О развитии навыков комплексного лингвистического анализа текста (задание второе)

Вопросы части В разделены по темам: В1 относится к области словообразования, В2 – вопрос по морфологии, В3 спрашивает о словосочетании, В4 и В5 о простом предложении, В6 и В7 – о сложном. Для выполнений большей части заданий предварительного разбора текста делать не обязательно (например, если задание В4 предлагает найти в тексте простое безличное предложение[i], то вполне может оказаться, что искомое предложение – единственное среди двусоставных, то есть поиск именно безличного его характера оказался вторичным).

Авторы тестов по ЕГЭ предлагают таким образом не проводить комплексный лингвистический анализ (который поможет проверить полученные в школе теоретические знания), а, расчленив предложенный текст на отдельные составляющие, заниматься решением конкретно поставленных задач – и в этом случае задания части В не слишком отличаются от заданий части А. Если в части А предложено выбрать из 4 ответов один, то часть В может иметь и два ответа (в некоторых случаях даже 3!), но правильность выполнения задания ни в том, ни в другом случае не говорит об овладении всем материалом школьной программы – элемент «угадывания» весьма велик.

Искусственность предлагаемых в части В заданий становится очевидна при анализе ошибок, допущенных самими составителями тестов по ЕГЭ. Приведем лишь один пример: неплохое пособие для подготовки к ЕГЭ, составленное М.Б.Багге, Л.Г.Гвоздинской, В.Н.Ивлевой[ii], предлагает не только сами тесты, но и теоретические объяснения. К теоретическим разделам прилагаются «Практикумы», которые прорабатывают изложенный материал. Но при составлении вариантов тестов, когда авторы пособия пытаются «впихнуть» теоретические вопросы по русскому языку в узкие рамки стандартных вопросов, они сами допускают ошибки.

К примеру, в тесте 2 (с. 37) предложено определить тип синтаксической связи в словосочетании «его образ». На с. 78 дан верный ответ – примыкание. Однако на с. 66 предложено найти словосочетание со связью примыкание в предложении 26 (с. 65, вариант теста 5). Цитируем предложение: «В школе прибили мраморную доску с их золотыми именами, и их примером, их славой, этой доской нас и идущих за нами вечно гвоздили по головам». «Правильный» ответ дан на с. 80 – «вечно гвоздили». Остальные словосочетания со связью примыкание (а их три!) просто не замечаются авторами. Причина, на наш взгляд, в том, что и составители поддаются «избирательной тестовой форме» и вместо полного анализа теста перед составлением заданий к нему просто искусственно подбирают «подходящее» к нужному вопросу предложение из текста. Верное выполнение этого варианта теста («попадание» в данный авторами ответ) как раз покажет невладение должными навыками синтаксического анализа.

Мы убеждены, что в экзамен по русскому языку необходимо вернуть традиционный анализ текста, который начинается с задания по орфографии и пунктуации: текст необходимо переписать, расставив знаки препинания, пропущенные буквы и раскрыв скобки. В процессе этой работы школьник задумывается над тем, почему он вставляет именно такую букву или ставит запятую в данном месте. Далее при выполнении дополнительных заданий по тексту (мы предлагаем проработать разные аспекты курса русского языка в школе) школьник может еще раз продемонстрировать, насколько внимательно им выполнено основное задание. Все эти вопросы, что важно, обращают внимание на особенности именно разбираемого текста, его индивидуальных особенностей и акцентируют внимание на лингвистической его составляющей.

Ниже будут предложены тексты для анализа[iii]. С нашей точки зрения, общим местом при выполнении работы над текстом должно быть последовательное выполнение следующих основных заданий:

· Переписать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, раскрыть скобки;

· подчеркнуть члены предложения;

· составить схемы сложных предложений из текста.

Предложенные затем вопросы должны выполняться после этой основной работы. Хотя, понимая, что многие школьники все же будут выполнять только сформулированные нами задания – сказывается привычка делать варианты тестов к ЕГЭ, мы включили в перечень вопросов те, которые в определенной степени повторяют основной синтаксический анализ.

ЗАДАНИЕ 1.

(1) До появления в его жизн.. Маши писатель Аркадий Воздвиженский см..нил четырех секретарей и нескольких водителей все они н..куда (н..) годились. (2) Секретари предан..о смотрели ему в рот но н…когда н... знали где его вещи и рукописи грозных окриков пугались на комп…ютере раскладывали пас..янс позёв..вали в сторонку варили скверный кофе и главное всё стремились в шесть часов свалить домой что было для Воздвиженского совершен..о н.. пр…емл…мо. (3) У них был нормирован…ый рабочий день а у Аркадия его не было. (4) Он щедро им платил но оказалось что н..кто не согласен работать день и ночь хотя бы и за деньги. (5) Вот этого писатель Воздвиженский решительно не пон…мал. (6) Ему всё думалось что раз нашлась работа на которой на самом деле можно зарабат…вать то уж и держат…ся за нее нужно руками и ногами! (7) Но – вот странность! – объяснить этого он н…кому не мог потому что н…кто его не понимал. (8) Если он назначал на восемь вечера встречу с журналистом или прод..юсером секретари утомлялись от одного только упом…нания о встрече и считали своим долгом (на) завтра непр…мен…о отпросит…ся (по) раньше в счет вчерашней переработки. (9) Он их увольнял приходили новые точно такие (же) (по Т.Устиновой).

· Выпишите из текста слова с пропущенным «ь». Для каждого из слов укажите правило, по которому ставится «ь».

· Найдите предложение с придаточным присоединительным. Чем введено придаточное – союзом или союзным словом? Выпишите у этого придаточного грамматическую основу, определите тип сказуемого.

· Выпишите из текста придаточные условные. Чем введены придаточные – союзом или союзным словом? Вспомните, какие типы придаточных могут быть введены только союзами и только союзными словами. Входят ли придаточные условные и придаточные присоединительные в одну из этих групп?

· Отметьте придаточное(ые) определительное в тексте. Возможна ли его (их) замена на причастный оборот (обособленное определение)?

· Какой знак препинания использован в предложении (1). Объясните выбор знака. Есть ли еще предложение, где вы употребили точно такой же знак? Если да – объясните свой выбор и во втором случае (одно правило пунктуации или разные?)

· Выпишите слова с пропущенными «е». Для каждого из слов укажите правило, по которому используется «е».

· Выпишите из предложений (2), (5) и (6) частицы. Укажите для каждой частицы разряд по значению. Есть ли частицы в других предложениях текста?

· Выпишите из предложения (8) предлоги. Можно ли разделить их на группы и на каком основании? Сделайте морфологический разбор последнего предлога из этого предложения.

· Найдите главную часть в предложении (2). Опишите, чем часть осложнена. Охарактеризуйте грамматическую основу и тип сказуемого/ых.

· Сделав схему предложения (6), назовите тип связи придаточных в этом предложении.

· Чем осложнена главная часть предложения (7)? Можно ли при пунктуационном оформлении этой части использовать другой знак препинания? Обоснуйте ответ.

· Сделайте морфемный разбор (разберите по составу) слова ПОЯВЛЕНИЕ, НОРМИРОВАН…ЫЙ, ЗАРАБАТ…ВАТЬ, УТОМЛЯЛИСЬ, ВЧЕРАШНЕЙ, ПЕРЕРАБОТКИ. Определите способ образования этих слов[iv].

· Сделайте морфологический разбор слов ЧЕТЫРЕХ, НЕСКОЛЬКИХ, ЕГО (вещи), (у Аркадия) ЕГО (не было), (никто) ЕГО (не понимал), (отпросит…ся) ПОРАНЬШЕ.

ЗАДАНИЕ 2.

(1) Гостиница "Ноев ковчег" про которую Феликс Станиславович знал от преосвященного была хороша всем за исключением цен. (2) Что это такое – шесть рублей за нумер? (3) То есть полковнику разумеется была вручен…а некая сум…а из личного архи…рейского фонда вполне достаточная для оплаты даже и столь расточительного постоя но полицмейстер проявил разумную изобретательность вообще в высшей степени ему свойствен…ую записался в книге постояльцев обозначив твердое намерение занять комнату по меньшей мере на три дня а после придравшись к виду из окон останавливаться в "Ковчеге" не стал сыскал себе пристанище поэкономней. (4) Нумера "Приют смирен…ых" брали с постояльцев всего по рублю то есть выходило пять целковых в день чистого прибытка. (5) Отец Митрофаний не такая особа что (б) в мелочах копат…ся а если когда (нибудь), при проверке отчетности, сунет нос консисторский ревизор то вот вам запись в книге: был в "Ноевом ковчеге" Ф. С. Лагранж, обозначился, а прочее ерунда и домыслы. (6) Переночевав в комнатенке с видом на глухую кирпичную стену монастырской рыбокоптильни полицмейстер с утра выпил чаю и немедленно приступил к рекогносцировке. (7) Сведения получен..ые преосвященным от Алексея Степановича Ленточкина нуждались во всесторон..ей тщательной проверке ибо вызывали сомнение решительно всем и в первую очередь личностью самого эмиссара которого полковник немного знал и именовал про себя не иначе как "попрыгун". (8) Мало того что (н..) серьезный и безответствен..ый субъект которому после К-ских безобразий следовало бы состоять под надзором полиции так еще и съехал с ума. (9) Кто его знает когда у него в мозгах замутнение произошло может в Арарат он прибыл уже полностью чикчирикнутым а тогда вообще все враки (Б.Акунин).

· Охарактеризуйте предложение (3) – А. Простое с рядом однородных и обособленных членов предложения; Б. Сложносочиненное предложение из двух частей, в котором 2-ая часть осложнена рядом однородных и обособленных членов предложения; В. Сложносочиненное предложение из трех частей.

· Какой знак препинания поставлен в предложении (3) перед формой «записался»? Объясните свое решение.

· Выделите сказуемые в предложении (3). Назовите типы сказуемых (в данном случае желательно разобрать типы сказуемых в каждой части отдельно).

· Выделите в тексте обособленные обстоятельства. Назовите номера предложений с ними. Чем выражены обособленные обстоятельства? Есть ли другие способы выражения обособленных обстоятельств?

· Найдите в предложениях 1-3 форму сравнительной степени. Объясните, это сравнительная степень прилагательного или наречия. Каким членом предложения она является? Сделайте морфемный разбор этой формы (по составу) и морфологический разбор её.

· Найдите в тексте устаревшие слова. Какие типы архаизмов представлены в тексте? Есть ли в тексте историзмы?

· Объясните постановку знака препинания в конце предложения (2).

· Назовите типы придаточных в предложении (5). Сделайте схему этого предложения. Объясните постановку знаков препинания в данном предложении (оставленные нами знаки).

· Сделайте морфологический разбор слов ХОРОША, ВРУЧЕН…А, ОПЛАТЫ, ПОСЛЕ (предложение 3), ДОМЫСЛЫ, (выпил) ЧАЮ, СЛЕДОВАЛО (бы), КОГДА (в предложении 9).

· Назовите способ/ы образования слов ЗАПИСЬ, ОПЛАТЫ, НАДЗОР. Объясните свое решение[v].

· Разберите по составу и определите способ образования слов: РАСТОЧИТЕЛЬНОГО, ИЗОБРЕТАТЕЛЬНОСТЬ, ОБОЗНАЧИЛСЯ, РЫБОКОПТИЛЬНИ, ВСЕСТОРОННЕЙ, ЗАМУТНЕНИЕ.

· Назовите слова, использованные в тексте в переносных значениях. Назовите слово, являющееся авторским образованием, и найдите к нему синоним.

· Перечислите предложения, в которых есть придаточные определительные. Во всех ли возможна замена придаточного причастным оборотом (обособленным определением)? Объясните, почему замена невозможна.

· Выделите все словосочетания в предложении (6). Определите типы связи слов в этих словосочетаниях.

· Есть ли в предложениях (7), (8) и (9) части, представляющие собой односоставные предложения? Охарактеризуйте их тип/ы.

· Есть ли в тех же предложениях (7), (8) и (9) части, представляющие собой неполные предложения? Обоснуйте свое решение.

ЗАДАНИЕ 3.

(1)...А надо вам сказать что к яблочному Спасу как начнет небо поворачивать с лета на осень город наш имеет обыкновение подвергаться истин…ому наше…ствию цикад так что ночью и захоч…шь спать да не уснешь - вот какие со всех сторон несутся трели и звезды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть (н…) над самыми колокольнями делаясь похожа на яблоко нашей прославлен…ой "сметан…ой" породы которую местные купцы поставляют и к царскому двору и даже возят на европейские выставки. (2) Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер откуда изливаются лучи ночных светил то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарован…ого царства (знак?) лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей (знак?) и над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебрян…ый звон цикадного хора. 
(3) Прежде чем сестра Пелагия отправит…ся в поместье генеральши Татищевой необходимо сделать (кое) какие географические пояснения без которых человеку никогда не бывавшему в Заволжске будет трудненько поверить и даже просто понять как могло произойти все то что воспоследовало в дальнейшем. (4) Главное действующее лицо в этой истории Река величайшая и славнейшая не только в Росси… но и во всей Европе. (5) Губернская столица выстроен…а на левом берегу, над крутым яром. (6) Здесь течение вод стеснен…о с об…их сторон утесами и (от) того знаменитый своей величавостью поток на время утрачивает благодушие переходит с ра…сеян…ой неспешности на рысистый бег пен…т…ся барашками крут…т…ся темными водоворотами и ведет (много) вековую осаду Заволжского отвеса подсекая высокий обрыв коварными апрошами. (7) Ниже, верст через пять, (лево) бережная круча постепен…о выравнива…т…ся сменяется песчан…ыми отмелями так что Реке станов…тся пр…вольней и она отдуваясь после вынужден…ой пробежк… растекается (в) ширь чуть (н…) на версту. (8) Но передышка эта времен…ая - как раз там где  расположен…а Дроздовка упрямый берег снов… резко дыб…т…ся (к) верху; помещич…ий дом и сад вознесен…ы высоко над водным простором (от) чего открывающийся (от) туда вид по праву считается красивейшим во всей округе (Б.Акунин). 
 

· Разделите предложение (1) на части. Выделите члены предложения в каждой части. Назовите типы сказуемых. Какие типы придаточных есть в предложении (1)? Сделайте синтаксический анализ предложения.

· Назовите номера предложений этого текста, в составе которых есть придаточные следствия. Назовите союзное средство, использующееся в придаточном следствия.

· Объясните использование кавычек в предложении (1).

· Объясните использование прописных букв в тексте. Какие случаи можно считать авторскими?

· Объясните употребление (знак?) в предложении (2).

· Объясните оставленную запятую в предложении (5). Ниже в тексте есть еще один такой же случай употребления запятой – найдите это предложение и назовите его номер.

· Сделайте морфологический разбор слова ОТКУДА (предложение2) и ГДЕ (предложение 8). Какие типы придаточных вводятся этими словами?

· Выпишите из предложений (3) и (4) местоимения. Охарактеризуйте разряд каждого местоимения. Местоимений каких разрядов не оказалось в тексте? Приведите свои примеры (или подберите их из других предложений текста).

· Сделайте словообразовательный разбор слов ЯБЛОЧНЫЙ, ЗАВОЛЖСК, (ЛЕВО)БЕРЕЖНАЯ, ПРОБЕЖКИ, ПЕРЕДЫШКА. Какой процесс, происходящий при словообразовании, объединяет эти слова?

· *Подберите другие примеры из текста с тем же процессом. Какие еще процессы, сопровождающие словообразование, вы можете назвать? Если возможно, найдите из текста примеры, иллюстрирующие эти процессы[vi].

· Объясните свой выбор пропущенной буквы в слове ОБ…ИХ (предложение 6). К какой части речи и разряду относится данное слово? Назовите другие входящие в этот разряд слова.

· Объясните слитное или раздельное написание слов (ОТ) ТОГО (предложение 6), (В) ШИРЬ (7), (К) ВЕРХУ (8), (ОТ) ЧЕГО (8). Придумайте свои собственные примеры противоположного написания.

· Можно ли по тексту понять значение слова «апрошами» (предложение 6)? Определите значение слова (используйте словари) и определите, к какой группе лексики оно относится – диалектное, устаревшее, профессиональное.

· Вспомните разряды сочинительных союзов. Найдите в тексте противительные и градационный сочинительные союзы.

· Выпишите из текста слова, в которых вы написали НН. Объясните каждый случай написания НН, используя объяснения: отыменное/ отглагольное слово, суффикс Н/ НН/ ЕНН, прилагательное/ причастие.

· Сделайте морфологический разбор страдательных причастий из предложений (5) и (6).

· Выпишите из текста форму сравнительной степени. Сделайте морфемный разбор формы (по составу). К какой части речи необходимо отнести эту форму? Каким членом предложения является форма в предложении? *В роли каких еще членов предложения может выступать эта форма? Придумайте примеры.

Мы привели ряд вопросов, которые можно предложить при анализе данных текстов. Вполне возможно, что при работе над текстами могут быть сформулированы и другие вопросы. И это будет хорошо, потому что будет показывать отличие искусственного разбора, предлагаемого на ЕГЭ, и настоящего комплексного лингвистического анализа, при котором выявляются особенности каждого конкретного текста.


[i] Цыбулько И.П., Львова С.И., Коханова В.А. ЕГЭ 2009: русский язык: тренировочные задания. – М.: Эксмо, 2009.

[ii] Багге М.Б., Гвоздинская Л.Г., Ивлева В.И. Единый государственный экзамен: русский язык: контрол. измерит. материалы: 2009. – М.: Просвещение, 2009. Печать ФИПИ не стоит, но авторитетность издательства позволяет рассматривать пособие как возможное для подготовки.

[iii] Мы хотим заметить, что подбираем тексты из массовой художественной литературы. Сегодня в ЕГЭ тексты из классической русской литературы предлагаются как отдельные фрагменты, что в отсутствие обязательного сочинения, увы, предполагает, что многие абитуриенты не воспринимают их как элемент художественного произведения – романа, повести, рассказа. Публицистические отрывки, включенные в ЕГЭ, выбираются произвольно, поэтому наряду со ссылками на статьи Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, М.Пиотровского встречаются отрывки сочинений неизвестных авторов, просто взятые из газет. Результат оказывается негативный – имена Н.В.Гоголя и К.Паустовского школьники еще знают, а вот кто такой А.Ф.Лосев – этому школа не всегда учит. Нам встречались «эссе» на фрагмент статьи М.Пиотровского, где школьники «хвалили» автора, «вероятно часто посещающего музеи». Поэтому «для безопасности» мы решили выбирать материал для заданий из массовой литературы.

[iv] Обратим внимание школьников, выполняющих это задание: разбор по составу выполняется по встреченной в тексте словоформе, а словообразовательный разбор – по начальной форме слова, поэтому причастия и спрягаемые формы глагола необходимо привести к форме инфинитива.

[v] В данном случае может быть два варианта ответа. С точки зрения современной лингвистики, эти слова образованы способом «нулевая суффиксация», школьная программа выделяют «бессуффиксный» способ. Во многих пособиях для углубленного изучения русского языка в старших классах говорится о нулевом суффиксе, поэтому школьники могут предложить 2 решения вопроса.

[vi] Задание адресовано тем старшеклассникам, которые используют пособия для углубленного изучения русского языка. Заметим также, что вопросы подобного плана часто бывают включены в различные олимпиады по русскому языку.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру