Работы лауреатов VI Всероссийского Конкурса по историко- церковному краеведению. Православные традиции семьи Филатовых – Деревщиковых

Введение

При изучении темы «Моя родословная» по истории в младших классах я познакомилась с таким определением: «Семья – это группа живущих вместе родственников, объединение людей, сплоченных едиными интересами». Это определение семьи записано в словаре С.И. Ожегова. Честно говоря, мне тогда еще не понравилось в этом определении то, что мы со своими дедушками и бабушками живем не вместе, но я считаю, что мы – это одна семья. К своей семье я причисляю и еще одну родственницу, которая живет не с нами, а совсем на другой улице. Это дедушкина родная тетя. Ее зовут Филатова (Симонова) Татьяна Васильевна (Приложение 1), ей в этом году исполнилось девяносто лет. Каждый день мы по очереди навещаем ее, носим ей разную еду, потому что она уже плохо видит, и сготовить себе пищу практически не может. А я люблю ходить к ней еще и потому, что прабабушка Таня очень хороший собеседник и очень многое знает и помнит из истории нашей семьи. А когда к ней приходит ее родная сестра Филатова (Осинова) Прасковья Васильевна, (Приложение 2) которой тоже уже под девяносто, то их рассказам и воспоминаниям не видно конца. Как говорит мой руководитель Мария Егоровна Асеева, мои родственники – это кладезь истории родного края, села, семьи. Именно от них я узнала, как моя семья сохранила православную традицию по оформлению в доме святого угла. «Веками сложившаяся традиция иконопочитания – неотъемлемая часть жизнечувствия каждого православного христианина».[1] Угол с иконами, а у нас он называется святым, был и остается во всех без исключения домах села Мастюгино. Цель моей работы:

Узнать, какие православные традиции, связанные со Святым углом, сохраняются в моей семье и передаются из поколения в поколение.

Передо мной стояли следующие задачи:

1) Узнать, как оформлялся святой угол моими предками в первой половине ХХ века.

2) Сравнить, какие традиции в оформлении Святого угла сохраняются у нас до настоящего времени.

3) Записать воспоминания членов нашей семьи о том, какие православные иконы особо почитаемы моими родственниками.

4) Изучить материал о том, как моим родным удавалось сохранить иконы в годы гонений на веру.

Для исследования я взяла сравнительно небольшой промежуток времени – с первой половины ХХ века и первое десятилетие XXI века. Так как живы мои прабабушки, родившиеся в первой половине ХХ века, дедушка с бабушкой, то они являются ценными свидетелями и хранителями многих традиций, и они смогли помочь мне. (Приложение 3) Воспользовалась записями краеведов прошлых лет и записями учителя истории Нефедовой Ольги Яковлевны, (Приложение 4) где она описала крестьянское подворье, разные виды и способы постройки изб жителями села Мастюгино. Именно из этих записей я узнала, что мои предки большое внимание уделяли обустройству Святого угла в своих хатах.

Познакомилась с литературой наших острогожских и воронежских краеведов: Г.М.Веселовским и П.М.Терещенко. Сравнила их описание жилища и красного угла Острогожского уезда и мастюгинскую избу. Нашла много общего, но и отметила немало различий. И, как всегда, моей настольной книгой был иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И.Даля. Руководитель Мария Егоровна Асеева посоветовала воспользоваться книгой «Православная икона в семье», автора – составителя Е.А.Князева.

Я использовала такие методы исследования:

1. Сбор информации.

2. Запись воспоминаний.

3. Сравнительный анализ.

4. Беседа со священником отцом Николаем.

5. Работа с православной и краеведческой литературой.

Глава 2. Святой угол

«Традиции – это то, что, переходя от одного поколения к другому, становится историко – культурным наследием. Православные традиции - не просто идеи, взгляды, вкусы, а образ жизни»[2]. Сила духа верующего народа оставалась и остается непоколебимой. Это и сохраняет веру. Пройдя через гонения на веру, травлю и лишение церковных святынь, православные традиции продолжают укреплять в людях порядочность и справедливость, основанные на соблюдении Заповедей Божьих. Веками сложившаяся православная традиция иконопочитания в нашей семье является неотъемлемой частью жизни. Иконой благословляли моих дедушку и бабушку, маму и папу, когда они женились. Иконой благословляли меня и моего брата на учение. Я уверена, что икона – это путеводитель каждого человека и в радости и в горе, в учении и в работе, в болезни и в воинской службе. Эта уверенность у меня появилась не случайно. Вся моя семья – это верующие люди, которые свято чтут традиции православия и живут по канонам церкви. Мой дом преображается во время праздников и обретает строгий вид в будничные дни. Сначала я не обращала на это внимания и для меня, казалось, все как должное, но сейчас понимаю, что в нашей семье свои традиции.

Особенно торжественно мы соблюдаем такие праздники как: Рождество Христово, Пасха, Пятидесятница (Троица), Успение пресвятой Богородицы и день памяти святого Сергия Радонежского, покровителя нашего села. В нашем доме все преображается, но особенно «загорается» Святой угол. (Приложение 5) Вечером, перед праздником мама достает праздничные полотенца, тщательно протирает иконы, покрывает их и зажигает лампадку. Точно также происходит в доме у моей бабушки и других моих близких и дальних родственников. Как и у нас, в их домах имеется по несколько икон, которые находятся в Святом углу.

В книге П.М. Терещенко «Урыв» Святой угол назван Красным. А в Мастюгино, по воспоминаниям прабабушки Филатовой (Симоновой) Татьяны Васильевны, его называли просто «святые». Известны выражения, которые встречаются до сих пор в селе у пожилых людей: «сидеть под святыми». О том, что человека хорошо приняли в гостях, говорили: «Меня же посадили под святые». (Приложение 6) Это выражение о многом говорило: человека приняли со всеми почестями, гостю были рады. Если гостю не были рады, то под святые его не допускали, при этом недовольно высказывались: «Несмотря ни на что, норовит сесть под святые».

О том, как выглядел Святой угол в начале двадцатого века, прочитала в краеведческой литературе. Располагался он слева напротив входной двери. Это всегда была восточная сторона. Здесь висели иконы. У бедных людей одна – две, у тех, кто побогаче – больше. (Приложение 7) По праздникам иконы были покрытые утирками (полотенцами), украшенными вышивкой, по будням утирками без украшений. Разрешалось по будням и совсем иконы не покрывать. В праздники такое не допускалось. Прабабушка Филатова (Симонова) Т. В. заметила, что и у нас в селе, именно покрывали икону полотенцем, как девочкам покрывали платок. В доме у Татьяны Васильевны в Святом углу висела одна икона - Спаситель. Икона была старинной. Она передавалась из рук в руки от отца к сыну, от деда к внуку, соединяла и сплачивала семью и оказалась в руках у отца прабабушки Тани - Василия Тихоновича. Татьяна Васильевна вместе с сестрой Прасковьей Васильевной вспомнили, как молились они перед Спасителем за своих родителей, за детей, за родных и близких и за самих себя. Долго и сильно горевал Василий Тихонович, когда старинная икона исчезла. Это произошло, когда его сын вступил в коммунистическую партию.

Далее Татьяна Васильевна рассказала, что перед иконами висела лампадка, прикрепленная к потолку. Перед праздниками лампадку зажигали, и она горела целую ночь до рассвета. При строительстве избы в потолок, где должен был находиться Святой угол, сразу встраивали крючок для лампадки. В Святой угол сажали дорогих гостей: молодоженов, сватов, солдат, уходивших на военную службу и тех, кто возвращался со службы. В школьном музее имеется фотография, на которой снята семья одного из мастюгинцев. (Приложение 8) На ней хорошо видно, как встречают солдата с фронта, и на каком почетном месте он сидит – в Святом углу. Мне удалось выяснить, что на снимке запечатлен возвратившийся с фронта Симонов Андриян Яковлевич. Событие это происходит в 1945 году.

В обычный день во время приема пищи в Святом углу сидел глава семейства. В семье моих предков существовала и еще одна традиция: когда в дом входил гость, то, прежде чем поздороваться, он должен был повернуться к Святому углу, трижды перекреститься, а затем сказать хозяевам: «Здравствуйте». Я сразу вспомнила, что, раньше, когда сама прабабушка Таня приходила к нам в гости, то всегда при входе в дом крестилась, а потом здоровалась. Тогда мне казалось это странным. Ведь я больше ни у кого такого не видела. А сейчас я понимаю, как старалась Татьяна Васильевна нести и сохранить эту добрую традицию. Но, когда я прочитала в записях у учителя истории: «При входе в дом, гость поворачивался к иконам, трижды крестился, а затем говорил: «А теперь – здравствуйте!», то поняла, что многие мои земляки, таким образом, приветствовали друг друга.

Выслушав рассказ Филатовой (Симоновой) Татьяны Васильевны, и поработав по этой теме в школьном музее, я отметила, что в моей семье многие традиции, связанные со Святым углом, сохранены и соблюдаются до настоящего времени. Побеседовав с одноклассниками, выяснила, что у них у всех в домах имеется Святой угол, есть у их знакомых и родственников. Сравнила расположение икон в домах у моих односельчан в настоящее время. Заметила, что в основном, как и раньше, иконы расположены с восточной стороны. Но теперь в домах много комнат, и не всегда получается обустроить Святой угол, как раньше, напротив двери, слева. Чаще всего Святой угол находится на кухне, где семья кушает. Сохранилась в семьях традиция - сажать под святые молодоженов после венчания или регистрации и благословлять их семейной иконой. « А отец теперь сидит, где придется», - так сказали все пятеро моих одноклассников.

У нас в доме два Святых угла. Один тоже на кухне, а другой – в маминой комнате. У бабушки в доме Святой угол расположен в прихожей. В обычные дни наши иконы покрыты полотенцами белого цвета с кружевами. (Приложение 9) В великие праздничные дни мама украшает иконы полотенцами с вышивкой. Мне очень нравиться ощущать необыкновенную радость и счастье, которые испытываю всегда, когда в великий праздник открываю глаза и вижу перед собой красоту убранства Святого угла. Мне кажется, что в доме становится светло, празднично, торжественно, как и должно быть в эти необыкновенные дни. Добавляет праздничное настроение и традиция в великие дни в Святой угол помещать различные веточки. Например, в Рождество мама ставит в Святой угол веточки ели и устраивает маленький «вертепчик». В Вербное воскресенье мы с братом помогаем маме украшать его веточками вербы. Вербу дедушка привозит из леса, бабушка несет в церковь, а затем несколько веточек приносит к нам. Но больше всего я люблю в день Святой Троицы весь дом украшать ветками березы и клена. И обязательно самую красивую веточку мы положим на иконы в Святом углу. На Пасху в Святом углу загорается святой огонек в лампаде, принесенный из храма с Божественной Литургии и вечернего Богослужения в Чистый четверг.

Ежедневно перед иконами мы совершаем молитвы перед приемом пищи и после ее принятия; молитвы на благословение дня и на ночь; идущему в путь; благодарственные молитвы. Чаще всего молитву перед едой читает мама или бабушка, а, когда кто-либо собирается в путь, они благословляют на дорогу. А вот при входе в дом мы сразу говорим: «Здравствуйте!», и никто уже не крестится, как раньше. Мне жаль, что данная традиция исчезла. Ведь, перекрестившись у входа, наши предки несли в свои жилища покой, добро, благополучие и порядок. Хотя они жили беднее нас, но в полном согласии друг с другом, несмотря на то, что в одной избе проживало до двадцати человек.

Работая над своим исследованием я, наверное, впервые задумалась о важности православных традиций для верующего человека и пришла к выводу, что много народной мудрости вложено моими предками в каждую традицию.

Глава 3. Православная икона в моей семье

Начиная работу по данной теме, я даже не предполагала, сколько открытий ждет меня впереди. Сколько нового и интересного я узнала. И на многие традиции, установленные в моей семье я стала смотреть по – другому. Я впервые испытала чувство большого уважения к своим предкам, которые сохранили и передали их нам.

Вместе со своей мамой Любовью Ивановной Деревщиковой обратилась к местному священнику отцу Николаю с вопросом: что такое икона и чем значима она для людей. После беседы с батюшкой я поняла, почему в моем доме есть иконы Пресвятой Богородицы и Спасителя. (Приложение 10) Как сказал отец Николай, данные иконы умиротворяют и успокаивают, сосредотачивают мысль, очищают помыслы и объединяют семью. Для себя я отметила, что обе эти иконы имеются в домах у всех моих родных. Есть в нашем Святом углу икона Преподобного Сергия Радонежского – небесного покровителя нашего села.

В семнадцатом веке в Мастюгино была построена деревянная церковь и освящена в честь Сергия Радонежского. Из архивных документов известно, что деревянная церковь сгорела, а на месте ее построили каменную церковь, которая просуществовала в селе до 1943 года. Ее разрушили немецко – фашистские захватчики. И только в начале ХХI века началось строительство нового храма. (Приложение 11) Но мои земляки на протяжении всех лет чтили святого Преподобного Сергия и отмечали престольный праздник – Сергиев день - 8 октября. Я спросила у своих одноклассников, есть ли у них дома икона нашего покровителя. Оказалось, что не у всех. Я считаю, что это несправедливо. Посоветовала ребятам обязательно приобрести иконку с образом нашего святого. Отец Николай посоветовал просить помощи в учебе перед иконой Сергия Радонежского.

Конечно, имеются в нашем доме и именные иконы. В книге «Православная икона в семье» я прочитала о тезоименных иконах с изображением святого покровителя человека. Они бывают мерными и просто именными. Именная икона – это образ святого покровителя, небесного заступника. Моя икона - святая мученица Фотиния (Светлана), у брата - святой князь Владимир, у мамы - святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья. Впервые, я внимательно рассмотрела иконы в бабушкином доме и попросила ее рассказать мне о них. В Святом углу бабушкиного дома находится Спаситель, справа - Святитель Николай. Эти иконы находятся на самом верху. Кроме этих образов у бабушки много икон в честь пресвятой Богородицы, перед которыми молятся о семейном благополучии: Феодоровская, Казанская, Владимирская, Неопалимая купина и другие, а также иконы покровителей семейства: Параскевы Пятницы, Гурия, Самона и Авива, блаженной Ксении Петербургской, покровителя земли Воронежской - святителя Митрофана и другие. О каждой из икон мне бабушка немного рассказала. Из ее рассказа я поняла, что Божия Матерь занимает особое место в жизни каждого христианина. И я полностью согласна с высказыванием князя Трубецкого, прочитанного мною в книге «Православная икона в семье»: «Сколько видела икона многовековых терзаний души народной, сколько слез пролито и как властно звучит ее ответ на эти слезы»[3].

Изучая наши семейные иконы, я пришла к выводу, что сохранить икону в семье - это значит, сохранить свою семью, свой род, а может быть даже и сохранить наш народ, нашу страну. (Приложение 12, 13)

«Икона в русском доме – главный смысл миропорядка».[4]

Глава 4. Сохранение православных традиций во время гонений на церковь

Изучая архивные документы и беседуя со своими родственниками, я узнала, что не всегда у нас в стране люди могли свободно соблюдать православные традиции. В годы Советской власти приобрести икону было практически невозможно, а некоторым приходилось даже прятать иконы в шкаф, в стол, в кладовую. Так было и в семье моего дедушки – Филатова Ивана Сергеевича. Его отец Филатов Сергей Васильевич (родной брат Татьяны Васильевны) в начале шестидесятых годов прошлого века вступил в коммунистическую партию.

Как он простой тракторист стал коммунистом? Оказалось, по разнарядке. В колхоз пришла разнарядка - принять в партию одного тракториста и одну доярку. Раньше в партии были только специалисты сельского хозяйства, учителя и разного рода начальство. Пришла пора принимать простой народ. И моего прадеда сагитировали, пообещав посадить его работать на новый трактор. И наш Сергей Васильевич согласился. Уж очень заманчивым было такое предложение. Получить в колхозе новый трактор и работать на нем – мечта каждого тракториста. Это было время антирелигиозной пропаганды. Оформление святого угла - было под угрозой исчезновения.

У сельских коммунистов в доме не должно быть никаких икон. Вот и приходилось его родителям, жене, да и ему самому прятать икону. Достанут из сундука, помолятся и опять спрячут. В конце концов, старинная икона Спаситель из дома и совсем исчезла. Это было время атеизма. В селе не было церкви. Многие жители втайне от всех крестили детей, венчаться молодые пары ездили в город. Многие оставались некрещеными и невенчанными. И, когда женились дедушка с бабушкой, продолжались такие же порядки. Им для благословления негде было купить иконы. Хорошо, что бабушкина мать нашла образ Спасителя и Пресвятой Богородицы, сделала у местного столяра рамки. А украшением икон в селе занималась одна рукодельница – Симонова Мария Павловна. Так общими усилиями и изготовили для молодоженов иконы, ими их благословили. Я рада, что живу в такое время, когда всем без исключения, несмотря на профессию, должность, возраст не запрещается выполнять православные традиции и обряды. (Приложение 14)

Интересную историю, связанную со святым углом рассказала мне ветеран педагогического труда, бывший учитель истории Екатерина Иосифовна Рыжкова, 1927 года рождения. (Приложение 15)

После окончания учительского института она приехала работать учителем истории в нашу школу. Шел 1952 год. В 1953 году она вышла замуж за местного парня Тихона Ивановича. Молодые стали жить вместе с родителями в старой меловой хате. Родители Тихона Ивановича, как и большинство жителей села, были верующими людьми. В избе, как полагалось, имелся Святой угол.

И вот однажды к ним в дом наведалась комиссия в составе корреспондента районной газеты, представителей отдела образования и райкома партии. Екатерина Иосифовна в это время вместе с коллективом учителей поехала в Коротояк на районную учительскую конференцию. Дома оставались только старики. Члены этой представительной комиссии стали их стыдить за то, что у них в доме живет учительница истории, и висят иконы. Заставили стариков снять иконы со стены. Свекровь заплакала, не хотела подчиниться, а свекор Иван Леонтьевич велел ей снять и спрятать в стол. «Ты хочешь, чтоб Катьку с работы выгнали?» Свекровь подчинилась.

А в это время на конференции был выпущен плакат и вывешен в фойе. На нем изображена учительница, стоявшая у доски. Одной рукой она показывала карту Советского Союза, а другой указывала на иконы. Внизу стояла подпись, что это учительница истории Мастюгинской школы Рыжкова Екатерина Иосифовна. Возле плаката толпились учителя со всех школ района. Некоторые подходили к молодой учительнице и смеялись ей в глаза. Очень обидно было это переносить. Всю дорогу домой проплакала Екатерина Иосифовна, но она еще не знала, что ждет ее дома. Мир и покой в семье был нарушен. Каждое утро свекровь доставала иконы из стола, а свекор прятал назад. Они начинали скандалить, а молодая женщина считала себя виноватой во всей этой истории. Перед учительницей встал вопрос: надо уходить от мужа, снова жить на квартире. Тихону Ивановичу не хотелось бросать родителей, и он не мог расстаться с женой. В конце концов, пришлось молодым отделиться от родителей, и начать строить себе новый дом, в котором Екатерина Иосифовна живет до сих пор.

Святой угол с иконами у них также был, но находился не на традиционном месте, а в самой дальней комнате, куда чужие люди никогда не заглядывали. Тихон Иванович и Екатерина Иосифовна не могли нарушить традицию своих предков. Так я узнала, что был период в истории моих земляков, когда учителя, коммунисты, специалисты сельского хозяйства, разного рода секретари, несмотря на запрет, все же обустраивали в своем доме Святой угол. Я считаю, во многом их заслуга в том, что данная традиция сохранилась у нас в селе и дошла до нас.

Заключение

Работая над данным исследованием, я поняла, что, хотя в нашем селе на протяжении многих десятилетий не было церкви, мои земляки и члены моей семьи продолжали сохранять православные традиции, чаще всего тайно. Любая попытка властей надавить на верующих, заставить их отречься от веры вселяла в людей какую-то особенную надежду, давала какую – то тайную силу, чтобы сносить это испытание, выпавшее на их долю. В настоящее время православные традиции продолжают жить, помогая обустраивать жизнь, делать ее надежной и одухотворенной. Я считаю, что семьи, сохранившие родовые православные традиции, и сегодня остаются примером для местного населения, являясь образцом крепкой семьи, поддерживая Церковь и Веру.

Изученные материалы и воспоминания моих родственников позволяют сделать следующие выводы:

1) Традиция обустраивать в доме Святой угол сохранилась в нашей семье

2) Я узнала, как оформлялся святой угол моими предками в первой половине ХХ века

3) Сравнила, какие традиции в оформлении Святого угла сохраняются у нас до настоящего времени

4) Изучила материал об иконах, которые особо почитаемы в нашей семье

5) Изучила материал о том, как моим землякам и родственникам удавалось сохранить православные традиции в годы гонений на веру

Нам, молодому поколению XXI века, можно и нужно многое сделать для возрождения и сохранения православных традиций наших предков. Обычай праздновать и горевать вместе, творить милость, поддерживать материально и духовно храм - это такая деятельность, которая дает силы. И я это почувствовала, когда проводила данное исследование.

Литература и источники

1. Интервью с (Филатовой) Осиновой Прасковьей Васильевной, 1926 года рождения, жительницей села Мастюгино Острогожского района Воронежской области, 15 октября 2012 года.

2. Интервью с (Филатовой) Симоновой Татьяной Васильевной, 1921 года рождения, жительницей села Мастюгино Острогожского района Воронежской области, 22 октября 2012 года.

3. Интервью с Нефедовой Ольгой Яковлевной, 1948 года рождения, жительницей села Мастюгино, Острогожского района, Воронежской области, 30 октября 2012 года.

4. Веселовский Г.М. О времени и о себе /Г.М.Веселовский . - Воронеж, 1997. – 259с.

5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка/С.И. Ожегов. М.: Русский язык. - 1984.-959с.

6. Материалы III Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко – церковному краеведению. – М.: РА «Оригинал», 2011. – 208 с.

7. Православная икона в семье.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.- 160 с. – (Чудотворные иконы)

8.Терещенко П.М.. Урыв./П.М.Терещенко. – Воронеж. 1993- 159 с.



[1] Православная икона в семье. – М.: 2011.- Автор - составитель Е.А.Князев, С.5.

[2] Материалы III Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко – церковному краеведению.- М.: РА «Оригинал», 2011. Под редакцией Мелеховой Г.Н., Савельевой Ф.Н., Свешниковой Н.В., Харитоновой Ю.А., Смирнова И.А. - 208 с.

[3] Православная икона в семье. – М.: 2011.- Автор - составитель Е.А.Князев, С.5.

[4] Православная икона в семье. – М.: 2011.- Автор - составитель Е.А.Князев, С.4.

РЕЦЕНЗИЯ

Деревщикова Светлана исследовала православные традиции семьи, сохранившиеся в XX–XXI вв., в основном используя источники устной истории, поскольку проблема практически не освещена в литературе. Автор ограничила исследование проблемы, поставив цель собрать сведения о сохранившейся традиции почитания «Святого угла». Последовательно решая задачи по выявлению, сопоставлению и обобщению сведений о том, как оформлялся «Святой угол» и какие иконы были наиболее почитаемы в семье в первой половине ХХ в. и в настоящее время, автор одновременно попыталась выяснить, как удалось сохранить традицию в условиях проводимой государством антирелигиозной политики.

Полученные результаты интересны и исторически важны, раскрывают малоизвестные страницы из жизни простых людей в условиях целенаправленного разрушения национальных традиций народа. Автору удалось изучить тему на основе информации, полученной из прямых источников – из уст еще живых очевидцев и участников событий, что повышает достоверность сообщаемых сведений. Надо отметить богатые фотоприложения, демонстрирующие роль иконы и Красного угла в жизни наших современников.

В качестве недостатка, который необходимо исправить, надо отметить неразличение автором источников и литературы. А между тем у них разное место в исследовании. Источники являются базой для изложения темы, введения новых данных, формулирования новых выводов, решения поставленной проблемы; литература – это публикации, привлекаемые для общего сведения, материалы справочного характера. В работе отразились разные виды источников, лучше приводить каждый из видов источников в отдельном списке. Главный источник исследования – это материалы бесед, полевые материалы автора (ПМА). Они оформляются так: ПМА (полевые материалы автора – расшифровывается при первом употреблении). Никулин Петр Тарасович (1892 г.р.) Г. Калач. Лето 2012 г. (т.е. место и время проведения беседы).

Обратите внимание, что элементы описания книги, журнала, газеты разделяются точкой и пробелом; тире (а тем более дефис) не ставится. Все списки должны быть выверены по алфавиту.

При ссылке на сборники, словари необходимо указывать использованные страницы. Ведь не весь словарь Ожегова проштудировал автор; также и не все Материалы III Всероссийского конкурса.

Работа отвечает требованиям Конкурса по структуре и содержанию, свидетельствует о творческом потенциале автора, самостоятельности суждений, грамотности.

Уважаемая Светлана, исследование православных традиций народа России – тема архиактуальная, поскольку речь в конечном итоге идет о сохранении русской цивилизации, фундаментом которой является Православие. Вам удалось зафиксировать на примере одной семьи одну из небольших, но очень важных страниц из жизни нашего народа. Продолжайте свои исторические изыскания, расширяя границы исследования.

Рекомендую прежде всего изучить исторический контекст проблемы, связанный с реализацией антирелигиозного террора на территории России в прошлом столетии. С этой целью обратитесь к житиям новомучеников и исповедников Российских ХХ столетия, составленных игуменом Дамаскиным (Орловским) на основе изучения огромного корпуса архивных первоисточников, в том числе судебно-следственного производства. Эти жития составляются по благословению Святейшего Патриарха и проходят серьезную проверку на достоверность в Синодальной Комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви. С этими трудами Вы можете познакомиться на сайте регионального фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви ХХ столетия» www.fond.ru.

Рецензент:

Иноземцева Зинаида Петровна,

к.и.н., засл. работник культуры РФ


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру