30.07.2014

Программа воспитания в школе (ранняя юность, 9-10 класс).

Существование особи на земле и жизнь человека на земле

Общее отношение: направленность на развитие способности управлять собою и отдавать отчет в собственном поведении.

Понятие культуры и цивилизации. Понятия дикости, варварства, вандализма. Противоречия натуры и культуры в жизни отдельного человека. Культура как мера владения натурой. Самодисциплина как проявление уровня культуры человека.

Понятие жизни как активного взаимодействия с миром и проживания реальных отношений. Средства жизни и содержание жизни. Представление о соотношении средства и содержания жизни. Понятие содержания жизни человека как общественного существа. Слияние средства жизни и содержания жизни в мире животных.

Жизнь как наивысшая ценность. Непосягательство на жизнь – главный закон человечества и условие сохранения человечества на земле. Овладение способами поведения, реализующими данный закон: «внимание на личность», «проявление интереса», «нежное прикосновение», «признание достоинств», «непосягательство на личность», «безусловное уважение», «необходимая помощь», «сотрудничество» и другие.

Жизнь природы как объект внимания, размышления, заботы и отдохновения человека

Общее отношение: преклонение перед гармонией природной жизни.

Осмысление жизни человека как искусственно созданной жизни, встроенной в контекст природы. Понимание проблемы человеческой жизни как постоянного разрешения противоречия натуры и культуры человека.

Понимание тесной связи природы как источника материальных средств существования и труда человека как способа создания материальных благ. Осмысление понятий «бедная страна», «богатая страна», «высокий и низкий уровень жизни», «бедная семья», «богатая семья».

Осмысление отношения к природе общества, государства, промышленных предприятий, отдельных граждан. Проживание благодарения в адрес природы за счастье жить на прекрасной земле. Умения тонкого культурного наслаждения природой. Представление о единении человека с природой.

Восприятие природы как школы жизни, разворачивающей перед человеком общие законы устройства мира. Умение «схватывать» лик природы в особые моменты её состояния, открывать для себя самого себя как продукта природы.

Человек как субъект

Общее отношение: «Человек – творец собственной жизни и социальных обстоятельств».

Жизнь каждого в контексте жизни общества и человечества.

Представление и понятие о человеке как объекте и продукте обстоятельств и воздействия окружающих людей. Участливое отношение к людям, попавшим в тяжелые условия жизни. Умение оказывать помощь детям с ограниченными возможностями и инвалидам. Умение сохранять уважение и сочувствие к детям не успешным, оказывать им деликатную помощь.

Человек как субъект. Понятия «судьба» и «жизненный путь». Представление о способах преодоления неблагоприятных обстоятельств. Человек как творец обстоятельств.

Умение выстраивать планы собственной деятельности. Умение изменять обстоятельства своей личной жизни, использовать меняющиеся условия. Умение участвовать в преобразовании школьной жизни. Умение планировать деятельность, определять близкую, среднюю, далекую перспективу жизни.

Представление о душе как системе отношений к жизни. Движение души как закон развития души. Представление о зависимости богатства собственного внутреннего мира от меры владения всей палитрой языка человечества. Сознательное изучение этой палитры. Духовная смерть как прекращение движения души.

Образ жизни, достойный человека

Общее отношение: благоговение перед жизнью.

Понятие образа жизни как системы деятельности, ценностей и личностных смыслов: «что делаю в этой жизни», «что считаю главным в жизни» и «что я люблю в этой жизни». Представление об основаниях достойной жизни. Осмысление понятия «достойная жизнь» в сопоставлении жизни животного и жизни человека.

Понятие Истины как объективной закономерности жизни и как основания достойной жизни «человека разумного» (homo sapiens). Умение воспринимать доказательства истины. Владение аргументацией в определении истины. Привычка и потребность пользоваться книгами, словарями, публицистическими изданиями в поиске истины. Умение вести дискуссию, выстраивать публичную речь, участвовать в прениях во имя обретения истины.

Понятие Добра как любой формы блага для человека и как основание достойной жизни. Осмысление принципиального отличия морали человека от зачатков нравственности в стаде животного. Осмысление и переосмысление общечеловеческих моральных норм. Личностный смысл морали для жизни общества и каждого отдельного человека. Привычное моральное поведение и нравственные чувства. Дружелюбие как безусловная готовность быть товарищем другому человеку. Представления о высотах морали великих людей по материалам персоналий. Умение анализировать моральные коллизии, оценивать собственные поступки с позиции морали.

Понятие Красоты как единства формы и содержания в их гармоническом сочетании. Понимание уникальности красоты. Понятие пошлости как сколка с заимствованной красоты. Общие законы красивой формы. Понятие прекрасного как высокого содержания в адекватной ему форме. Привычка и потребность воспринимать и изучать искусство как человеческое созидание прекрасного. Постоянство общения с искусством во всех его разновидностях.

Осмысление страшных сторон реальной жизни. Представление о молодом поколении как «рыцарях», прокладывающих новый путь а мире расчета и стяжательства. Понятие прогресса жизни как основания для оптимизма и проекции собственной «лучшей» жизни.

Самообразование: умение и опыт самостоятельного расширения знаний и интеллектуальных умений. Самовоспитание с позиции представления о жизни, достойной человека. Перенос претензий и требований к другим людям на самого себя: улучшать жизнь путем улучшения собственной жизни. Способность требовать от самого себя больше, чем от окружающих тебя людей.

Школьная учебная деятельность как ступень к овладению способности выстраивать счастливую жизнь

Общее отношение: ученье есть обретение коренных умений субъекта, важных для последующей самостоятельной жизни как постоянного решения проблем.

Самостоятельная выработка индивидуального распорядка учебной деятельности и режима учебных занятий. Практическая реализация принципа «дополнительности» в домашней учебной работе. Творческое оформление учебных заданий. Свободное владение библиотекой (книжный и компьютерный вариант).

Общие учебные умения, обеспечивающие успешность учебной работы: умение производить умозаключение на основании фактов; умение выделять проблему из ряда явлений; умение обобщать частное и конкретное; умение составлять хронологическую ленту изучаемых явлений; умение отыскивать аналогию изучаемому явлению; умение выстраивать доклад и выступать с докладом для публики; умение самостоятельно по литературе изучать вопрос и оформить найденное решение; умение вести дискуссию; умение из общего положения определять характер частных его проявлений... И другое.

Культивирование выявленных способностей. Участие в творческих состязаниях, презентациях творческих работ, олимпиадах. Самооценка степени овладения учебными дисциплинами. Участие в учебных конференциях.

Восприятие жизни как неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего

Общее отношение: настоящее – это стечение проживаемого будущего и сотворение своего прошлого.

Понятие истории человеческой жизни. Представления о знаменательных событиях в истории, изменивших течение исторической жизни человечества. Осмысление и проживание исторических моментов, называемых «Звездные часы человечества».

Представление о рождении собственного прошлого в каждый момент настоящей жизни. Воспоминания о прошлом личной жизни. Оценка собственных поступков как элементов истории своей жизни.

Признание ценности исторического прошлого человечества. Уважение истории отечества, почтительная память о своей родословной, доброе отношение к своему детству как прошлому своей жизни, благодарное отношение к родителям.

Оптимистическое отношение к будущему. Счастливая перспектива будущего как мотив настоящей деятельности. Понятия мечты и цели жизни. Понятие стратегии жизни и программы жизни. Умения определять стратегию жизни и составлять программу жизни.

Понятие настоящего как момента перехода будущего в прошлое. Ценностное отношение к настоящему, составляющему прошлое жизни человека и проецирующему возможное будущее человека. Бережное отношение к настоящему как к несмываемому прошлому и истраченному будущему.

Радостное проживание настоящего как реального хода жизни. Умение рассматривать настоящее (момент) и будущее (перспектива) в двух измерениях одновременно. Умение анализировать ход собственной жизни. Умение вносить коррективы в содержание своей жизни. Умение обращаться мысленно к прошлому и брать уроки у прошлого. Рефлексия как способ корректировки будущего с учетом прошлого.

Привычка планировать свою деятельность, прослеживать исполнение задуманного и необходимого. Способность к рефлексии в масштабе всей своей жизни, с позиции прошлого, настоящего и будущего. Способность планировать и корректировать ход жизни согласно проведенному анализу.

Счастье жизни и смысл жизни

Общее отношение: счастье есть обязательная характеристика и условие жизни человека на земле.

Представление о жизни как активном взаимодействии с окружающей реальностью. Представление о счастье как общей удовлетворенности жизнью и зависимости счастья от богатства связей с миром. Сопряжение счастья и несчастья в жизни человечества. Понятия «радость», «удовольствие», «веселье», «восторг», «довольство», «успех», «победа» - как элементы счастья. Представления о счастье существования, счастье удовлетворения биологических потребностей, счастье общения, счастье творчества и счастье преобразования жизни – как уровнях проживания счастья.

Осмысление понятий гедонизма, аскетизма, альтруизма, коллективизма как позиций выбора характеристики желаемого счастья.

Осмысленное развитие способности сопротивляться несчастью. Умение преодолевать причины несчастья. Забота о счастье близких людей и содействие счастью окружающих.

Стремление участвовать в преобразовании жизни. Желание оставить добрый след на земле. Умение делать добрые дела бескорыстно. След, оставленный в жизни великим, и след, оставленный на земле ничтожным человеком. Представление о критерий великого человека – мера влияния на ход общественной жизни его деятельности.

Жизнь и смерть человека как ценностная альтернатива

Общее отношение - благоговение перед жизнью.

Представление о конечности жизни. Понятие о смерти, придающей жизни ценностность. Смерть физическая и смерть духовная. Представление о преодолении смерти через дела и свершения человека. Понятие подвига. Историческая память человечества и отдельного человека. Понятие бессмертия.

Благоговение перед жизнью и его проявления в повседневной реальности: не уничтожать жизнь как таковую, не наносить вреда живому; не доставлять неудобства живому, не вторгаться в его автономную жизнь, не ухудшать условий его жизни, признавать право живого на жизнь. Овладение привычными формами нежного прикосновения к личности любого человека, умениями выявлять положительные качества человека и учитывать его состояние. Умение быстрого реагирования на необходимость помощи жизни.

Любовь как основа продолжения человеческой жизни на земле. Знания о сущности половой любви. Представление об эволюции половой любви в истории человечества. Понятия разновидности любви.Способность человека к любви. Умение вводить Другого в личностную структуру как духовную ценность. Физическая и социальная готовность к любви. Великодушие юношей и мягкость девушек по отношению к проступкам Другого. Умения проявлять нежное и заботливое отношение к сверстникам Умение выстраивать самосовершенствование личности во имя будущей любви.

Семья в жизни человечества и общества. Перспективы будущей семейной жизни. Забота о здоровье и крепости организма для будущих родительских счастливых функций. Умение юношей быть мягким, добрым, внимательным к девушкам. Умение девушек признавать лидерство юношей. Умение девушек привносить красоту во взаимоотношения с юношами. Рационалистичность юношей и эмоциональность девушек как насущно необходимые качества в личностном строении будущей семьи. Умение юношей отдавать приоритет истине в решении жизненных проблем. Умение девушек отдавать приоритет чувству в решении жизненных проблем.

Умение защищать честь родительской семьи. Умение нести ответственность за благополучие родительской семьи. Мысленное выстраивание собственной семьи. Перспективы семейной жизни и качества хорошего семьянина. Образные представления о любви как неизменной основе семьи – по персоналиям выдающихся людей.

Проживание ответственности за жизнь общества, семьи, близких людей и собственную жизнь. Представление об особой роли мужчин в ситуации угрозы жизни. Развитие физической силы и закаливание организма для выполнения мужской роли защитника.

Понимание значимости армии и правозащитных органов государства в общей охране жизни человека на земле. Осмысление проблемы войн и воинской службы в государстве. Понимание защиты отечества как высокой и драматической обязанности мужчин.

Благодарение всем защитникам отечества, признательность их благородного воинского труда.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру