24.07.2014

Программа воспитания в школе (младший подросток, 5-6 класс).

Человек в принципиальном отличии от животного

Общее отношение: осознанная удовлетворенность своей принадлежности к человечеству.

Представление о принципиальном отличии человека от животного. Понятие «особь», «индивид». Представление о характеристиках особи в сопоставлении с характеристиками человека. Опыт наблюдения за поведением животных с позиции человеческих норм поведения. Первый опыт самооценки себя как человека с позиции представления о человеке как социально-биологическом феномене.

Человек как создатель культуры и дитя культуры. Понятие культуры как сферы жизни человеческого общества. Умение отличать импульсивное поведение человека от осознанного поведения.

Понятие многотрудной человеческой жизни. Готовность овладеть достижениями культуры. Осознание роли науки, искусства, морали, техники в жизни современного человека. Эмоциональное восприятие элементов культуры. Интерес к книге, привычка чтения книг. Интерес к искусству, привычка общения с искусством разных видов и жанров.
Персоналии великих людей как пример высочайших достижений развития человека. Опыт саморегуляции собственного поведения. Опыт самовоспитания.

Человек как homo sapiens («человек разумный»)

Общее отношение: чувство восторженного удивления перед разумом человека , дарованного природой.

Человек как предел совершенства природы. Представление о разуме человека как принципиальном отличии человека от животного. Понятие «человек разумный» как «человек мыслящий». Представление о «человеке разумном». Самоанализ с позиции осознания понятия «человек разумный».

Понимание познавательной деятельности как возможности обрести свободу действия в обществе и мире. Основной мотив учебной деятельности – познавательный: стремление владеть истиной. Система познавательных умений: слышать, наблюдать, анализировать, понимать, сопоставлять, обнаруживать причинно-следственные связи, запоминать, читать и понимать текст, оформлять в речи и на письме.

Интерес к природе как доме человечества. Умение замечать изменения в природе, отмечать её характеристики, наблюдать за животными, содействовать благополучному существованию представителей фауны.

Способность анализировать жизненные ситуации на основе причинно-следственных связей. Способность определять ракурс оценивания явления и предмета в жизни человека.
Умение распредмечивать объект, обнаруживать его значимость для человеческой жизни. Новый опыт опредмечивания проявляемого отношения.

Умение отдавать себе отчет в собственных действиях («чего ты хочешь?»). Способность аргументировать поведение. Умение планировать на предстоящий период свою деятельность. Умение оценивать предметный результат собственной и групповой деятельности.

Человек как homo moralis («человек моральный»)

Общее отношение: желания блага каждому человеку в его многотрудной жизни.
 
Понятие «другой человек». Отличительные качества Другого: внешность, успешность, интересы, занятия, оригинальность, вкусы, стиль поведения.

Уважение человека как утруждение себя ради Другого.
 
Совесть – отличительное качество достойного человека. Умение сопоставлять свои действия с состоянием и самочувствием Другого, ориентироваться при выборе поведения на интересы Другого.

Умение признавать достоинства других людей. Умение сдерживать обвинение до выяснения причины проступка человека. Умение открытого оглашения достоинства других людей.

Представления о недостатках человека. Недостатки как отличительные черты индивидуальности. Щадящее отношение к ошибкам, оплошностям, неудачам, неприятным качествам Другого.

Представления о «близких» и «далеких» людях. Способность проявлять любовь к близким: членам семьи, родственникам. Способность сопереживать судьбу далеких людей: соотечественников, людей других стран. Опыт эмоционального открытого сопереживания Другому. Опыт реального соучастия и содействия благу Другого. Деликатность как признание значимости внутреннего автономного мира Другого, тайны души человека. Способность к взаимопомощи, бескорыстию. Желание и готовность совершать акты помощи Другому. Умение совершать поступок «наедине».

Способность стать на защиту другого человека. Опыт этической защиты себя как человека.

Человек как homo faber («человек созидательный»)

Общее отношение: эмоциональное прочувствование благодарности всем людям, созидающим материальные и духовные ценности.
Представление о человеке как хозяине и творце своего тела. Жизненно важные умения. Умения по укреплению и совершенствованию своего организма. Понятие красоты человеческого тела.

Человек – созидатель своей деятельности. Способность обустраивать рабочее место, учебный кабинет, обеспечивать учебную работу учебными средствами. Принимать участие в хозяйственных делах родителей. Трудовые умения. Умения обустраивать родительский семейный дом.

Дисциплинированность как отношение к делу и людям общего дела. Умение добросовестно и сосредоточенно работать. Умение нести ответственность за исполненную работу. Умение творчески исполнять порученное дело. Умение быть человеком, «на которого можно положиться».

Расширяющиеся интересы за пределами учебной деятельности. Умение предъявлять индивидуальную творческую работу. Опыт составления распорядка разнообразной деятельности. Умения пользоваться техническими средствами обучения.

Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире

Общее отношение: интерес к научным тайнам устройства мира и благодарность школе за возможность познания мира.

Направленность на успешность учебной работы. Положительная репутация в группе учеников. Активность проявления своих знаний и умений при ориентации на достоинства товарищей.
Сдержанность как условие коллективной интеллектуальной работы. Уважительное отношение к учебным пособиям, учебникам и учебному материалу. Умение высказывать свое отличительное мнение. Признание успехов Другого. Умение производить самооценку собственных учебных усилий. Умение производить проекцию изменений в своей жизни в связи с овладением учебного материала.

Система общеучебных умений, обеспечивающих успешность ученья: умение психологического настроя на работу; восприятие текста и сужение его до тезиса; выделение в тексте ведущих понятий; запоминание текста по опорным словам; определение показателей и признака явления; знаковое обозначение связей между предметами; умение возражать и признавать свою ошибку; умение оценивать свою работу; умение подбирать в библиотеке нужную литературу; умение выявлять положительную сторону работы других; умение публичного высказывания; умение запоминать стихи; умение планировать выполнение домашней работы... И другие

Понятие «честь школы» и поведенческие умения как способ сохранять честь школьника.

Человек как homo ludens («человек играющий»)

Общее отношение: признание ценности игры как упражнения свободных творческих сил человека.
 
Способность к саморегулированию во время игры. Умение соблюдать честность в игре. Способность оказывать помощь Другому в игре. Умение организовать игру. Овладение способностью к социально-ролевым играм. Представление об игре как форме проживания достойной жизни. Умение ограничивать время игры в контексте общей жизни.

Понимание пагубности азартных игр. Представления о губительных привычках человека. Умение противостоять грубым и опасным играм.

Другой человек - это другой мир

Общее отношение: привычная ориентированность на Другого и приветливость как готовность к добрым взаимоотношениям.

Умение вести диалог с Другим. Умение слушать и слышать Другого. Умение выявлять положительные качества Другого. Способность и привычка выявлять и публично оглашать положительные качества Другого. Умение сотрудничать с группой как с разными Другими.

Умение выстраивать поведение с учетом самочувствия и состояния Другого. Умение учитывать опыт и способности Другого в совместной деятельности. Привычная внимательность к окружающим людям. Умение проявить чуткость, оказать услугу, прийти на помощь. Умение нежного «прикосновения» к личности Другого.

Умение принести извинения при собственной ошибке, оплошности и невольно нанесенной обиде Другого. Умение поддержать Другого при оплошности, ошибках и проступках. Умение защитить человека от недоброжелательства.

Представление о языке поведения человека. Умение прочитывать поведение Другого и выстраивать собственное поведение как отношение к Другому.

Уважение личных секретов Другого, умение не «совать нос в чужие дела». Умение хранить тайны свои и своих близких.

Группы людей с их отличительными свойствами и чертами

Общее отношение к людям разных свойств и качеств – безусловное уважение как утруждение себя ради самочувствия и жизни Другого.

Малыши и старики. Способность быть ласковым и проявлять заботу о малышах. Помогать малышам выстраивать правильные действия. Предъявлять малышам достойный образ поведения. Защищать малышей. Способность выражать почтительное отношение к старости, сумевшей так долго проживать многотрудную жизнь. Оказывать услуги и доставлять приятное для старого человека.

Здоровые и инвалиды. Приветствовать и одобрять здоровье как свойство организма. Деликатно умалчивать о нездоровье, физических и психических нарушениях и ущербности тела человека. Относиться к людям с ограниченными способностями чутко, не подчеркивать своего преимущества здорового человека. Вовлекать инвалидов в совместную деятельность с учетом их возможностей. Умение отмечать духовные достоинства человека с физическим ущербом, ставить акцент на духовных особенностях. Широкий круг представлений о людях с физическими ущербами, достигших высоких успехов.

Одаренные и неспособные. Приветствовать неизменно успехи одаренного человека. Радоваться его победам. Замечать даже маленькие победы каждого ученика. Оглашать публично радость за товарища. Не осуждать человека, не проявляющего способности к конкретной деятельности, отмечать его другие достоинства. Отвергать понятие «неспособный» человек.
Богатые и бедные как проявление несовершенства общественного развития. Умение учитывать материальный достаток семьи. Умение сохранять одинаково высокое уважение к людям разного материального положения. Умение стать на защиту оскорбительного отношения к бедному за его бедность. Умение оказывать деликатную помощь человеку при его материальных затруднениях. Преставление о милосердии как способности оказать помощь скрытно, негласно.

Люди асоциального поведения. Понимать асоциальное поведение человека как его неспособность справляться с трудностями жизни и тяжелыми личными обстоятельствами. Представление о ситуациях жизни, тормозящих развитие человека. Осуждая такое поведение, сочувствовать неумению человека возвыситься до уровня культуры. Умение проявлять готовность оказать помощь при желании человека изменить свою жизнь.

Люди – это мужчины и женщины
 
Общее отношение: признание отличительных достоинств мужчин и отличительных достоинств женщин как основание для взаимного уважения.
Ценностное представление о Даме и Мужчине в жизни общества. Удовлетворенность мальчиков и девочек своей ролью юной дамы и юного господина. Понятия мужской силы и женской красоты.

Представление о настоящем мужчине как человеке сильном физически и духовно. Умение мальчиков брать на себя тяжелую работу. Умение мальчиков оказывать помощь девочкам и отдавать им предпочтение в ситуации выбора обстоятельств. Привычка мальчиков оказывать помощь матери в доме. Привычная помощь и внимание учительнице в процессе школьного обучения. Широкий круг образов настоящего мужчины.

Представление о настоящей женщине (даме) как тонком и нежном человеке. Умение девочек проявлять заботу о мальчиках, выражать доброе и нежное отношение к ним. Умение девочек выражать просьбу в адрес мальчиков. Умение не допускать грубого к себе отношения. Широкий круг образов настоящей Дамы.

Умение дружеского сотрудничества мальчиков и девочек в совместной деятельности. Умение девочек поддерживать авторитет мальчиков как сильных в работе. Умение мальчиков поддерживать реноме девочек как создателей красоты организованной работы.

Умение мальчиков и девочек быть деликатными в вопросах взаимных симпатий и в обсуждении вопросов взаимоотношений взрослых мужчин и женщин. Умение быть деликатным в вопросах физического различия мальчиков и девочек.

Расширяющееся поле умений и привычек по этикету дифференцированного поведения мужчин и женщин. Некоторые умения гендерного поведения.

Человек как созидатель и потребитель средств жизни

Общее соотношение: признание приоритета созидания над потреблением для развития жизни, человека и проживания счастливой жизни.

Представление о месте вещей в жизни человека. Понятие о бесконечно растущих удовлетворяемых материальных потребностях. Понятие о неудовлетворенности духовных потребностей.
Умение сопоставлять потребности в материальных благах и в духовных ценностях. Умение разрешать в реальной жизни противоречия материального и духовного.
Отношение к деньгам как эквиваленту человеческого труда.
 
Отношение к одежде, Представление о некоторых законах красоты костюма: «гармония цвета», «единство фактуры», «композиционный центр». Понятие о костюме человека как средстве выразить своё отношение к людям.

Самооценка своих предпочтений потребления и созидания. Мера потребления и мера созидания в человеческой жизни.

Человек как житель планеты

Общее отношение: интерес к жизни человечества.

Понятие «близкие» и «далекие». Представление о расширяющемся круге «близких». Умение озабочиваться интересами и проблемами близких. Умение оказывать помощь, улучшать самочувствие близких, регулировать собственное поведение с ориентацией на состояние близких. Восприятие учеников школы как «близких». Готовность и способность к соучастию в оказании помощи школьным товарищам.

Восприятие граждан отечества как «близких». Знания событий, достижений и проблем страны. Сопереживание происходящему в стране. Возможные и посильные акты отклика, помощи людям в беде.

Представление о «далеких», сопереживание проблемам жизни всех людей планеты. Знания о событиях на планете. Умение высказать на основе знаний свое мнение о происшедшем.. Умение рассказывать о туристической поездке, передавать публично впечатление от увиденного в другой стране. Умение предъявлять письменно и наглядно впечатление туриста.
Интерес к флоре и фауне планеты. Расширяющийся круг знаний о многообразии и удивительной красоте природного мира планеты. Отношение обеспокоенности относительно экологического положения на планете. Умение бережного отношения к флоре и нежного отношения к «братьям нашим меньшим». Изучение особенностей и жизни животных близкого окружения. Умение рассказывать и описывать своих домашних животных и взаимоотношений их с человеком. Практические действия по взращиванию растений. Умения наблюдать явления природы, отдыхать на природе, не нарушая природной жизни.

Человек великий и человек ничтожный

Общее отношение к великому человеку – признательность и благодарность за привнесение в человеческую жизнь ценностного вклада.

Представление о великом как человеке, влияния которого на социальную жизнь и историю жизни человечества огромного масштаба. Представление о ничтожном (маленьком) человеке как потребляющем богатства, созданные человечеством и не вносящем в общественную жизнь своего вклада.

Высокие достижения великого человека и колоссальный труд великого человека. Примеры персоналий великих людей. Понятие ответственности за свой талант и свои способности. Представление и понятие о самовоспитании.

Умение ставить жизненные задачи и проецировать желаемое будущее. Умение планировать программу самосовершенствования. Осознание собственных достижений. Поиск своего места в созидательной деятельности человечества. Проецирование своей роли в содействии благу Родины.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру