Собранье пестрых дел. Методические материалы для школьного педагога

Часть 3

Театр-экспромт

Театральные спектакли, в которых принимают участие абсолютно все дети группы и делают все легко, весело, успешно, - это, разумеется, представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед неуспехом, экспромт позволяет не быть актером, экспромт предлагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершенное, не очищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все неудачи участников импровизированной сцены оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре; никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.

Совсем иначе относятся к драматической театральной деятельности, когда спектакль играется на правах драматургического произведения – здесь высокий спрос и суровый отбор детей, которым предстоит многодневный напряженный труд во имя создания единого целостного художественного творения, здесь непростительны ошибки, огорчают огрехи, досаду вызывает недоработанность.

Театр-экспромт имеет в качестве ведущей психологическую задачу, в то время как школьный театр (этический театр, драматическая студия и прочее), занятый театрализованными постановками литературных произведений, создается во имя эстетической и нравственной задачи. И задача психологическая состоит в психологическом раскрепощении школьника, в формировании у него чувства уверенности и поддержании чувства достоинства.

Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно – сказочный, фантастический, детективный, так, чтобы на сцене развертывались занимательные события. Потом – фиксируются все персонажи представления, обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглашаются за кулисы. По ходу звучания текста, несущего в себе информацию о действиях героев, актеры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».

Надо, чтобы в пьесе было много действий, сменяющих одно другим, чтобы разворот событий был неожиданным и, в итоге, веселым и чуть смешным. Действующими лицами являются и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, светила, облака.

Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успешно и многократно в разных школах (с помощью прописной буквы обозначаем персонажи этого представления).

«…Ночь. Завывает Ветер. Раскачиваются Деревья. Между ними пробирается Цыган-вор, он ищет конюшню, где спит Конь… Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-то снится, он слегка перебирает копытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дремлет, иногда открывая то один, то другой глаз. На улице на привязи спит Пес… Деревья шумят, из-за шума не слышно, как Цыган-вор пробирается в конюшню. Вот он хватает Коня за уздечку… Воробей зачирикал тревожно… Пес отчаянно залаял… Цыган уводит коня. Пес заливается лаем. Выбежала из дома Хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выскочил с ружьем в руках Хозяин… Цыган убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шумят, и Ветер продолжает завывать… Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зовет Хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем месте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздрагивает и тихо ржет… Занавес!»

Сюжет не должен быть известен ни детям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожи, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий.

На спектакль театра-экспромт приглашаются все желающие. Играть же может только группа одного класса. Делается это для того, чтобы на сцене побывал в роли актера каждый ребенок, а для группы одного класса всегда найдется достаточное количество ролей. Поочередно, класс за классом, представляют свои спектакли. Рождается негласное состязание, дети невольно сравнивают успехи групп. Оформлять возникшее состязание ни в коем случае не следует, ибо любое представление индивидуально. Но не исключена «Панорама экспромт-спектаклей», когда в один день, в течение полутора-двух часов на сцене проходит серия таких представлений, актерами которых выступают поочередно группы всех классов.

Педагогический коллектив самостоятельно решает вопрос о возрастных границах данной формы работы с детьми. Не возбраняются подобные занятия и в первом классе, но без широкой публики в большом актовом зале. Камерный театр-экспромт, видимо, не имеет вообще никаких ограничений и может быть использован как психотерапевтическое средство. Вынесенный же на сцену театр-экспромт для зрителя реализует и функцию художественную, так как на сцене действительно совершается перевоплощение – и порой очень яркое! – доставляющее зрителям эстетическое наслаждение.

Добавим следующее. Ведущий спектакль («Голос за кадром») по окончании представления должен сделать все возможное, чтобы у каждого участника вызвать чувство удовлетворения своей актерской работой, а у всех зрителей – желание выйти на сцену.

Час тихого чтения

«Час тихого чтения» возникает в противовес беспредельному увлечению школьников теле- и видеофильмами, вытесняющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающуюся психику юного человека от усилий воображения, мышления и памяти.

В тот день, когда проводится час тихого чтения, дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммную книгу, которую они «сейчас читают», им предоставляется общее для всех членов школьного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокойно почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавливается: вывешивается объявление, за 1-2 дня появляются листки-памятки, учителя напоминают детям о задуманном деле. В итоге очень редко отдельные школьники забывают захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: педагоги библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному; но школьник успеет выбрать книгу и в школьной библиотеке, потому что она именно в это время открыта.

Воспитательный потенциал «часа тихого чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». Создается эмоциональная атмосфера, выделяются интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.

Час тихого чтения может проводиться в общешкольном масштабе или классно-групповом; в первом случае условия для его проведения создать легче; во втором случае – труднее: появляется надобность в отдельной комнате с плотной звукоизоляцией, в удобном последующем учебном расписании отдельной группы.

Прочитанное за этот «час» (его время определяется возрастным и интеллектуальным развитием детей) не обсуждается, как правило. Но, если педагог отдельного класса сочтет необходимым такое обсуждение, он сокращает время на чтение и предлагает детям рассказать о книге, которую они читают. При этом чрезвычайно важной является одна методическая и этическая деталь: что бы ни читали дети, их выбор не должен иметь оценки, нет «хорошего» или «плохого» чтения – всякое чтение достойно, из всякой книги можно извлечь ценное, будь это сказка или философский трактат.

Час тихого чтения хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спортивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родителей к чтению книг, давно ими забытых.

Турнир знатоков этикета

Это очень веселая состязательная форма групповой деятельности, эффективное средство для формирования у детей положительной установки к этикету. Ненавязчиво, легко и наглядно разворачивается перед детьми широкий спектр регламентированных общепринятых форм поведения. Они выступают как давно решенные поведенческие задачи, как наиболее оптимальный вариант поведения в типичных ситуациях. Ознакомление с этикетом – это расширение индивидуального поведенческого опыта. Соблюдение этикета – это освобождение человека от необходимости заново решать часто повторяющуюся задачу человеческого общежития. Несмотря на то, что этикет направляет свои предписания на внешние формы поведения и эта внешняя форма может быть использована при разном содержательном наполнении, обучению этой форме следует уделять достаточное педагогическое внимание, так, чтобы ребенок с возрастом легко владел культурными поведенческими формами для выражения своих тонких отношений. К тому же, нельзя не учитывать, что младший школьник обретает внутреннее через внешнее, идет к отношению, прежде всего, через действие.

Турнир знатоков этикета – командное состязание. Обычно команды составляются из учеников одного класса, и состязание идет между двумя классами. Но по мере усвоения игровых правил рождаются самые разнообразные способы создания команд: это может быть представительная группа возрастной параллели (например, команда семиклассников вызывает на состязание восьмиклассников); не исключен принцип половых различий (например, команда девочек приглашает мальчиков проверить свои рыцарские качества); возможны разновозрастные группы, когда малыш второго класса на равных сражается с юношей десятого класса в ситуационных решениях (например, капитаны подбирают команду из представителей всех возрастных групп); очень остро проходит игра при введении команды из взрослых людей – тогда школьники создают свободную команду из лучших «этических» сил, чтобы достойно сражаться с противником.

Судейская бригада (жюри, комиссия) составляется, как правило, из детей разных классов, туда приглашаются принципиальные ребята и «звезды» общешкольных симпатий; в число судей может входить и какой-либо педагог.

Однако успех турнира решают два условия. Первое – содержание состязательных задач, выдвигаемых перед командами последовательно, от тура к туру: они непременно должны носить характер ситуационный, так, чтобы исполнение задачи театрализовалось и являлось зрелищным воплощением этического правила – отношения к человеку.

Второе – комментарий Ведущего, вскрывающий сущность правил этикета, его тонкости и жесткие регламентации в виде «надо», «нельзя». Комментарий Ведущего следует за выполнением задачи, поставленной перед командой, и предшествует моменту судейской оценки – таким образом обеспечивается единый критерий оценок.

Обеспечение этих двух условий и составляет всю подготовительную работу по организации турнира. Правда, если не считать общеорганизационных компонентов, таких, как красочное веселое объявление, приготовление зала для болельщиков, мест для соревнующихся, музыкальные заставки, юмористические призы и прочее.

Методика же составления этических задач предельно проста: в одном и том же разделе свода правил по этикету выбираются две однотипные нормы (например, как пользоваться чайной ложкой, как пользоваться столовой ложкой) – их и предлагается продемонстрировать поочередно представителям команд; так как эти разделы в литературе по этикету традиционно выстраиваются по принципу «сферы жизни человека» («в транспорте», «в театре», «в гостях» и т. д.), то и контрольные задания, предъявляемые командам, будут разнообразны, они как бы окунают участников в разные сферы человеческой жизни. Не стоит в подборе задач-ситуаций ограничиваться узкими сферами жизни сегодняшнего школьника: пусть он в воображении заранее переживает будущую ситуацию, в действии реальном заложит основы для завтрашнего необходимого действия (например, «пригласить даму в театр», «сесть в автомобиль», «развлечь гостью», «предложить финансовую помощь попавшему в беду»).

От тура к туру задания должны усложняться, а предлагаемые ситуации вынуждать школьника к творческому акту. Эти сложные ситуации подсматриваются в жизни: вот мужчина с зонтом стоит на автобусной остановке, а рядом без зонта мокнет под дождем женщина; вот в электропоезде пассажир начинает лакомиться конфетами; вот сидящая девушка видит стоящую с тяжелой сумкой молодую женщину; вот в театральном вестибюле оторвалась у кого-то и зазвенела по полу пуговица; вот гостю предлагают блюдо, которое ему противопоказано, и т. д.

Проводя первый турнир знатоков этикета, необходимо предвидеть серию последующих, так как данная игровая форма групповой деятельности увлекает детей и рождает у них желание еще раз пережить момент захватывающего состязания. Можно планировать заранее годовой цикл таких турниров, заведомо составив график этических сражений. Но данная форма деятельности может возникать и спонтанно, в контексте какой-либо другой деятельности: во время литературной гостиной, на философском столе, на вечере отдыха, на встрече друзей и других.

Добавим: ни в коем случае нельзя забывать, что турнир знатоков этикета – игра и шутка, проверка сил и веселье, дружеское состязание и удовольствие. Он проводится ритмично, легко, изящно, остроумно и мягко, так, чтобы эта игра духовных сил никого не обидела, не унизила, а наоборот, возвысила и уверила в собственных возможностях, «утеплила» взаимоотношения в школе.

Дискуссионные качели

Суть этой занимательной формы – в имитации раскачивающихся качелей: два партнера поочередными толчками на доску раскачивают качели; чем сильнее толчок, тем выше взлет качелей. Партнерами становятся две группы детей, расположившиеся друг против друга. После того, как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу, - «качели» начинают свое движение.

Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания детей, педагог поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы детей исчерпаны. Он останавливает «качели»: «долго качаться нельзя – голова закружится!» подводит итог дискуссии.

Ведущий задает ритм разговору, поддерживает игровой элемент формы, иногда комментирует ход дискуссии, поддерживая участников в их усилиях. Он же содействует сохранению возвышенного уровня, следя, чтобы «качели» не «ползли по земле», а возносились в осмыслении сути явлений жизни.

Предметом обсуждения на «дискуссионных качелях» может быть все, что окружает ученика, занимает его, что происходит с учеником: каникулы, книга, животные, родители, уроки, музыка.., а также сквернословие, драка, подкуп, унижение…

Первые «дискуссионные качели» могут иметь предварительно оглашенные правила поведения: правило одного голоса; правило плюрализма; правило деликатности и т. п. В дальнейшем, когда форма поведения будет освоена и станет традиционной, поведенческие правила не оглашаются, преобразуясь в естественное поведение.

Временной период «дискуссионных качелей» определяется возрастом и интеллектуальной подготовленностью детей. Но, разумеется, и наличием у них опыта коллективных размышлений. Дети 5 – 6 классов активны во время «дискуссионных качелей», но их «толчки» коротки и слабы: они произносят фразы неполные, мысль оформляют плохо.

Старшеклассники неторопливы и не стремятся обязательно что-то сказать – «нажать доску», но их суждения интересны, глубоки, неожиданны, и поэтому «качели» взлетают «высоко» и «полеты» их длительные.

«Дискуссионные качели» родились как форма внеурочной деятельности детей. И – такое наблюдается довольно редко! – скоро стали формой урочного обучения, невольно смывая границу между процессом приобретения знаний неким индивидом и процессом формирования личности. Индивид на уроке начинает восприниматься как личность, поэтому нет ничего странного в таком расширении поля «дискуссионных качелей».

Тематическое поле этой формы групповой деятельности тоже безгранично: обсуждаться могут ситуативные вопросы, проблемные вопросы, конфликтные коллизии, философские категории, эмоциональные отношения. Дети, полюбившие эту форму, выдвигают свои вопросы для обсуждения, а иногда «дискуссионные качели» возникают спонтанно. Выглядит это так: «Пусть все скажут, что они думают по этому поводу!» - заявляет групповой лидер. Если педагог оказывается рядом, то легким корректированием он придает горячему обсуждению форму «дискуссионных качелей», обусловив ритм, поочередность высказывания, а главное – всеобщую гласность, следовательно, наибольшую объективность и справедливость.

Гостиная: поэтическая

музыкальная

театральная

спортивная

………………

Логика данной формы свободного общения выстраивается на основании простого и ясного очерчивания лексического значения слова «гостиная»: это комната, в которой принимают гостей и, одновременно, это сам процесс приема гостей.

Гостей принимают для общения и во имя общения. Разумеется, гостей знакомят друг с другом. Гости рассказывают какие-то веселые истории, вспоминают события, с ними происходящие. Гости дарят друг другу улыбки, сувениры, подарки. Гости поют, играют, танцуют. Гостей иногда угощают. Исходным из такого понимания становится следующая структура свободного общения. Вот ее общие контуры.

Сбор гостей (15-20 минут) оформляется музыкой, достаточно тихой, мелодичной, мягких ритмов. Хозяйка гостиной помогает всем удобно расположиться, каждого одаряет улыбкой, приветствуя, производит «психологическое поглаживание».

Первый момент – представление гостей. Если появляется новое лицо, то, в первую очередь, представляют его всем пришедшим гостям. Затем любой может сказать о ком-то несколько слов как дополнительную информацию, углубляющую знание об этом человеке. Слова эти могут быть остроумными, шутливыми, серьезными, веселыми – здесь главное доброе расположение друг к другу, психологический климат гостиной. Уже в момент представления может зародиться ситуация песни, если представляемый гость хорошо поет и желал бы в качестве визитной карточки предложить песню, - все присутствующие ему подпевают.

Далее, согласно нами очерченному контуру, проходит «Воспоминание о прошлом». Каждый гость несет в себе свое прошлое как историю своей личности. Тематика гостиной определяет и тематику воспоминаний: на музыкальной гостиной вспоминают эпизоды своей жизни, связанные с музыкой; на поэтической – то, что определило сегодняшний интерес к поэзии; на спортивной – случаи под названием «Я и спорт» и т. д.

Если гости (например, старшеклассники) склонны к рефлексии, то можно им предложить вспомнить всю свою жизнь и попробовать выделить в ней один случай, который, скорее всего, сыграл решающую роль на пристрастия и интересы сегодняшние. Но обычно предлагается вспомнить что-то веселое, смешное. Рассказывая про себя смешное, гость уже освобождается от психологической зажатости, а когда ему удается вызвать смех окружающих, он приобретает уверенность и психологическую свободу.

Теперь наступает момент дружеских сувениров: «Что я вам принес…» В соответствии с названием гостиной, преподносятся музыка или поэзия, слайд или сообщение, совет или открытка. Сувениры преподносят лишь те, кто хочет, - никакого насилия, учета и контроля быть не должно.

В гостиной всегда звучат анекдоты – остроумные короткие рассказы, им надо отдать должное и похвалить тех, кто мастерски доносит этот особый жанр. Особенность этого момента в том, что «принимаются» не все анекдоты, а лишь те, которые тематически связаны с характером гостиной. Такое суровое условие вынуждает гостей к творческому отбору либо к творческой интерпретации приготовленного рассказа.

Если за скобками оставить чаепитие, танцы, коллективное пение, то последней завершающей частью гостиной является творческая игра: литературная, музыкальная, поэтическая, театральная, спортивная и т. д. В игре принимают участие все гости, они к тому времени сблизились, перестали стесняться, стали свободными и инициативными.

Завершается гостиная моментом «Стоя в прихожей, я хочу сказать…» Гости произносят какие-то последние слова, неожиданно индивидуально дополнительно раскрываясь. Музыка завершает момент прощания.

Все сказанное выше касалось содержательного контура гостиной. Однако следует помнить, что «гостиная» - это «комната». Необходимо позаботиться о красивом удобном интерьере, свободном передвижении гостей, красоте оформления, костюмах «хозяйка» или «хозяин», красочности угощения и гигиене чаепития. Нехорошо, когда все гости бросаются расставлять посуду, столы, а потом прибирать комнату. Лучше, если для этого будет выделена небольшая группа людей.

Гостиная – очень гибкая форма организованного общения, импонирующая подростку и юноше с их претензией на взрослость. Приглашать в качестве гостей следует и младшеклассников, чтобы форма гостиной сохранилась как традиционная: когда подрастут эти юные гости, они внесут в такого рода общение свои творческие коррективы, а иначе каждый год в каждой новой возрастной группе придется воссоздавать типовую модель этой интересной формы дружеского общения.

Чтобы подчеркнуть эластичность этой формы, укажем на примеры необычных гостиных: кинологическая гостиная – собирает людей, любящих собак; астрологическая гостиная – люди увлекаются астрологией; психологическая гостиная – собираются гости, интересующиеся психологическими проблемами.

Интеллектуальный аукцион

Интеллектуальный аукцион – это дань рыночным отношениям, которые, к великому сожалению, выходят далеко за пределы экономической сферы. Интеллектуальный аукцион – это своеобразный вызов базарной логике жизни, получившей сегодня широкое распространение.

На аукционе «продается» и «можно купить» материализованную в книге, репродукции, пластинке, фотографии, слайде духовную ценность. «Покупка» совершается путем предъявления каких-либо знаний, затребованных «продавцом». Допустим, если предполагается предъявлять все знания об этом произведении; если «продается» пластинка с записью музыки М. И. Глинки, то, следовательно, способным приобрести ее окажется тот, кто даст последнее сведение из массы предлагаемых сведений о композиторе.

Интеллектуальный аукцион содействует укреплению авторитета Знания и лидерства Знающего. Он стимулирует интерес к интеллектуальным и художественным ценностям, служит источником информации для детей, влияет на улучшение психологической атмосферы в школе.

Проводить интеллектуальный аукцион следует, как правило, в одинаковых возрастных группах, чтобы «покупательская способность» детей оказалась одного уровня. Но изредка хорошо устраивать интеллектуальное состязание, чтобы для младших школьников раскрыть широкие рубежи их будущего развития, а для старшеклассников показать реальность их роста, развития и преимущество их образования.

Игровое оформление имитирует аукционную продажу: сначала «товар» рассматривается, когда его проносят среди публики в сопровождении похвальных слов в адрес «товара»; потом объявляется «плата» и принимаются первые «взносы» (этот момент самый трудный, так как одновременно подымается множество рук, и надо успеть зафиксировать первенство поднятой руки); обязательно молоточек отстукивает условное время для предъявления новой «платы» (раз – два – три!), при этом воспроизводя словесно предыдущий «взнос»; «товар» вручается тому, кто последним «назначит цену», то есть сообщит сведения, никому не известные среди «покупателей», или просто всеми забытые (а это значит, представляющий к продаже «товар» должен быть хорошо информирован); нельзя «сбивать цену» (то есть выкрикивать, не поднимая руки) – нарушителя этого правила удаляют к аукциона; «покупателя», приобретшего товар, все поздравляют.

Если ведущему удается придать веселую, чуть ироничную тональность всему, что имитирует рынок, и, в то же время, глубокое и серьезное отношение к содержанию духовной ценности, то можно считать что интеллектуальный аукцион состоялся.

Большой Круг (Малый Круг)

Большой круг – эпическая модификация вчерашнего группового собрания, вобравшая в себя почти все черты собрания (исключая официоз), но дополненная теплотой дружеского общения и товарищеской заботы о деле.

Дело – предмет рассмотрения и обсуждения на Круге: подводятся итоги, намечаются планы, вырисовываются перспективы, определяются исполнители и заслушиваются ответственные. Но тональность этого серьезного разговора далека от делового жестко регламентированного собрания: здесь допустимы шутки, лирические отступления, угощения, песни, скетчи. Большой Круг – это сбор товарищей-единомышленников, связанных единым делом, вдохновленных какой-либо идеей. На собрание обязуют приходить – на Круг приглашают. Собрание готовит актив, составляя программу. К Кругу готовится каждый приглашенный, и то, что он задумал, никому не известно. Собрание не выходит за пределы поставленных вопросов – Круг имеет лишь один центральный вопрос, остальное принадлежит свободной импровизации.

Большой Круг – это большое количество друзей, по значительному поводу собранное и высоко оформленное как некое празднество. Малый Круг – короче по времени, уже по числу участников, обсуждает вопросы текущие и не столь нарядно обставляется.

Методическая атрибутика здесь очень проста: все пришедшие собираются в круг, размещаются и свободно ведут обсуждение вопроса. Круг может начинаться или завершаться песней. В Круг могут приниматься новые друзья, Круг может допускать гостей.

Трудно сказать, когда именно педагог прибегает к этой форме работы с группой. Иногда – при затруднительных ситуациях: «Как мы живем и хорошо ли нам?» Иногда – в качестве финально-аккордного момента определенного этапа работы: «Наши успехи и наш отчет». Иногда – в связи с непредвиденными событиями: «Моя позиция в конфликте».

При проведении Большого Круга делается многое, чтобы он стал совместным переживанием проблемы и сближал детей, а не разъединял. Сохраняется оптимистический настрой, соблюдается эстетическое оформление, приготовляются маленькие приятные сюрпризы, вводятся символические ритуалы, обозначающие дружественность связей участников Круга.

Не возбраняется дополнение содержательного Круга вкусным столом, однако следует выдерживать пропорции: у Большого Круга всегда маленький стол; у Малого Круга – Мини-стол, так чтобы угощение не отвлекало и не заслоняло собою духовную деятельность собравшихся друзей и товарищей.

Существует одна прелюбопытная особенность Большого Круга: он используется и в семейной педагогике. Изредка узнаешь, как некоторые родители для решения принципиальных семейных вопросов собирают Круг родственников либо домочадцев. И его никак не назовешь семейным собранием, ибо движущим фактором здесь выступает Забота и Сопереживание за семейное дело, семейную честь, семейные успехи.

… - У нас сегодня дома Круг! – говорит девочка учительнице, и та понимающе кивает, ибо в школе общее уважительное отношение к дружескому, деловому обсуждению хода жизни в ее конкретных проявлениях, а значит, и к семейному Кругу точно такое же уважение.

Педагогическим секретом (если можно говорить о таковом) успеха Круга является личность педагога как «звезды» межличностных отношений и как носителя высоких духовных ценностей, а также наличие коллективистских связей в группе. Диффузная группа не способна работать и общаться на Круге, эта форма нуждается в коллективной основе. Но, в свою очередь, сам Круг может выполнять роль стимулятора коллективного развития, однако ее он исполняет при начавшемся процессе преобразования диффузной группы в коллектив, при условии появления первых признаков второй стадии развития коллектива.

Если школьные педагоги задумают внедрить традицию Большого Круга, то рекомендуется предварительная методическая проверка этой формы на проведении товарищеского Круга среди самих педагогов.

Диалог с веком

Рождение данной формы групповой деятельности, которая получила название «Диалог с веком», обязано новой тенденции развития педагогики и воспитательного процесса, а именно, воссоединению педагогики и философии, обращению педагога-воспитателя к философским научным основам в организации школьной жизни как жизнедеятельности ребенка в контексте современной культуры и на уровне современной духовной культуры.

Быть на уровне современности – это жить в контексте общечеловеческой культуры, история развития которой не отбросила в прошлое духовные достижения, а внесла их в нашу современную жизнь, ибо сегодня и всегда мы ведем диалог с веками, принимая их ценности и ежедневно воспроизводя их в индивидуальных вариациях.

Такая точка зрения и способствовала появлению «Диалога с веком». Этот диалог ведет школьник с представителями разных веков. Образ прошлого века преподносит школьнику произведение искусства любого вида и жанра. Чаще всего, это живописный жанр портрета, но не исключен и музыкальный, скульптурный, поэтический портрет.

Материалом может стать все, что имеется в школе: репродукция, слайд, фотография. Не имеет значения авторитет и статус художника. Здесь главное – представительство века, отраженное в портрете. Он экспонируется на экран, и тогда все дети ведут беседу с одним героем, а вернее, беседы, так как школьник индивидуален в восприятии и проявлении. Портреты на множестве репродукций видоизменяют беседу: она ведется тихо, «глаза в глаза», «наедине» - субъект XX века с субъектом века прошедшего. Если разговор состоялся и автор хочет его обнародовать, то диалог воспроизводится при всеобщем внимании и инструментованным педагогом интересе. Поясним последнее: подростку и ранней юности, при всей центрированности на своем «я», не свойственен интерес к рядом находящимся людям, этот интерес следует развивать и культивировать, отмечая все своеобразные черты проявлений личности рядом сидящих. Вот почему мы говорим об инструментовке интереса: его еще нет, но мы его порождаем, оформляем, подчеркиваем.

Чтобы разговор с представителем иного века начался, детям предлагают задать персоне один вопрос, любой, первый пришедший в голову. А далее – пристально вглядеться в лицо героя и услышать ответ. Разумеется, на ответ бросить реплику из нашего века и – вновь ждать последующего ответа.

Психологическими условиями Диалога с веком являются доверительные взаимоотношения, звуковая изоляция каждого во время воображаемой беседы, создаваемая за счет музыкального фона (музыкальное произведение тщательно отбирается), а также световое поле, открытое для персон прошлого: яркий свет не может смутить героя, позволяющего разглядывать себя не один век, - и скрытое для современника, еще не привыкшего к пристальному публичному вниманию.

Беседы, которые поведут дети, не равноценны по их духовной насыщенности. При острых материальных нуждах семьи дети несут в себе экономическую озабоченность и выплескивают ориентированность на материальные ценности («Милая сеньора, как мне нравится Ваше платье!..»). В этом нет ничего страшного, продолжение беседы все равно выводит разговор на проблемы духовные, педагог должен слегка помочь ребенку («Что же она в ответ сказала?»… «Она с тобой согласилась или возражает?»…).

Если художественное полотно сохранило бессмертным облик личности великой, то диалог модифицируется в Диалог с великим.

Великим мы называем человека, достоинство которого (или достоинства) превышает меру обычного, по масштабности влияния на развитие жизни далеко выходит за пределы общераспространенного. Выдающиеся достижения этой персоны очерчивают крайнюю планку человеческих возможностей.

Откажемся от примитивного использования персоналий выдающихся личностей в качестве примера для детей: будьте, как… (имя великого). Нельзя «быть как»: во-первых, потому что великий человек уникален и неповторим; во-вторых, потому что столь же уникален и неповторим ребенок, который, в итоге может и должен остаться самим собой.

Обращение к материалам персоналий обусловлено необходимостью создавать у детей широкий образ жизни, достойной человека, и широких возможностей человека как такового. Конечно, выбор персоналии великого субъективен, зависит от частных обстоятельств. Но, в конечном итоге, не имеет значения, чье имя выберет педагог.

Обратимся к облику Марии Николаевны Ермоловой, великой актрисы, начинавшей свой творческий путь со скромного рядового работника сцены, с завидным упорством и похвальным трудолюбием работающего над собой, изучающего немецкий и французский языки, осваивающего игру на фортепиано, пластику, риторику, философию, и заканчивающей свое творчество на вершине профессионального мастерства, потрясающего сердца людей (об этом говорит множество фактов).

Представшая перед детьми на портрете художника В. Серова, великая актриса не взывает к подражанию, но лишь к удивлению и восхищению: вот какие люди бывают! И когда школьник попробует повести с ней диалог («Уважаемая Мария Николаевна, скажите, пожалуйста,…), он, по сути, поведет диалог сам с собой. Но персона великого определит усилия школьника по поддержанию собственной планки поведения и жизни.

Диалог с великим базируется на фактах, предоставляемых детям в рассказе педагога. Интересно вести разговор с человеком, чьи поступки известны, чья деятельность обрисована. Поэтому педагог, наряду с наглядно-художественным обликом великого, развертывает вербально-иллюстративный поведенческий или характерологический материал персоны. Двух-трех ярких событий бывает достаточно, чтобы у детей появились вопросы и родилось желание вступить в общение с великим.

Если выделять противопоказания к этой форме работы с детьми, то существует одно – отсутствие у педагога личного желания говорить с Веком или с Великим. В таком случае запрещается эксплуатировать данную форму, невольно дискредитируя ее, при таком показателе не спасает ни методика, ни технология, а воспитательные результаты могут быть непредсказуемо отрицательными.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру