Семейное образование молодежи

Образ будущей семьи, способность крепко привязываться к семье закладывается в самом раннем детстве. Очень часто наблюдается замкнутый круг: неправильная семья не воспитывает в ребенке будущего семьянина, а неправильно воспитанный ребенок в будущем неправильно выстраивает собственные семейные отношения.

Где можно разорвать этот порочный круг? Самое лучшее время это школьная пора, подростковый период. Подростки уже способны мыслить самостоятельно. И многие, несмотря на полученное уже кривое семейное воспитание, все же думают о будущей своей семье, хотят семейного счастья, и потому готовы менять себя, свои взгляды и свои привычки. Этот возраст самый романтичный: подростки легко впитывают высокие идеалы любви, одной и на всю жизнь. Если подростку прорисован образ красивых традиционных семейных отношений, то он, создавая семью, так или иначе будет стремиться к этому идеалу. И хотя, не всем удастся правильно выстроить все собственные семейные отношения, но ошибок и грубых просчетов будет много меньше. И если последующее поколение будет исправлять их ошибки, то за несколько поколений возможно удастся изменить ситуацию к лучшему.

О чем необходимо говорить с подростками?

Прежде всего, надо показать отличие истинной любви от влюбленности.

Опыт влюбленности у них, как правило, уже есть: обычно впервые влюбляются во втором-третьем классе, но сейчас это происходит даже в старших группах детского сада. К одиннадцатому классу вполне успевают влюбиться три-четыре раза, а то и больше. У этого состояния есть характерные признаки.

Первый: влюбленность часто является проявлением эгоизма или, по-русски говоря, жадности. Если поставить перед человеком целый ряд автомобилей и сказать: «Выбирай!», — конечно же, он выберет самую мощную, красивую и удобную. Примерно такая с логика действует при влюбленности. Молодой человек входит в класс, окидывает взглядом всех своих одноклассниц, выбирает самую красивую и говорит себе: «Хочу, чтоб была моей!» Уж если что-то иметь, то самое лучшее. Зачем мне не самая красивая, зачем мне не самая стройная? Необходимо поставить себе такой вопрос: может ли такое чувство послужить основанием для настоящей крепкой семьи?

Второй: во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть некая особая черта, которая, собственно, и покоряет сердце влюбленного. В самом обычном случае — это красивое лицо или фигура. В более возвышенном варианте — это ум, веселость характера и т. п. Но в любом случае влюбляется во что-то. Вопрос: может ли такое чувство быть основой истинного брака? Вряд ли. Большинство парней влюбляются в хорошую, привлекательную внешность девушки. Само по себе это еще не так плохо. Но как обычно развиваются события после вступления в брак? Внешность имеет способность меняться.

Даже если человек влюбляется не во внешность, а, например, в блистательный ум, прекрасные манеры и т. д., все равно в этом чувстве будет некая ненадежность. Ум тоже можно потерять. Человек попадает в автокатастрофу, получает сотрясение мозга. Неужели после этого можно с чистой совестью разводиться с ним? Совесть подсказывает, что что-то здесь не так. Ясно, что только уважение к уму избранника еще недостаточное основание для крепкой любви.

Третий признак влюбленности — это бурность и пылкость чувств. Но они нисколько не говорят об их глубине. Истинное чувство, как правило, выглядит тихо, скромно, неприметно. Внешняя пылкость, скорее всего, свидетельствует о недостатке внутреннего переживания, когда все силы уходят на внешнее. Жизнь души в данном случае можно сравнить с морем. Во время бури ветер поднимает большие волны, но стоит опуститься на глубину, как мы увидим тишину и покой: колеблются и сотрясаются только поверхностные слои. Но есть и глубинные водные потоки, как, например, Гольфстрим. Он переносит огромное количество воды, которое меняет климат в тех местах, где он омывает берега; но внешне это почти незаметно, поскольку на поверхности нет огромных волн.

И можно назвать хотя бы несколько важных признаков истинной любви.

Первой очень важной чертой любви я бы назвал вечность.

Все, что не может быть вечным, не имеет права называться любовью. Истинный брак должен быть вечным. Многие наверное, слышали о том, что в Церкви нет разводов. В идеале верность своему супругу хранят всю жизнь, даже после смерти одного из супругов. Конечно, не каждый, овдовев молодым, может не вступать более в брак, поэтому в Церкви допускается повторное венчание. Но второй брак рассматривается уже как снисхождение к немощи человека|. «Лучше было бы тебе больше не вступать к брак, но если ты не можешь понести этот подвиг, то — вступай», — говорит Церковь.

Несомненно, что то единение душ, которое возникает у супругов при жизни, будет иметь место и после смерти, поскольку вечность любви распространяется не только на земную жизнь, но переходит границу смерти.

Второй важный признак любви параллелен второму признаку влюбленности. Если влюбленность влюбляется во что-то, то любовь любит ни за что.

За что мы любим маму? За красоту? Нет, мама может быть некрасивой. За доброту? Нет, мама может быть жестокой и несправедливой, а мы ее все равно любим. За что мы любим своего ребенка? За то, что он милый? Нет, он может вымахать под два метра и хамить нам, а мы его любим.

Или, например, за что мы любим сестру? Я ее не родил, она меня не родила, но она моя сестра, и я ее люблю.

Можно долго перечислять, но так и не найти черту или свойство характера, за которые мы любим своих близких.

А муж? При настоящей любви своего мужа или свою жену любят только за то, что он твой или она твоя.

Можно услышать возражения. Ребенок мой, потому что я его| родила, а муж — так просто, потому что выбрала этого Сейчас этого выбрала, а завтра — другого. Ребенка же и мать не выбирают.

А теперь послушаем, что по этому поводу говорит Библия и церковное Предание. Итак, открываем первые главы книги ытия: «Сего ради оставит человек отца своего и матерь и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину» (Быт. 2, 24). «Будут два в плоть едину» – подумаем, что это означает. Что значит стать единой плотью? Две руки и две ноги у человека составляют единое тело, единую плоть. Представим себе, левая нога говорит правой: «Я сейчас пойду направо, а ты иди налево, надоело всегда с тобой мотаться, хоть немного одна похожу». Ясно, что эти слова скорее напоминают бред сумасшедшего. Или, предположим, левая нога наступила на гвоздь и получила серьезную рану, а правая ей и говорит: «Напоролась? Надо было под ноги лучше смотреть, теперь добирайся, как хочешь!» Такого быть не может. Ясно, что если одна нога сломалась, то вторая просто будет нести груз всего тела, нести двойную нагрузку. Если одна рука заболела, то вторая будет просто делать вдвое больше. Любая боль одного органа передается всему организму.

То же самое должно быть и в семье. Муж и жена — это единая плоть. Церковь говорит, что между мужем и женой нулевая степень родства. Что это значит? А какая степень родства человека с его ногой? Никакой! Она — часть его тела, они с его ногой не родственники, они — одно тело. Так вот, и жена — это часть мужа, а не родственница ему.

Православная Церковь всегда знала, что муж роднее сына, что жена роднее дочери. Во много раз роднее. Это только сейчас нам непонятно. А сто-двести лет назад это было известно любому крестьянину. Если вдруг жена захотела бы уйти от мужа и вернуться к своим родителям, ее бы просто не приняли. «У тебя есть муж, иди и вернись! Если ты от мужа ушла, то мы тебя знать не хотим!»

Лет двести триста назад развод был совершенно немыслим. Просто это и в голову никому не могло прийти. Почему это было немыслимым? Попытаюсь объяснить. Представим себе некую маму, которая растит ребенка. В год — все хорошо, милое дитя. В два — первые искушения, в три - проблем уже больше, но еще терпимо, в семь — уже серьезные проблемы, а в девять мама заявляет: «Что-то сынок мой перестал мне нравиться. Что-то от рук отбился, хамить стал, учиться стал плохо. Сколько можно терпеть? Все! Надоело! Завтра же иду в ЗАГС и развожусь. Мне такой сын не нужен!» Мы понимаем, что такое немыслимо. С сыном разводиться нельзя! А почему тогда с мужем можно?

Сейчас наши нравы упали настолько, что супруги легко бросают друг друга. Но это еще не предел падения. Если дело пойдет так дальше, то вскоре люди будут расставаться со своими детьми. Например, уже сейчас существует такое явление, как разусыновление, когда супруги, усыновив ребенка, через некоторое время приводят его обратно и говорят: «Все! Надоело! Мы больше не можем с ним мучиться». Был даже случай, когда ребенка, усыновив в 3 года, вернули в 15 лет. За 12 лет родители так и не с могли полюбить ребенка. А сколько сейчас беспризорных детей при живых родителях, которым наплевать на своих детей? Ситуация чем-то напоминает послереволюционные годы, когда было огромное количество беспризорных детей, появившихся не столько от гражданской войны, сколько от случайных связей после отмены церковных норм вступления в брак.

Раньше люди знали, что разводиться с мужем или женой — это еще хуже, чем разводиться с сыном или дочкой. Ведь, если одна нога заболит и не сможет ходить, мы же не бежим к хирургу: «Доктор, скорее отрежьте ногу, я наступил на гвоздь». Мы попытаемся лечить ее всеми силами, и только в том случае, если нога поражается страшной болезнью (например, гангреной), мы решаемся на операцию, чтобы болезнь не передалась всему организму. Также и с разводом — всеми силами мы должны пытаться со хранить семью, и только когда надежда на это пропадает и возникает опасность, что, например, пьяный муж покалечит сына или вовлечет его в свои страшные грехи, — только тогда мы можем решиться на развод.

Итак, супруги становятся одной плотью. И настоящий муж любит свою жену уже только за то, что она его жена, что они единая плоть. Конечно, если у жены есть еще какие то прекрасные черты характера, то это просто замечательно, Но даже если их нет, такой правильный муж все равно будет любить жену.

Однажды со мной произошел следующий случай. Я стоял на почти безлюдном перроне, и мимо меня прошло несколько мужчин неизвестной мне национальности. Они громко разговаривали на своем языке, который мне показался очень благозвучным. И тут же у меня возникло желание узнать:так ли благозвучен наш русский язык? Но оценить звучание родного языка я никак не мог и неожиданно понял почему. Я никак не могу услышать звучание родного языка, потому что я слышу уже не звуки, а сразу смысл слов. Можно оценить звучание только чужого языка, смысл которого ты не понимаешь. Звучание — это единственное, что можно понять в незнакомом языке. То же происходит и с людьми. Пока человек для тебя чужой, единственное, что ты можешь и нем разглядеть, — это его внешность. Вспомним: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Близких, родных людей мы никогда не оцениваем по их красоте. Мы видим сразу движение их душ. Первый признак того, что мы полюбили человека, — это то, что мы перестаем замечать его внешность.

Внешность человека — это мутное стекло. Издали ты видишь только само стекло, а что находится за ним, разглядеть не можешь. Но когда прильнешь к такому стеклу, ты видишь, только то, что находится за этим стеклом, а самого стекле уже не видишь.

Третий признак истинной любви – это жертвенность. Истинная любовь немыслима без жертвенности. С подростками обязательно надо говорить о том, как правильно выбирать супруга. Какие советы здесь можно дать?

Выбор супруга должен совершаться один раз на всю жизнь. В идеале здесь не должно быть промахов. Но в том-то и дело, что нет способа, который дал бы гарантию от ошибок. Я бы даже сказал так: брак — это всегда риск, всегда шаг с закрытыми глазами. При вступлении в брак человек сталкивается с определенным парадоксом, с двумя несовместимыми условиями, которые влияют на выбор. И вот в чем заключается парадокс. C одной стороны, необходимо как можно лучше узнать будущего супруга до брака, с другой – невозможно по-настоящему узнать своего будущего супруга.

Познать другого человека, и даже себя, до конца практически невозможно: в каждой женщине находятся три совершенно разных женщины и в каждом мужчине находятся три совершенно разных мужчины.

С подростками надо говорить о том, как меняются отношения между мужчиной и женщиной, по мере того, как они проходят основные три стадии: жених и невеста, муж и жена, отец и мать. Отношения между мужчиной и женщиной по мере своего развития проходят через три основные стадии.

Жених, муж и отец — это совершенно разные люди, хотя и “сидят” в одном человеке, у каждого из них своя логика поведения. Жених еще сам не знает, каким он будет мужем или отцом. То же самое можно сказать и о невесте. Давайте, рассмотрим все эти этапы.

Жених и невеста. Это самый забавный, веселый и романтичный этап отношений между мужчиной и женщиной. Для этого этапа характерно, что во-первых, каждый из влюбленных пытается всеми силами скрывать свои недостатки; и во-вторых, каждый пытается выставить напоказ все свои достоинства, даже те, которых нет, но могли бы быть.

Например, молодой человек приглашает свою невесту к себе на день рождения. Мама жениха ликует: наконец-то из комнаты ее дорогого сына пропали рваные носки, лежавшие посреди комнаты, и тот хлам, что образовывал «художественный беспорядок» на его письменном столе, равномерно раскидан по ящикам. Действительно, мы практически все скрываем свои недостатки от чужих людей.

Девушка, приглашая к себе парня на семейный праздник, постарается приготовить что-нибудь настолько необыкновенное, что никогда еще не готовила и, скорее всего, не сможет этого повторить в будущем. Может быть, невеста и не очень хорошая хозяйка, но на время ухаживания за ней она станет такой.

Но проходит время, и жених с невестой, вступая в брак, переходят в новую стадию – они становятся мужем и женой. Постепенно, в течение недолгого времени, все отношения между ними меняются до неузнаваемости.

Муж и жена. Став мужем и женой, молодожены очень многое узнают друг о друге, узнают то, что прежде тщательно скрывалось и сейчас скрывается от чужих людей. Но сейчас они уже не чужие. Именно после вступления в брак из человека вылезают все его дурные привычки. Теперь можно во время обеда взять половник и почесать им спину, несмотря на удивленный взгляд жены, можно вилкой поковырять в ухе… Пока не породнишься с человеком, его не изведаешь.

Многие браки распадаются очень скоро, как только моложены хоть чуть-чуть раскроются друг перед другом. Но предположим, что супруги имеют мало вредных привычек или они получили схожее воспитание и ничем не шокируют друг друга. Тогда переход от жениха и невесты мужу и жене проходит относительно легко. Через два-три года как правило, муж и жена переходят на новую стадию своих отношений. Рождается ребенок, и они становятся совершенно другими людьми — отцом и матерью.

Отец и мать. Отношения между мужчиной и женщиной вновь меняются. И меняются очень серьезно. Появление ребенка можно сравнить с новым рождением семьи.

Что же меняется? Пока в семье нет детей, в семейных отношениях возникает порочный круг — жена любит мужа за то, что он заботится о ней, а муж любит жену за то, что она ухаживает за ним. Совершенная любовь начинает проявляться именно тогда, когда супруги начинают вместе любить третьего, вместе заботиться о нем и трудиться над его воспитанием. Две руки мы назовем умелыми не тогда, когда они научатся друг другу подстригать ногти и натирать друг друга кремом, а тогда, когда в одной руке будет заготовка, в другой — резец, и в результате взаимного, согласного движения двух рук будет рождаться произведение искусства.

С появлением детей дом становится местом второй работы.

Можно привести такой образ. Семьи до рождения детей — это два молодых жеребенка, которые пасутся на зеленом лугу и играют между собою. А семья после рождения детей — это две ломовые лошади, запряженные в телегу, которые тянут ее по грязной разбитой дороге. Если одна лошадь откажется тащить груз, то другая будет надрываться в два раза больше. А многие после прекрасного зеленого луга ой как не хотят впрягаться в телегу.

Итак, в каждом мужчине сидят три совершенно разных человека; жених, муж и отец. И невесте распознать, каким отцом будет ее жених, очень нелегко.

Но именно здесь и можно увидеть первый рецепт, помогающий правильно вступать в брак. Выбирая себе мужа, надо постараться остановиться и спросить себя: «А хочу ли я, чтобы этот человек был отцом моего ребенка? Хочу ли я, чтобы он воспитывал моего сына? Хочу ли я, чтобы мой сын был похожим на него?»

Второй рецепт очень прост. Опытные священники обычно благословляют поступать так: от знакомства до брака пусть пройдет не менее года. Зачем так много? Почему нужен достаточный срок для испытания друг друга и как этот срок надо провести.

А для этого рассмотрим, какие качества должны присутствовать в будущем муже. Давайте рассмотрим хотя бы эти основные черты характера. Начнем с верности. Представим себе такую ситуацию. Приходит девушка домой и говорит маме восторженным голосом: «Мама, я вчера познакомилась с таким парнем! Он такой верный! Я с ним завтра расписываюсь!» Смешно, не правда ли? Верность проверяется годами. Тут может и одного года не хватит.

Все свойства характера либо проверяются, испытываются годами, как верность, либо они могут иметь подмены, которые внешне принимают вид добрых качеств. Посмотрим на остальные свойства.

Добрый. Тут надо научиться отличать истинно доброго человека от «добренького». Например, мать, которая на каждый крик ребенка дает ему конфету, добрая ли ? Нет! Это плохая мать, потому что она дает конфету, лишь бы ребенок замолчал, не беспокоил ее своим криком. «Добрый» поступок, которым она отмахивается от ребенка, балует его и вредит его душе. Истинно добрая мать скажет строго: «Сядь, съешь суп, потом получишь конфету!»

Необходимо время, чтобы отличить доброго от «добренького».

Сильный. Если муж сильный — это прекрасно. Но как часто под маской силы скрывается не только сила, а еще хамство и наглость. Конечно, девушке приятно пройтись с парнем, у которого при виде любого хулигана сразу руки сжимаются в кулаки, чтобы защитить свою возлюбленную. Но если она не посмотрит внимательно, как, например, относится предмет ее любви к своим родителям, то шанс ошибиться очень велик. Если ее парень дерзит своим «предкам», то это не сила, это уже наглость. И в один прекрасный день их семейной жизни, после очередного скандала, кулаки сожмутся не при виде хулиганов, а при виде своей разгневанной и непослушной жены. Если парень не уважает отца и мать, будет ли он уважать жену? Поэтому не надо тратить год знакомства попусту, проводя его где попало, избегая родителей, а лучше почаще бывать в семье избранника и внимательно смотреть не только на то, как он общается с близкими людьми, ведь их он уже не стесняется. Здесь-то и можно увидеть образ вашей будущей семьи.

Умный. Умный муж — это тоже прекрасно. Но есть настоящая мудрость, а есть ложная. Во-первых, не надо путать мудрость с образованностью. Неграмотный человек может быть во много раз мудрее ученого. В семье требуется особая мудрость. Знать и понимать, где в конфликте надо уступить, а где настоять, — это может далеко не каждый. Разглядеть такую мудрость в человеке не легче, чем верность. Ее разглядишь только тогда, когда человека знаешь не один год.

Образованный муж — тоже неплохо. Но только тогда, когда к знаниям не примешано такое мерзкое качество души, как надменность. Знания, к сожалению, часто надмевают человека. И получится так, что хотела выйти за умного, а вышла за надменного. А когда муж поймет, что жена не может отличить Штрауса от Гайдна или Делакруа от Клода Моне, то будет относиться к ней с надменным снисхождением.

И последняя на сегодня черта будущего мужа — красота. Я крайне солидарен с теми, кто считает эту черту необязательной в муже. Красивый муж — это опасно. Красивый молодой человек (равно, как и девушка) избалован, как правило, вниманием противоположного пола. Поэтому велика опасность, что, когда в семье родится ребенок и супруга все свое внимание переключит на него, супруг из-за недостатка привычного к себе внимания невольно начнет искать его на стороне. Выход один — убедиться в его верности. А это, как мы уже говорили, проверяется годами. Красивый и верный муж — что может быть лучше? Но, к сожалению, это очень редкое сочетание.

Все это подразумевало, что вступление в брак происходит по влюбленности: т. е. люди сами ищут своего супруга. Но это не единственный способ вступать в брак.

Бывает такое, что человек уже готов вступить в брак, но не может найти себе невесту. Верующие молодые люди иногда в таких случаях обращаются к опытным духовникам и спрашивают помощи. Священник может указать: «Вот видишь девушку, иди познакомься». Духовник, зная эту девушку не только внешне, а зная ее внутреннее состояние благодаря исповеди, помогает молодому человеку сделать правильный выбор. Но, конечно, чтобы решиться на такой шаг, надо иметь большую веру в помощь Божию. Но зато человек получает невесту прямо из рук Божиих. Это еще один рецепт. Вступать в брак можно и по духовному расчету, без влюбленностей и ухаживаний. Духовный расчет заключается в том, что человек рассчитывает на опыт старших (например, родителей), духовника или непосредственно на помощь Божию. Но этот рецепт подойдет только верующему человеку.

С подростками надо говорить о том, кто должен быть главой семьи, о том, каким должен быть мужчина, чтобы стать настоящим главой семьи, и о том, какой должна быть женщина, чтобы стать хранительницей домашнего очага.

Обычно разговор о том, что муж должен быть главой семьи сильно задевает современных девушек и приходится старательно им объяснять эту проблему. Надо четко разделять два понятия – «глава» и «деспот». Чем они отличаются? Кратко можно сказать так: глава – отвечает за все, что происходит, и виноват во всем. А деспот, наоборот, – ни за что не отвечает, и у него виноваты все вокруг.

Если человек споткнулся, кто в этом виноват: голова или нога? Ясно, что голова. У нее есть глаза, которые должны смотреть под ноги на дорогу, у нее есть ум, который должен выбирать более безопасную дорогу. У нее есть уши, которые слушают, не едет ли рядом автомобиль. Вот муж и должен быть таким главой и отвечать за все.

Когда Церковь говорит, что муж – глава семьи, то это не грозное напоминание женщине о ее рабстве, но предупреждение мужчине о том, каким он должен быть, чтобы жена почитала его за главу. Таких мужей сейчас почти не осталось, поэтому женщины и не могут находиться в том послушании, что было раньше у женщин. А подчиняться самодуру-деспоту – это действительно ужасно.

Подобное семейное образование поможет подросткам иметь правильные теоретические представления о семье. Это позволит подросткам в будущем при создании семьи, даже если они не получили правильного семейного воспитания в детстве, хотя бы не совершать грубых ошибок и знать, в каком направлении надо исправлять самих себя.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру