Как российские журналисты допрашивали документы (об употреблении сочинительных союзов не только в связи с пунктуацией)

Вместо введения. Предлагаемая для разбора тема не рассматривается в пособиях по русскому языку специально, отдельным параграфом. Однако в последнее время наблюдается значительный рост как пунктуационных ошибок в этом достаточно простом случае, так и стилистических, связанных с непониманием роли союза в тексте. Мы давно собирались предложить для анализа в старших классах собранный и составленный нами материал на обозначенную тему – употребление сочинительных союзов, а не только запятые при сочинительных союзах. И вот 9 февраля 2006 неожиданно получили дополнительный толчок, подтвердивший актуальность такого материала.

Итак, в программе "Сегодня" (НТВ, 9 февраля, 22.00) корреспондент, рассказывающий о захвате в Северной Осетии российских военных, произнес следующее: "[по грузинскому телевидению показали] кадры, где допрашивают задержанных российских военных, а также документы, отобранные у них".

Представители моего поколения хорошо помнят чудовищные по содержанию, но удивительно лингвистически обучающие анекдоты про Штирлица (когда герой "выстрелил *в упор, а упор упал"). Знающим эти анекдоты очень удобно было рассказывать про слитное и раздельное написание некоторых слов, фраза "он надел фуражку набекрень" всегда писалась верно при сопровождающей просьбе указать пальцем место, куда надевается фуражка. Поэтому фраза нашего журналиста, с одной  стороны, привела меня лично к желанию ехидно продолжить в стиле анекдотов про Штирлица "Документы молчали и не отвечали на вопросы грузинских военных", а с другой - в очередной раз подтвердила актуальность обращения к теме употребления в текстах сочинительных союзов.


Часть 1. Парные (двойные) сочинительные союзы. Следим и за знаком, и за положением в предложении.

Сначала разберем градационные парные союзы НЕ ТОЛЬКО…НО И, НЕ ТО ЧТО (БЫ)…А/ НО, парные противительные союзы ЕСЛИ…ТО, ХОТЯ И …НО, парный соединительный КАК …ТАК И.

Общее правило о знаках препинания при парных (двойных) союзах говорит нам о необходимости ставить запятую только один раз, а именно перед вторым компонентом союза. Баба Яга не только не съела Ивана-царевича, но и помогла ему найти правильный способ уничтожения Кощея. Подойдя к замку Кощея, Иван не то чтобы струсил, но испугался. Жены братьев Ивана были если и не красавицами, то и не лягушками. Василиса умела как пироги печь, так и рубашки шить. Царь хотя и не хотел признавать первенство лягушки над купчихой и дворянкой, но был вынужден признать поражение старших невесток.

Вроде бы очень простое и не вызывающее трудностей правило. Однако количество ошибок при употреблении парных союзов говорит против такого утверждения.

1. Самой распространенной ошибкой будет неуместная постановка запятой после всей группы однородных членов, соединенных парным союзом. Эта ошибка возникает при помещении группы однородных членов с парным союзом в середину предложений, обычно в правилах это формулируется так: "после группы однородных членов предложение продолжается". Баба Яга хотя и не любила кормить непрошеных гостей, но для Ивана сварила суп из лесной травы и зажарила пойманного её котом голубя. Кощей на самом деле не только не был бессмертным, но и не скрывал наличие иглы со своей смертью и только хвалился, что её никому не найти. Опасность подстерегает в выделенном месте, где возможна постановка совершенно неуместной запятой перед союзом "и". Пишущий не видит здесь разных ситуаций объединения однородных членов и ставит знаки по количеству однородных сказуемых (а во втором предложении предполагает еще и повтор "и", забывая, что первое "и" относится к парному союзу). Мы советуем при затруднениях выписывать группу однородных членов и разбираться с ними отдельно. Например: "[хотя и не любила …, но ..сварила] … и зажарила ..."; "[ не только не был …, но и не скрывал] … и только хвалился..".

Еще чаще лишняя запятая возникает в случае, когда парный союз соединяет не однородные сказуемые, а однородные определения. В этом случае желание поставить "закрывающую" запятую связано с наложением на рассматриваемое правило правила на обособление. Рассмотрим пример: Василиса Премудрая испекла если и не самый дорогой на свете, то уж точно самый оригинальный по замыслу (*,)  праздничный пирог. Несмотря на то что даже интонационно запятая в выделенном месте не нужна, многие ставят её, считая необходимым "*обособить отделенное от опорного слова другим словом определение". Необходимо разобрать этот случай, предложив увидеть здесь именно однородные члены, а не обособленные (Для этого логичнее всего предложить пишущим заменить парный союз синонимичными – союзами "но", "а").

2. Другой распространенной ошибкой будет постановка лишней запятой перед первым членом парного союза. Особенно часто такая ошибка возникает при использовании союзов ЕСЛИ…ТО, ХОТЯ И …НО. Первый компонент союза имеет сходство с подчинительным союзом ("если" - условный, "хотя" - уступительный). Не видя верной модели предложения, пишущий руководствуется простейшим правилом "*ставь запятую перед "хотя", "если"", не понимая, что в русском письме запятые ставят не перед союзами, а между частями предложения. Именно поэтому мы всегда говорим о необходимости при  обучении грамотности говорить о строении предложений и о теории русского языка, а не о выучивании схем, таблиц и условно придуманных правил.

В нашей коллекции ошибочной постановки запятой перед первым компонентом союза в сочинениях (мы приводим реальные фразы из сочинений слушателей подготовительных курсов при филологическом факультете МГУ за 1996-2002 годы) есть такие примеры: *Наташа Ростова, если и не любила по-настоящему Анатоля, то была слишком увлечена его мнимой влюбленностью, которую девушка приняла за настоящее чувство. *Катерина, хотя и понимала, чем закончатся её тайные свидания с Борисом, преступные во всех отношениях, но не могла противостоять силе чувства. Для сдающих устный экзамен по русскому языку в данном случае речь идет не только о неверной пунктуации, но и о возможном неверном выделении лишней придаточной части.

Как помочь школьникам не допускать подобной ошибки? На наш взгляд, надо обязательно предлагать разобрать общий смысл предложения и значение союза в нем. Простейший случай показать, что используется не подчинительный, а сочинительный союз, - это предложить школьнику заменить парный союз на синонимичный одиночный. Тогда замена по смыслу приведет к "а" или "но", что покажет сложносочиненную структуру предложения. Подчинительные "если" и "хотя", включающие необязательную вторую часть ("то" и "но"), заменяются союзами "когда" (в значении "если") и "несмотря на то что".

Сравните примеры: Владимир Ленский если и не стал бы обычным помещиком, то вполне мог, по мысли Пушкина, оказаться таким после брака с Ольгой. = ..не стал бы, но мог…; Ленский как романтик, если только видел танцующую с другим Ольгу, то предполагал самое страшное развитие событий, например измену любимой. = ..когда видел, то предполагал…. Другой пример: Онегин хотя и попытался стать помещиком, но его натура всячески противилась стандарту провинциальной жизни. = …пытался, но [не смог]… Пример с "хотя…но" в качестве подчинительного увидеть намного проще. Обычно введение придаточного при помощи "хотя = несмотря на то что" с использованием дополнительного "но" бывает при расположении придаточного уступительного внутри другого придаточного, чаще всего изъяснительного. В этом случае мы имеем стык союза "что + хотя", а наличие "но" ведет к непостановке перед "хотя" запятой. То есть пример выглядит так: Онегин понимал, что хотя Татьяна и была бы для него идеальной спутницей жизни, но сам он отнюдь не создан для брака, о чем и поведал бедной влюбленной девушке.
 
Наше первое задание будет связано с расстановкой знаков при перечисленных парных союзах. Предлагаем не только расставить запятые, но и добиться верного объяснения, почему знаки расставлены именно так.

Задание 1.
1. Колобок как узнал о том что рожден лишь для того чтобы быть поданным деду на ужин так и спрыгнул с подоконника и сбежал в лес.

2. Хитрая Лиса не только не собиралась слишком долго слушать рассказ Колобка о его нелегкой жизни но и вообще ни одного сказанного им слова не слышала и лишь плотоядно облизывалась.

3. Волк был по мнению всех жителей леса самым опасным хищником и хотя чаще всего его поступки свидетельствовали о глупости Волка но внешний вид зубов наводил на мысль что сила зверя отнюдь не в уме. (В данном примере содержится не рассмотренный специально в данной статье случай, но в разборе знаков препинания на стыке союзов в большинстве пособий о стыке "и+подчинительный союз" говорится.  Есть об этом и в справочниках по пунктуации Д.Э.Розенталя.).

4. Иванушка долго смотрел на стрелу в лапках лягушки а та если и не ехидно то с долей иронии уже третий раз спрашивала когда же он поцелует невесту.

5. Купеческая дочь была если и не самой ленивой то уж наверняка самой ненаблюдательной девушкой в тридевятом царстве и если бы стрела не упала ей в блюдечко с чаем то девушка и не заметила бы её появления и проспала бы свое счастье.

6. Царь прожил долгую жизнь и догадывался что хотя лягушка и не слишком привлекательна внешне но внутри под зеленой шкуркой может скрываться все что угодно.

7. Кощей хотя и считался бессмертным но все же точно знал где прячется его смерть.

8. Иван не знал что если бы он подождал еще три дня то Василиса осталась бы его женой навсегда и ему не пришлось бы подвергаться не то чтобы смертельным но все же самым опасным сказочным трудностям.

 9. В сказках обычно не только не называют точно место куда следует направиться но и то что надо найти тоже определяют весьма расплывчато.

10. Младшему из сыновей царя не повезло как в распределении очередности стрельбы так как выступать последним на любых соревнованиях неприятно так и в выборе лука и стрелы ибо ему достался старый лук прадедушки – большого растяпы и известного неумехи.

11. Чацкий если и не совсем одинок среди консервативно настроенного общества то борется все же в одиночку и не может победить именно в силу неравного соотношения сил.

12. Софья хотя и потрясена вероломством Молчалина и его отзывом о себе но не требует немедленной расправы над изменником и именно поэтому Чацкий бросает Вы помиритесь с ним.

13. За поведением Печорина стоит не столько желание бросить вызов всему обществу сколько нежелание мириться как с принятой лицемерной моралью так и с двуличием большей части его знакомых и Вера единственная кто видит эти мотивы в поведении Печорина.

14. В поведении Бэлы в эту её первую встречу с Печориным мы угадываем если и не возникшее большое чувство то все же первые его проблески и в этом героиня Лермонтова превосходит Татьяну Ларину долго таившую чувства в себе.

15. На фоне той силы внезапно нахлынувшего чувства единения с Богом которое испытал Андрей Болконский глядя в небо Аустерлица Наполеон кажется не только ложным кумиром которого князь сам сотворил себе но и ничтожнейшим из людей вообще так как взгляд Наполеона устремлен вниз на землю а он – князь Андрей – общается с Небом.

3. Но оказывается, что правильная расстановка знаков препинания в предложениях с парными союзами, - это не единственное, чему необходимо учить школьников. Думаю, все словесники много раз видели случаи стилистических ошибок, возникающих при употреблении этих союзов (больше всего "достается" союзу НЕ ТОЛЬКО…НО И). Проблема заключается в неумении правильно ввести союз в текст, соединив им именно однородные члены предложения (реже в самостоятельных сочинениях и изложениях появляются конструкции с использованием парных союзов в сложносочиненных предложениях).

Обратите внимание на такие примеры, достаточно типичные и с каждым годом все увеличивающиеся во вступительных сочинениях: *Онегин не только не собирался в деревню, но жизнь в Петербурге стала невыносимой для него. Абитуриент создавал сложное предложение, но ошибочно решил, что "не только" перед сказуемым первой части и "но" между частями создают единый союз. *Онегин не только не любил ходить в театр, но и балет не смотрел. Здесь, создавая антитезу, абитуриент выбрал верный союз, но соединил им не однородные члены, а грамматически разные – сказуемое и дополнение. Та же ошибка отмечена в таком предложении: *Онегин не только "был ученый малый, но педант"… Пытаясь ввести цитату, абитуриент не смог верно ввести в нее союз.

Для работы над такой ошибкой мы предлагаем следующее задание. Поскольку исправление неверно построенной фразы методически не представляется удачным ходом, мы оставим в тексте свободные места, задачей будет ввести союз в правильное свободное место предложения. (Предлагаем преподавателям перед выполнением задания повторить, что такое однородные члены предложения и как их найти.)


Задание 2.

1.Задачей Грибоедова … было … показать … жизнь в семье Фамусова, но и создать панораму дворянской Москвы начала века.

2.Грушницкий … хочет … выглядеть … несчастным разжалованным офицером, но и героем какой-нибудь необычной романтической истории.

3.Русское офицерство … показано … Лермонтовым … во время сражений, но даны и картины отдыха офицеров, разговоры их о смысле жизни, о времени и о самих себе. (Данное предложение нетипично по своему строению, но, как ни странно, такие фразы школьники часто выстраивают в сочинениях.)

4.Традиции … Лермонтова … и других пишущих о войне русских писателей … были … продолжены … Львом Толстым в романе "Война и мир" … и развиты далее советскими писателями, пишущими о Великой Отечественной войне. (надо найти место для "не только…но и", а может быть, и для какого-нибудь другого парного союза).

5.В романе показана … жизнь … столичного высшего общества, но и московские жители и очень их напоминающие образом жизни обитатели русской провинции.

6. … мнения … княгини Марьи Алексеевны  … боится … Фамусов, ее суждения страшны для каждого члена фамусовского общества. (Надо ввести "не только…но и", в данном случае можно использовать лишь его первую часть, тогда "не только" рассматривают как ограничительную частицу, хотя ничто не мешает говорить об опущении второй части союза, тем более что "но" вполне можно ввести в предложение).

Далее ребятам можно предложить самим составить фразы такого рода, отмечая возможные "ошибкоопасные" места.

 


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру