24.04.2014

Любовь сорадуется Истине

«Я никого не люблю!»

«Двенадцатилетняя девочка, которую знаю с рождения – из хорошей семьи, умница, сочиняет сказки, мечтает стать клоуном, “чтобы всех веселить” – недавно ввергла меня в шок. Мы говорили с ней “за жизнь”, и она вдруг сказала: “Я никого не люблю!” – “Как никого? А мама? А папа? А сестра?” – “Ну, их я люблю. Своих я всех люблю. А больше никого”. – “Но почему?” – “А вы посмотрите телевизор. Одни пьяницы, террористы и педофилы”.

Задумавшись над таким признанием девочки, я попыталась представить себе мир ее глазами, вообще глазами современного ребенка. Что мы говорим детям, отпуская их гулять одних? “Не входи в лифт с незнакомым человеком, он может оказаться плохим. Не разговаривай с незнакомыми людьми на улице, они могут оказаться мошенниками, которые отнимут у тебя мобильник. Не покупай напитки в алюминиевых банках, там может оказаться гадость. Не покупай соленые сухарики, там канцероген. Будь осторожна, переходя улицу, какой-нибудь пьяный водитель может проехать и на красный свет”.

Недоброе повсюду. Оно может свалиться на тебя даже с неба в виде кислотного дождя. Ребенок живет во враждебном мире. И это естественно, что он его боится и потому заранее, на всякий случай, не любит всех».

Этой историей и связанными с ней переживаниями недавно поделилась наша знакомая журналист. Она попросила прокомментировать ситуацию и по возможности ответить на вопрос: «Как сохранить в ребенке благорасположение к миру и воспитать доброжелательный настрой?»

Поле битвы – сердце человеческое

Поэт и музыкант Андрей Макаревич в одной из своих песен дал неутешительную характеристику современности, назвав ее «эпохой большой нелюбви». Можно воспринимать такую оценку по-разному, соглашаться или вступать в полемику: история знает разные, в том числе и откровенно жестокие, беспощадные времена. Мы же являемся свидетелями нынешнего века и в той или иной мере успели пропитаться смрадной атмосферой разрозненного, дезориентированного и растленного общества. Так стоит ли удивляться откровению ребенка о недоверии и нелюбви к людям, или вернее будет признать наличие проблемы и постараться ее осмыслить?

Любовь является источником и основой человеческой жизни. Без любви, по словам св. апостола Павла, все тщетно, напрасно и бесцельно: если я не имею любви, то я ничто… (1 Кор. 13: 2). Только отчего-то так получается, что мы, как и упомянутая девочка, в своих переживаниях более склонны оглядываться по сторонам, видеть недоброе преимущественно во вне, пенять на окружающее нас несовершенство и отгораживаться эгоизмом, начиняя им свои мысли, отношения и поступки. Но именно эгоцентрический настрой подавляет в нас любовь и стремление к доброделанию. Видимо поэтому многие родители теперь полагают, что доброта – это пережиток прошлого; что в ребенке надо воспитывать не доброту, а сильный характер, который поможет ему в предстоящей жизни. По мнению таких воспитателей, сегодня процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость и умение отстаивать свои интересы любой ценой. Однако наблюдения показывают, что дети с узкоэгоистическими мотивами самоутверждения редко пользуются симпатией, одобрением и поддержкой своих сверстников. А это прямая дорога к одиночеству, отчаянию или озлоблению.

Прежде чем предметно рассматривать вопрос воспитания в детях доброты и пытаться сформулировать психолого-педагогические рекомендации для повседневного пользования, следует уяснить, что тема эта только отчасти является педагогической или психологической. По сути – это духовно-нравственная проблема человека: его решимости преодолевать свой эгоцентризм в стремлении воссоединиться с силами добра или напротив эгоцентрической предрасположенности подпадать под влияние противостоящих им сил зла, впадать в уныние и ожесточаться. День за днем в ситуациях нравственного самоопределения мы вынуждены снова и снова решать пожизненно не разрешимую дилемму: либо «быть выше себя» и вопреки усталости, лености, скупости, страху прислушиваться к голосу совести, вступаться за правду и справедливость, протягивать руку помощи нуждающимся, делать шаги навстречу оступившимся, трудиться и жертвовать во благо других; либо «быть ниже себя», лукавя, пасуя или самоустраняясь.

Об этом очень емко написал святитель Лука (Войно-Ясенецкий): «По Евангелию, жизнь есть беспредельная борьба света с тьмой в душе человека. Поле битвы – сердце человеческое. Эта борьба всегда идет и в истории человечества. История – это беспрестанная смена явлений. Меняются нормы жизни, меняются понятия, стареют и уходят в небытие традиции, падают и разрушаются человеческие кумиры, но среди этого вечно волнующегося океана явлений, учений и идеалов остается неизменным одно учение: Любите друг друга, ибо ничего нет больше той любви, как если кто душу свою (жизнь свою) отдаст за друзей своих.

Христос первый не только научил людей этой заповеди, но и первый исполнил ее, отдав жизнь свою за спасение мира.

Пройдут века, тысячелетия, будут сменять друг друга учения, но эта заповедь Христа останется навсегда всесовершенной, незаменяемой и непревзойденной. Она дает смысл и существование, силу и волю к жизни».

Чем сложнее и тяжелее времена, тем дороже для людей доброта, сочувствие и соучастие окружающих. Бремя «большой нелюбви» затрагивает всех нас, но оно преодолимо, и это зависит от каждого из нас, от нашего душевного настроя, сердечного отклика и личной устремленности. Вспомним проникновенную проповедь св. апостола Павла: любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине (1 Кор. 13: 4-6).

Любовь сорадуется Истине Божественного Откровения, духовно родня и сближая людей. Об этом наглядно поведал в своем наставлении святой подвижник VI-VII вв. авва Дорофей (рис. 1). Он начертал окружность и разъяснил: окружность – это мир людей; радиусы – это отдельные люди; центр круга – это Бог; чем ближе человек к Богу, тем ближе он к другим людям; чем дальше люди от Бога, тем дальше они друг от друга.

Рисунок 1. Наставление преподобного аввы Дорофея

Начинайте с себя

«Человек должен осознать добро необходимостью, иначе он будет мучиться» – поучал старец Паисий Святогорец. Как же современные родители, воспитатели и учителя, родные и близкие могут помочь детям верным образом сориентироваться и определиться в этом насущном жизненном вопросе? Составим конспективную памятку в поддержку взрослым.

Начинайте с себя. Помните, что дети – это наше отражение, старайтесь всегда и во всем быть для воспитанников нравственным примером.

Воспитывать доброту можно только добротой. Трудитесь на ниве добра, поддерживайте в семье, в детской группе, в школьном классе, в творческом коллективе атмосферу доброжелательности и взаимопомощи.

Помогайте детям в различении доброго и недоброго, пробуждайте способность замечать в себе движения в сторону добра или зла. Побуждайте ребенка делать выбор в пользу добра, следовать за добрыми влечениями сердца и совести, с ранних лет приучайте к делам милосердия.

Передавайте ребенку нравственное содержание в доступной ему форме: через сказку, беседу, игру и конкретные примеры.

Замечайте и поддерживайте в детях начатки нравственного, человечного отношения к ближним, бережного обращения с природой и с результатами чужого труда.

Будьте искренними, не обманывайте ребенка и не вводите его в заблуждение, не уклоняйтесь от важных вопросов, старайтесь своевременно дать доступный ответ и разумное наставление.

Учите ребенка обращать внимание на душевное состояние другого человека, проявлять сердечность и отзывчивость.

Прививайте ребенку привычку доброделания, поощряйте стремление помогать и делиться с ближними.

Привлекайте ребенка к труду, помогите ему увидеть и ощутить, что результаты его усердия кому-то нужны. Учите получать радость от добрых и полезных дел. Оберегайте от потребительства и суррогатных форм удовольствия.

Наберитесь терпения в воспитании. Опирайтесь на то положительное, что уже сложилось или начинает складываться в характере ребенка. Поддерживайте его добрые начинания.

Оберегайте ребенка от прямого пагубного влияния. Это особенно важно в дошкольном возрасте, когда основным способом овладения знаниями и опытом является подражание.

Не оставляйте без внимания порочные поступки ребенка. Учите извлекать уроки из проблемных ситуаций. Разъясняйте неправоту. Воспитывайте способность признавать свою вину, нести ответственность за проступки и исправляться.

И самое главное: духовно бодрствуйте, сорадуйтесь Истине и не оскудевайте любовью, ибо без этого все наши усилия могут оказаться бесплодными и тщетными.



[1] Шувалов Александр Владимирович – кандидат психологических наук, старший научный сотрудник ФГБУН «Институт психологии» РАН, руководитель психолого-логопедического отдела ГБОУ города Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово», главный редактор научного альманаха «Живая вода».

Катынская Елена Александровна – педагог-психолог ГБОУ города Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово».


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру