Собранье пестрых дел. Методические материалы для школьного педагога

Часть 1

Прими собранье пестрых глав,

Полунасмешных, полупечальных,

Простонародных, идеальных,

Небрежный плод моих забав,

Бессонниц, легких вдохновений,

Незрелых и увядших лет,

Ума холодных наблюдений

И сердца горестных замет.

А. С. Пушкин

Групповое дело последнего педагога

Социальные потрясения в обществе не прошли стороной, вторглись в устойчивую систему традиционного школьного воспитания, расколов и разрушив педагогические представления, концептуальные позиции и методику работы с детьми.

Отменяя формализм и шаблоны в организации воспитательного процесса, школа вдруг временно замерла в растерянности и беспомощности, лишенная формалистических указаний и так называемых методических разработок. Оправдывая паралич педагогической воли, педагоги выдвинули было идею ненадобности процесса воспитания, попробовали сузить все функции школы к передаче знаний – как если бы в школу приходила не растущая и развивающаяся личность ребенка, а некий индивид – носитель знаний.

Эта пора педагогического паралича проходит, правда, не бесследно: она оставила свои следы в традициях беспорядка, хамства, анархизма в школьном режиме и в чертах поведения наших детей, таких, как физическая и духовная нечистоплотность, агрессивный нигилизм, устойчивый эгоизм, откровенный и наивный цинизм.

Школы самостоятельно подымаются подымаются на уровень культуры, очерчивают свою педагогическую стратегию и вырабатывают новую педагогическую тактику.

Последнее нашло яркое отражение в резкой смене форм групповой работы с детьми. На поверхностный взгляд непросвещенного человека произошла кардинальная замена одних форм другими – как если бы одна мода вытеснила другую. На самом деле формообразующая сторона дела имеет глубокие корни в сущности явления. Школа повернулась сегодня к личности ребенка, и, помня о его способности стать субъектом собственной жизни, отыскивает социально-психологические ресурсы по развитию этой способности. Ее современная стратегия базируется на образе личности, способной к саморазвитию и самоорганизации жизни, достойной Человека.

В широком веере представленных форм легко проследить идею Жизни, достойной Человека: образ ее предъявляется, слагаемые ее обсуждаются, реальные черты ее вводятся в реальную действительность школьника. И его развитие ориентировано на Жизнь, достойную Человека.

Мы имеем дело не со сменой педагогической моды и, тем более, не с педагогической конъюнктурой. Явление, фиксируемое в формо-новациях, - это выработка новой концептуальной, профессиональной позиции. И с этой точки зрения весь спектр обозримого представляет не только практическо-методический, но и творческий интерес. Педагогический аналитический ум обнаружит за пестротой веселых групповых дел неустанные поиски педагогом такой методики, которая бы максимально содействовала индивидуальному прозрению, самосознанию, самовыявлению и формированию ответственности личности маленького школьника за свои действия, поведение и свою жизнь.

Анализируя представленное, можно заметить и следующее. Время требует иного профессионализма от педагога. В этой новой модели профессиональной готовности к работе с детьми центральным является умение общаться с детьми, инициировать их духовную энергию, стимулировать максимальное выражение его «я» «здесь и теперь» - в этой жизни, в данный момент творческой деятельности.

Декларируемые многими годами личностный, отношенческий и деятельностный подходы, наконец, находят методическое и технологическое решение в воспитательной практике.

Ключевая идея новой педагогической складывающейся концепции – воспитанник как развивающаяся личность, способная стать стратегом собственной жизни, подымающийся к возмужанию, взрослению. «Возмужание – это прежде всего переход к самостоятельному мышлению», - писал Д. И. Писарев. «Человек разумный», «человек моральный» и человек творческий» - вот три кардинальные характеристики, принципиально отличающие человека от животного во всей полноте реализованных данных человеку функций.

Бесспорно, все содержание школьной жизни должно представлять школьнику духовное возвышение. Но особо выделенное время и специально организованное групповое (или коллективное), дело, в ходе которого проходят дискурсии, дискуссии, диалоги, сообщения, выступления, дебаты, выводят школьников прямо на свободный выбор взглядов, мнений, суждений, оценок, идеалов. Таким образом, духовная деятельность приобретает характер так называемого воспитательного мероприятия, или группового дела.

Воспитательное мероприятие планируется, организуется и проводится как очень тонкое психолого-педагогическое влияние, в котором педагог должен знать «скрытую педагогическую позицию». Это оказывается реальным только в том случае, когда педагог-организатор дела сам увлечен вопросами духовной культуры человека, обладает необходимым духовным развитием и участвует в совместной деятельности как один из участников коллективного размышления.

Ни в коем случае нельзя допускать организацию духовной деятельности школьников вне контекста всей воспитательной системы школы. В своем изолированном варианте, без связи с действительным окружением и повседневным содержанием жизни это приводит к воспитанию наивного лицемерия или цинизма, демагогии или пустого сентиментализма.

Рассматривать методику организации духовной деятельности школьников нужно в рамках духовной культуры конкретной школы. Нельзя ограничиваться этим компонентом культуры или начинать с этого компонента. Но нельзя рассчитывать на совершенствование духовной культуры школьника без специальной организации актов коллективного раздумья о вечных вопросах жизни, когда сам этот акт становится «сопричастностью» ко всему миру, «соучастием» в жизни «другого человека» и всех людей.

Элементы духовной деятельности содержатся, разумеется, во всех видах и формах деятельности школьника: и на уроке, и во время школьного завтрака, и в спектаклях школьного театра, и в репликах педагога, и в ситуациях перемены, прогулки, экскурсии и т. д. Но в этих ситуациях основной объект внимания – предметная деятельность, имеющая свой предметный материализованный результат. В ходе духовной деятельности результатом является мысль, идея, переживание, чувство.

Практика современной школы богата разнообразием ярких форм групповой духовной деятельности. Эти формы родились в годы перестройки общества, они демократичны, не нуждаются в длительной подготовке, они в основе своей гуманистичны и по своей организации очень просты.

Интересное дело, участниками которого являются дети, обладает колоссальной силой влияния: во-первых, создает сильнейшее поле эмоционального заражения, в которое попадает ребенок, а значит, каждый раз приобретает опыт эмоциональных переживаний; во-вторых, центрирует внимание детей на социальном значении происходящего и содеянного, высвечивая социально-культурную ценность во всей ее общечеловеческой пленительной значимости; в-третьих, реальное взаимодействие ребенка в ходе групповой деятельности с конкретным объектом мира подкрепляется высокой удовлетворенностью в силу того, что для подростка крайне важно товарищество, общение, дружеские связи, чувство «своей» группы, где только он и способен ощущать свое «я» среди других и осознавать себя как некую индивидуальность; наконец, в деятельности группы легко и незаметно формируются умения взаимодействовать с людьми и воздействовать на окружающие объекты реальной действительности.

Повседневная индивидуальная деятельность ребенка не обладает, как правило, такой силой влияния, очень часто соприкосновение с миром в текучей повседневности происходит по касательной, не затрагивает глубинных структур личности, в то время как групповое дело, инициируя духовные силы школьника, оставляет яркий след в его истории личностного становления.

Отметя «воспитательное мероприятие» как термин, школа не отбросила педагогическую традицию систематических увлекательных разнообразных групповых дел как необходимого элемента воспитательного процесса.

При всей многоцветности и непохожести, описанные в сборнике формы групповой деятельности объединяет нечто общее принципиальное. Во-первых, все они организуются при опоре на самые повседневные реальные предметы действительности как на воспитательное средство: стул, орех, цветок, очки, корзина… Одна из новых методических идей состоит в обращении к любым окружающим педагога средствам, а ими может стать абсолютно все, за исключением человека. Такая исходная позиция позволяет каждому педагогу стать творцом новой формы и беспредельно расширять калейдоскоп интересных форм.

Во-вторых, организация их и проведение чрезвычайно просты и поэтому требуют минимальной подготовки, что, в свою очередь, важно при работе с детьми, которые по высокой эмоциональности очень быстро увлекаются делом, но столь же быстро охладевают. И если подготовительный этап затягивается, и развитие эмоционального отношения успевает достигнуть своего апогея, то отпадает надобность в проведении задуманного дела. Все представленные групповые дела не занимают у педагога личное время и не нуждаются в максимуме физических и психических сил.

Правда, все они обеспечиваются интеллектуальными профессиональными способностями педагога (когнитивными, креативными). При наличии же этих способностей предлагаемые формы просты и легки в практическом воплощении.

В-третьих, предъявленные формы работы с детьми родились как потребность современной педагогической культуры, но методика их организации требует высокой психологической, эстетической, гигиенической, философской культуры. Как в фокусе, все эти требования совмещаются в одном акте, и если они выполнены, то педагогическое влияние оказывается значительным, по крайней мере для непросвещенного человека оно похоже на чудодейственную операцию. Педагогу нельзя обольщаться: завтра эти духовные приобретения смоет реальная повседневность. Но педагогу не стоит отчаиваться: ничто не проходит бесследно и все движения души откладываются в духовный опыт личности, составляя ее прошлое, становятся созидателями особенностей этой личности. Ни одна из описанных в сборнике форм не может быть проведена на житейско-обыденном уровне, на котором она перевоплощается в некую свою опошленную противоположность.

В-четвертых, все многообразие групповых форм деятельности детей, родившееся сегодня в школе, - это всегда духовное усилие школьника «здесь и сейчас», в тот самый момент, когда продумывается предметная деятельность, школьник совершает это усилие, а не откладывает его на будущее, в котором он планирует жить каким-то иллюзорным человеком, в которого он, якобы, превратится. Этого превращения не происходит – жизнь личности идет сегодня, и качество личности по ее сегодняшним поступкам и определяется. Достойная жизнь ведется, либо не ведется школьником сейчас, и в контексте этой действительной жизни протекают все предъявленные формы групповой деятельности, а сама эта групповая деятельность есть часть жизни школьника.

В-пятых, организуя групповое дело, педагог не может не учитывать специфические характеристики каждого ребенка в его восприятии мира: три основных канала (визуальный, аудиальный, кинестетический), по которым человек получает информацию из окружающей среды, в индивидуальном варианте представляют собой некоторое сочетание доминирующего канала восприятия с той или иной мерой пропорционального соотношения других каналов. Необходимо обеспечить одновременное трехканальное влияние происходящего на ребенка, так, чтобы была гарантирована активность канала-доминанты каждого участника группового дела, тем самым обеспечивалась бы максимальность педагогического влияния. Это означает, что методика подготовки группового дела включает в себя подбор визуального (для глаза!), звукового (для уха!) и операционно-действенного (для моторики!) элементов.

Обобщая сказанное, отметим характерный для современного школьного педагога профессионально-педагогический подход к своей работе. Еще недавно именуя себя «биологом», «физиком», «словесником», сегодня учитель школы начал осознавать себя «педагогом» прежде всего. И понял, что его профессиональное ремесло заключается, в первую очередь, в умении работать с ребенком и с группой детей.

ФОРМЫ ГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Волшебный стул

Психологизация воспитательного процесса в школе, обусловленная новой педагогической позицией отношения к личности школьника как субъекту жизни, вывела педагогическую практику на ряд простых форм групповой деятельности, которые позволяют развивать у школьников интерес к человеку как таковому и содействовать формированию достоинства как черты личности.

«Волшебный стул» - одна из таких форм. В ней сочетаются ценностно-ориентационная и игровая деятельность. На «волшебный стул» приглашается один из участников игры: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства; присутствующие громогласно объявляют то, что видят их глаза; предполагается, что при этом ни один недостаток не способен «высветить» «волшебный стул», зато все положительные стороны личности ярко представлены для глаз присутствующих.

Педагог предлагает в тишине проверить свои впечатления, а потом произнести вслух все, что видят глаза. Дети называют качества («умный», «нежный», «добрый»…) или указывают на поведенческие характеристики («он всегда помогает», «у него можно попросить что-то, он дает»…), иногда выделяют характерологические черты («веселый», «общительный»…), иногда сообщают о случаях, во время которых проявилась личность («когда я болел, он ко мне приходил…», «никто не остался убирать класс, а он остался…»). Для группы старших подростков и юношества чрезвычайно важны провозглашения достоинств внешнего портрета («красивая», «грациозная», «он сильный», «у него красивые волосы»…).

«Волшебный стул» как бы отстраняет товарища от группы, набрасывает игровой флер таинственности («эта дама, сидящая перед нами…», «этого господина мы видим…», «у этого юноши»…), на него смотрят как бы впервые. И обычно дети легко идут на такие игровые условия, потому что слишком близкие отношения мешают взглянуть на товарища с социально-ценностной позиции. Отстраненная же позиция снимает смущение, позволяет произносить то, что пока нетрадиционно для нашего общения, - говорить комплименты друг другу сейчас и теперь, не дожидаясь смерти, похорон и траурных митингов. Такого рода упражнения не бесследны, они помогают обрести уверенность в себе, подымают школьника к осознанию себя как носителя достоинств, изменяют его положение в группе, развивают эмпатию у детей, смягчают психологический климат в группе и, в итоге, переориентируют внимание детей с «недостатков» на «достоинства». Полезной оказывается такая групповая игра и для педагога: он начинает принимать новую точку зрения на «достойного человека», который отличен не тем, что у него нет недостатков, а тем, что у него есть достоинства.

«Волшебный стул» проводится неоднократно, так, чтобы через момент возвышения прошел каждый ребенок группы. Педагог должен жестко фиксировать (в памяти или на бумаге) тех ребят, которые не успели пройти через игровую ситуацию «волшебного стула», и серия игры не завершается, пока все до единого ученика не побывают в роли «дамы, достоинства которой мы видим» или «господина (сударя), чьи достоинства обнаруживают волшебные силы».

Решающим в воспитательном влиянии этого группового дела является тональность протекающего маленького события. Тон, конечно же, задает педагог. Его педагогическая техника (голос, мимика, пластика) как бы лепят эмоциональную ауру, вовлекая детей в добрую расположенность к каждому, кто находится в комнате, и желание сказать любому ободряющее и возвышающее его как личность.

Не следует бояться пауз, тишины, когда дети молчат, не находя ответа на вопрос, какие достоинства они видят. Надо предупреждать возможность затруднений, отмечая, что необходимо увидеть то, что не лежит на поверхности, что без усилий не удается увидеть, но что неизбежно предстает перед нами, если мы начнем вглядываться в человека. После таких слов успокаивается и сидящий на стуле, он позволяет себе улыбнуться, и группа, в свою очередь, улыбаясь в ответ, свободно сообщает о своих впечатлениях.

«Волшебный стул» может быть внесен как часть в какое-то другое, более масштабное групповое дело, но может проводиться и изолированно от других видов групповой деятельности.

Презентация мира

Предметное восприятие окружающего мира, свойственное маленькому ребенку (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг «скамейка» как некая деревянная конструкция вмиг предстала «местом отдыха для старика», «свиданием для влюбленных», «средством раздумий о жизни». Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.

Смена предметного восприятия, однако, не происходит неизбежно, и довольно часто мы констатируем предметное восприятие мира как единственное его восприятие. И тогда человек живет «среди предметов», «среди факторов», «среди случаев», выпадает из контекста общественных отношений, культурных ценностей. Внешне – живет как все, в сущности – живет вне всех, ибо выключен из системы ценностных отношений.

«Презентация мира» как форма групповой деятельности выступает дополнительным фактором перевода предметного восприятия реальности в ее ценностное восприятие. Организуется духовное усилие каждого школьника в момент данной деятельности: предъявляется какой-либо предмет группе и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль исполняет в реализации стремлений человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневное существование. Такого рода интеллектуально-эмоциональное усилие высвечивает для школьника духовную ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению, а в конечном итоге подымает школьника над ситуацией, помогает ему обрести свою личностную сущность – стать субъектом отношений, освобождаясь от зависимости вещно-предметной.

Ни в коем случае мы не хотим сказать, что с помощью «презентации мира» педагог разовьет в ребенке духовность как качество личности. Мы говорим лишь, что эта форма групповой деятельности является одним из элементов общей системы духовного становления школьника.

Избирается любой предмет из окружающей школьника действительности (бессмысленно избирать нечто, лежащее за пределами реальности, например, тостер – детям далекой сельской школы, не знающим и газовой плиты, или пуанты – детям, не видевшим балета), ставится вопрос о его роли в жизни человека, утилитарном и духовном предназначении, в том числе и вопрос о личном отношении к данному предмету.

Этот предмет представлен для общего восприятия так, чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, обставлен как некая ценность общечеловеческой культуры. Например, на драпированном столике – очки, на красивом блюде – красное яблоко, через эпидиоскоп на экране – иголка с ниткой, на демонстрационном кубе – кусочек мела.

Педагог предлагает взглянуть на этот предмет свежим глазом, отыскать в предмете весь спектр пользы и ценности для людей или, пойдя от обратного, представить жизнь без этого предмета. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки (может быть впервые осторожно и бережно), демонстрируют всей группе через призму своего видения, раскрывая то содержание, которое обнаружено ими. Не страшно, если ребенок, показывая почтовый конверт, скажет только «для писем»; ничего плохого нет в том, когда ребенок в кувшине видит лишь «сосуд для молока» - это все тоже социальное предназначение и участие предмета в социальной жизни. Мысль детей обычно довольно скоро подымается до духовных вершин, «почтовый конверт» служит «любви», «помощи», «поддержке другому человеку», а «кувшин» становится средством «добра», «общения», «заботы».

Предметом презентации могут стать явление, событие, факт, процесс. Но на первых порах лучше всего начинать с вещей, непосредственно находящихся вокруг. Дети и сами могли бы предлагать такие предметы, открывая в них скрытые отношения, вознося их на пьедестал жизненных человеческих ценностей. Если группа небольшая по численности, то возможен вариант поочередного предъявления предмета индивидуально каждым участником: тут интересен индивидуальный выбор и веер таких выборов.

«Презентация мира» может выступать частью какой-то обширной программы, например, проводится на вечере отдыха, во время чаепития, в лесу на полянке и даже на уроке по ходу изучения нового для детей научного явления. Разумеется, исходным условием такого широкого использования служат профессиональные качества педагога, а именно, его ценностно-духовное восприятие мира.

Социодрама

Социодрама – это сюжетно-ролевая игра, развивающаяся как событие, предопределенное социальной позицией главных персонажей игры. Субъект игры – носитель идеи; согласно возложенной на него роли он ведет себя в предложенной ситуации. «Совершающееся действие» (драма) разворачивается так или иначе в силу определенной избранной позиции. Именно правомерность позиции выступает предметом анализа и оценки всех участников и зрителей игры.

Социодрама не случайно родилась в школе как форма групповой деятельности. Противоречивые общественные обстоятельства ставят современного человека, в том числе и школьника, в постоянную ситуацию выбора, от которой зависит ход жизни и система социально-психологических отношений, окружающих субъекта выбора. Но субъектом выбора становятся по мере развития индивидуального сознания способности осмысливать конкретные события и свое «я» в контексте этих событий: связь, зависимость, интерес, влияние, - а также способность предвосхищать результаты личного выбора.

Назначение социодрамы в упражнении духовных сил школьника по осознания себя как личности в структуре общественных отношений.

Психологической предпосылкой социодрамы является потребность детей в игре, свободном общении, а в старших классах – формирование мировоззренческих убеждений. Детское и юношеское воображение обусловливают легкость вовлечения школьника в сюжетно-ролевую игру, он сразу вступает в игру в заданной ему роли и последовательно ведет ход игровых событий.

Этическая основа социодрамы в самоценности личностного выбора, в уникальности и неповторимости человеческих ситуационных решений, в единстве добра и зла, неразъединенности положительного и отрицательного, а следовательно, в правомерности жизненных выборов иногда и прямо противоположного характера.

Методически провести социодраму совсем не трудно. Алгоритм ее организации состоит из последовательных простых шагов. Первый: определяются две альтернативные идеи, отражающие противоположные жизненные позиции («идея» и «антиидея»). Второй: придумывается некоторый простой сюжет (лучше – житейско-обыденного плана), через ход которого некий субъект (назовем его субъект-жертва») испытывает на себе реальные последствия выбора идеи и выбора антиидеи «субъектом-один» и «субъектом-два». Третий: распределяются роли среди участников игры. Помимо действующих лиц («субъект-один» и «субъект-жертва»; «субъект-два» и «субъект-жертва»), в игре принимают участие и зрители в роли «субъекта-наблюдателя»; чаще всего это бывают предметы, вещи, животные, растения и прочее – все, что могло бы окружать героев драмы в момент столкновения их интересов. Четвертый: как в древнегреческой драме, в игру вводится «хор» в качестве резонерствующего лица: «хор-один» высказывается в пользу позиции «субъекта-один»; «хор-два» предъявляет аргументы в пользу позиции «субъекта-два». Дискуссия «хоров» возвышает игру до философского осмысления, помогает школьнику мыслить надситуативно, осерьезнивает веселые перипетии забавного сюжета.

Пятый шаг: кого-то из участников просят исполнять роль рефери, чтобы оценить общий ход игры, соответствие состоявшегося поведения возложенной роли, расстановку сил, мнений и итоговый результат в виде общего суждения.

Сюжет проигрывается дважды и завершается двумя несхожими решениями. «Субъект-наблюдатель» имеет право по ходу разворачивающихся событий бросать реплики от имени той роли, которая ему досталась. Например, «солнце» могло бы поощрять либо осуждать выбор героя; «черный кот», следя за действующими лицами, может сообщать о своих переживаниях.

Финалом игры является выбор всех участников игры одной из позиций, они все расходятся, собираясь вокруг «субъекта-один» либо «субъекта-два». Рефери подведет итог, оценивая меру искренности играющих, раскованности и степень анализа правомерности позиций.

Дополним сказанное примерами игровых фабул.

- В лесу споткнулся и поранил ногу человек; мимо него проходит тот, кто считает, что помощь людям только их расслабляет, и тот, кто безусловно избирает всякую помощь человеку.

- Взят велосипед и разбит в результате неосторожного обращения. Хозяин велосипеда приходит за ним. В одном случае владелец исповедует идею наказания за всякий проступок, в другом – великодушного прощения.

- Начальник, собравший совещание, ожидает видеопленку с материалом для совещания. Тот, кому поручено ее привезти, опаздывает на встречу – поезд увозит пленку. Вариант позиций: «главное – дело» и «главное – добрые взаимоотношения».

- За пять минут до прихода гостей хозяйка роняет блюдо на кухне. Около дверей оказывается тот, кто строго соблюдает этикет, и тот, кто полагает, что в соблюдении этикета нет никакого смысла.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру