30.10.2013

Подвижник благочестия

Священник Павел Иванович Вишневецкий (1812- 1869 гг.) - подвижник благочестия паратского прихода Марийского края

Введение

В 2012 году Паратский приход отметил знаменательную дату – 200 лет со дня рождения Павла Ивановича Вишневецкого. Отец Павел служил в Паратском приходе с 1839 по 1869 годы. Жители поселения знают его как строителя приходского храма и как основателя первой церковно - приходской школы в нашей местности. Имя отца Павла хорошо знакомо и в нашей Большепаратской средней школе, так как ежегодно 25 мая настоятель приходского храма отец Евгений Бакутов вручает дипломы и стипендии в память протоиерея Павла Вишневецкого учащимся, активно участвующим в общественной жизни школы, достигшим отличных успехов в изучении учебных предметов, демонстрирующим высокие образцы добродетели.

(Приложение №1-2) Мы удостоились чести быть дипломантами премии отца Павла. Нам захотелось больше узнать о подвижнической деятельности отца Павла в нашем приходе.

Протоиерей Павел Вишневецкий внес весомый вклад в социальное и духовное развитие паратского прихода. Он воспитывал своих прихожан в благочестии и обучал их богоугодной жизни. Актуальность данной работы несомненна, особенно в наши дни духовного возрождения России.

Объектом нашего исследования является подвижническая деятельность отца Павла Вишневецкого в Паратском приходе в 1839- 1869 гг.

Предмет исследования – начальный период жизни Вишневецкого П.И.: выявление даты, места его рождения, его социальное происхождение.

Цель работы - выявление «белых пятен», малоизученных фактов в биографии протоиерея Павла Ивановича Вишневецкого.

Для осуществления поставленной цели были определены следующие задачи:

- изучить архивные материалы и обобщить все имеющиеся письменные источники о жизнедеятельности П.И.Вишневецкого;

- определить дату его рождения;

- выявить его происхождение и место его рождения;

- рассмотреть его вклад в духовное и социально – культурное развитие прихода;

В работе над темой нами использованы следующие методы:

- социологический опрос учащихся;

- изучение и обобщение литературы о жизни и деятельности П.И.Вишневецкого;

- анализ опубликованных источников;

- анализ архивных документов;

- изучение Интернет – ресурсов;

В своей исследовательской работе использовали книгу М.М.Михайловой «Храм Димитрия Солунского и паратская земля» (2007г.), в которой рассматривается история храма и прихода в XVIII . – нач. XXI вв. Автор, основываясь на архивных материалах, рассказывает о строительстве храма в с. Новые Параты в 1856 – 1860гг, о священниках, служивших с 1839 по 1938 годы в паратском приходе. В данной книге опубликована рукопись «Летопись о Троицкой церкви села Парат Казанского уезда и губернии» Виктора Федровича Челнокова, написанная им в 1899 - 1901 гг. Она является очень ценным источником в изучении истории церкви и прихода. Отец Виктор сообщает много интересных биографических сведений о своем предшественнике – настоятеле храма Святой Троицы и Димитрия Солунского П.И.Вишневецком, дает высокую оценку его подвижнической деятельности в паратском приходе. Также в этой книге опубликованы некролог и надгробное слово об отце Павле Вишневецком, написанные священником Покровской церкви г. Казани Стефаном Адоратским и опубликованные в пятом номере газеты « Известия по Казанской епархии» за 1869 г.. В изучения мы обратились к ресурсам Интернета, воспользовались материалами сайта храма Новомучеников и Исповедников Российских Чебоксарско-Чувашской епархии о священнике Коршунове И.В. Этот сайт в Интернете в свою очередь ссылался на книгу Димитриева В.Д. «Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия», изданной 2002 году. В работе нами использовались архивные источники «Ведомости церкви Казанского уезда села Парат за 1841 год», «Клировые ведомости о церквях, церковной притче, их семействах и прихожанах по г. Казани и его уезду за 1848 год», «Клировая ведомость по благочинию Николаевской церкви в Кукморах кафедрального протоиерея Виктора Вишневского за 1865 год», «О награждении духовных знаками отличия в 1866 году», предоставленные нашим научным руководителем.

1.1. Краткое жизнеописание отца Павел Вишневецкого (1812-1869гг.). Павел Иванович Вишневецкий родился в семье протоиерея, закончил Казанскую духовную семинарию в 1835 году. 30 сентября 1835 года по решению Правления Казанской семинарии был направлен в Свияжское Духовное училище учителем высшего и низшего классов. С 24 августа 1836 года был оставлен в духовном училище учителем по высшему классу. 29 марта 1839 года Преосвященнейшим Анатолием, Архиепископом Казанским и Сызранским, был посвящён священником села Параты Казанского уезда. Тридцать лет он нёс пастырскую службу в Паратском приходе. Этот разносторонне образованный человек был, по выражению апостола Павла, «всем для всех» - строил храм, создал и пестовал школу, разбирал следственные дела.

23 декабря 1846 г. за ревностное искоренение языческих обычаев среди прихожан отцу Павлу было объявлено Епархиальным начальством одобрение.

«Край этот до поступления его на место служения был мрачен языческим изуверством. Он с первого года и до последних дней жизни своей всемерно старался искоренять все языческие заблуждения, нечестивые моления, жертвоприношения и обряды и насаждать святую веру в сердцах ваших, обучать вас благочестию и жизни богоугодной. И с какою пастырскою любовью, забывая свой покой, он часто дни и ночи проводил в беседах с каждым из вас, научая всякому доброму делу, и отклоняя от всего, что противно воли Божией», - с такими словами обратился к прихожанам священник Покровской церкви Казани Стефан Адоратский в надгробном слове в память протоиерея Павла Вишневецкого.[1]

8 октября 185З года за усердную службу в пользу церкви Божией он был награждён архиепископом Казанским и Свияжским Григорием набедренником. Отец Павел имел наперсный крест на Владимирской ленте, Высочайше утвержденный, в память Крымской войны (1853-1856гг.).

Отцу Павлу было 43 года, когда он приступил к строительству нового каменного храма во вверенном ему приходе. Он много сил положил на строительство храма Божьего: убеждал прихожан жертвовать насколько возможно своими средствами, помогать своими трудами, встречался со своим благотворителем, казанским купцом М.П.Платоновым, руководил возведением церкви. Храм Святой Троицы и Димитрия Солунского строился в 1856- 1860 гг. 14 мая 1860 г. протоиерей Павел был пожалован бархатною фиолетовою скуфьею за отлично усердную работу.

25 октября 1860 года были освящены престолы во имя святого великомученика Димитрия Солунского и во имя Святителя Николая Чудотворца, а на следующий день состоялось освящение храма во имя Святой Живоначальной Троицы. (Приложение № 3). 7 июня 1861 г. отцу Павлу Вишневецкому за благоразумие и предусмотрительность при производстве следственного дела и примирения вражды между ссорящимися лицами была объявлена признательность от Епархиального начальства.

20 декабря 1861 г. П.И. Вишневецкому была объявлена признательность от Епархиального начальства за открытие безвозмездной школы для обучения крестьянских мальчиков грамоте. Первая школа в Паратском приходе была открыта отцом Павлом в 1859 году в церковной сторожке в с. Старые Параты. Приходская церковная школа материально содержалась на его средства, и сам священник безвозмездно обучал детей своих прихожан. С его смертью эта первая приходская школа прекратила свое существование.

17 мая 1866 г. П.И. Вишневецкий был награжден камилавкой, которая была возложена на него Высокопреосвященнейшим Афанасием, Архиепископом Казанским и Свияжским.

Он знал в совершенстве марийский язык и переводил сочинения правоверных отцов православной церкви. В 1861г. отец Павел перевел на марийский язык книгу «День святой жизни» Григория, митрополита Казанского, которую нередко читал своим прихожанам. Были у него и другие краткие сочинения на марийском языке. (Приложение № 5)

П.И.Вишневецкий умер 31 января 1869 г. 3 февраля в 9 часов утра по прибытии отца настоятеля Раифской пустыни, архимандрита Варлаама, прихожане вынесли гроб с телом почившего приходского священника из старой деревянной церкви с. Старые Параты и понесли в новую каменную церковь, построенную его пастырскими трудами и заботами, в которой архимандрит Варлаам совершил литургию и погребение отца Павла у восточной стены храма. (Приложение № 6)

Стефан Адоратский в надгробном слове сказал: «И теперь только яснее видишь, как много потрудился и как неутомим был почивший на поприще своего служения. Его неусыпными заботами, при помощи благотворителя, посланного ему Богом, и при содействии прихожан, воздвигнут этот благолепный храм, который со всех сторон издалека виден, и который из века в век будет напоминать о нём, благопопечительном пастыре, всем любящий благолепие Дома Божия, которые будут искать здесь и находить себе отраду и божественную радость, в скорбях и страданиях, неразлучных с земной жизнью, и благодатную помощь Божию в своих трудах и занятиях». [2]

1.2. Новые факты в жизнеописании протоиерея Павла Вишневецкого. Имя отца Павла Вишневецкого было восстановлено в 2001 г., когда приход отметил 140 - летие храма Святой Троицы и Святого великомученика Димитрия Солунского в селе Новые Параты. Жизнь и духовное служение отца Павла в паратском приходе достаточно изучена. Но в жизнеописании протоиерея Павла Вишневецкого существует немало «белых пятен»: неизвестны дата и место его рождения, неизвестно его происхождение. Возникают вопросы: «Кто мог повлиять на его духовное становление?», «Кто мог быть ему примером духовности и благородного служения?».

1. Наша исследовательская работа началась с изучения литературы и опубликованных документов о жизни и деятельности П.И. Вишневецкого. Мы внимательно изучили рукопись В.Ф. Челнокова «Летопись о Троицкой церкви села Парат Казанского уезда и губернии», «Некролог» и «Надгробное слово» об отце Павле Вишневецком, написанные священником Стефаном Адоратским, но нигде не было упоминаний о дате и месте его рождения, не было также упоминаний, в какой семье он родился.

Затем мы обратили свое внимание к архивным документам: к «Ведомости церкви Казанского уезда села Парат за 1841 год», «Клировые ведомости о церквях, церковной притче, их семействах и прихожанах по г. Казани и его уезду за 1848 год», «Клировая ведомость по благочинию Николаевской церкви в Кукморах кафедрального протоиерея Виктора Вишневского за 1865 год».

В этих документах мы также не нашли необходимых нам фактов. И вот в следующем архивном документе «О награждении духовных лиц знаками отличия в 1865 году» мы обнаружили запись, что в 1865 году отцу Павлу было 52 года. [3] Таким образом, на основе этого доумента мы сделали вывод, что он родился в 1813 году. Мы были рады результату нашей работы, ведь теперь установлен год рождения П.И.Вишневецкого.

2. Возник вопрос: «Где и в какой семье родился протоиерей Павел Вишневецкий?». Ни в одном архивном документе об этом не было упоминания.

Мы понимали, что наш приходской батюшка отец Павел – очень значимая личность только для нашего паратского прихода. Очень маловероятно, что мы найдем о нем какое - то упоминание в литературе, но мы решили обратиться к ресурсам Интернета. На сайте храма Новомучеников и Исповедников Российских г. Чебоксары мы наткнулись на статью «Священник Иван Васильевич Коршунов ( настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с июня 1825 по 1843 год). Нас заинтересовала запись « У И.В.Коршунова хорошо сложилась и семейная жизнь. По данным, в его семье были: супруга Екатерина Степановна, дети (им присвоены отцом разные фамилии): Петр Вишневецкий (1808 года рождения), обучавшийся в Казанской духовной семинарии, Павел Вишневецкий (1812 г.р.) и Василий Коршунов (1815 г.р.), обучавшиеся во 2-м классе Казанского уездного училища, Степан Адоратский (1816 г.р.), обучавшийся в 1-м классе Казанского уездного училища, дочь Александра (1819 г.р.). Трое сыновей окончили Казанскую духовную семинарию и стали священнослужителями. Младший сын Степан Адоратский в 1836 г. по окончании той же духовной семинарии был послан в Московскую духовную академию и учился в ней два года, в 1838 г. по болезни оставил учебу, вернулся в Казань и работал учителем в низшем отделении уездного училища, в 1840 г. поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в 1847 г. в звании кандидата и возвратился в Казань. В начале 1848 г. он женился на дочери Вишневского, женатого на племяннице Н.Я.Бичурина». Авторы статьи ссылались на книгу Димитриева В.Д. «Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия», изданную в 2002 году. Выяснилось, что П.И.Вишневецкий родился не в 1813 году, а в 1812 году. И оказывается, Стефан Адоратский, священник Покровской церкви г. Казани, автор некролога и надгорбного слова об отце Павле - его младший брат. Адоратский С.И.(1816-1882гг) - известный церковный писатель, автор многих канонических произведений. Дмитриев В.Д. полагает, что родственником Коршунова И.В. был и Бичурин Никита Яковлевич (в монашестве — Иакинф) — русский востоковед, миссионер, дипломат, путешественник, писатель. «А самого И.В.Коршунова Никита Яковлевич знал по совместной учебе в Казанской духовной семинарии – академии. Мог и учить его в 1800-1802 гг.», - пишет Дмитриев В.Д.[4] (Приложение № 7). Новые выявленные факты оказались для нас полной неожиданностью. Было известно, что он родился в семье протоиерея. Теперь же выяснилось, что он родился в семье протоиерея И.В.Коршунова. Иван Васильевич Коршунов родился в 1781 году. В 1792 - 1798 гг. он обучался в Казанской духовной семинарии. В 1798 году духовная семинария в городе Казани была преобразована в духовную академию. В духовной академии Иван Васильевич обучался до 1804 года. Он получил знания по грамматике, поэзии, риторике, философии, богословию, церковной истории, красноречию. Он изучал греческий, еврейский и французский языки.

В 1804 – 1810 гг. он служил в Казанской Богородицкой церкви с. Фролова Ясак Тетюшского уезда Казанской губернии. Уже в августе 1804 г. его определили депутатом (смотрителем) к церквам Тетюшского уезда, и до середины 1810 г. безупречно служил священником и депутатом.

В 1810 -1825 гг. года отец Иоанн служил во Введенской церкви чувашского села Сотниково Чебоксарского уезда, выполнял должность Благочинного 13 церквей Чебоксарского уезда. Вишневецкий П.И. родился в 1812 году. Значит, он родился в селе Сотниково Чебоксарского уезда, где его отец протоиерей Иоанн Коршунов служил в храме в честь Введения в храм Пресвятой Богородицы.

В 1825 -1848гг. И.В.Коршунов служил в Казанской Богородицкой церкви села Сундырь (ныне г. Мариинский Посад). Это был благочестивый пастырь, имел многие церковные награды. В 1843 году он был назначен на должность законоучителя во вновь открытое приходское училище в с. Сундырь. Отец Иоанн был назначен наставником этого училища. И.В.Коршунов за свою безупречную службу был награжден: в 1818 году - бронзовым крестом для ношения на персях на Владимирской ленте в ознаменование эпохи 1812 года, в марте 1826 года - за беспорочное прохождение должности скуфьею, в сентябре 1828 года – набедренником «за долговременное служение алтарю Господню при благочестивой жизни и исправное прохождение должности благочиннической».

В ноябре 1829 года Казанским Архиепископом Филаретом рукоположен в протоиереи. В марте 18 в пользу бедного духовенства.

В ходе исследования выяснилось, что отец Павел Вишневецкий рос и воспитывался в образованной священнической семье. Все это оказало большое влияние на духовное становление личности протоиерея Павла Вишневецкого и в дальнейшем на его миссионерскую и просветительскую деятельность в паратском приходе.

Заключение

1.В ходе своей работы нам удалось открыть неизвестные страницы биографии протоиерея Павла Ивановича Вишневецкого, настоятеля храма святого великомученика Димитрия Солунского, служившего в паратском приходе в 1839- 1869 годы. Установили дату и место его рождения. Узнали, что Вишневецкий П.И. происходил из священнического рода, известного своей миссионерской и просветительской деятельностью.

2.Он внес весомый вклад в развитие просвещения, в духовно-нравственное воспитание своих прихожан.

3.Материалы, выявленные в ходе нашего исследования, были использованы в праздновании юбилея Павла Ивановича Вишневецкого. По этим материалам провели открытый классный час «Благочестивый и трудолюбивый пастырь», на котором постарались донести до учащихся нашей школы все, что узнали сами в процессе изучения опубликованных и неопуликованных источников, литературы и источников Интернета. Мы думаем, что наши друзья поняли, что быть дипломантом и стипендиатом премии Павла Ивановича Вишневецкого – большая честь и огромная ответственность.

4.Подготовили и провели в школе детский праздник «С днем Ангела!», посвященный 200- летию Павла Ивановича Вишневецкого. Создали презентацию о жизнедеятельности отца Павла. По итогам праздника готовится к выпуску фотоальбом. (Приложение №8)

В дальнейшем мы продолжим работу над темой нашего исследования. Думаем, что впереди нас ждут многие неизведанные факты из жизни П.И.Вишневецкого.

Список источников и литературы.

1..«Ведомости церкви Казанского уезда села Парат за 1841 год». НАРТ. Ф.4.Оп.73.Д.138. Л.367.

2.« Клировые ведомости о церквях, церковной притче, их семействах и прихожанах по г. Казани и его уезду за 1848 год». НАРТ. Ф.4.Оп.81.Д.77. Л.12-15.

3.«Клировая ведомость по благочинию Николаевской церкви в Кукморах кафедрального протоиерея Виктора Вишневского за 1865 год». НАРТ. Ф.4.Оп.97.Д.48. Л.289- 294

4.«О награждении духовных знаками отличия в 1865 году». НАРТ. Ф.4.Оп.97.Д.33.Л.125-126.

5. Димитриев В.Д. Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002. krotov.infolibr_min/02_ b/ich/urin2.htm, http://www.hnir.ru

6. Михайлова М.М. Храм Димитрия Солунского и паратская земля.- Йошкар – Ола: ООО «Делис», 2007.



[1] «Известия по Казанской Епархии» . 1869. № 5. Стр. 136

[2] «Известия по Казанской Епархии» . 1869. № 5. Стр. 136

[3] «О награждении духовных лиц знаками отличия в 1865 году».НАРТ. Ф4. Оп 91. Д 33. Стр. 125-126.

[4] Димитриев В.Д. Востоковед Н.Я. Бичурин и Чувашия. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2002. http://www.hnir.ru.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру