10.10.2013

История воскресной школы церкви св. Александра Невского г. Калач

Вступление

Вот уже четыре года, как я являюсь воспитанницей воскресной школы при храме Св. Александра Невского в г. Калач Воронежской области.

Цель моего исследования: выявить, какую роль играет воскресная школа церкви Св. Александра Невского в современной жизни г. Калача, сравнить её с церковно - приходскими школами города конца XIX – начала XX века. Задачи: проанализировать различные источники по этой теме, выделить сходные и различные черты в развитии современных воскресных школ и дореволюционных церковно-приходских, определить ближайшие перспективы в развитии воскресных школ. В своём исследовании я не касаюсь анализа работы воскресных школ для взрослых, так как ограничена небольшими рамками работы.

В работе над этой темой мне помогали педагог Божко Ольга Борисовна и священник отец Евгений. Их устные рассказы – предания легли в основу моей работы. Я использовала также и собственные впечатления, ощущения, опыт. Основные сведения мне удалось вывить в архивных материалах, хранящихся в нашем школьном музее, в ходе изучения опубликованной литературы конца XIX - начала XX вв., размещенной в Интернете, а также в современных публикациях. Мною было проведено среди сверстников анкетирование по вопросам: считают ли они себя верующими людьми, как часто посещают храм. Среди воспитанников воскресной школы проведен опрос: почему они стали приходить на занятия в воскресную школу (Приложение 1).

Глава 1. «Мы туда на занятия спешим научиться молитвам святым»[1]. Я выяснила, что в Калаче современные воскресные школы стали появляться в конце 1990-х гг. Первой была образована воскресная школа при Вознесенском храме. Её основателем была мой педагог Божко Ольга Борисовна (Приложение 2). Будучи по своей основной профессии учителем фортепиано в школе искусств, Ольга Борисовна, как человек глубоко верующий, взяла на себя огромную ответственность за духовное воспитание молодого поколения. Она начала собирать желающих детей и проводить с ними уроки Божьего слова в Вознесенском храме. Потом возникшая группа перешла заниматься в храм Св. Александра Невского. Изначально воскресная школа не имела своего помещения, поэтому уроки проводились непосредственно в храме сразу после воскресной службы. Ребята пили чай, разговаривали о законе Божием, готовились и выступали с концертными номерами ночью в храме на Рождество и на Пасху.

Позже для воскресной школы выделили отдельное помещение, где ранее размещался склад. Ольга Борисовна с помощницей Ниной Перфильевой отремонтировали помещение. Сейчас это здание перестроено в двухэтажное. (Приложение 3). На первом этаже - трапезная, на втором - учебный класс с партами и доской для воскресной школы. Теперь воскресная школа выглядит как полноценное учебное заведение со всем необходимым оборудованием: телевизором, видеоаппаратурой, синтезатором, фортепиано.

Занятия начинаются с молитвы «Царю небесный», а заканчиваются почти всегда традиционно уютным домашним чаепитием, которое сближает, позволяет почувствовать родство, единение по духу. В нашей воскресной школе в настоящее время работают:

Людмила Николаевна Макиенко - пенсионерка, была учителем русского языка и литературы в нашей школе. Она учит сценической речи, репетирует выступления, рассказывает о событиях из церковной истории, о святых иконах.

Ольга Анатольевна Воропаева – предприниматель. Она ведёт занятия по вышивке, вязании крючком и спицами.

Ольга Владимировна Анастасьева - зубной техник. Она - помощник музыкального руководителя, подбирает репертуар, музыку.

Анна Ивановна Волкова – преподаватель школы искусств. Занимается с детьми младшей группы.

Матушка Наталья – курирует материальную сторону и отвечает за помещение, согласовывает выступления.

Селиванова Светлана Алексеевна – учитель музыки, ведёт занятия по пению, ставит спектакли.

Но основную работу в воскресной школе проводит, конечно, Божко Ольга Борисовна. Она не только преподаёт Закон Божий, но занимается с нами духовной музыкой, ставит спектакли. Как показал социологический опрос, ряд ребят пришли сюда именно по приглашению педагога и ни сколько об этом не жалеют (Приложение 1).

Я очень люблю петь и с нетерпением жду занятия по духовной музыке. Теперь я знаю, что церковные песнопения имеют свою сложность в исполнении. Особенно много впечатлений и эмоций я получаю от наших выступлений перед прихожанами храма, жителями города. На этих концертах участвуют все: от мала до велика. Мы показываем сценки, поём, танцуем, рассказываем затрагивающие душу стихи (Приложение 4).

Есть ещё одна замечательная традиция паломнических поездок по святым местам, в программу которых входят не только экскурсии, но и посещения службы, омовение в купели, исповеди и причащения. Воспитанники школы совершали паломничество по святым местам Воронежской области. Мы посещали: Задонск, Костомарово, Белогорье, Дивногорье, Воронеж и другие святые места. Благодаря этим поездкам воспитанники воскресной школы знакомятся с православными святынями, изучают историю Церкви в истории России, начинают осмысливать глубины православной веры и главное предназначение паломничества для верующего человека.

Сейчас, когда в нашем государстве возникли серьезные проблемы в духовном воспитании молодёжи и воскресные школы при православных храмах, расширяя свою работу, заняли достойное место в системе дополнительного образования.

Глава 2. Роль церковно-приходских школ в дореволюционном образовании. В Российской империи православная церковь играла большую роль в системе образования, особенно начального. При каждом церковном приходе существовали церковно-приходские школы.

Нам удалось установить, что в XIX в. в одноклассных церковно - приходских школах города преподавались: Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, в двухклассных, кроме того, давались сведения из истории. Основными учебниками были «Евангелие», «Ча­сослов», «Псалтиырь», «Священная история» Чельцова, «Церковно-славянская азбука» Сахарова, буквари Вахтерева, Флерова, ирониея Евсеева, задачник Комарова в трех частях[2].

Грамотных людей тогда, особенно в селах, было мало, и учителем мог стать: священник, отстав­ной солдат, писарь, дворовый крестьянин. Учащиеся занимались либо при храмах (чаще всего в караул­ках), либо же в больших деревенских избах. Управлял церковно-приходскими школами училищный совет Синода через епархиальные училищные советы[3].

В школьном музее есть архивные документы со сведениями о проверках качества преподавания в этих школах. Так, в выписке из отчёта инспектора Харьковского учебного округа, который в 1884 г. посетил в г. Калаче женскую и мужскую школы и экзаменовал воспитанников, отмечаются хорошие знания по русскому языку и арифметике и неудовлетворительные по Закону Божьему[4] (Приложение 7). В отчёте названа фамилия священника Скрябина, который почти не посещал классов и не занимался с его учениками. В выписке из журнала заседаний Воронежской палаты государственных имуществ, датированной 1846 г., говорится о закрытии приходского училища в селе Никольском Никольской волости из - за плохой работы[5] (Приложение 6). В исследовании Пыльнева Ю.В. и Рогачёва С.А. «История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII - начала XX века» приводится документ 1876 г., в котором директор училищ Воронежской губернии отмечает постоянное отсутствие успехов в изучении Закона Божьего. Он объяснял это тем, что законоучители посещают школу два-три раза в год по причине задержки жалования[6] (Приложение 9). Однако этот вопрос, как нам представляется, требует более глубокого изучения, т.к. во второй половине XIX в. в России нарастало революционное движение и созданные после земской реформы 1864 г. новые органы местного самоуправления – земства всячески стремились закрыть церковно-приходские школы и заменить их земскими школами, где преподавали в основном революционно настроенные преподаватели.

Глава 3. Судьба преподавателя – священника Славгородского М.Ф. Есть много сведений, свидетельствующих, что среди преподавателей церковно-приходских школ были светлые личности, которые бескорыстно или за небольшую плату самоотверженно трудились на поприще народного образования. Один из таких педагогов - Славгородский Михаил Фёдорович жил и работал в г. Калаче (Приложение 10). Он служил в Калачеевской церкви Успения Божьей Матери с 1890 г. В книге «Отчёт о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии за 1909 - 1910 уч. год» даётся высокая оценка его деятельности[7] (Приложение 11).

Предпринятое нами изучение его жизненного пути показало, что М.Ф. Славгородский был последним настоятелем Церкви Успения Божьей Матери слободы г. Калача перед её закрытием советской властью. Он окончил Воронежскую духовную семинарию. Священником Успенской церкви слободы в г. Калач стал в июле 1890 г.[8] Помимо прямых обязанностей священнослужителя он занимался педагогической деятельностью. При храме в 1893 г. им была открыта церковно-приходская школа[9]. К 1915 г. старое здание церкви отсырело, стало тесным, не соответствовало техническим условиям, которые предъявлялись к школам. По инициативе Славгородского были изысканы средства и 10 сентября 1915 г. было торжественно освящено новое кирпичное здание церковно-приходской школы при Успенской церкви[10].

Славгородский М.Ф. был председателем «Общества содействию среднему образованию в Калаче». В результате этой деятельности было выстроено на частные пожертвования здание под гимназию, в которой он преподавал Закон Божий[11]. В нашем школьном музее есть интересный экспонат - уникальнейшая фотография начала XX в. (Приложение 12), где мы видим калачеевских гимназисток вместе с преподавателями. Как выяснилось, на ней изображены выпускницы 7 класса 1917 г. М.Ф. Славгородский сидит четвёртый слева в среднем ряду. Его невозможно не заметить. Он в одежде священнослужителя. Выглядит очень солидно.

Славгородский М.Ф. занимался разнообразной общественной деятельностью. Он открыл в Калаче бога­дельню и состоял в ней председателем, располагал зажиточных лиц жертвовать на призрение стариков и старушек. Михаил Фёдорович состоял до революции учредителем Кредитного товарищества в качестве предсе­дателя, был членом-учредителем Сельскохозяйственного общества, которое содержало скотный двор племенного скота, продавало населению сельскохозяйственные орудия на льготных условиях[12]. До революции он состоял также членом Церковного историко-археологического комитета. В «Памятной книжке Воронежской губернии на 1914 год» указано, что он является также членом Воронежского еперхиального училищного совета, в 1916 г. - членом Уездного Богучарского отделения Воронежского епархиального училищного совета[13].

Михаил Фёдорович не чужд был новым веяниям в церковной жизни. Не случайно он воспринял революцию как возможность осуществить перемены во взаимоотношениях духовенства с епархиальным начальством и с прихожанами. Он заблуждался, думая, что новая власть не будет вмешиваться в дела церкви и оставит её в покое, не предполагал, что за обновленцами стоит желание большевиков внести в религиозную жизнь семена раздора, расколоть её, чтобы руками одних уничтожать других. Он ухо­дил с белыми и до 1922 г. служил в станице Ново-Покровской на Кубани, затем вернулся в Калач и вновь стал настоятелем Успенской церкви, побывав и среди обновленцев, и среди григорианцев. Он принес покаяние архиепископу Петру (Звереву), чтобы вернуться к «староцерковникам»[14].

Славгородский М.Ф. является автором уникального последнего исторического документа по истории нашего края - «Летописи слободы Калача Успенской церкви». Сообщаемые им сведения позволяют увидеть всю трагичность происходившего церковного раскола, раскрыть конкретные события на юге епархии.

М.Ф. Славгородский был арестован 24 февраля 1928 г. В его доме был произведён обыск. Михаила Фёдоровича обвинили в событиях десятилетней давности: якобы он устраивал торжествен­ную встречу белым и служил благодарственный молебен, выдавал большевиков и красно­армейцев и был членом карательной тройки, по приговору которой производились рас­стрелы. Нам представляется, что абсурдность этого обвинения очевидна: будь такое на самом деле, священник никогда бы не вернулся на место своих преступлений. Да и приговор - запрет на три года проживать в восьми губерниях – не соответствовал тяжести ложно предъявляемой вины, что в какой-то мере подтверждают и документы архивно-следственного дела, которое хранится в архиве «Центр документации новейшей истории».

М.Ф. Славгородский привлекался по ст. 58, п. 13 УК. В деле, имеется заключение зам. прокурора Воронежской губернии: «Принимая во внимание, что данных для слушания дела в открытом судебном заседании недостаточно, полагал бы с мнением Губотдела ОГПУ – о передаче дела на рассмотрение коллегии ОГПУ – согласиться». Михаил Федорович и в тюрьме не терял надежды доказать ложность обвинения. К протоколу допроса 21 апреля 1928 г. он сделал собственноручную приписку: «Я просил бы допросить на месте посторонних лиц, знающих меня. Я прослужил в Калаче 40 лет. В этот период я был не бесполезным гражданином и всегда старался оказать помощь по силе своей возможности»[15]. В деле содержится также выписка из протокола Особого совещания при коллегии ОГПУ от 10.08.1928 г., в которой сказано: «Постановили: Из-под стражи освободить, лишив права проживать в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, районах ЦЧО на 3 года».

В школьном музее МОУ Калачеевская СОШ №1 есть фотография Славгородского М.Ф., находящегося под следствием (Приложение 13).

Умер М.Ф. Славгородский 3 июня 1931 г. от туберкулеза легких и был похоронен на кладбище г. Киржача. Вот такой непростой оказалась судьба преподавателя церковно-приходской школы церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Глава 4. Характеристика калачеевских дореволюционных церковно-приходских школ. Основным, очень ценным источником, содержащим сведения о работе церковно-приходской школы при калачеевской церкви Успения Божьей Матери является уникальная «Летопись Успенской церкви слободы Калач» (Приложение 14). В ней содержатся сведения о том, что когда в Калач приезжали высокие духовные и светские лица, они обязательно посещали школу, инспектировали учащихся и оставались весьма довольны увиденным.

В 1915 г. было торжественно освящено новое кирпичное здание церковноприходской школы при Успенской церкви. Строительство школы велось под руководством церковного старосты К.И. Бражникова[16]. Сохранилась выписка из страховой оценки от 27. 04. 1916 г., где подробно описано это здание[17] (Приложение 15).

Здание церковноприходской школы использовалось не только по прямому назначению, но и для различных общественных заседаний: по поводу выборов в Государственную Думу в 1906 г.[18] В период Первой мировой войны в 1914 г. в здании церковной школы проходили заседания приходского попечительского совета по оказанию помощи семействам нижних чинов запаса и ополчения[19]. Здание церковноприходской школы Успенской церкви сохранилось и по сей день (Приложение 16). Оно является частью уникального храмового комплекса церкви Успения, охраняется государством[20]. В годы Великой Отечественной войны в здании располагался военный госпиталь. Сейчас здесь – библиотека.

Как показывают копии архивных документов, хранящиеся в школьном музее, церковно-приходские школы функционировали при всех церквях слободы Калач.

Нам пока не удалось найти точных сведений, когда была открыта школа при Вознесенском храме, построенном в 1776 г. В документе «Страховая оценка от 16.08.1911 года» описывается здание для школы[21]. Сейчас оно не сохранилось. (Приложение 17). В музее хранится ксерокопия похвального листа одной из воспитанниц этой школы Елены Гудимовой, выданного ей за благонравие и отличные успехи (Приложение 18).

О Воскресенской церковно-приходской школе почти ничего не известно. В книге «Земля Калачеевская» отмечается, что в ней было две классные комнаты[22]. На схеме генплана Краснозагоренской школы (1920 - 1930 гг.) показано расположение к тому моменту уже не действующей церковно - приходской школы [23]. (Приложение 19).

Конечно, большинство этих источников раскрывают историю дореволюционных церковно-приходских школ однобоко. Они подтверждают, что эти школы функционировали, описывают помещения, где были эти учебные заведения. Однако узнать о ходе учебного процесса, школьной жизни из этих документов нельзя. Я буду продолжать поиски материалов по этой теме.

После Октябрьской социалистической революции церковно-приходские школы были упразднены в связи с закрытием всех религиозных школ и созданием единой государственной социалистической школы на основе Постановления Совета Народных Комиссаров от 24 декабря 1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению».

Заключение

В ходе исследования мне удалось выявить различные источники по данной теме, которые помогли воссоздать объективную картину роли церковно-приходских школ в XIX – начале XX века и современных воскресных школ. Эти материалы, к сожалению, не позволили разносторонне осветить поднятую проблему, но многие аспекты они раскрыли.

Сравнивая деятельность этих учебных заведений, я выявила их сходные и различные черты. Сейчас для воскресных школ строят специальные современные помещения, оборудованные новейшей техникой. Преподают здесь педагоги, имеющие, почти всегда высшее специальное педагогическое образование. До революции для многих жителей нашего края были доступны только церковно-приходские школы, в которых, наряду с православным образованием, обучали начальной грамоте. Сейчас все дети посещают светскую школу, где в обязательном порядке получают общее среднее образование, а на занятиях в воскресных школах основное внимание уделяется истории православия, Заповедям Божьим, христианской морали, духовному совершенствованию. Поэтому современные воскресные школы правильно будет отнести к системе дополнительного образования. Но это всё формальные различия. Главная черта, которая объединяет эти два вида учебных заведения – огромная подвижническая деятельность по сохранению, обучению и распространению православных традиций. Я считаю, что современные педагоги, работающие в воскресных школах, являются достойными продолжателями той большой подвижнической работы, которую проводили педагоги в конце XIX - начале XX века. Благодаря им, всё больше молодёжи приходит в храм. Сейчас, по данным моего опроса, почти все респонденты считают себя верующими, однако в храм ходит регулярно меньше десяти процентов (Приложение 1). Я думаю, выступления воспитанников нашей школы перед молодёжью в какой-то степени поможет переломить ситуацию в лучшую сторону.

Сейчас идет XXI век, но потребность в духовном просвещении по-прежнему существует. Восстанавливаются забытые храмы. После концертов, спектаклей, выступлений учащихся нашей воскресной школы к нам приходят новые желающие заниматься, не только дети, но и взрослые.

Список использованных источников и литературы

1. Акиншин А. Калачеевские летописцы, - Летопись слободы Калача Успенской церкви. Воронеж. 2000, стр. 7.

2. Адрес-календарь Воронежской губернии на 1917 год. Издание Воронежского Губернского Статистического комитета. Воронеж. Типо-литография Губернского Правления. 1916 г. – Материалы школьного музея.

3. Архивно-следственное дело Славгородского М.Ф. - Центр документации новейшей истории г. Воронежа (ЦДНИ), фонд 9353, опись 2, дело П-24822. – Материалы школьного музея.

4. Вобленко Т. Путь к знаниям. - Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. Воронеж. 1998. стр.47-80.

5. Выписка из страховой оценки от 27. 04. 1916 года. РГИА Фонд 799, оп. 33, дело 259, лист 70, 71 об. – Материалы школьного музея.

6. Выписка из страховой оценки от 16. 08. 1911 года. РГИА Фонд 799, оп. 33, дело 259, лист 26, 26 об. – Материалы школьного музея.

7. Выписка из журнала заседаний Воронежской палаты государственных имуществ - Государственный архив Воронежской области, Фонд И-24, опись 9, дело 10 (1846 г.) Лист 1, 1 об. - Материалы школьного краеведческого музея.

8. Журналы Богучарского очередного уездного земского собрания с 12 по 17.10.1884 г. Воронеж. 1885. – Материалы школьного краеведческого музея.

9. Земля Калачеевская. Страницы истории Калачеевского района. – Воронеж. 1998. 144 с.

10.Летопись слободы Калача Успенской церкви. Воронеж. 2000. 136 с.

11.Материалы Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Воронежская область. Аннинский, Грибановский, Калачеевский районы. Выпуск 3. Часть 1. М. 1993. 150 с.

12.Материалы по народному образованию в Воронежской губернии. Составил И.Воронов. Под редакцией и с предисловием Ф.А.Щербины. Издание Воронежского Губернского Земства. Воронеж. Товарищество «Печатьня С.П.Яковлева», Средне-Московская ул., д. Товарищества. 1899. - http://my-shop.ru/

13.Отчёт о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии за 1909-1910 уч.год. Приложение к №8 Воронежских Епархиальных ведомостей за 1911 г. - Материалы школьного краеведческого музея.

14.Памятная книжка Воронежской губернии. 1910 г. – Материалы школьного музея.

15.Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края. XVIII- начало XIX века. – Воронеж. – 1999. – 528с.

16.Терновский А. От весны до осени 90 лет. Москва. 2005. 488 с.

17.http://slovari.yandex.ru/

Опись приложений.

1. Данные социологического опроса.

2. Божко Ольга Борисовна - педагог воскресной школы при Александра Невском храме.

3. Современное здание воскресной школы Александра Невского храма.

4. Выступление воспитанников воскресной школы. Спектакль «Царевна-Несмеяна».

5. Материалы по народному образованию в Воронежской губернии. Составил И.Воронов. 1899. - http://my-shop.ru/

6. Выписка из журнала заседаний Воронежской палаты государственных имуществ. Государственный архив Воронежской области. Фонд И-24, опись 9, дело 10 (1846 г.) Лист 1, 1 об. – Материалы школьного музея.

7. Выписка из отчёта инспектора Харьковского учебного округа. Журналы Богучарского очередного уездного земского собрания с 12 по 17.10.1884 г. Воронеж. 1885. – Материалы школьного музея.

8. Исследование Пыльнева Ю.В. и Рогачёва С.А. «История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII - начала XX века».

9. Фрагмент книги: Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII - начала XX века, стр.239.

10.Фотография Славгородского М.Ф. начало XX в. из архива школьного музея «Калач вчера, сегодня, завтра» МОУ Калачеевская СОШ №1.

11.Данные из книги: «Отчёт о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии за 1909-1910 уч.год.» Приложение к №8 Воронежских Епархиальных ведомостей за 1911 г. – Материалы школьного краеведческого музея.

12.Фотография Славгородского М.Ф. с гимназистками 7 класса. 1917 г.

13.Тюремная фотография священника Славгородского М.Ф. 1928 г.

14.Печатное издание «Летописи слободы Калача Успенской церкви».

15.Страховая оценка 27 апреля 1916 г. РГИА Фонд 799. Материалы школьного музея.

16.Здание церковно-приходской школы Успенской церкви. Ныне библиотека.

17.Страховая оценка 16 августа 1911 г., строений, принадлежавших Вознесенской церкви. РГИА, Ф. 799, оп. 33, д. 259, л. 26. - Материалы школьного музея.

18.Похвальный лист воспитанницы Калачеевской Вознесенской церковно-приходской школы за отличные успехи. 1912 г. - Материалы школьного музея.

19.Схема генплана Краснозагоренской школы. Из книги: Терновский А. От весны до осени 90 лет, с. 47



[1] Строки из гимна Александра Невской воскресной школы.

[2] Земля Калачеевская, стр. 47-48.

[3] http://slovari.yandex.ru/

[4] Журналы Богучарского очередного уездного земского собрания с 12 по 17.10.1884 г. Воронеж. 1885. – Материалы школьного краеведческого музея.

[5]Выписка из журнала заседаний Воронежской палаты государственных имуществ - Государственный архив Воронежской области, Фонд И-24, опись 9, дело 10 (1846 г.) Лист 1, 1 об. - Материалы школьного краеведческого музея.

[6] Пыльнев Ю.В., Рогачёв С.А. История школы и народного просвещения Воронежского края XVIII - начала XX века, стр.239.

[7] Отчёт о состоянии церковно-приходских школ Воронежской епархии за 1909-1910 уч.год.

[8] Летопись слободы Калача Успенской церкви, стр. 19.

[9] Там же, стр. 107

[10] Там же, стр. 61-62.; Выписка из страховой оценки от 27. 04. 1916 года. - РГИА, Фонд 799, оп. 33, дело 259, лист 70, 71 об.

[11] Памятная книжка Воронежской губернии. 1910 г. ; Адрес-календарь Воронежской губернии на 1917 год, стр. 115.

[12] Архивно-следственное дело Славгородского М.Ф. - Центр документации новейшей истории г. Воронежа (ЦДНИ), фонд 9353, опись 2, дело П-24822.

[13] Адрес-календарь Воронежской губернии на 1917 год, стр. 114.

[14] Акиншин А. Калачеевские летописцы, - Летопись слободы Калача Успенской церкви, стр. 7.

[15] Архивно-следственное дело Славгородского М.Ф. - Центр документации новейшей истории г. Воронежа (ЦДНИ), фонд 9353, опись 2, дело П-24822.

[16] Летопись слободы Калача Успенской церкви, с. 61-62.

[17] Выписка из страховой оценки от 27. 04. 1916 года. РГИА Фонд 799, оп. 33, дело 259, лист 70, 71 об.

[18] Летопись слободы Калача Успенской церкви, с. 43-44.

[19] Там же, с. 59.

[20] Материалы Свода памятников истории, стр. 105.

[21] Выписка из страховой оценки от 16. 08. 1911 года. РГИА Фонд 799, оп. 33, дело 259, лист 26, 26 об.

[22]Земля Калачеевская, с. 50-51.

[23] Терновский А. От весны до осени 90 лет. с. 47.

Рецензия

Диана Волкова исследовала актуальную тему, посвятив свою работу изучению постановки школьного духовного образования и воспитания в дореволюционной России на современном этапе. Автор поставила цель: «выявить, какую роль играет воскресная школа в современной жизни Калача, сравнить её с церковно-приходскими школами конца XIX – начала XX века, работавшими в Воронежском крае». Последовательно разрешая продуманно сформулированные задачи, используя методы анализа и синтеза, кампаравистики (сравнения), описания, социологического опроса, Диана дала характеристику источниковой базы своего исследования, попыталась провести сравнение сходства и различия современных воскресных и дореволюционных церковно-приходских школ. Работа отвечает требованиям Конкурса по структуре и содержанию. Полученные результаты, суммированные автором в заключительной части, свидетельствуют о достижении поставленных целей и задач. Автор продемонстрировала свои творческие способности, знакомство с обширной литературой и источниками, грамотность.

Вместе с тем, уважаемая Диана, не могу не предостеречь Вас от скороспелых выводов, связанных с оценками фактов, событий, явлений исторического прошлого, в частности, оценкой деятельности и роли тех или иных педагогов в образовательном процессе. Вы некритично отнеслись к оценкам инспекторов - защитников земских школ, которые оказали разрушительное влияние на религиозное самосознание народа и подготовили целое поколение тех, кто привел к падению Российской Империи. Дело не в том, что священники не посещали земские школы и, якобы потому, в них плохо было поставлено преподавание Закона Божия. Их просто не приглашали в эти сугубо антирелигиозные учреждения. К концу 1870-х гг. число церковно-приходских школ катастрофически сократилось. Родители требовали их восстановления, поскольку падала нравственность детей. Александр III в 1884 г. вновь попытался возродить деятельность церковных школ. Но было уже поздно.

Рекомендую Вам, обратиться к трудам Архиепископа Фаддея (Успенского) «Записки по дидактике»; игумена Дамаскина (Орловского) «Епископ Гермоген (Долганев)» М., 2010, а также на сайте «Русское воскресение» найти статью: «О роли образовательных реформ в подготовке революционного переворота в России в 1917 году (по трудам святых протоиерея Иоанна (Восторгова) и епископа Гермогена (Долганова)».)

Поздравляю Вас, Диана, с актуальным, исторически ценным материалом. Продолжайте разработку этой темы, имеющей большое практическое значение, что Вы и сами справедливо отмечаете. Желаю успеха.

Рецензент: Иноземцева Зинаида Петровна, к.и.н., засл. работник культуры РФ


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру