Восхождение к смыслам отечественной культуры, или тайна четырех «П»

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности

Урок со столь необычным названием - «Тайна четырех "П"» - не совсем обычный урок. Несмотря на то, что по своему типу данный урок является комбинированным уроком с классической четырехзвенной структурой, включающей в себя и актуализацию уже имеющихся знаний, и изучение нового материала с последующим закреплением оного, и задание на дом, необычность его обусловлена: а) обилием целевых ориентиров (знакомство с новыми социокультурными категориями, обретение и проживание опыта участия в дискуссии, чтение опорного конспекта и умение им пользоваться, развитие речи и памяти, пробуждение желания распознавать тайны и переживание радости совместного бытия и открытий); б) импровизационной формой проведения урока, вытекающей из интригующего названия «Тайна четырех "П"»; в) использованием «соцветия знаний» - знаний из самых разнообразных областей действительности (культурология, математика, история, русский язык, этимология). По своей сути этот урок - урок восхождения к «живому знанию» (С. Л. Франк) - знанию, которое может стать «влекущей и приглашающей силой» (В. П. Зинченко) к освоению бытия через образы отечественной православной культуры. Всего четыре слова - Православие, Пасха, Победа, Праведник, но эти социокультурные категории и их глубинное содержание становятся трамплином для дальнейшего освоения православной культуры и постижения бытия. Усвоение именно этих категорий дает возможность учащимся в дальнейшем ориентироваться в обилии культурных артефактов.

На уроке, который проходит в три этапа, учащимся предстоит с помощью учителя - это первый этап - сделать несколько «открытий»: выйти на первичный уровень понимания слова «Православие» как правильного отношения ко всему сущему; распознать смысл пасхального благовестия (Пасха = Победа); расшифровать слово «воскресение» как оживление; понять значение слова «праздник» как воспоминание о событии; познакомиться с новым словом, соответствующим достижимому идеалу православного человека. Одновременно с распознанием «тайн» составляется и опорный конспект.

На втором этапе урока учащиеся пишут конспект по памяти и после проверки, которую в одних случаях осуществляет учитель, в других случаях - сосед по парте (иногда возможна самостоятельная проверка через сравнение собственного конспекта с конспектом, представленным на классной доске), по желанию отвечают, точнее раскрывают содержание опорного конспекта. При этом учитель должен так «инструментовать» проверку, чтобы каждый учащийся пожелал ответить и раскрыть содержание конспекта.

На третьем этапе урока учитель рассказывает детям о каком-либо пасхальном событии: проповеди Марии Магдалины или об апостоле Фоме, которого прозвали Фома неверующий, о чудесном улове рыб учениками Христа на море Тивериадском или о тайне имени Иисус Христос (1С ХС). Цель данного этапа —через посредство адаптированного евангельского рассказа эмоционально пережить события апостольской проповеди, почувствовать красоту и тишину, величие и значимость пасхального благовестия.

Материальной основой урока является опорный конспект, который первоначально представлен в следующем виде:





Рис. I. Первоначальный вид опорного конспекта урока «Тайна четырех "П"»
По мере раскрытия «тайн "П"» конспект заполняется соответствующими символами и словами. Необходимо отметить, что опорный конспект позволяет сконцентрировать внимание детей на основной теме урока, сократить время для усвоения определенных знаний, закрепить в памяти основные социокультурные категории и даже развивать умение говорить. Благодаря опорному конспекту имеется возможность и в будущем возвратиться к усвоенным знаниям, актуализировать их.

Определить жанровые особенности урока нелегко. Представленный урок — урок полижанровый. Это и урок-игра, и урок-дискуссия, урок-беседа и урок-встреча, урок-исследование и урок-открытие. На этом уроке мы отгадываем тайны и решаем математические примеры, вспоминаем правила правописания и постигаем значения слов, учимся говорить и развиваем память, дискутируем, отстаивая собственную точку зрения, и благоговейно внимаем историческим событиям. Такой урок можно провести в любом классе. В зависимости от наличного состояния детей учитель выбирает способы со-бытия, т. е. такого взаимодействия, при котором каждый учащийся мог бы почувствовать радость познания, радость общения, радость открытия. И тогда от учителя востребуются такие качества, как аналитичность, гибкость мышления, способность вести фронтальный диалог в режиме «ток-шоу», открытость, равноправие в общении и доброжелательность.

Ниже, в качестве примера, приводятся фрагменты аудиозаписи урока.

Учитель. Сегодня у нас не совсем обычный урок. Посмотрите на эту схему. Перед нами четыре буквы «П...» с многоточием, математические знаки «+» (плюс) и «=» (равно). Я назвал эту схему «Тайна четырех "П"», Задача простая - разгадать тайну этих букв. У кого какие предположения?
Школьники. Может быть, «П» - это приключения?
Учитель. Возможно.
Школьники. Может быть, «П» - это путешествия?
Учитель. Может быть и так. Какие еще будут предположения?
Школьники. А может быть, «П» - это превращения чего-то во что-то?
У: Интересное предположение. Может быть, это и так.
Ш.: А Вы не могли бы хоть чуть-чуть намекнуть нам о тайне этих слов? Меня немного озадачивают число 12 и знак «=» (равенства).
У: Замечательно. Я задам вам вопросы, и вы уж точно сможете отгадать эти слова. Итак, первое слово на букву «П» - главная вера на Руси, второе слово - главный праздник этой веры, третье - основной смысл этого праздника, но и четвертая буква «П» представит нам человека, который живет согласно этой главной вере на Руси. Итак, ваши соображения?
Ш.: Можно я? Главная вера на Руси - Православие!!!
У: Ты так думаешь? Интересно. А ты как считаешь? (Обращаюсь уже к другому ученику.)
Ш.: Это Православие!!!
У: Ты уверен? А может быть, подумаешь немного? А как ты считаешь?
Ш.: Православная вера!
У: А почему не буддизм или ислам, например?
Ш.: Но, во-первых, они начинаются с другой буквы, а во-вторых, Вы сами рассказывали раньше, что Православие - главная вера на Руси! Русь так и называют - «Святая Русь - Русь Православная».
У: Да, действительно. Они начинаются на другую букву. (Мое провокационное поведение через выражение сомнения не сбивает с толку детей. Они умеют уже мыслить и не дают себя запутать. Необходимо отметить, что дети знакомы с историей крещения Руси, они знают о событиях Куликовской битвы, перед которой благоверный князь Дмитрий Донской приходил к преподобному Сергию Радонежскому за благословением. Они уже не раз слышали сказания о Святой Руси, которая представлена как Русь православная. Поэтому быстрая разгадка первой буквы «П» закономерна). Ладно, согласен. Запишем это слово. (Я пишу на доске слово Православие с ошибками: вместо «пра...» пишу «про...», а вместо «правосла..» «правасл...». Ошибки делаю специально, заведомо преследуя несколько целей: активизировать внимание учащихся, понять смысл слова, вспомнить правила правописания).
Ш.: У Вас ошибка!
У: Какая ошибка, где ошибка?
Ш.: Надо писать «пра...».
У: А по-моему, я написал правильно. Есть такая приставка «про-».
Ш. (хором): «Пра-»!
У: А разве приставка «пра-» бывает?
Ш.: Бывает! Эта приставка пишется, когда что-то древнее показывают или рассказывают.
У: Допустим! А где вы увидели что-то древнее?
Ш.: Православию уже 2 000 лет, значит, оно старое, древнее.
У: Интересно твое мнение. Дай пожать твою руку. Однако давай послушаем, а что скажут другие. Ведь они имеют право на свое мнение, и, возможно, их мысль будет весьма интересна.
Ш.: Здесь нет приставки. В этом слове два корня: «-прав-» и «-слав-».
У: А это означает...
Ш.: Правильно славить!
У: Правильно славить! Правильно относиться к Богу, к миру, к человеку, к самому себе. Правильно относиться к добру и правильно относиться к злу. Нот сказал вам, что надо правильно относиться к злу. А разве возможно правильно относиться к злу?
Ш.: Зло это плохо. К нему нельзя правильно относиться.
У: Уверены? Как вы думаете, если дружить со злом, если любить зло, - это правильное отношение?
Ш.: Нет!
У: Значит, правильно относиться к злу необходимо? Хотя бы с ним не водить дружбы и не любить его?!
Ш.: Да!
У: Ну что ж, вы не только раскрыли тайну первой буквы «П», но и показали свои знания русского языка. Открыли правило отношение к злу: со злом дружить нельзя!!! Продолжим разгадывать тайны. Следующая буква «П» - главный праздник православной веры!
Ш.: Пасха!!! (Выкрикивают с места почти все учащиеся. Конечно же, я и здесь ожидал правильного ответа. Но мне важно, чтобы дети учились размышлять, подыскивая самые разнообразные аргументы.)
У: Пасха? Почему Пасха? И причем тогда здесь знак равенства (=) и число 12? Может быть, не Пасха?
Ш.: Пасха, Пасха!
У: Может быть, «Преображение» или праздник апостолов Петра и Павла?
Ш.: Пасха. Ведь на Пасху в церкви собирается множество людей.
У: Но и на Рождество в храмах много-много людей! И на праздник Преображения немало верующих приходит в храмы. Они приносят в этот день для освящения фрукты и овощи.
Ш.: А на Пасху людей больше всего.
Ш.: А еще про Пасху много говорят по телевизору. Я даже слышала где-то, что Пасха - праздников праздник! Пасха-самый главный праздник!
У.: Хорошо, хорошо! Сдаюсь! Действительно, Пасха но самый главный праздник. Вы быстро отгадали тайну двух «П». Попробуем отгадать третью букву «П». Что означает праздник Пасха?
Ш.: Это когда куличи пекут, яйца красят!
У: Стоп, стоп, стоп! Куличи пекут и красят яйца - это вы точно отметили. Но мне важно знать, что обозначает этот праздник, какое событие произошло?
Ш.: Это когда Христос воскрес!
У: Верно!!! А что означает «воскрес»?
Ш.: Воскрес - значит родился!
У: Ой, как я сомневаюсь. Давайте подумаем. Рождается - появляется кто-то новый на свет. Рождается маленьким, а затем вырастает, становится большим. Но что же такое воскресение?
Ш.:?!
У: Представьте себе. Летит самолет и падает (разбивается), летит птица и тоже разбивается. Что легче восстановить?
Ш.: Самолет.
У: Да. Самолет можно сделать! А вот птицу оживить?
Ш.: Нельзя.
У: А если все-таки она ожила, что мы можем сказать о ней?
Ш.: Наверно, она воскресла.
У: Действительно, она, по всей видимости, воскресла. У слова «ВОСКРЕСЕНИЕ» есть своя тайна. Корень этого слова «-КРЕС-» означает «жить, сиять», а приставка «ВОС-» - восстанавливать, возобновлять. Тогда получается возобновление («вое-») жизни («-крес-»). Значит, что такое воскресение?
Ш.: Это когда кто-то был мертв и ожил.
У: Верно. Воскресение - это восстановление жизни, кто-то оживает!!! Христос ожил?
Ш.: Да!
У: Значит, Он воскрес?
Ш.: Да!
У: Но почему на доске написано «Пасха = П»? Что означает эта буква «П»? Чему равняется Пасха?
Ш.: Праздник! Пост! Православие! Путь! Правда! Преображение! П(М мощь! Покой! Поздравление! Порядок! Пир - ведь пост закончился, и можно все есть!
У: Очень интересные предположения. Но все не то. Вы только подумайте. Ныла смерть. Но смерть не удержала Христа. Он преодолел смерть. Он открыл пун. к Вечности. И смерть теперь не имеет никакой силы. Так что же обозпа-м;и г тга таинственная буква «П», которое приравнена к Пасхе?
III.?
У: Представьте себе. Христос воюет со смертью. Кто одержал верх? Ш.: Сначала смерть победила, а затем Христос воскрес, значит, Он победил смерть! Я догадался - эта буква «П» означает ПОБЕДА.
У: Молодец. И ты так думаешь? И ты? И ты?.. Здорово! Действительно Пасха - это ПОБЕДА: ПОБЕДА над смертью, ПОБЕДА над адом. В главном песнопении ПАСХИ так и поется: смертию смерть поправ, т. е. смертию смерть победил. Но что же за таинственное число 12 под словом Пасха?
Ш.: Может быть, это 2012 год? А может быть, это 12 апостолов? Или 12 месяцев? Это 12 часов. Ведь Пасха начинается в 12 часов ночи.
У: У вас самые невероятные предположения. И все же пока нет правильных догадок. Но я вам помогу. Я напишу так: 12 = 7 + 5. Обратите внимание, я не написал 12 = 5 + 7. Хотя от перестановки мест слагаемых сумма...
Ш.: Не меняется.
У: Верно. И все же важна первая запись: 12 = 7 + 5.
Обратите внимание! Под словом «Пасха» и над числом 12 поставлен знак «+». Ш.: Пасха + 12, чтобы это могло быть? У.: Что означает знак «+»?
Ш.: Сложение.
У.: Верно. А что можно складывать?
Ш.: Числа.
У.: А что еще?
Ш.: Ну, например, яблоки. У меня было два яблока, а у Вити три. Сколько всего яблок было? Мы складываем и получаем пять.
У.: Здорово. Ты даже задачку придумал. Сложил между собой однородные предметы! Скажите, а можно ли складывать между собой нечто неоднородное, например ПЯТЬ КОРОВ и ТРИ ДОМА или ДВЕ МАШИНЫ, ОДНУ ЛОПАТУ - и ПЯТЬ КАРТОШЕК? |
Ш.: Нельзя!!!
У.: Почему? Ведь получится ВОСЕМЬ!
Ш.: ВОСЕМЬ чего? Как можно объединить коров и дома?
У.: Действительно, ВОСЕМЬ чего? Значит, нельзя складывать? Но тогда что соединяет знак «+» (плюс) между словом «Пасха» и числом 12? ДВЕНАДЦАТЬ чего?
Ш.: Может быть, здесь какая-то ошибка?
У.: Уверяю вас, ошибки здесь нет!
Ш.: А может быть это 12 Пасх, ведь главное слово ПАСХА?
У.: Нет! Пасха в православии только одна. Только одна ПОБЕДА над смертью, грехом и адом! Вот вам подсказка. Что такое Пасха?
Ш.: Это Победа!
У.: Все верно. Но что такое Пасха как явление нашей жизни?
Ш.: Это событие, это праздник!
У.: Верно! А теперь призадумайтесь. Пасха - это праздник. И не просто
праздник, а еще особое событие. Настоящий праздник - это всегда какое-то событие. К этому празднику-событию мы прибавляем еще 12...

Ш.: Праздников-событий.
У: Все точно. Пасха - праздников праздник. Но есть еще 12 великих праздников, 12 великих событий: семь (7) из них посвящены Господу, а пять (5) - Богородице. Эти праздники называются двунадесятыми праздниками. Двунаде-сять, или дванадесять, означает число двенадцать (12). (От детей не требуется запомнить это сложное церковнославянское слово, но его наличие в уроке, его слышание детьми предопределяет в дальнейшем его более легкое усвоение.)
Ш.: А как же называется человек, который живет православно?
У: Если человек в миру живет свято, по законам православной веры, живет в соответствии с истиной, с правдой, то такого человека называют ПРАВЕДНИКОМ. В нем живет правда, и он живет по правде, нелицемерно, он праведник.
Ш.: Праведник?
У: Да, именно, ПРАВЕДНИК. Повторите шепотом: человек, который живет нелицемерно по законам Православной веры, - это праведный человек, ПРАВЕДНИК.
Ш. (шепотом): Человек, который живет нелицемерно по законам Православной веры - это праведный человек, ПРАВЕДНИК.
У: Тайна четырех «П» разгадана? Несомненно!!!



А теперь я повторю для вас весь урок. Слушаем, внимаем и затем отвечаем. Главная вера на Руси - Православие. Главный праздник Православия - Пасха. Пасха - это Победа над смертью. Но есть еще 12 великих праздников. Семь из них посвящены Господу, а пять - Богородице. Человек, который живет нелицемерно, по законам Православной веры, - это праведный человек, или ПРАВЕДНИК.

Кто повторит? Можно смотреть в конспект, представленный на доске.

Ш.: Можно я? Главная вера на Руси - Православие. Главный праздник Православия - Пасха. Пасха - это Победа над смертью. Но есть еще 12 великих праздников. Семь из них посвящены Господу, а пять - Богородице. Человек, который живет нелицемерно, по законам Православной веры, - это праведный человек, или ПРАВЕДНИК.
У: А теперь, друзья, открываем свои тетрадки и по памяти записываем опорный конспект. На написание конспекта дается три-четыре минуты.
Затем - блиц-опрос. Буквально за 10 минут я опрашиваю всех учащихся, и все безукоризненно отвечают. Урок выучен. Дома учащимся предстоит лишь восстановить по конспекту содержание урока. А у меня осталось еще время, и я рассказываю детям о самых разнообразных событиях, связанных с Пасхой и жизнью праведных людей.





© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру