Риторика

Язык – речь – слово в духовной литературе (размышления педагога-словесника)
О реальной силе человеческого слова, роли и значении языка в нашей педагогике говорится мало и, как правило, невыразительно. Тем более мало говорится о благодатном воздействии слова как отражении вочеловечившегося Слова – Бога-Слова. Однако тема эта наиважнейшая, поскольку является средостением человеческой греховной природы, устремленной к Божественному, и Образа Божия, требующего воплощения в образе человека. >>
Предмет риторики и культуры речи в составе речеведческих и общегуманитарных дисциплин
Современная ситуация в обществе и образовании побуждает обратить особое внимание на речевые науки, занимающиеся проблемами эффективного коммуникативного общения. Предмет риторики и культуры речи рассмотрен с точки зрения истории, актуального содержания и сопоставления с другими дисциплинами, имеющими отношение к речи. >>
Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи Глава 3. Коммуникативно-семантическая обусловленность интонационного оформления молитвы
Эта глава посвящена раскрытию функционально-семантической обусловленности речевой организации молитвы. В ней рассматриваются важнейшие коммуникативные признаки молитвы и дается описание разноуровневых языковых средств их экспликации в каноническом и неканоническом молитвенном чтении. >>
Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи (Часть первая)
Текст публикуется с сокращениями В монографии подробно анализируются акустические характеристики православной проповеди и молитвы, соотношение интонационного оформления и семантики высказывания; рассматривается коммуникативная направленность основных разновидностей духовной речи и ее просодическое выражение. >>
Печатная словесность и массовая коммуникация
Печатная словесность и массовая коммуникация являются основными современными родами словесности. В условиях печатной словесности складывается современная культура научного, художественного и публицистического творчества, развивается всеобщее среднее и  высшее образование. Поэтому печатная словесность - основной инструмент развития культуры. Если произведение печатной словесности по своему назначению и устройству текста является фактом культуры, то есть предназначено для многократного использования и хранения, то произведения массовой коммуникации фактами культуры не являются, поскольку их использование может быть только оперативным. Но, будучи мощным средством идеологической пропаганды, противопоставленным традиционной культуре устного, письменного и печатного слова, средства масовой комуникации (массовая информация, информатика, массовая реклама) оказываются и инструментом разрушения культуры.   >>
Письменная словесность
Письменная, то есть рукописная литература (словесность) является основой культуры языка и образования. На основе письменной речи складывается школа и развиваются литературное творчество, философия, наука, искусства, техника государственного управления. Основные приемы выражения мысли развиваются в условиях письменной речи, потому что только письменный текст позволяет строить пространные и содержательно сложные высказывания и хранить произведения слова, передавая их от поколения к поколению. >>
Устная словесность

Устная речь противостоит всем остальным родам речи как естественное использование языка искусственному, поскольку и орудие и материал устной речи - человеческий организм и окружающая человека воздушная среда. Человек становится членом общества, обучаясь устной речи, которая наряду с прямохождением, умением владеть руками, пищевыми и гигиеническими навыками, ношением одежды и т.п. является основой включения личности в культуру.

Но устная речь имеет свои особенности, главные из которых - мгновенное затухание и ограниченная досягаемость голоса. Эти свойства устной речи неизбежно ограничивают ее сложность и объем. Устная речь усваивается по мере произнесения и потому требует быстрой сообразительности и длительного внимания даже при относительно простом построении, а необходимость хранить информацию в условиях устного общения предполагает запоминание больших массивов устного текста, которые могут храниться только в памяти человека.

Устная словесность существует в трех формах, которые обеспечивают единство и функционирование общества и развитие культуры: диалог, молва, фольклор. Наиболее интересны с точки зрения риторики диалог и фольклор.

>>
Слог и стиль
Под слогом мы будем понимать совокупность общеобязательных выразительных качеств речи, надежно обеспечивающих ее понимание и приемлемость.Под стилем мы будем понимать совокупность особенных свойств речи, побуждающих читателя или слушателя опознавать, выделять и ценить речь именно данного автора. Хороший слог, таким образом, составляет основу, на которой может строиться стиль, как особая манера речи, порой нарушающая норму. >>
Части высказывания

В высказывании выделяются относительно самостоятельные взаимосвязанные части, каждая из которых служит для решения определенной задачи и вызывает явный словесный или внутренний ответ аудитории таким образом, что последовательное согласие аудитории с мыслями, выраженными в частях высказывания, приводит к согласию с его главным положением. Формой произведения слова называется состав, строение, соотношение и последовательность частей, которые позволяют понимать его и делают сопоставимым с другими словесными произведениями. Форма произведения слова предполагает его членимость на так называемые части высказывания: (1) вступление, (2) положение, (3) разделение, (4) изложение, (5) подтверждение, (6) опровержение, (7) обобщение (рекапитуляцию), (8) побуждение.

>>
Судебная аргументация в статусе определения
В статье рассматриваются общие места судебной аргументации, посредством которых строятся основные формы аргументов, применяемых в судебной практике и при обсуждении проблем, связанных с обоснованием существа предмета спора. Приводимые аргументы далеко не всегда соответствуют нормам формальной логики, но применяются в реальной практике. >>

21 - 30 из 51
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру