждый день Он, каждый час.
Вот за что и почему
Благодарны мы Ему.
А чтоб Он не огорчался,
Надо каждый чтоб старался
Зла не делать никому
И послушным быть Ему.
(Елена Королева)

Закончив чтение на словах: «Ну, конечно, только Бог!», можно показать детям икону Господа-Вседержителя. Объяснить, прочитав следующие строки стихов, что видеть изображение Бога мы можем на иконе, отметив, что икона – это не просто картинка, но особое изображение.

На этом можно закончить занятие, уточнив, что сегодня мы узнали, Кто же сотворил мир и всё в нем. Сказать детям, что о том, как Бог творил мир, мы поговорим на следующем занятии.

Если дети не устали и им хочется продолжить разговор, можно побеседовать с ними о том, что такое Любовь Божия к Его созданиям и Промысл Божий.

Занятие 5. Как был сотворен мир. Дни творения.

Программное содержание
Закрепление представлений детей о Боге – Творце мира;
знакомство детей с Библейским повествования о сотворении мира.

Материал к занятию
1. Пластилиновый макет, изготовленный на прошлом занятии.
2. Иллюстрации к повествованию о днях творения Богом мира.
3. Картинки с изображением дневного и ночного неба, растений, животных (рыб, птиц, зверей).
4. Картонная коробка кубической формы, для того, чтобы на шести гранях куба можно было наклеить подобранные или нарисованные детьми изображения в соответствии с тем, что было сотворено Богом в первый, второй и т.д. дни творения мира.
5. Цветные карандаши, фломастеры.
6. Ножницы.
7. Клей-карандаш.
8. Салфетки.

Ход занятия
Дети рассматривают коллективную работу, выполненную на прошлом занятии. Отвечают на вопрос: «Кто же сотворил все вокруг: и небо, и землю, и деревья, и цветы, и птиц, и зверей, и людей?» Педагог напоминает детям свое обещание рассказать им, как Богом был сотворен мир. Дети готовы слушать.

Взрослый рассказывает, что о сотворении Богом мира повествует книга Библия или Священное Писание. Библейское повествование начинается со слов: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою».

Итак, сначала не было совсем ничего... Только темнота и пустота.…
Педагог предлагает детям зажмурить глаза, закрыть ладошками уши, посидеть так несколько секунд, а потом ответить на вопросы:
– Видели ли вы что-нибудь? Что было у вас перед глазами? Слышали ли вы что-нибудь?
– Ничего не было видно, ничего не было слышно – только темнота и тишина.
– Зажмурьте глаза еще раз. Темно? А теперь откройте глаза. Что вы увидели?
– Свет, предметы вокруг, друг друга...
В мире в начале не было ничего кроме темноты и пустоты, но вот Бог сотворил свет.

«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один».

Повествуя о днях творения мира, можно показывать детям иллюстрации. Их надо попросить заранее нарисовать кого-то из взрослых помощников или родителей воспитанников, используя материалы книг С.С. Куломзиной «Закон Божий для самых маленьких», К. Тарасар «Наша жизнь с Богом».

Это и был первый день мира.
Вечер, и утро, и сами дни творения Богом мира были намного длиннее наших сегодняшних дней.

Во второй день мира Бог сотворил воду и твердь – окружающее землю пространство – небо, которое мы видим.

В третий день мира Бог создал сушу и море, а еще повелел земле произрастить траву, цветы, кусты и деревья.
Пусть дети назовут деревья, цветы, которые знают, покажут их на картинках.

В четвертый день мира Бог создал небесные светила: солнце, луну и звезды.

На небесной тверди вдруг
Засияло все вокруг.
Сотворил Бог в день четвертый
Золотого солнца круг.
К ночи яркое светило
Бледная луна сменила.
Всемогущий Господь Бог
В небе звездочки зажег.

Рассмотрите вместе с детьми иллюстрации дневного и ночного звездного неба, поразмышляйте об отличии дня и ночи.

В пятый день мира, по повелению Божию, появились рыбы и птицы.

Было тихо над землей,
Лишь волной шумел прибой.
Сотворил Господь в день пятый
Рыб и птиц для нас с тобой.
В океане голубом
Рыбы обрели свой дом.
Птицы радуются в небе
Занимается заря.
Птицы песней славят Бога,
За любовь благодаря.
(Анатолий Киселев)

Пусть дети рассмотрят картинки, узнают на них знакомых птиц и рыб, расскажут, чем отличаются среда обитания и образ жизни рыб и птиц.

В шестой день появились, по слову Божию, разные животные на земле.
Предложите детям назвать и показать на иллюстрациях знакомых домашних и диких животных.
Еще в шестой день, когда весь мир был уже сотворен, Бог создал человека – мужчину и женщину – и поручил людям заботиться о всей земле.

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои. И благословил Творец седьмой день, и заповедал посвящать каждый седьмой день служению Богу и ближним; сделал седьмой день праздником.

Надо заметить, что сегодня даже среди дошкольников есть дети, которые слышали об эволюции и о происхождении человека от обезьяны. Если они говорят об этом на занятии, педагог спокойно уточняет, что именно библейский рассказ о сотворении мира подтверждают многие открытия современных ученых.

В рукодельной части занятия, вспоминая услышанное, дети вместе со взрослым делают небольшие рисунки карандашами или фломастерами на тему дней творения мира (если у детей сформированы навыки изобразительной деятельности) или вырезают из приготовленных взрослым картинок изображения, которые тут же наклеиваются на разные грани картонного куба. Каждый ребенок успевает вырезать и наклеить несколько картинок.

В итоге получается пестрый куб, рассматривая грани которого, можно снова вспоминать повествование о днях творения Богом мира.

Занятие 6. Мир видимый и невидимый. Кто такие ангелы?

Программное содержание
Закрепление представлений детей о творении мира Богом;
содействие формированию и уточнению представлений детей о мире невидимом, ангельском.

Материал к занятию
1. Картонный куб с выполненной на прошлом занятии аппликацией «Дни творения мира».
2. Репродукции икон, книжные иллюстрации с изображением святых Ангелов.
3. Шаблоны бумажных фигурок ангелов.
4. Цветные карандаши, фломастеры.

Ход занятия
Это занятие имеет календарную привязку: проводится в ноябре, незадолго от праздника Собора Архистратига Михаила и всех небесных сил безплотных. Маленьким детям, незнакомым с церковными праздниками, можно и не рассказывать об этом. Педагогу же памятование о приближающемся празднике поможет провести занятие вдохновенно и живо.

В начале занятия детям предлагается вспомнить, что они знают о творении Богом мира. Рассматривая коллективную аппликацию, выполненную на прошлом занятии, дети рассказывают о днях творения.

Затем педагог начинает свой новый рассказ:
– Прежде чем сотворить весь видимый мир и человека, Бог сотворил Небо. Словом «Небо» в повествовании о творении мира обозначается духовный, невидимый мир. Этот духовный мир называют еще ангельским, так как Небо – это место, где живут Ангелы, – невидимые духовные существа, которые служат Богу и исполняют его поручения. Небо – их дом. А само слово «Ангел» означает «посланец» или «вестник».
– Кто такой «посланец»? Тот, кто кем-то куда-то послан.
– А «вестник»? Тот, кто приносит весть, известие, новость.
Бог посылает Ангелов служить людям, приносить им вести из духовного мира.
Святых Ангелов изображают на иконах и на картинках в книгах о Божием мире. Изображают их с крыльями в знак того, что они летают, быстро исполняют волю Божию.

Педагог показывает детям репродукции икон и книжные иллюстрации с изображением Ангелов. После рассматривания продолжается рассказ.

– В Священном Писании есть повествование о том, как однажды один из ангелов возгордился и захотел стать, как Бог. Этот ангел перестал слушаться Бога, любить Его. Некоторые другие ангелы поверили ему и тоже перестали слушаться Бога, и началась на Небе битва между добрыми и злыми ангелами. Злые ангелы были побеждены и изгнаны с Небес, они лишились света, радости и стали темными духами. Именно от них приходят к нам плохие мысли, желание совершать злые дела. А добрые Ангелы служат Богу, охраняют нас, помогают нам совершать добро.

После рассказа педагог предлагает детям сделать поделку – фигурку светлого Ангела Божия, показывает образец – объемного ангела из плотной белой бумаги. Дети обводят картонные шаблоны, с помощью взрослого вырезают фигурки ангелов, раскрашивают ангельские хитоны цветными карандашами или фломастерами. Педагог помогает подклеить фигурку так, чтобы бумажный ангел мог стоять; при желании ангела можно и подвесить, аккуратно проведя нитку под крылья.

Раздел II.

Зимние темы и работы

Занятие 7. Первый снег.

Программное содержание
Закрепление представлений детей о связи мира видимого и невидимого (духовного, ангельского);
развитие наблюдательности, образного мышления, способности видеть в реальных событиях духовный смысл;
воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, стремления передать свои чувства и отношения в творческой работе, предназначенной для подарка близким.

Материал к занятию
1. Листы синего картона.
2. Четвертинка листа белой бумаги для каждого ребенка.
3. Фигурки бумажных ангелов.
4. Клей-карандаш.
5. Белая гуашь.
6. Кисточки.
7. Баночки с водой.
8. Салфетки.

Ход занятия
Это занятие надо постараться приурочить к тому дню, когда выпадет первый снег. Хорошо, если снежок будет идти во время занятия, чтобы можно было подойти с детьми к окну, рассмотреть падающие снежинки-крупинки, поразмышлять, на что похож первый снег, и сопоставить свои наблюдения с образами, предложенными поэтом в стихотворении.

Снег
На траву и на тропу
И на листьев кучи
Ангел белую крупу
Сыплет из-за тучи.
Веет розовым крылом,
Сыплет как попало...
Даже в старый бурелом
Та крупа попала.
От нее река и луг
Сразу стали краше...
А под вечер все вокруг
Вымазались в каше.
Мы из дома в лес пойдем
И прихватим ложку,
Проведем из леса в дом
Манную дорожку.
Пусть зимой ушастый зверь
Задней лапой ловкой
Постучится в нашу дверь –
Угостим морковкой.
Станет жизнь его теплей
От морковки нашей...
Снег лежит среди полей
Белой манной кашей.
(Священник Леонид Сафронов)

После прослушивания и обсуждения стихотворения, можно предложить ребятам выполнить аппликацию.

Дети выбирают лист цветного картона, наиболее подходящий для фона аппликации (чтобы работа получилась более выразительной лучше брать голубой, синий, фиолетовый картон). Детям раздаются бумажные фигурки ангелов, заранее вырезанные взрослым. Сами же воспитанники из небольших альбомных листочков способом обрывания заготавливают «снег», «белой кашей» покрывающий землю, наклеивают его на картон, пользуясь клеем-карандашом, приклеивают фигурку ангела, а затем белой гуашью, приемом примакивания – точками и тонкими ритмичными штрихами – рисуют падающие крупинки снега.

Занятие 8. Семейное рукоделие «Кукла-закрутка»

Программное содержание
Введение детей и родителей в традицию семейного рукоделия;
знакомство с приемами изготовление простой куклы из ткани;
развитие общей ручной умелости;
воспитание желания делать дело вместе, выполняя свою часть работы.

Материал к занятию
1. Красивые рукодельные вещи из ткани: шитье, вязание, вышивка, кружева (хорошо, если вещи выполнены мамами или бабушками детей).
2. Нарядные тряпичные куклы, сделанные мастерицами.
3. Светлые лоскутки льняной или хлопчатобумажной ткани.
4. Квадратные отрезки белой ткани.
5. Много пестрых лоскутков.
6. Белые суровые нитки.
7. Желтые или коричневые шерстяные нитки для волос куклы.
8. Ножницы.

Ход занятия
На это занятие дети приходят вместе с мамами. В самом начале занятия педагог рассказывает о том, что в старину, в такую же пору, как сейчас – в начале зимы, – в короткие дни и долгие вечера женщины на Руси посвящали время рукодельным работам, приучая к работе и своих детей. Мастерицы пряли, ткали, шили и вышивали.
 
Можно загадать детям описательные загадки о домашних женских (маминых, бабушкиных) рукоделиях:
– Как называется рукодельная работа, когда мама садится за швейную машинку или берет в руки нитки, иголку, ткань?
– А что делает мама, когда берет пяльца, иголку и цветные нитки?
– Что делает мама, когда берет клубок ниток, крючок или спицы?

После ответов детей мамы показывают предметы своего рукоделия, рассказывают о них, демонстрируют и сам процесс работы: шитье, вязание, вышивание. Дети размышляют, для чего могут пригодиться рукодельные вещи, кого могут порадовать.

Потом все вместе рассматривают сделанные мастерицами тряпичные игрушки, тряпичных кукол, размышляют о том, какие материалы и инструменты нужны для такой работы, что должна уметь мастерица, чтобы сделать куклу.

Педагог предлагает мамам вместе с ребятами изготовить на занятии самую простую тряпичную куклу, предупреждая мам, чтобы они не делали сами всю работу, но рукодельничали вместе с детьми. Все необходимые материалы приготовлены заранее. Для изготовления куклы каждой паре (мама-сын или мама-дочка) понадобится лоскут льняной или хлопчатобумажной ткани, квадрат белой ткани, пестрые лоскутки, суровые нитки. Педагог показывает и комментирует этапы изготовления куклы. Мамы с ребятами смотрят и делают свою поделку.

1. Сначала сворачивают льняную или плотную хлопчатобумажную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, закрепляют ее ниткой.

2. Делают головку и руки куклы: кладут свернутую матерчатую трубочку на середину квадрата из белой ткани, перегибают квадрат по диагонали и закрепляют голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязывают, чтобы получилась белая кофта на нашей кукле.

3. Наряжают куклу: из ниток или ткани делают и укрепляют косу. Затем надевают юбку или сарафанчик из цветного лоскутка.

4. На голову можно повязать платок из пестрой ткани, можно надеть повязку-ленту, прикрепить сережки, надеть на шею бусы.

Самая простая кукла готова! Смогут ли ребята ответить на вопрос, почему такая кукла называется «закрутка»?

Закончить занятие можно общей игрой – знакомством кукол.


Страница 2 - 2 из 9
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру