Приобщение детей 6 - 7 лет к природе: взаимодействие ДОУ с семьей

Одним из важных вопросов экологического образования старших дошкольников является проблема приобщения детей к природе, развития эмоционально окрашенного к ней отношения И этой проблемой должны заниматься не только детские сады, школы и другие воспитательно-образовательные учреждения, но прежде всего родители. Будет ли опыт общения ребенка с родителями в системе отношений "родители — дети — природа" положительным, зависит от того, какое место ребенку отведено в семье. Если родители концентрируют свое внимание на том, чтобы удовлетворить очередной каприз ребенка, создаются условия для формирования эгоцентрической личности. Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к ее делам, разделяет общие заботы, создаются благоприятные условия его развития.

Разработанные нами рекомендации направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
• разработать положения о содержании общения родителей с детьми, носящего эмоционально-положительный настрой;
• определить содержание эколого-развивающей среды;
• разработать серию консультаций для родителей;
• разработать методическое обеспечение (перспективный план, примерные конспекты для занятий родителей с детьми, игры).

Положения о содержании общения родителей с детьми.

— Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально-чувственному опыту ребенка.

— Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем четче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.

— Учет жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.

— Объяснение сущности природы, ее явлений и механизмов.

— Осуществление процессов приобщения к природе в домашне-бытовых условиях, общественно-трудовой деятельности в рамках семьи, условиях праздника.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать

— уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения и растения, выращенные ребенком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);

— уголок "выращивания", оснащенный необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско-природоведческой деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием) инструменты для работы с землей, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т. д.;

— уголок природного материала;
— фотографии на тему "природа", журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

При составлении консультаций для родителей мы постарались охватить все аспекты проблемы приобщения детей 6 — 7 лет к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями, обратив особое внимание на педагогические условия осуществления этого процесса. Консультации должны обязательно сопровождаться доказательными фактами по проблеме и проходить в форме живой дискуссии.

Методическое обеспечение представлено в виде перспективного плана, приимерных конспектов занятий, игр.

Последовательно изучив названую проблему, мы пришли к следующим выводам.

1. Вопрос о приобщении детей к природе как к сложному, многофункциональному и многокомпонентному явлению как нельзя актуален для экологического и эмоционально-положительного развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим, направления работы с детьми могут быть такими:

— знакомство детей с отличительными признаками растительного и животного мира посредством познавательных бесед, проблемных ситуаций, прогулок, использования литературных произведений и периодических изданий;

— формирование созидательных начал у детей в разных видах деятельности с акцентом на природоведческую, природоохранную деятельность в рамках семьи;

— формирование эмоционально-положительного отношения к естественной красоте природы, выраженной в произведениях искусства, в окружающей действительности и соотносимой с нашей реальностью как великая "книга жизни".

Из всего спектра средств приобщения детей к природе (изобразительное искусство, графика, художественная литература, эстетические беседы, искусственно созданная эколого-развивающая среда квартир и воспитательно-образовательных учреждений) эмоционально-положительное общение с родителями, несущее информацию о самых разных явлениях природы, имеет уникальные возможности по созданию истинных представлений о природе (в домашних бытовых условиях, общественно-трудовых в рамках семьи, условиях праздника).

2. Решение проблемы приобщения детей к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями возможно при следующих условиях:

— разработки содержания эмоционально-положительного общения детей с родителями в общественно-трудовых отношениях в рамках семьи, в условиях праздника;

— создания эколого-развивающей среды в целях компетентности педагогов и родителей в данном вопросе;

— методического обеспечения, включающего планы работы и конспекты мероприятий по приобщению к природе.

Нами разработаны рекомендации, включающие информационно-теоретический компонент (требования к организации эколого-развивающей среды, к содержанию общения родителей с детьми, серия консультаций для родителей) и методико-практи-ческий компонент (перспективный план, примерные конспекты занятий дидактические игры), которые раскрывают особенности педагогических условий использования эмоционально-положительного общения детей с родителями.

Дальнейшую перспективу нашей работы мы видим в апробации разработанных рекомендаций, предназначенных для работы дошкольного учреждения с семьей.

Консультация для родителей по проблеме приобщения детей 6 – 7 лет к природе

Родители приезжают с ребенком на дачный участок, где ребенка можно занять и увлечь интересным делом. Прежде всего попросите его помочь вам, только делайте это на полном серьезе, без всяких там сюсюканий, тем более что он действительно окажет вам помощь. Если вы делаете посадку, то попросите его подержать подготовленные к посадке семена или разгрести грядку, или самому положить в подготовленную лунку семечко. При этом рассказывайте ему о своих действиях, например, можно так: "Мы положим семечко в землю и засыплем его землей. Когда солнышко будет светить и нагреет землю, семечку станет тепло и оно начнет расти, захочет посмотреть на солнышко и выглянет из земли зеленый расточек, вот такой. (При этом нужно показать какую-нибудь травинку.) Если расточку понравится, он будет становиться все больше и больше и может превратиться в такое дерево (показать ребенку одно из деревьев на участке) или поменьше. Еще я хочу, чтобы он принес нам вкусный плод, и ты его будешь кушать".

Каждый раз, когда вы приезжаете с ребенком на свой участок, первым делом нужно предложить ему посмотреть, не появился ли расточек, Как только вы увидите появившийся расточек, обрадуйтесь. Когда вы сажаете не семена, а рассаду, необходимо также объяснять ребенку свои действия. Если высаживаете рассаду помидоров, то пусть ребенок подносит вам по одному стебельку. Если сломает нечаянно, возьмите в руки сломанный стебелек и скажите: "Я думаю, этот не будет жить и не принесет нам плода, он сломался, но давай требуем все же его посадить". Посадите наряду с другими хотя 1 один сломанный. Через несколько дней, когда вы снова подоите со своим ребенком к грядке с окрепшими стеблями помидоров, покажите ему на сломанный стебелек и напомните, что он был поломан при посадке. При этом не разговаривайте с ребенком назидательным тоном.

На следующий год ребенку нужно предложить свою собственную грядку, чтобы дать возможность делать на ней все, что он захочет. Ни в коем случае нельзя ребенка заставлять или исправлять сделанное им. Можно лишь спрашивать у него, чего бы он хотел. Оказать помощь можно, лишь спросив у него разрешение поработать с ним совместно. Когда вы будете высевать злаковые, дайте ему бросить на грядку своей ручкой зерна.

Так ребенок проявит интерес к растительному миру. Дело не только в том, что он будет знать и чувствовать, как и что растет. Главное — он начнет думать, анализировать.

Примерные конспекты занятий

Тема: "Путешествие в мир природы"

Занятие "Прогулка в Природу"

Подготовка к прогулке:
- определить маршрут и задачу (что увидим, куда пойдем);
- подготовить игры для отдыха, обсудить их с ребенком;
- подготовить предметы для сбора коллекций (банки, сачок, коробки, пакеты).

Поездка в лес:
- обратить внимание ребенка на погоду, описать ее (небо, свет, настроение, растения);
- понаблюдать за изменением местности (что видим вокруг, характер дороги, повороты, смена пейзажей, рельефа).

Прогулка в лесу:
- на опушке леса обратить внимание на настроение и чувства, запахи, общий вид леса: какие видим деревья, траву, цветы, тропинки, оттенки зелени, окружающую местность;
- в лесу послушать шум, пение птиц, наблюдать изменение картины в разных участках леса. Останавливаться у интересных деревьев, пеньков, растений; наблюдать за птичками, бабочками, муравьями, рассматривать их; сравнивать увиденное, чувствовать и видеть красоту и поэтические образы в окружающих явлениях.

Отдых на полянке:
- найти красивую полянку и организовать место для отдыха;
- рассмотреть полянку, кустарники и деревья с разных мест;
- организовать сбор коллекций;
- организовать игры,

Путь из леса
Для возвращения выбрать другую дорогу, желательно с водоемом или рекой, где можно купаться или наблюдать за водными растениями, берегом, течением воды, ее цветом, красотой, запахами.

Беседа о прогулке
По дороге домой, пока впечатления еще сильные и чувства переполняют ребенка, организовать беседу об увиденном (Что понравилось? Почему: Что больше запомнил? Что удивило? Что нового увидел? Какая погода? Животные? Растения? Воздух? Где было красивее? Что делали? Что собрали? Как менялось настроение? Как шумит лес? Какие запахи?)

Занятия дома:
• обработка коллекции (прогладить листья, засушить цветы, сложить камни, оформить букет) Выполняя работу, обучайте ребенка рассматривать предметы коллекции, любоваться ими, отмечайте особенности, сравнивайте с другими предметами или явлениями, называйте форму, цвет, величину, пространственное расположение деталей и особенностей поверхности;
• поделки из природного материала, собранного на прогулке игрушки, макеты, икебаны, аппликации;
• подбор книг о природе, чтение, рассматривание картинок;
• рисование и лепка на природную тему.

Тема: "Дикие животные и их признаки"

Занятие "Беседа о диких животных"

Вариант 1: беседа строится на основе рассматривания иллюстраций, фотографий, книг, журналов с изображениями диких животных.

Вариант 2: беседа строится в условиях зоопарка, парка, леса, сада заповедника.

Вопросы родителей
• Как называются эти животные?
• Где они живут?
• Опиши их внешний вид.
• Каковы они по характеру и по вадкам?
• Какие ощущения ты испытываешь при виде и общении с этими животными?

Такие беседы с ребенком способствуют усвоению новой информации. Дополнительно можно по делиться своими впечатлениями от встречи с этими животными, познакомить ребенка с неизвестными ему животными. При описании их сравнивают с другими животными.

В ходе беседы можно загадать ребенку загадки.

— Рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе.
— Длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках.
— Долбит дерево длинным носом в красной шапочке.
— У него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный.
— Зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы.

Ребенок так же может загадать взрослому загадки о других животных.

Перспективный план приобщения детей 6 — 7 лет к природе посредством эмоционально-положительного общения с родителями

Восприятие природы

Занятия:
• Путешествие в мир природы (экскурсия).
• Такая изменчивая природа.

Игры:
• Распознавание растений и животных, выявление их характерных признаков.

Деятельность детей в природе:
• Наблюдение за явлениями природы (животные, растения, сезонные изменения).
• Прогулки и игры в разное время года и в разную погоду.
• Экскурсии в разное время года для целенаправленных наблюдений.
• Наблюдение за природой в разных видах деятельности.
• Творческая деятельность (пение и чтение стихов о природе, музыка и инсценировки, рисование, лепка, поделки).
• Беседы об увиденном.

Растительный мир

Занятия:
• Домашние растения и их признаки.
• Дикие растения и их признаки.
• Растения и их назначение в праздниках (беседа).

Игры:
• Определи домашние и дикие растения по признакам.
• Подбери растения к разным праздникам.

Деятельность детей в природе:
• Посадка цветов для родителей.
• Наблюдение за домашними и дикими растениями и выявление их особенностей и отличий.
• Сбор лечебных трав.
• Плетение венков.
• Сбор гербариев и коллекций, их оформление.
• Высаживание рассады вместе с родителями на садовом участке или возле дома.

Животный мир

Занятия:
• Домашние животные и их значение для человека.
• Дикие животные и их признаки.
• Животные и праздник (беседа).

Игры:
• Сравни домашних и диких животных.
• Животные, участвующие в наших праздниках.

Деятельность детей в природе:
• Уход за домашними животными.
• Наблюдения за дикими животными и попытки общения с ними в рамках возможного.

Журнал "Управление дошкольным образовательным учреждением" № 2, 2005


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру