Метаморфозы русской классической традиции в «Родине» и «Элегии» Н. А. Некрасова

Пушкинские подтексты в некрасовской поэзии исследовались неоднократно, но, как правило, бегло и обзорно. Нижеследующий текст — опыт «медленного чтения» двух хрестоматийных стихотворений Некрасова – «Родины» и «Элегии». Опыт, позволяющий увидеть, что лирика Пушкина была для Некрасова значима как квинтэссенция классической традиции. Пушкинские стихотворения для некрасовской поэзии подобны умиротворённому, исполненному покоя пейзажу — фону, на котором отчётливее и резче выступают мрачные, отталкивающие или странные фигуры первого плана — образы, рождённые воображением автора «Родины» и «Железной дороги». 

Итак, вчитаемся…

                             И вот они опять, знакомые места,

                             Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,

                             Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

                             Разврата грязного и мелкого тиранства;

                             Где рой подавленных и трепетных рабов

                             Завидовал житью последних барских псов,

                             Где было суждено мне божий свет увидеть,

                             Где научился я терпеть и ненавидеть,

                             Но, ненависть в душе постыдно притая,

                             Где иногда бывал помещиком и я;

                             Где от души моей, довременно растленной,

                             Так рано отлетел покой благословенный,

                             И неребяческих желаний и тревог

                             Огонь томительный до срока сердце жег…

Так начинается некрасовская «Родина». Первая же строка вводит мотив возвращения лирического герроя в места, где он провёл детские годы и возмужал. Начало неожиданное, без должной поэтической «экспозиции»: текст открывается соединительным союзом «и», как бы отсылающим и к прошлому, и к прежде сказанному. Но прежде ничего сказано не было. Подобная композиционная черта свойственна и одному из самых известных стихотворений Пушкина — «…Вновь я посетил…». Неожиданность начала усилена благодаря отточию:

                       …Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл

                       Изгнанником два года незаметных.

Но благодаря внешнему сходству пушкинского и некрасовского стихотворений лишь более очевидной становится противоположность их смысла. Пушкин пишет о возвращении в дорогой для него край, окружающие лирического героя воспоминания — если и не радостны, то дороги для него:

                     Уж десять лет ушло с тех пор — и много

                     Переменилось в жизни для меня,

                     И сам, покорный общему закону,

                     Переменился я — но здесь опять

                     Минувшее меня объемлет живо,

                     И, кажется, вечор ещё бродил

                     Я в этих рощах.

«…Вновь я посетил…» — вариация жанра элегии: вместе и грустные, и светлые воспоминания о безвозвратно протекшей жизни. Не такова «Родина». Родные края, вновь посещённые некрасовским героем, рождают в нём чувство тягостное и негодующее. Воспоминания о жизни в имении безотрадны. Вслед за первым стихом, представляющим собой главное предложение, следует опутывающая, стесняющая цепь придаточных — монотонная череда строк, скорбный перечень, открывающийся союзом «где». Негодующий пафос сих строк рождает в памяти не элегические размышления из «…Вновь я посетил…», но горестное и гневное витийство из пушкинской же «Деревни», указующей на «невежества убийственные позор», на «Рабство тощее» и «Барство дикое». Даже «огонь томительный» — клише элегического стиля — у Некрасова не метафора любовного томления или поэтического восторга, а возвышенное иносказательное именование скорби, рождённой несправедливостью и уродливостью общественного бытия. Как «бесплодный жар» в пушкинской «Деревне».

Мир «Родины» страшен, полон страданий — горестна судьба не только рабов, но и матери лирического героя, которая стала несчастной жертвой деспота-мужа:

                             Воспоминания дней юности – известных

                             Под громким именем роскошных и чудесных, -

                             Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,

                                   

                             Вот тёмный, тёмный сад… Чей лик в аллее дальной         

                             Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?

                             Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!

                             <…>
                                         Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:

                             Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, -

                             А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,

                             Здесь в малом и в большом тоскливо сердце ныло.

Но чуть дальше в «Родине» мы встречаем всё же слабый отголосок «…Вновь я посетил…». Пушкин в этом стихотворении упоминал о своей к тому времени умершей няне Арине Родионовне:

                                          Вот опальный домик,

                           Где жил я бедной нянею моей.

                           Уже старушки нет — уж за стеною

                           Не слышу я шагов её тяжёлых,

                           Ни кропотливого её дозора.

Мотив дружбы, бесед за кружкой «с дряхлой старушкой» отличителен для поэтических текстов Пушкина, созданных в Михайловском или посвящённым этим двум годам вынужденного деревенского уединения. Усилиями официозных литературоведов советской эпохи этот мотив превратился в миф о солидарности и духовном единении поэта-дворянина. Но нельзя не признать: пушкинские произведения давали для такой интерпретации какие-то основания.

Не то у Некрасова. Няня о мальчике заботилась и его любила. Лучше бы она этого не делала:  

 

                             Я к няне убегал… Ах, няня! Сколько раз

                             Я слёзы лил о ней в тяжёлый сердцу час;

                             При имени её впадая в умиленье,

                             Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

 

                             Её бессмысленной и вредной доброты

                             На память мне пришли немногие черты,

                             И грудь моя полна враждой и злостью новой…

                            

«Бессмысленной и вредной» могла быть названа не доброта Арины Родионовны, а доброта, а вернее сказать, попустительство, фонвизинской Еремеевны, выказываемая по отношению к барскому дитяти Митрофану Простакову.

Всем памятный образ из «…Вновь я посетил…», молодые сосны, пробившиеся у корней старых деревьев, в некрасовской «Деревне» отдан под губительную власть топора. Следы запустения, приметы разорения щедро рассеяны в финальных строках стихотворения. Некрасовский лирический герой испытывает при их виде чувство садомазохистское — радость:                              

                             И, с отвращением кругом кидая взор,

                             С отрадой вижу я, что срублен тёмный бор –

                             В томящий летний зной защита и прохлада, -

                             И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,

                             Понурив голову над высохшим ручьём,

                             И набок валится пустой и мрачный дом,

                             Где вторил звону чаш и гласу ликований

                             Глухой и вечный гул подавленных страданий

                             И только тот один, ко всех собой давил,

                             Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Точная цитата из пушкинского стихотворения «Воспоминание» (у Пушкина — «И с отвращением читая жизнь мою») заставляет ещё отчётливее ощутить отличие от классических произведений первого русского поэта: пушкинский лирический герой испытывал отвращение от собственных грехов, для некрасовского героя отвратительна картина родного края — юдоли слёз и страданий…

 Пасущиеся по лугам стада, лес, дарующий прохладу, светлый ручей — неизменные детали идиллического пейзажа. Нередки они и в элегии. Эти образы встречаются ещё в первых элегиях Жуковского, создавших канон этого жанра в русской поэзии, — в «Вечере» и в «Сельском кладбище», переложении стихотворения Томаса Грея:

                            …Когда с холмов златых стада бегут к реке,

                               И рёва гул гремит звучнее над водами,

                               И, сети склав, рыбак на лёгком челноке

                                         Плывёт у брега меж кустами;

 

                                Когда пловцы шумят, скликаясь по стругам,

                                И вёслами струи согласно разсевают;

                                И, плуги обратив, по глыбистым браздам

                                          С полей оратаи съезжают…

 

                                 Уж вечер… облаков померкнули края;

                                   <…>  

                                 Всё тихо; рощи спят; в окрестности покой;

                                 <…>

                                 Как слит с прохладою растений фимиам!  

                                                                                       («Вечер»)

                              Шумящие стада толпятся над рекой…

                                     («Сельское кладбище, первая редакция 1802 года)

В некрасовской «Родине» «не просто» гибнет под топором бор и пересыхает ручей, — это гибнут атрибуты элегического жанра.

Но они вновь возродятся, восстанут из небытия спустя три десятилетия в стихотворении, так и названном — «Элегия».

Жницы за жатвою, золотые колосящиеся нивы, медленно, спокойно бредущий за сохою пахарь-оратай, прохладная полутьма, вечер — эти знакомые по элегии Жуковского «Вечер» образы повторены Некрасовым. Некоторые повторены в его «Элегии» дважды:

                                  Внимаю ль песне жниц над жатвой золотою,

                              Старик ли медленный шагает за сохою,

                              Бежит ли по лугу, играя и свистя,

                              С отцовским завтраком довольное дитя,

                              Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы…

                              <…>

                                     Уж вечер настаёт. Волнуемый мечтами,

                              По нивам, по лугам, уставленным стогами,

                              Задумчиво брожу в прохладной полутьме…

Кроме процитированных строк из элегии «Вечер» напомню начальные стихи «Сельского кладбища»:

                                  Уже бледнеет день, скрываясь за горою;

                                  <…>

                                  Усталый селянин медлительной стопою

                                   Идёт, задумавшись, в шалаш спокойный свой.

Но чувства и думы, тревожащие некрасовского лирического героя, далеки от настроений героя элегий Жуковского, как, впрочем, и от элегических настроений вообще. Герой стихотворения «Вечер» погружён в печальные и светлые размышления о миновавшем:

                                Сижу, задумавшись; в душе моей мечты;

                                 К протекшим временам лечу воспоминаньем…

                                 О, дней моих весна, как быстро скрылась ты,

                                           С твоим блаженством и страданьем! 

Некрасовского же лирического героя занимают вопросы гражданские, судьба народная. Герой Некрасова — не «частный человек» элегии, и он проклинает врагов народа. И одиночество его — не удинение и отрешённость элегического персонажа, а горькое, трагическое осознание поэтом-гражданином, что слово его может быть не узнано народом, крестьянством:

                              Ответа я ищу на тайные вопросы,

                              Кипящие в уме: «В последние года

                              Сносней ли стала ты, крестьянская страда?

                              И рабству долгому пришедшая на смену

                              Свобода, наконец, внесла ли перемену

                              В народные судьбы? В напевы сельских дев?

                              Иль так же горестен нестройный их напев?..»

                           

                             <…>

                              На сельские труды зову благословенье,

                              Народному врагу проклятия сулю,

                              А другу у небес могущества молю,

                              И песнь моя громка!.. Ей вторят долы, нивы,

                              И эхо дальних гор ей шлёт свои отзывы,

                              И лес откликнулся… Природа внемлет мне,

                              Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

                              Кому посвящены мечтания поэта, -

                              Увы! Не внемлет он – и не даёт ответа…

В отличие от лирического персонажа «Родины» и подобно элегическим героям герой «Элегии» любовно созерцает природу в её прекрасных проявлениях и находит в ней отклик. Но только в ней.

Хорошо известно, что Некрасов «прозаизировал» поэзию, избирая предметы обыденные, ранее казавшиеся «низкими», и свободно и смело включая в свои произведения разговорную, бытовую лексику. Так он отталкивался от традиции. Однако начинал он как запоздалый и неудачливый подражатель, написав и издав сборник «Мечты и звуки» (1840), перегруженный поэтическими штампами и заимствованиями. Более позднее отталкивание от традиции, прослеживаемое в его лирике примерно с середины 1840-х гг., никогда не принимало формы простого отвержения. Оригинальность поэта заключается прежде всего в прежде невозможном соединении «возвышенного» и «низкого», «поэтического» и «прозаического». (Эта особенность его творчества была прекрасно показана К.И. Чуковским в известной книге «Мастерство Некрасова.)

Освобождаясь от власти поэтической традиции, обретая собственный голос, Некрасов в «Родине» демонстративно отвергал элегический жанр. На склоне лет, приближаясь к смерти, он открыто принимает элегическое наследие. Судьба многих русских поэтов, живших и умерших прежде Некрасова, сложилась так, что среди их последних стихов оказались и такие, что стали итоговыми произведениями, поэтическими завещаниями. Таково пушкинское «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», лермонтовское «Выхожу один я на дорогу…», «Царскосельский лебедь» Жуковского. «Элегия» Некрасова — это его «Памятник». Не случайно, именно в этом стихотворении есть и строка-афоризм «Я лиру посвятил народу своему», и классический образ лиры, и размышления о судьбе поэта «в подлунном мире». Классическая тема требовала классической формы. Некрасов написал элегию. Но это была странная элегия, подобной которой прежде не существовало. 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру