Сценарий выступления учеников на городском конкурсе литературно-художественных композиций

Форма выступления: мини-спектакль
Автор: Кощеева Наталия Михайловна
Заместитель директора по воспитательной работе МОУ СОШ № 5
Стаж в качестве ЗВР: 6 месяцев
Оборудование:  черные водолазки и брюки для детей, черная ткань для интерьера, лавки, стулья, стремянки разноуровневые, свечи и подсвечники для каждого ребенка, гитара в исполнении А. Розенбаума.
В спектакле принимают участие 15 учеников 8-11 классов.
Сюжет построен на краеведческом материале.


В нашем доме редко говорят о войне. Мои родители начали жить на земле уже после, но моя бабушка никогда не смотрит фильмов о тех годах. И я знаю почему. Он рассказывала мне как было тогда... Голодали... Мерзли... Верили... Работали... Надеялись на победу... Получали похоронки... Ждали...
Моей бабушке было 11 лет, когда началась война.
Это меньше, чем мне сейчас, но я уже могу понять ее ту, далекую... военную... детскую...
- Вам, мои бабушка и дедушка
- Детям военного лихолетья
- Тем, кому 60 лет назад было по 10 –15 лет
- Тем, кто писал между строк газет жидкими чернилами
- Тем, кто стоял в очередях со своими и родительскими талонами на хлеб
- Тем, кто с весны до осени работал в колхозах
- Тем, кто нянчил малышей, которых привезли в эвакуацию в наш маленький шахтерский городок
- Тем, кто вязал носки и варежки, обшивал кисеты, рисовал для солдатских писем русские березы и высушивал полевые цветы
- Тем, кто ел очистки от картошки по праздникам и носил в зиму резиновые ботинки
- Тем, кто таскал на себе вагонетки с углем и валил деревья
- Тем, кто выступал с концертами в госпиталях Челябинска
Вам посвящается...

Она училась тогда в двадцатой школе. Я сейчас, наверно, похожа на нее, на довоенную пионерку. Я тоже люблю играть в классики и лапту, занимаюсь спортом, пишу стихи в красивую тетрадь.
В воскресенье они должны были ехать всей школой в Челябинск на смотр самодеятельности. У них и костюмы были готовы – косыночка и такого же цвета передничек. Другие должны были петь, быть акробатами. Они собрались уж было все вместе, но... началась война.
Все дети как –то растерялись, не успели испугаться. А в городе началась жуткая неразбериха. Сначала мужчины не приходили с работы по 15-17 часов, а потом и вовсе, кто мог, ушли на фронт. Мужчины и женщины.
А они, наши бабушки и дедушки, сразу стали взрослыми.
В ту суровую осень им пришлось не только собирать урожай на полях Белоносово и Александровки до стойкого снега и подбирать с поля последние тугие колоски, но и лопатить до седьмого пота на элеваторе, и добывать пищу для своих родных.
Многие дети по снегу ходили на колхозные поля с коромыслами и лопатами пешком за мороженой картошкой.
- А если не накопал, -говорил дедушка, -идти обратно легко и есть нечего ни тебе, ни твоим братьям и сестрам. Лебеду еще собирали. Пока ты спишь два-три часа ночью, мама напечет лепешек. А потом снова за картошкой до ночи. Некоторые по дороге домой терялись, пешком же ходили по ночному лесу.
- А еще запомнила,- говорила мне моя бабушка, - очередь за хлебом за номером 152, что писала себе на руках.
Да, хлеб... Бывало, хоть не подходи,
Дотронуться – и то бывало жутко.
Начнешь его – и съешь без промежутка
Весь, целиком
                        А день-то впереди!..
И все же днем ли,
              вечером, в ночи ли
Работали, учились и учили.

Не у нас, в другом городе писался этот рецепт в книге, изданной в 1942 году. В  Ленинграде, в блокаду:
"Суп из ботвы брюквы с мукой: ботва брюквы –190 г, мука – 3 г, соль –5 г, специи –5 г, жиры – 0,03г".

В нашем маленьком городе не видели ужасов Ленинграда. Жили трудно, но не так голодно, как там:
- варили супы из лебеды и крапивы;
- кормил Сарыкуль: часть улова рыбы оставляли семьям; одну из 10 отстрелянных диких уток можно было забрать домой;
- помогали семьям фронтовиков –каждую неделю приносили в школу по 5 копеек и по одной картофелине для их детишек, а сами сглатывали слюни от голода.
- Моя бабушка вспоминает, что как-то раз во время урока в школьном коридоре стоял мальчик и плакал. Дарья Филипповна Костюшева, она тогда была директором нашей школы, спросила у него, в чем дело. Оказалось, потерял хлебные карточки – это четыре дня голода для всей его семьи. Дарья Филипповна сама отвела его в тот день в столовую и сказала: "Накормите этого ученика". Опекая других детей, их семьи, она сама обделяла вниманием и заботой своих. Совершая свой гражданский ежедневный подвиг, о себе она забывала.
- Оксфорский словарь узаконил некоторые русские слова, принятые теперь во всем мире, например, "указ" или "совет". Но туда следовало бы добавить еще одно слово –непереводимое   многозначительное   русское слово "подвиг". Ни один мировой язык не имеет слова хотя бы приблизительного значения..."
И если когда-нибудь в языки мира войдет это слово, в том будет доля и свершенного в годы войны советской женщиной, державшей на своих плечах тыл, сохранившей детишек и защищавшей страну вместе с мужчинами.

Как трудно быть правдивым, стойким и справедливым  человеком, когда у тебя самой муж и сыновья на фронте и ты не знаешь, вернуться ли они домой.

- В сорок первом моему дедушке, Владимиру Александровичу Павлову, было три года. Его семья попала в оккупацию. Сестру, двоюродного брата и мать посадили в поезд и отправили в Германию. Оказались они все в концлагере Гайденау под Дрезденом. Мать поместили в отдельный барак вместе со взрослыми, она работала на заводе. А дети жили отдельно. Они еще не могли работать . за детьми в лагере никто не следил. Не раз и не два дедушка, пяти лет от роду, убегал из лагеря вместе с сестрой Ниной. Ей было тогда 10 лет. Иной раз возвращались сами, так как идти было некуда, а иногда их возвращала местные жители. За подобные отлучки детей била охрана.
Когда начались бомбардировки Германии, сестра хватала его за руки, так как сам он бежать не мог – от истощения был дистрофиком. И они прятались под маленьким голубым одеялом. Под этим одеяльцем казалось, что рядом нет войны и ничего не страшно.
В апреле 45-го советские войска освободили заключенных концлагеря "Гайденау". По словам деда, их в госпитале отпаивали рисовым отваром, и с тех пор он не ел и не пил ничего вкуснее и слаще.
Дед, я тебя очень люблю! Я больше не буду с тобой ссориться, не болей и живи долго–долго!

Комендант Янковского лагеря ради развлечения стрелял в заключенных с балкона своей канцелярии. Потом передавал автомат своей жене, и она тоже стреляла. Иногда, чтобы доставить удовольствие дочери, он заставлял подбрасывать в воздух двух и четырехлетних детей и давал очередь по ним. Дочь в ответ аплодировала и кричала: "Еще!"
- В 1943 году в день рождения Гитлера (ему исполнилось 54 года) он лично выбрал из числа заключенных 54 человека и расстрелял их.

- В 1943 году на свет появился мой дедушка. Он совсем не помнит войны, но до сих пор не покупает себе в магазинах дорогую обувь, а носит дешевенькие пары, снашивая их до дыр, бесконечно их подшивает, чистит, утепляет...
- Может быть, это не только потому, что рос он в послевоенные тяжелые годы, и не потому что его, грудничка, выкормила и спасла от смерти соседка, а его братишка оставался 2 года в одном классе из-за своего заикания, так как не мог говорить от голода Может быть еще потому, что ему рассказывали о войне другие дети.

- Занесенный в графу
С аккуратностью чисто немецкой,
Он на складе лежал
Среди обуви взрослой и детской.
Его номер по книге:
"Три тысячи двести девятый –
Обувь детская. Ношена.
Правый ботинок. С заплатой..."
Как попал он сюда, в этот склад,
В этот список проклятый,
Под порядковый номер
Три тысячи двести девятый?
Неужели другой не нашлось
В целом мире дороги,
Кроме той, по которой
Прошли эти детские ноги?!
В это страшное место,
Где вешали, жгли и пытали,
А потом хладнокровно
Одежды убитых считали?
Среди сотен улик –
Этот детский ботинок с заплатой,
Снятый Гитлером с жертвы
Три тысячи двести девятой".

- Бабушка рассказывала, что во время войны детям, которым приходилось работать на шахтах Разреза, давали нормы вывоза угля почти наравне со взрослыми. Дети работали как все – по 10-12 часов, без выходных. А после смены шли добывать пропитание, дрова или уголь для своих братьев и сестер. Но собирали в дом только самое худшее, чего не отправишь на фронт для победы.

- Рядовая санитарка Наталья Ивановна Сергеева рассказывала о своей семье: "У нас было восемь детей в семье, первые четыре –девочки, я самая старшая. Идет война, немец уже под Москвой... Папа пришел один раз с работы и плачет:"Я когда-то гордился, что у меня первые девочки... Невесты... А теперь у каждого кто-то идет на фронт, а у нас некому. Я старый, не берут, вы девочки, а мальчики маленькие". И когда организовали курсы медсестер, он отвел нас с сестрой туда. Он говорил: "Это все, что я могу отдать для победы... Моих девочек..."

- Когда в конце лета собирали урожай хлеба, то на помощь взрослым сборщикам выбирали самых честных школьников. И если кто-то утаивал колосок, кнута не жалели. Судили как взрослых. Но таких почти не было, потому что все старались для победы.

- Те, кто подрастал, писали заявления или убегали на фронт самовольно. Из заявления: "Мне 14 лет, но я очень прошу вас послать меня на защиту нашего родного города. И зачислить меня в разведчики. Я обязуюсь бить врага до последней капли крови. Г. Межевалов. Мать согласна".

- Такие заявления сотнями поступали в наш городской отдел военного комиссариата.
- Наша школа проводила на фронт 24 педагога, а вслед за учителями уходили на фронт ученики. За годы второй мировой наша пятая перечислила в фонд обороны 43456 рублей. За трудовые подвиги в годы войны школа № 5 была награждена Красным Знаменем, и именно с тех военных лет и называют ее "Краснознаменная пятая".

- Я не видел войны, я родился
                  значительно позже.
Я ее проходил и читал про нее
                  с детских лет.
Сколько книг про войну, где
Как будто все очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах,
                  украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино,
                 как-то очень цветно.
Кто всерьез воевал – почему –то
                 не любят об этом.
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.


Проходит все. Прошла и Великая Отечественная война. Но пока в живых наши бабушки и дедушки, дети военного лихолетья, она, эта война, будет жить и в нас. Просыпаясь утром, и , глядя на прекрасный рассвет, помни, что:
- самый лучший день – сегодня.
- Самый лучший отдых – работа.
- Самое большое богатство – здоровье.
- Самый большой дар – любовь.

И каждое утро, выпрямившись во весь рост, говори себе:
- Я человек!
- Я всегда готов встать рядом или впереди.
- Протянуть руку помощи.
- Легко нагнуться к малому или слабому.
- Подставить плечи под груз тревог и забот.
- Обернуться к отставшим.
- Дотянуться до мечты.
- Подняться после неудачи.
- Я –человек.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру