Гоголь и его окружение

Матеpиалы к биобиблиографическому словарю

Один из плодотворных путей постижения личности Гоголя – выявление круга его знакомств[i]*. Долгое время многие факты биографии писателя оставались в тени, по разным причинам исследователи не придавали им должного значения. Прежде всего это относится к лицам духовного звания, соприкасавшимся с Гоголем в последнее десятилетие его жизни. В пpедлагаемой галеpее поpтpетов пpедставлены как pаз эти лица. Публикуемые матеpиалы являются частью pаботы «Гоголь и его окpужение: Биобиблиографический словарь».

БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (21.06.1819, Тула – 5.01.1895, Штутгарт, похоронен в Висбадене на церковном кладбище), протоиерей, духовник особ царствующего дома, церковный писатель.

Родился в семье протоиерея Иоанна Григорьевича Базарова, преподавателя философии в Тульской Духовной семинарии. В 1839 г. окончил Тульскую Духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию. По окончании академического курса в 1843 г. защитил магистерскую диссертацию по теме: «О Церкви Англиканской, сходстве ее с Православной и различиях от нее». Преподавал русскую словесность в Санкт-Петербургской Духовной семинарии. В апреле 1844 г. рукоположен во священника русской церкви во Франкфурте-на-Майне и назначен духовником Великой княгини Елисаветы Михайловны (племянницы Николая I), вскоре умершей. В 1844–1851 гг. – настоятель русской домовой церкви в Висбадене. В 1845 г. возведен Святейшим Синодом в магистры богословия и перемещен в Штутгарт согласно желанию Великой княгини Ольги Николаевны (наследной принцессы, а затем королевы Вюртембергской), духовником которой состоял в течение сорока лет до самой ее кончины. С 1851 г. – бессменный настоятель русской придворной церкви в Штутгарте. В 1853 г. возведен в сан протоиерея.

За время своего пятидесятилетнего служения за границей протоиерей Иоанн Базаров издал ряд трудов на русском и немецком языках. Наиболее известное его сочинение – «Библейская история», выдержавшая более тридцати изданий и разошедшаяся в количестве свыше миллиона экземпляров (первоначально издана в Карлсруэ в 1854 г. под названием «Сказания, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета»). За этот труд автор был удостоен академией золотой медали. Награжден орденами Св. Анны 1-й степени, Св. князя Владимира 2-й степени и Св. Александра Невского, а также заграничными орденами: вюртембергским Короны и фидриха Большого Креста со звездой, веймарским Белого Сокола, нассауским Адольфа, баденским Церингенского Льва 2-й степени и баварским Св. Михаила.

Известность в литературных кругах отец Иоанн Базаров приобрел после публикации своего письма (адресованного предположительно князю П. А. Вяземскому) с описанием последних дней жизни В. А. Жуковского, духовником которого он состоял [См.: 4]. О своих встречах за границей с Гоголем, В. А. Жуковским, И. С. Тургеневым, А. М. Жемчужниковым, князем П. А. Вяземским, Н. И. Пироговым протоиерей Иоанн Базаров рассказал в мемуарах, опубликованных в журнале «Русская Старина» за 1901 г. Им написаны также воспоминания о В. А. Жуковском, Е. А. Жуковской, жене поэта, и канцлере А. М. Горчакове.

Гоголь познакомился с отцом Иоанном Базаровым в 1845 г., когда тот был настоятелем вновь учрежденной русской домовой церкви в Висбадене. О своих встречах с писателем священник вспоминает: «Вскоре мне пришлось в семействе же Жуковского познакомиться и с другим нашим литературным художником Н. В. Гоголем. Это было время начинавшейся его нервно-нравственной болезни. Раз я получил от него из Франкфурта записку такого содержания: "Приезжайте ко мне причастить меня, я умираю". Приехав на этот зов в Sachsentrausen (заречная сторона Франкфурта, где жил Жуковский), я нахожу мнимо умирающего на ногах, и на мой вопрос, почему он считает себя таким опасным, он протянул мне руки со словами:

– Посмотрите! совсем холодные!

Однако, мне удалось убедить его, что он совсем не в таком болезненном состоянии, чтобы причащаться на дому, и уговорил его приехать в Висбаден поговеть, что он и исполнил. При этом случае, бывши у меня в кабинете и рассматривая мою библиотеку, он заметил и свои сочинения.

– Как! – воскликнул он чуть не с испугом, – и эти несчастные попали в вашу библиотеку!

Это было именно то время, когда он раскаивался во всем, что им было написано. Потом он заехал ко мне по пути из Эмса. Рассказывая, что он встретил там так много русских дам, сделал замечание, что верно у русских женщин такая уж дрянная натура, что им чаще других приходится отправляться в Эмс на лечение.

– И все это наш славный Петербург тому виною! – заметил он.

Случилось потом мне и еще встречать его у Жуковского, но он был мрачен, почти ничего не говорил и больше ходил по комнате, слушая наши разговоры» [5, с. 294].

В воспоминаниях о В. А. Жуковском отец Иоанн рассказывает, как однажды в 1847 г. в Висбадене Гоголь обратил его внимание на то, что немцы строят русские православные храмы на горе, сказав при этом: «Как будто самый Промысл указывает на то, что Православная Церковь должна стоять выше всех других. И подождите (прибавил он) недолго, и она загорится звездою первой величины на горизонте христианства» [3, с. 140].

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве Феодор; 22.07.1822, с. Фёдоровское Корчевского у. Тверской губ. – 2.04.1871, Переславль-Залесский Владимирской губ.; похоронен на Борисоглебском кладбище в Переславле-Залесском, могила утеряна), богослов, экзегист, публицист, литературный критик.

Родился в семье диакона. В 1832 г. поступил во 2-й класс Тверского Духовного училища, закончив его первым учеником. С 1837 г. учился в Тверской Духовной семинарии, затем в Московской Духовной академии, которую окончил в 1846 г. со степенью магистра и был определен бакалавром по кафедре Св. Писания. Незадолго до выпуска, в июне 1846 г., принял монашество с именем Феодор. С октября 1852 г. – экстраординарный профессор. В августе 1853 г. возведен в сан архимандрита и назначен помощником инспектора. В августе 1854 г. переведен в Казанскую Духовную академию на кафедру догматического и обличительного богословия, в октябре того же года утвержден Святейшим Синодом ординарным профессором. Состоял членом Цензурного комитета при Казанской Духовной академии, членом редакционного комитета по изданию журнала «Православный собеседник». С сентября 1855 г. – инспектор академии, преподавал также нравственное богословие. В апреле 1857 г. награжден орденом Св. Анны 2-й степени. В январе 1858 г. назначен членом Санкт-Петербургского комитета Духовной цензуры.

В 1860 г. архимандрит Феодор издал книгу «О православии в отношении к современности» (2-е изд. СПб., 1906), имевшую большой общественный резонанс и вызвавшую богословскую полемику. В. И. Аскоченский, редактор еженедельника «Домашняя беседа для народного чтения», обвинил автора книги в ереси, называя его «новым Лютером» и «прогрессистом». В апреле 1861 г. отец феодор был уволен с должности цензора и переведен в Никитский монастырь в Переславле-Залесском. В феврале 1862 г. после очередной критической статьи Аскоченского Святейший Синод запретил издание многолетнего труда Бухарева «Исследование Апокалипсиса» (опубликован: Сергиев Посад, 1916). В июле того же года архимандрит Феодор подал прошение о добровольном снятии с себя сана и выходе из монашества, удовлетворенное в 1863 г. Под своим светским именем он напечатал ряд богословских и критико-публицистических статей, в том числе о романах «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского; большинство работ вошло в сборник «О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской» (М., 1865). В августе 1863 г. Бухарев венчался с А. С. Родышевской, дочерью переславского помещика. Последние годы жизни провел в Переславле-Залесском, испытывая сильную материальную нужду.

Гоголь познакомился с отцом Феодором в 1849 г., в бытность его бакалавром Московской Духовной академии. Сочинения Гоголя, и в особенности «Выбранные места из переписки с друзьями», произвели сильное впечатление на молодого монаха. Отзыв его о них вылился в целую книгу – «Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году», увидевшую свет через тринадцать лет после своего создания. Разъясняя в предисловии цель своего труда, архимандрит Феодор писал: «Надобно было из слов и дел самого Гоголя выяснить пред ним и пред публикой, что в существе дела, не было и нет противоречия между прежней его деятельностью и новым духовным сознанием: в первой уже глубоко завито было последнее, – последнее, вполне раскрывшись, только увенчивало первую» [13, с. 4].

Архимандрит Феодор стремился связать последнюю книгу Гоголя со всем творчеством писателя, и в первую очередь с «Мертвыми душами», главную идею которых видел в воскресении души падшего человека. «Помнится, – писал он в позднейшем примечании, – когда кое-что прочитал я Гоголю из моего разбора "Мертвых душ", желая только познакомить его с моим способом рассмотрения этой поэмы, то и его прямо спросил, чем именно должна кончиться эта поэма. Он, задумавшись, выразил свое затруднение высказать это с обстоятельностью. Я возразил, что мне только нужно знать, оживет ли как следует Павел Иванович? Гоголь как будто с радостью подтвердил, что это непременно будет и оживлению его послужит прямым участием сам Царь, и первым вздохом Чичикова для истинной прочной жизни должна кончиться поэма» [Там же, с. 138]. На вопрос, воскреснут ли другие герои первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: «Если захотят», и «потом стал говорить, как необходимо далее привести ему своих героев в столкновение с истинно хорошими людьми…»

Архимандрит Феодор был едва ли не единственным, кто пытался рассмотреть содержание «Выбранных мест из переписки с друзьями». По его словам, мысли Гоголя, «как они по внешнему виду ни разбросаны и ни рассеяны в письмах, имеют строгую внутреннюю связь и последовательность, а потому представляют стройное целое» [Там же, с 11]. И все-таки книга отца Феодора, несмотря на содержащиеся в ней отдельные глубокие суждения, не стала новым словом о Гоголе и прошла почти незамеченной. В немалой степени этому способствовал усложненный стиль автора с постоянными обращениями к Священному Писанию и многословным пересказом гоголевских произведений. Знавшие Бухарева люди отмечали, что насколько ярки и доступны были его устные беседы, настолько трудны для понимания были его писания.

Отец Феодор читал Гоголю отрывки из своей книги. «Из его речей, – свидетельствует он, – мне можно было с грустью видеть, что не мешало бы сказаться и благоприятному о его "Переписке" голосу: мне виделся в нем уже мученик нравственного одиночества...» [Там же, с. 138–139].

В предисловии к книге архимандрит Феодор рассказал о посещении Гоголем Московской Духовной академии 1 октября 1851 г.: «Студенты приняли его с восторгом. И когда при этом высказано было Гоголю, что особенно живое сочувствие возбуждает он к себе тою благородною открытостью, с которою он держится в своем деле Христа и Его истины, то покойный заметил на это просто: "Что ж? Мы все работаем у одного Хозяина"» [Там же, с. 5–6].

Об интересе к Гоголю в стенах Московской Духовной академии сохранилось еще одно свидетельство ее бывшего студента – митрофорного протоиерея церкви Священномученика Ермолая на Козьем болоте (на Садовой) в Москве отца Сергия Модестова. По его словам, многие выдержки и типичные выражения из «Мертвых душ» некоторые из студентов знали наизусть. «Помню, – рассказывает он, – наш товарищ из Тверской семинарии Владимир Николаевич Ретивцев, впоследствии монах и епископ (Нижегородский. – В. В.) Хрисанф, один из даровитейших, особенно любил декламировать эти выдержки. О Гоголе даже на классе Священного Писания читал лекции известный о. архимандрит Феодор Бухарев, причислявший Гоголя чуть ли не к пророкам-обличителям вроде Иеремии, плакавшим о пороках людских» [8, с. 121].

Близость взглядов своего профессора и Гоголя отмечали и казанские ученики архимандрита Феодора. Так, Валериан Лаврский, впоследствии протоиерей, записал в своем студенческом дневнике за 1856 г.: «А замечательное сходство между идеями о. Феодора и идеями Гоголя; ныне мы читали его переписку с друзьями: при этом старшие студенты беспрестанно поражались удивительным сходством между идеями и даже выражением того и другого. Известно, что они были коротко знакомы; но кто из них у кого заимствовал этот дух и взгляд? – Невероятно было бы думать, что духовный от светского» [9, 118]. И тем не менее совершенно очевидно, что в данном случае Гоголь повлиял на отца Феодора.

Судьба Бухарева в некотором смысле противоположна судьбе Гоголя. Оба стремились внести христианские начала во все сферы человеческой жизни – личную, семейную, общественную. Но направление их в следовании по этому пути было противоположным. Отец Феодор покинул монастырь (хотя был, по его словам, «монахом не фальшивым, а по совести»), оправдывая свой поступок тем, что собирался проповедовать христианство в миру. Гоголь, напротив, тянулся к монашеству из мира, который не мог вполне его удовлетворить.

ВЕРШИНСКИЙ Димитрий Степанович (14.11.1798, Тверская губ. – 9.11.1858, Санкт-Петербург, похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге), протоиерей, историк философии, богослов.

Учился в Тверской Духовной семинарии и Санкт-Петербургской Духовной академии. По окончании академии в 1825 г. оставлен в ней бакалавром по классу греческого языка, через год переведен на кафедру философии. С 1830 г. – ординарный профессор истории философии. Перевел и издал «Обозрение истории философии» Аста (СПб., 1831) и «Систему логики» Бахмана в трех частях (СПб., 1832–1833). В 1833 г. избран действительным членом Общества любителей российской словесности. В 1835 г. рукоположен во священника и назначен настоятелем русской посольской церкви в Париже. В том же году возведен в сан протоиерея. После увольнения за штат в 1849 г. поселился в Санкт-Петербурге.

Глубокий знаток святоотеческой письменности, протоиерей Димитрий Вершинский публиковал свои переводы и оригинальные статьи о подвижниках Восточной Церкви в «Христианском Чтении», издававшемся при Санкт-Петербургской Духовной академии (библиографию его трудов см. в № 9–10 журнала за 1896 г.). В частности, им переведены «Увещательные главы» диакона Агапита св. правоверному царю Юстиниану (Христианское Чтение. 1827. Ч. 27); первые двенадцать глав этого сочинения Гоголь в начале 1840-х гг. перевел на итальянский язык (возможно, с латинского) [См.: 7, т. 9]. Ему принадлежит также один из первых научных трудов по литургике – «Месяцеслов Православно-Кафолической Восточной Церкви», составленный по Acta Sanctorum (деяниям святых) и рукописям парижских библиотек. Книга была издана в Санкт-Петербурге в 1856 г., но написана гораздо раньше – под предисловием стоит дата: «Париж. 1846 г.».

Гоголь познакомился с отцом Димитрием в начале 1845 г., когда гостил в Париже у графа А. П. Толстого. В письме к Н. М. Языкову от 12 февраля (н. ст.) этого года он упоминает о протоиерее Вершинском, рассказывая о неделях, проведенных в Париже: «Жил внутренно, как в монастыре, и, в прибавку к тому, не пропустил почти ни одной обедни в нашей церкви. Священник наш хороший и умный человек и, благодаря ему, я не оставался без русских книг, которые были мне потребны и пришлись по состоянию души» [Там же, т. 13, с. 30]. В это время Гоголь работает над книгой о Божественной Литургии, оставшейся незаконченной и увидевшей свет только после его смерти. Он изучает чинопоследования Литургии св. Иоанна Златоуста и Литургии св. Василия Великого, пользуясь книгами из библиотеки отца Димитрия.

В марте 1845 г. Гоголь через Ф. Н. Беляева, отставного учителя-эллиниста, помогавшего ему в богословских занятиях, просит протоиерея Димитрия Вершинского прислать стихотворный ответ святителя Филарета, митрополита Московского, А. С. Пушкину («Не напрасно, не случайно жизнь от Бога мне дана...») и выписки из богослужебных книг (см. письмо Гоголя к Ф. Н. Беляеву от 5 марта (н. ст.) из Франкфурта) [Там же, т. 13, с. 41]. А в январе 1846 г. пишет графу А. П. Толстому из Рима, имея в виду отца Димитрия и работу над вторым томом «Мертвых душ»: «Попросите доброго священника нашего от меня (передавши ему мой искренний поклон) отслужить обо мне молебен о ниспослании сил мне душевных и телесных на совершенье того труда, который нужней и нужней, чем дале, становится в нынешнее время и который хотел бы совершить быстрее и умней и во имя Божие» (письмо от 8–10 января н. ст.) [Там же, т. 13, с. 254].

В начале 1847 г. Гоголь собирался ехать с протоиереем Димитрием Вершинским в Иерусалим (это следует из письма Гоголя к нему от 15–16 января н. ст.) [См.: там же, т. 14, с. 16]. Однако эта поездка не состоялась.

СЕРГИЙ (в миру Семен Авдиевич Веснин, литературный псевдоним Святогорец; 27.8.1814, с. Пищальское Орловского у. Вятской губ. – 17.12.1853, Афон), иеросхимонах, духовный писатель.

Родился в в семье священнослужителя. Десяти лет определен в Вятское Духовное училище; в тринадцатилетнем возрасте остался круглым сиротой. В 1834 г. окончил Вятскую Духовную семинарию. С детских лет имел мечту о странничестве по святым местам, однако по настоянию родных женился и получил место священника в селе Ацвеж Вятской губ. После смерти жены и дочери побывал в Соловецком Преображенском монастыре (1836 г.) и у святынь Москвы и Киева (1838 г.). В 1839 г. в Вятке принял монашеский постриг с именем Серафим – в честь бесплотных сил небесных. В 1843 г. совершил паломничество на Афон, вступил в братию Афонского Пантелеимонова монастыря, где спустя год удостоился схимы, великого ангельского образа, и был наречен Сергием (в честь игумена Радонежского, всея России чудотворца). В 1844–1845 гг. предпринял семимесячное паломничество в Иерусалим, о чем и рассказал впоследствии в своих «Палестинских записках».

Во время пребывания на Святой горе иеросхимонах Сергий написал ряд трудов по истории Церкви, несколько житий святых, вел обширную переписку братии. В 1845 г. в журнале «Маяк» печатались его путевые заметки в виде писем об Афоне – они имели большой успех у читателей, что побудило его продолжать литературные занятия. Решив издать свои письма отдельной книгой, в 1847 г. он выехал в Россию, чтобы самому наблюдать за ее печатанием. После двухлетнего пребывания на родине в Вятке отец Сергий в начале 1850 г. прибыл в Москву. В том же году в Санкт-Петербурге вышли «Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской» в двух томах (об этом издании Гоголь упоминает в письме к графу А. П. Толстому из Васильевки от 20 августа 1850 г.) [См.: 7, т. 15, с. 354].

После возвращения на Афон в 1851 г. иеросхимонах Сергий поселился в Космо-Дамиановской келлии, где подвизался вместе со старцем Геронтием, учеником и келейником покойного иеромонаха Аникиты (в миру князя С. А. Ширинского-Шихматова, до своего пострижения известного в России поэта).

Гоголь познакомился с иеросхимонахом Сергием в начале 1850 г. в Москве. В конце апреля этого года, в письме, адресованном, по всей вероятности, иеромонаху Антонию (Бочкову), Святогорец вспоминает об одном литературном вечере: «...тут же мой лучший друг, прекрасный по сердцу и чувствам Николай Васильевич Гоголь, один из лучших литераторов. Суждения были о моем пере: все единогласно отдают честь моим талантам <...> Я в особенно близких отношениях здесь с графом Толстым, у которого принят как домашний <...> Граф Толстой прекрасного сердца и очень прост. По знакомству он выслал экземпляр моих писем одному из городских священников Тверской губернии, и тот читал мои сочинения в церкви вместо поучений на первой неделе Великого поста, о чем извещал графа» [12, с. 28]. Священник этот, по всей видимости, ржевский протоиерей Матфей Константиновский, духовный отец Гоголя и графа А. П. Толстого.

С Гоголем Святогорец вел разговоры и об издательских делах, что видно из письма последнего к неизвестному адресату от 1 июля 1850 г. из Санкт-Петербурга: «Я редко выезжаю, потому что меня удерживает дома корректура 2-й части Писем. Впрочем, жалею, что взял на себя эту заботу. Справедливо мне говорил Гоголь Николай Васильевич, чтобы не брать на себя корректуры. Увлекаясь мыслию, я не вижу опечаток». [Там же, с. 39].

Зиму 1850/51 г. Гоголь провел в Одессе и снова встречался там со Святогорцем. 3 марта 1851 г., по пути на Афон, тот сообщал Гоголю, задумавшему поездку в Константинополь и Грецию: «Возлюбленнейший Николай Васильевич! Наскоро пишу вам, торопясь на почту и к отъезду сегодня из Константинополя в Солун на австрийском пароходе. Церквей православных в Константинополе сорок шесть. Это передал мне отец Софония (настоятель церкви при Русской миссии в Константинополе. – В. В), и, верно, потому, что он и сам собирал сведения подобного рода» [7, т. 15, с. 402].

В последние годы жизни Гоголя среди его знакомых распространился слух, что он собирается ехать на Афон. 9 июля 1850 г. И. С. Аксаков извещал родных о письме А. О. Смирновой, которая сообщала, что «Гоголь, вероятно, поселится на Афонской горе и там будет кончать "Мертвые души"» [1, с. 158]. В Российском государственном архиве литературы и искусства в Москве хранится письмо А. О. Смирновой (от 28 июня 1850 г.), которое имел в виду И. С. Аксаков. В нем Смирнова, в частности, говорит о Гоголе: «...если Бог поможет ему получить паспорт за границу, он, вероятно, поселится в Афинах или на Афоне и кончит там второй том. На Афон советую я и завлек его рассказами автор Писем Святогорца…» (РГАЛИ. Ф. 10. Оп. 3. Ед. хр. 164. Л. 2).

Письма Святогорца и его устные рассказы, как видно, усилили интерес Гоголя к Святой горе, и он совсем было собрался ехать туда. Из письма А. О. Смирновой к Гоголю от 11 сентября 1850 г. можно заключить, что поездка его на Афон уже дело решенное [См.: 7, т. 15, с. 361]. Это подтверждается и свидетельством Святогорца. Позднее, узнав о кончине Гоголя, он писал из Космо-Дамиановской келлии на Афоне (в апреле 1852 г.): «Смерть Гоголя – торжество моего духа. Покойный много потерпел и похворал, надобно и пора ему на отдых в райских обителях. Жаль только, что он не побывал у нас. Я очень любил его; в Одессе мы с ним видались несколько раз, и наше расставание было условное – видеться здесь. Судьбы Божии непостижимы! В последнее время его считали помешанным – за то, что он остепенился и сделался христианином. Вот ведь мирская-то мудрость! Толкуйте с миром!» [10, с. 475].

В другом письме к тому же адресату от середины августа 1852 г., поблагодарив за присылку портрета Гоголя, Святогорец снова вспоминает о некогда данном Гоголем обещании приехать на Афон: «Покойный, расставаясь со мною в Одессе, дал слово – только съездить в Москву на лето, с целию издания своих творений, а потом к осени 1851 года прибыть на Афон. Таковы-то наши предположения! Думы за горами, а смерть за плечами! Жизнь Гоголя поучительна: в последнее время он был строгим христианином, – и это радует меня» [12, с. 70–71].

СЕРЕДИНСКИЙ Тарасий Феодорович (1822, Елисаветград Херсонской губ. – 16.04.1897, Рига), протоиерей, богослов, духовный писатель.

Первоначальное образование получил в Херсонском Духовном училище, Екатеринославской и Одесской Духовных семинариях. В 1841 г. поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, которую окончил в 1845 г. со степенью магистра богословия и был оставлен в ней бакалавром по классу греческого языка. В июле 1846 г. рукоположен во священника и назначен настоятелем церкви Рождества Христова при русской миссии в Неаполе. После закрытия миссии в 1859 г. был перемещен в Берлин настоятелем русской посольской церкви во имя Св. Равноапостольного Великого князя Владимира и одновременно священником Александро-Невской церкви русской колонии близ Потсдама. В 1860-х гг. был законоучителем детей Великого князя Константина Николаевича (сына Императора Николая I). В 1886 г. вышел в отставку и удалился на покой в Ригу, где продолжал заниматься богословскими трудами.

В течение своего сорокалетнего служения за границей (сначала в средоточии римо-католического, а затем протестантского мира) протоиерей Тарасий Серединский, знавший еврейский, греческий (древний и новый), латинский, немецкий, французский и итальянский языки, имел возможность следить за богословской литературой, издаваемой на Западе. Он знакомил русского читателя с обычаями и характером западного богослужения. Церковно-исторические и литургические сочинения отца Димитрия печатались главным образом в журнале «Христианское Чтение» и газете «Рижские Епархиальные Ведомости». Из основных трудов его отдельно изданы: «О богослужении Западной церкви» (СПб., 1849; 2-е изд 1856), «О богослужебном благочинии Западной церкви» (СПб., 1859), «Об индульгенциях» (СПб., 1860), «О причинах разногласия между восточными и западными христианами во время празднования Св. Пасхи» (Берлин, 1863; параллельно на русском, немецком, французском и итальянском языках; переиздано в Риге в 1891 г.), «Общественное богослужение у протестантов» (Рига, 1893), «Папа Римский и Собор Вселенский» (Рига, 1897, издано посмертно).

Гоголь познакомился с протоиереем Тарасием Серединским в конце 1846 г. в Неаполе у графини Софьи Петровны Апраксиной, сестры графа А. П. Толстого. Известна записка Гоголя отцу Тарасию, относящаяся ко времени пребывания писателя в Неаполе (зима 1846/47 или первая половина зимы 1847/48 г.): «Я не помню, сказал ли я вам, что молебен должен быть вместе с обедней. На всякий случай лучше вас побеспокою об этом сею запиской, прося убедительно, если для вас все равно, начать обедню пораньше, именно в 10 часов с четвертью» [7, т. 15, с. 9]. Именно отца Тарасия Серединского имел в виду Гоголь, когда писал 24 сентября (н. ст.) 1847 г. протоиерею Матфею Константиновскому из Остенде: «В Неаполе же основалась русская церковь и очень хороший священник» [Там же, т. 14, с. 446].

О знакомстве с Гоголем протоиерей Тарасий Серединский вспоминает в своих «Записках заграничного священника». «Когда я приехал в Неаполь, – пишет он, – в то время (1846 г.) жила там генеральша А<праксина>. Вскоре после моего первого к ней визита, я был приглашен к ней на обед. Перед обедом, когда слуга доложил, что обед готов, генеральша сказала, скажите господину Гоголю. Потом, когда явился этот господин, она представила его мне. Лицо его было совершенно простое, обыкновенное, не представляющее ничего особенного, une figure commune, как говорят французы. Украшением его служили усики и эспаньолетка. Череп его был несколько остроконечный, конусообразный. На темени был у него вихор. За обедом он говорил очень мало. В разговоре обнаруживалась его наблюдательность и меткая характеристика лиц, однако ж, всё было так просто, что я был сдержан в разговоре, боясь попасть впросак, признав его знаменитым писателем. Через несколько дней он был у меня. Я бывал у него. Однажды он прислал мне записку об отслужении Литургии и молебна. Он провел две зимы в Неаполе. Во вторую зиму я его исповедовал и приобщал, и потом служил для него напутственный молебен, когда он уезжал в Иерусалим.

В бытность свою в Париже г. Гоголь отозвался обо мне моему свояку, протоиерею Вершинскому, так: "очень серьезен в служении и совсем другой в общественной жизни"» [6, с. 115]. За исключением приведенного отрывка рукопись «Записок» осталась неизданной.

Протоиерею Тарасию Серединскому принадлежит статья о книге «Выбранные места из переписки с друзьями», сохранившаяся в бумагах Гоголя [См.: 11].

Литература

1. Аксаков И. С. Письма к родным. 1849–1856. М., 1994.

2. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. М., 1956.

3. Базаров И. И., протоиерей. Воспоминания о В. А. Жуковском // Известия Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности. СПб., 1853. Т. 2. № 8–9. С. 139–144.

4. Базаров И. И., протоиерей. Последние дни жизни Жуковского // Журнал Министерства Народного Просвещения. СПб., 1852. № 1; перепечатано в «Известиях Императорской академии наук по отделению русского языка и словесности» (СПб., 1852. Т. 1) и журнале «Русский Архив» (М., 1869. № 1).

5. Воспоминания протоиерея И. И. Базарова // Русская Старина. СПб., 1901. № 2. С. 283–304.

6. Гиппиус В. В. Письмо к Т. Ф. Серединскому (1846–1848 гг.) // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования / Под ред. В. В. Гиппиуса. М.-Л., 1936. Т. 1. С. 114–115.

7. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 17 т /Сост., подготовка текстов и коммент. И. А. Виноградова, В. А. Воропаева. М.-Киев, 2009–2010.

8. Из воспоминаний протоиерея С. С. Модестова // У Троицы в Академии. 1814–1914. Юбилейный сборник исторических материалов. М., 1914. С. 112–130.

9. Лаврский В., протоиерей. Мои воспоминания об архимандрите Феодоре (А. М. Бухареве) // Богословский Вестник. 1906. Т. 2. № 5. С. 98–128.

10. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской: В 3 ч. Изд. 8-е. М., 1895.

11. Протоиерей Тарасий Серединский. Мысли при чтении сочинения «Выбранные места из переписки с друзьями Николая Гоголя» (февраль – май 1847 г.) // Неизданный Гоголь. Издание подготовил И. А. Виноградов. М. 2001.

12. Собр. соч. и писем Святогорца к друзьям своим о Св. Горе Афонской, Палестине и русских святых местах. Новое издание: В 4 т. Т. 4. СПб., 1865.

13. <Феодор (Бухарев), архимандрит.> Три письма к Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году. СПб., 1861.



[i]* Работа выполнена при поддержке РГНФ. Проект № 11-04-00270а («Н. В. Гоголь и его окружение: Биобиблиографический словарь»).


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру