14.04.2014

Семейное чтение. О чуде схождения Благодатного огня

Сошествие Благодатного Огня известно практически от начала христианства. Многие считают, что впервые удивительный свет, который трудно было описать, засиял на Гробе Иисуса после Его Воскрешения. Евангелие рассказывает, что когда жены-мироносицы пришли ко Гробу, он был пуст, а при входе сидел ангел, который рассказал им о чуде воскресения. «Вид (Ангела) был как молния, а одежда была как снег». По свидетельству отцов церкви апостол Петр также был поражен несравненным сиянием: «предста ко Гробу и свет зря во гробе ужасашеся".

Еще раньше в Евангелии был описан чудный Фаворский свет, который апостолы видели еще при жизни Учителя. Поднявшись вместе с Ним на гору Фавор, они были свидетелями того, как Он «преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как снег». Именно в блеске удивительного света им открылось величие Иисуса.

На заре христианства этот неземной свет видели немногие из самого близкого окружения Христа, и в самых исключительных обстоятельствах. Но за два прошедших тысячелетия его удалось наблюдать сотням тысяч людей, среди которых были люди разной веры, и атеисты. Свет и Благодатный Огонь стали сходить в Храме Воскресения ежегодно в Великую Субботу накануне Пасхи. Об этом свидетельствуют десятки и сотни исторических документов и записок путешественников и паломников, которые были свидетелями этого чуда.

В IV веке император Константин Великий впервые после годов гонений легализировал христианство эдиктом о свободе вероисповедания. Его мать, Святая Елена, будучи в преклонном возрасте, почти восьмидесяти лет, увидела сон, который призвал ее направиться на Восток для поиска христианских святынь. С энергией молодости она организовала проведение раскопок в Иерусалиме, благодаря чему были найдены самые главные христианские святыни.

На Голгофе и над Гробом Господним, которые были обнаружены при раскопках, началось строительство Храма Воскресения. Работы продолжались 10 лет, Храм был освящен в 336 г. Но императрица Елена, усилиями которой было начато эта огромное дело, не дожила до этого праздника. Примерно в это время была создана монашеская община для совершения богослужений и охраны Гроба Господня – «отряд усердных». Они охраняли Храм до 1101 г., до прихода крестоносцев.

Рассказы о сошествии Благодатного Огня известны еще с IV века. Их писали монахи, паломники и путешественники, которым посчастливилось увидеть чудо Великой Субботы. Самым древним свидетельством об этом чуде, написанном на русском языке, является рассказ игумена Даниила, который в начале XII века посетил Иерусалим и участвовал в Пасхальных службах. В исторических документах о Благодатном Огне остались свидетельства об особенностях торжественного богослужения и о личных впечатлениях людей, которые впервые воочию увидели этот чудо.

Все описания схождения Благодатного Огня до XV века рисуют одну и ту же картину. Греческий Патриарх молился у входа в Кувуклию, пока внутри Гроба не зажигалась так называемая «Неусыпаемая лампада», которая до начала службы вносилась в Гроб незажженной. Сам Гроб был запечатан воском, и открывался только после того, как сквозь решетки становился виден огонь.

По традиции ключи от Гроба Господня находились у мусульман, и они ревниво следили за тем, чтобы греки не могла использовать какие-нибудь ухищрения для того, чтобы зажечь огонь. Когда происходило схождения Огня, мусульманин, владеющий ключами от Кувуклии, отпирал дверь для Патриарха. Он раздавал огонь, иногда вместе с ним входил мусульманский правитель Иерусалима.

В 1480 г. порядок службы был изменен. Греческий Патриарх начал в одиночестве молиться в Кувуклии до тех пор, пока не сойдет Благодатный Огонь. Единственным свидетелем его молитвы по традиции является армянский Патриарх, который находится в приделе Ангела, перед входом в Гроб Господень. Ожидание огня может продолжаться от 5 минут до нескольких долгих часов.

Какой он – Благодатный Огонь?

Благодатный огонь появляется каждый раз по-другому. В многочисленных описаниях он предстает то в виде сине-голубого сияния, то в виде россыпи переливающихся всеми цветами радуги крошечных росинок, то, как плывущие по храму похожие на маленькие молнии шарики. Огонь появляется в разное время и в разных местах, то первой вспыхивает «Неусыпаемая лампада», то по самому Гробу рассыпается сияние, то в руках паломников, находящихся далеко от Гроба вспыхивают пучки свечей, то загораются лампады по всему храму. В русской православной традиции это чудо называют Благодатным огнем, в греческой и армянской - «Святым светом». По сути, чудесное сияние и огонь неотрывны друг от друга. Сияние огня предвосхищают всполохи, похожие на молнии, а сошедший огонь ярок и не обжигает.

Считается, что он не причиняет ожогов первые несколько минут или пока 40 раз произносится «Господи, помилуй!» Обстановка в Храме во время священнодействия очень напряженная. Это и не удивительно, в храм приходят не меньше 20 тысяч, а снаружи остаются более 50 тысяч тех, кого он не вместил. Казалось бы, в обстановке ожидания и чудовищного скопления людей кто-то должен был обжечься огнем, который в считанные минуты растекается как огненная река по всему храму. Но, и это тоже общеизвестно, таких ситуаций никогда не было – еще одно чудо.

По традиции священнодействие проходит следующим образом. Утром в Великую субботу гасятся все лампады храма. В 12 часов в храм входит Патриарх, который совершает литию с троекратным обхождением Гроба Господня.

После крестного хода Гроб распечатывается, и ризничий вносит внутрь потушенную «Неусыпаемую лампаду». Затем Патриарх в знак смирения и благоговения снимает архиерейское облачение, и остается в белом хитоне. Он берет в руки 4 связки по 33 свечи и входит в Гроб. Затем Патриарх коленопреклоненно молится, призывая Господа дать Огонь как благословение и надежду на воскресение.

С VII века представитель древнейшей мусульманской династии Нуссейби владеет ключами от храма. Он же ставит свою печать на опечатанном воском входе в Гроб Господень. По традиции Патриарха сопровождают представители властей (в настоящее время израильские полицейские) и другие иноверцы – кавасы, турецкая стража. Она появилась при Патриархе в те времена, когда немусульманам Иерусалима нельзя было носить оружие, и именитые горожане пользовались услугами этой воинственной охраны. И сейчас они в Храме, в роскошных одеждах, в красных фесках, с огромными тяжелыми посохами. Были времена, когда они наблюдали за толпой, не слукавил ли кто-нибудь, зажегши свечу, готовые на месте снести голову злоумышленнику.

Храм Воскресения подвергался разрушению и сожжению, как правило, движущим мотивом разрушителей было желание уничтожить место, где мусульмане наблюдали чудо во славу Христа. Известно, что на протяжении веков они с благоговением брали Благодатный огонь и разносили его по мечетям и домам. Но в периоды острых конфликтов гонители следили за службой на развалинах храма, чтобы в случае не схождения огня зарубить мечами христиан. Но, несмотря ни на что, христиане приходили на и службы, и под градом камней, с риском для жизни, дожидались Огня как чудесной вести о том, что они не забыты Господом.

Сейчас обстановка в Храме мирная, но отстоять службу, чтобы увидеть чудо, может далеко не каждый. Число желающих участвовать в службе в разы превышает возможности, и нужно обладать не только верой, но и изрядной выносливостью, чтобы с вечера занять и сохранить место в Храме.

Нужно пройти испытание не только утомительной жарой и теснотой, но и соседством с людьми, каждый из которых придерживается своего кодекса поведения в Храме. Особенно поражает воображение европейских паломников традиция сирийской, Антиохийской церкви. Крепкие молодые парни скачут по храму, сидя на плечах еще более крепких, стуча в барабаны и выкрикивая слова приверженности Христу. Так было заведено еще 500 лет назад в память о временах гонений, когда христиане могли открыто радоваться только в храме в Пасху. Молодежь заранее тренируется, чтобы наиболее громогласно выразить свою радость, и делает это на языке Иисуса – арамейском.

Во времена английского мандата, властям такое поведение в Храме показалось недопустимым, и они запретили сирийцам участвовать в богослужении. В тот день Патриарх долго молился о схождении Огня, но его все не было. Тогда своей волей он приказал впустить арабов, и сразу же сошел Огонь. Очевидно, Господь приемлет любое выражение религиозных чувств, лишь бы оно исходило из самого сердца.

Малоизвестная страница истории

В истории Благодатного Огня были моменты, когда, казалось, что чуду пришел конец. Они связаны с крестовыми походами, которые впервые в 1095 г. провозгласил папа Урбан II. Он призвал освободить христианские святыни, поруганные неверными. Папа назвал свой призыв выражением Божьей воли, и одним из важнейших аргументов святости Гроба Господня для христиан назвал схождение Благодатного Огня.

Весь христианский мир почитал и праздновал это чудо вплоть до первой половины XIII века, несмотря на то, что еще в начале XI века произошло разделение церквей на восточную и западную. Но в 1238 г. папа Григорий IX неожиданно запретил латинскому клиру участвовать в священнодействии Великой субботы, а само чудо назвал фальсификацией.

Однако папский указ не смог «отменить» чудо, которое на протяжении веков происходит в Храме Воскресения в присутствии тысяч верующих христиан и любопытствующих зрителей. Дело в том, что латинская церковь никогда не играла главной роли в священнодействии Великой Субботы, но однажды попыталась отстранить православных, занять их место и получить Благодатный Огонь.

Это произошло после того, как крестоносцы овладели Иерусалимом. История крестовых походов написана кровью, алчностью и оскорблением всех христианских догматов. Читая хроники того времени, остается недоумевать, как современники, многие из которых были священниками, не дрогнувшей рукой описывали как великий подвиг вспарывание животов, убийство беззащитных детей, стариков и женщин, кровавую вакханалию грабежей и насилия.

Истребляли мусульман и евреев, рубили головы, сжигали, насиловали.

Иерусалим был взят после 40-дневной осады 15 июля 1099 г., священник Раймонд д* Ажиль писал: «..кровь доходила до колен ехавших верхом и до конской узды». Моральные ориентиры были потеряны окончательно, и при захвате Константинополя крестоносцы три дня подряд убивали христиан, грабили храмы и богатые дома, тащили церковные реликвии, статуи и дорогие вещи.

1 августа 1099 г. Арнульф де Шок стал первым латинским патриархом Иерусалима, в декабре его сменил Даймберт, архиепископ Пизанский, который в ближайшие Пасхальные праздники 1100 г. возложил на себя руководство Священнодействием Благодатного Огня.

Несмотря на то, что он выполнял все требуемые традицией действия, Огонь не сходил. Несколько часов подряд Патриарх и все участники службы повторяли молитвы, но Господь их не слышал. Это было страшно, поскольку многовековая традиция рушилась, а молчание Господа говорило о том, что он отвернулся от своих недостойных детей. Ужасала и мысль о том, что несхождение Огня - свидетельство конца времен. Священники начали каяться и призывать крестоносцев к покаянию за все совершенные злодеяния. С наступление ночи Огонь, наконец, сошел.

Еще более трагические события произошли год спустя, в Великую Субботу 20 апреля 1101 г. Снова служил латинский патриарх со своим клиром, но Огонь не сходил, прошел день, наступила ночь, трижды открывал Патриарх Гроб Господень, огня не было. Новые и новые молитвы на латыни и греческом оставались без ответа.

С тяжелым сердцем покидали храм верующие, многие рыдали, повторяя слова молитв, исступленно призывая Господа дать знак о том, что они не оставлены. На утро Патриарх продолжил молиться.

Все было тщетно. Латиняне покинули храм, чтобы пройти крестным ходом, а греческие священники и православные сирийцы продолжили молиться со слезами. Наконец, их страстная вера свершила то, что не могли сделать латинские священнослужители – на одной из лампад внутри Гроба загорелся долгожданный свет.

Этот случай был описан восемью уважаемыми летописцами разных национальностей. Все они говорили о том, что молитвы греков и сириян покрыли ужасные преступления крестоносцев, а их искренность заслужила одобрение всей Восточно-православной церкви.

Свидетельство этой Великой Субботы бесспорно отвергает все подозрения в том, что Огонь вызывался искусственно. Ведь верующие, которые остались молиться в храме, даже не могли получить Огонь, ведь ключи от Гроба оставались в руках у Патриарха Даймберта.

Слово ученого

Понятно, что вера или неверие не находятся в прямой связи с чудом Благодатного Огня. Также признание или отрицание этого факта уже давно не вписывается в модель, где на противоположных полюсах находятся религия и наука. Свидетельством этого является эксперимент, который провел русский физик, зав. отделом Института атомной энергии им. Курчатова, Андрей Александрович Волков. В Пасху 2008 г. в Великую Субботу в 10 метрах от Гроба Господня он тайно установил аппаратуру для измерения спектра электромагнитного излучения на определенных частотах.

Явления, происходящие до возникновения Огня и во время его схождения, давно интересовали ученого, который занимается проблемой низкотемпературной плазмы. Он предположил, что заряженность воздуха, появление света и огня, который в первые минуты не обжигает – явления электрической природы, которые завершаются плазменным разрядом.

Чтобы проверить свою гипотезу, он решил измерить электромагнитное поле во время торжественного богослужения. Эту непростую задачу ему удалось выполнить, благо вся аппаратура помещалась в небольшом портфеле.

Очевидно, что в случае, если огонь – результат какой-то хитрой уловки, аппаратура не зафиксирует никаких изменений. Замеры электромагнитного излучения велись в течение шести с половиной часов. О том, что Огонь сошел, первым узнал А. Волков, когда показатели достигли кульминационной точки. Это произошло в 14.04 по израильскому, и в 15.04 по московскому времени. Сразу же после этого Патриарх вышел из Кувуклии со свечами, зажженными от Благодатного Огня.

Научного объяснения этому феномену нет, и, по словам Волкова обнаруженные эффекты «невероятные и никак не объяснимые», а также являются «подтверждением чудесной природы этого явления».

Очевидно, что эти выводы и последующие исследования полученных результатов представляют большой интерес, однако ни коим образом не влияют на отношение к Благодатному Огню. Для тех, кто верит в его чудесную природу, ничего не изменилось, для тех же, кто отвергает чудо, это повод искать предубежденность и подтасовку фактов. Каждый выбирает свою позицию, а Благодатный Огонь ежегодно спускается и к тем, кто с верой и сердечной радостью приходит в Храм, и к тем, кто ищет подтверждения того, что это ловкая фальсификация.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру