«Где сокровище ваше...»

1. Введение. Профессор Н. Непомнящая[1], характеризуя личность человека, выделяет сущностные свойства человека, а также базовые основания личности. Такой двоякий подход к личности человека обусловлен тем, что сущностные свойства человека характеризуют внутренний мир человека, а базовые основания личности «направлены» вовне.

Мы знаем, что некоторые упущения развития в определенном возрасте не наверстываются впоследствии. Например, известно, что реальные «Маугли» не смогли стать людьми в социальном смысле. Известно, что музыкой или спортом нужно начать заниматься до какого-то возраста, иначе высоких результатов не будет. Однако все эти данные касаются определенных навыков, умений, но есть ведь еще очень чувствительная сфера человеческой личности – его душевная жизнь, и эта сфера часто остается без внимания. А ведь упущения в этой сфере еще более значимы!

Например, в Калининградском зоопарке возникла проблема размножения редкого карликового бегемота. Когда, наконец, редкая бегемотиха забеременела, роды оказались тяжелыми, и она умерла. Бегемотика, который оказался женского пола, выкормили. Но когда молодая бегемотиха в свою очередь родила, она убила своего детеныша. Также было и со следующим. В конце концов, детеныша у нее забрали, и искусственно выкормили. Но ее потомки потеряли способность материнства. Они также уничтожают своих детей. Напрашиваются страшные аналогии. Не упускаем ли мы в душевном развитии наших детей что-то, что невосстановимо?

В статье[2] сформулированы главные духовные задачи каждого возрастного периода человека. Выполнение этих задач приводит к правильному устроению личностных качеств человека. Но, аналогично описанию личности Непомнящей, нужно еще охарактеризовать, как эти качества проявляются вовне. Мы рассмотрим возраст становления личности (примерно до 21 года).

Также, как и Непомнящая, будем пытаться выстроить систему базовых оснований личности, хотя эта система будет несколько отличаться от описанной упомянутым автором.

2. Возраст до трех лет. В возрасте до трех лет главной задачей духовного воспитания является запечатление любви[3]. Результатом такого запечатления является вырабатывание базового доверия к миру, о котором говорит ряд психологов, например, Абрамова.

Так вот, первым базовым основанием личности мы назовем базовое доверие к миру. Заметим, что профессор Непомнящая выделяла как одно из базовых оснований личности отношение человека к другим людям.

3. Дошкольное детство (от 3 до 6 лет). Далее, в возрасте от 3 до 6 лет главной задачей в духовном воспитании является воспитание привычки к делам милосердия. Это соответствует формированию второго базового основания личности – ценностной ориентации. В статье[4]писалось о том, что примерно в три года начинает формироваться направленность воли ребенка. Первый этап формирования направленности воли проходится в возрасте от 3 до 6 лет.

В наше время часто родители, заботясь о детях, начинают уже в дошкольном возрасте их «развивать»: учить иностранным языкам, водить на фигурное катание и т. д. Однако отечественная святость давала другие советы. Как-то раз преподобный Серафим, благословляя одну женщину, сказал: «Матушка! Матушка! Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу их прежде, а прочее приложится им потом».

В Евангелии написано: «где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лук.12:34). Это можно перефразировать следующим образом: ценностная ориентация определяет все направление жизни человека.

Н. Непомнящая предлагает говорить не о ценностной ориентации, а о ценностности, относя последнюю к сферам деятельности, личностных отношений, сознания и познания[5]. При этом она считает, что понятие ценностной ориентации относится больше к внешним для человека объектам, а ценностность, чтобы развитие человека было гармоничным, должна затрагивать все перечисленные сферы. С нашей точки зрения ценностную ориентацию можно разделить на два основных направления: направленность на потребление (на удовольствия) и направленность на служение. Так определенная ценностная ориентация также должна проявляться в перечисленных сферах: деятельности, личностных отношений, сознания и познания. В этом плане ценностность и ценностная ориентация сближаются. Непомнящая пишет о том, что ценностность является базовым основанием личности. Кроме того, она говорит о том, что ценностность можно рассматривать как «ядро» личности, ибо ценностность создает основу для связывания и единства разнообразных отношений, в которых реально функционирует человек, и определяет направленность данной личности. Далее Непомнящая пишет: «Многочисленные исследования привели к выводу о том, что ценностность как устойчивое и определяющее личностное основание складывается в 6 - 7 лет и сохраняется в дальнейшем вплоть до взрослого возраста». Рассмотрим этот вопрос подробнее.

На наш взгляд, ценностность слишком глубокая характеристика личности человека, чтобы сложиться «в одночасье». Весь возраст от 3 до 6 лет формирует ценностную ориентацию, а в возрасте 6-7 лет происходит лишь фиксация того, что сформировалось ранее.

В этом возрасте дети охотно трудятся, помогая родителям. Каждый родитель может вспомнить, как ребенок неуклюже пытался ему помогать. Конечно, такая «помощь» для родителя оборачивается дополнительной потерей времени. Но если все-таки ребенка не оттолкнули, если он со взрослым делал нужные дела и для кого-то трудился, это дает ему должную ценностную ориентацию. Именно в этом возрасте ребенок должен привыкнуть трудиться по нужде, т. е. не для себя, а для других. Дошкольный возраст – это возраст, в котором происходит первичная ориентация всей жизни: что будет главным – служить или потреблять? Если ребенка в этом возрасте только развлекали (по принципу: детям – счастливое детство), вырастет еще один представитель «Пепси» поколения, если же он почувствовал как важно и радостно трудиться для другого, «служение» будет главным направляющим вектором в его жизни.

Вспомним Евангельское повествование, которое является вершиной этического учения. На Тайной Вечере Господь «встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу». Иоан.13:4-5,12-14. Вся глубина истинного знания о человеке содержится в Евангелии. И можно сказать, что сердцевина Евангельского учения дана на Тайной Вечере. Ученикам было дано таинство Причастия (что является сердцевиной духовной жизни), заповедь о любви (что является сердцевиной учения Христа), образ служения (что является сердцевиной возможной деятельности человека).

Приучение дошкольника к труду является очень важным моментом в его воспитании. Такое воспитание соответствует русским культурным традициям. Раньше уже с 5 лет девочки начинали шить себе приданое, а мальчики помогали отцам в их нелегкой работе. В этом возрасте ребёнку необходимы посильная физическая нагрузка, выполнение элементарных работ по домашнему хозяйству, что обеспечивает ребёнку заслуженную радость. Уже в дошкольном возрасте должно вестись воспитание будущего материнства и отцовства приучением к выполнению соответствующих работ. Инфантильность многих матерей и отцов, их неспособность взять на себя положенный груз, во многом обусловлены упущениями, сделанными воспитателями в этом возрасте. Заметим еще, что дошкольный возраст нуждается во взрослом, и ребенку намного проще и радостнее трудиться вместе с кем-то, перенимая его умения. Однако, некоторая доля самостоятельного труда также возможна. При этом ребенок должен ощущать, что этот труд кому-то нужен.

Как уже указывалось, еще одним вариантом педагогического воздействия на ребенка дошкольного возраста является развитие его способностей. Однако серьезный анализ развития личности ребенка показывает, что такая редукция в становлении личности сильно обедняет последнюю. Например, одним из важных достижений дошкольного возраста должно стать преодоление эгоцентризма. Если же мама, папа, бабушки и дедушки «посменно работают», чтобы обеспечить своевременное появление ребенка на фигурном катании, уроке рисования и т. д., то это никак не способствует выполнению сформулированной выше задачи. Разрушение эгоцентризма возможно тогда, когда ребенок, трудясь вместе со взрослым запечатлевает служение другим, и потом берет его как главное направление жизни. Таким образом, главная психическая задача этого возраста становится выполненной. Так духовное замечательно согласуется с психическим.

Не только духовная, но и социальная потребность этого возраста направлена на то, чтобы выработать ценностную ориентацию. Многие авторы писали о потребности детей этого возраста в игре, и психологи называют игровую деятельность ведущей в дошкольный период. Игра позволяет[6] в доступной для детей форме освоить сложный мир человеческих отношений. И вот итогом этого сложнейшего освоения должно стать осознание своего места, своей направленности в них. В играх ребенок воспроизводит реальный взрослый мир, который он видит вокруг. Если взрослые, живущие рядом, несли подвиг служения другим, и в этом служении ребенку нашлось его собственное место, ребенок сначала будет воспроизводить это в своих играх, а как итог этого возраста выносит соответствующую ценностную ориентацию в своей душе.

Непомнящая пишет также о том, что «в процессе становления «Я – образа» большую роль играет идентификация себя с лицом, являющимся носителям качеств, соответствующих реализации того или иного внешнего содержания». Поэтому, заботясь о том, чтобы дать детям нужную ценностную ориентацию, очень важно рассказывать им о святых, а также о героях нашей истории и литературы. 5 – 6 летние дети, играя, отождествляют себя с различными персонажами. Хорошо, если они отождествят себя с Александром Невским или с Ильей Муромцем, а не с уродливым Покемоном или Гарри Потером.

Итогом дошкольного возраста является осознание ребенком себя как субъекта переживаний. Это приводит к тому, что впитанная в этом возрасте направленность жизни становится источником активности в деятельности ребенка.

При этом профессор Непомнящая пишет: «Тип ценностности, оформляющийся в период 6 – 7 лет, оказывается устойчивым индивидуальным образованием, которое на фоне возрастных особенностей (а иногда и вопреки им), во-первых, сохраняется в дальнейшем, даже и во взрослом состоянии и, во-вторых (как и другие базовые основания личности), является универсальным, т. е. действует в разных сферах функционирования субъекта».

4. Младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Рассмотрим теперь следующий этап жизни ребенка – младший школьный возраст (от семи до десяти лет). Главной задачей духовного развития в этом возрасте является ученичество. Ученичество в дальнейшей жизни должно развернуться в способ общения с людьми: мы должны быть готовы учиться у каждого встреченного нами человека, ведь каждый человек несет в себе какое-то уникальное, свойственное лишь ему качество и знание. Ученичество соответствует формированию третьего базового основания личности – творческой способности личности. Заметим, что это базовое основание личности выделяла и профессор Непомнящая.

С.Л. Рубинштейн[7] писал, что потенциальная бесконечность позволяет человеку и в процессе присвоения, и в процессе функционирования выходить за пределы знаемого, усвоенного, в том числе и за пределы самого себя, создавать новое, творить. Интересный пример понимания творчества приводит Непомнящая. Известная переводчица Н. Л. Тауберг так описывала творческий процесс. «Между переводимым текстом и моим переводом возникает какая-то промежуточная область, где, с одной стороны, автор, его стиль, характер, манера, содержание и проч., с другой стороны – я, мое понимание, если хотите, моя личность как бы сливаются и образуют третье – одно целое».

Н. И. Непомнящая пишет: «Ценностность неограниченности, неконечности представлений о себе, отношения к себе, к своему «Я», потребность в изменении себя являются главным условием развития способности выхода за пределы привычных, ограниченных, т.е. конечных представлений и знаний о внешнем мире, основой личностного приятия нового, творческого отношения к любому делу, саморазвития». Эта способность ощутить возможность преодоления собственных границ дана ребенку именно в младшем школьном возрасте.

Настоящее ученичество дает первый опыт сотворчества. Г. С. Батищев[8] писал о том, что вся человеческая деятельность многоуровнева. Нижний план бытия ребенка осваивает на уроке новые знания, а более высокий план бытия может прикоснуться к творчеству. И тут очень многое зависит от учителя. В процессе познания может образоваться между учеником и учителем та область, о которой писала Тауберг и обучение может питаться из этого источника, быть сотворчеством. Об этом же писал и Бахтин[9]: «Идея - ...это не субъективное индивидуально-психологическое образование «с постоянным местопребыванием» в голове человека; нет идея интериндивидуальна и интерсубъективна, сфера ее бытия не индивидуальное сознание, а диалогическое общение между сознаниями». Для ребенка естественно учиться в этом возрасте, а в своей глубинной сущности учение и есть изменение себя самого. Это желание может быть поддержано учителем, если учитель радуется каждому достижению ученика и верит в то, что все, что пока не получается, может быть осилено потом, а может быть и задавлено. Задавливает учительский ярлык неспособности, задавливают способных учительские похвалы и оценки (в таких случаях ребенок от ученичества, от творчества переходит к поискам похвал и наград). Очень много значит способность учителя определить ту область, в которой ученик, действительно, талантлив. Рубинштейн[10] писал, что педагог должен ставить вопрос не о том каков ребенок есть, а о том, «каким он может стать?». Усвоенное ученичество дает ребенку творческое отношение к жизни.

5. Подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Следующим этапом является подростковый возраст (примерно с 11 до 15-16 лет). Главной задачей этого возраста[11], является познание Братства всех людей. Этому соответствует формирование четвертого базового основания личности – чувства долга. Чувство долга в некоторой степени связано с выделением профессором Непомнящей деятельности, как одного из базовых оснований личности.

Важность руководиться в своей жизни чувством долга соответствует христианской традиции, и это можно проследить из Священного Писания. Самой большой честью для человека, жившего до Христа, было войти в родословную Господа. Попробуем анализировать, кто в эту родословную вошел. Вот Иаков. Две жены: одна – Рахиль - по большой земной любви, другая – Лия - по чувству долга. Так вот детей, которые считались благословением Божиим, связанным с перспективой Вечности, рождает в основном нелюбимая жена, а от любимой жены лишь два сына. Но любовь земная тоже не перестает действовать, и любимый из 12 сынов – Иосиф, сын Рахили. Наверное, особая любовь патриарха, несущего на себе Божию благодать, делает этого сына особенно послушным и удачливым в земных делах. Но Христос рождается не среди его потомков, а в колене его брата Иуды, сына Лии. Нам трудно в точности понять, почему именно Иуда был выбран из всех братьев, – мы не знаем глубинных движений его души, но, прослеживая библейские тексты, мы явно можем утверждать, что он в своей жизни следовал чувству долга. Вот братья по зависти решают убить Иосифа. Вступаются за него Рувим и Иуда. Иуда говорит: «Пойдем, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нем, ибо он брат наш, плоть наша». Когда же не узнанный братьями Иосиф пугает их в Египте тем, что не отпустит назад к отцу их младшего брата Вениамина, Иуда говорит: «Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идет с братьями своими: ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего». В отношениях со свей невесткой Фамарью Иуда также стремится выполнять, положенное по Закону. Когда же, боясь за сына, он медлит с соблюдением закона ужничества, то, будучи обманут, Фамарью, он находит в себе силы признать: «Она правее меня, потому что я не дал ее Шеле, сыну моему». (Быт.38:26)

Далее, в родословной Иисуса Христа, которая приводится в Евангелии от Матфея, упомянуты три женских имени. Посмотрим, что это за женщины. Первая – вышеупомянутая Фамарь. Чтобы выполнить свой долг, она совершает опасный поступок: если бы Иуда не проявил благородства, она была бы сожжена. Вторая – Раав блудница. Тут можно предположить, что награда была за следующее. Раав сердцем почувствовала, что израильтяне поклоняются истинному Богу, и сочла своим долгом помочь избранному народу. Третья женщина – Руфь. Наверняка, она тоже почувствовала сердцем истинность религии, которую исповедовали муж и свекровь. И она с удивительной красотой выполнила свой долг по отношению к свекрови, а также к Закону того народа, к которому она прилепилась сердцем.

До подросткового возраста деятельность ребенка определялась авторитетом[12] (родителями, педагогом). Подросток в своих действиях ориентируется на социум. Его поступки определяются тем, что он считает должным для себя соответствовать тому социуму, которому он принадлежит. Впервые появляется чувство долга. Принято говорить о неуправляемости подростков, о их «темных вояжах». Однако если лидер компании, которой подросток принадлежит, имеет свтлые идеалы, то и поведение подростка будет соответствующим. Всем известна Тимуровская команда. Интересные примеры самоотверженных подвигов подростков приводил священник Анатолий Гармаев.

Феофан Затворник, тонкий знаток человеческой психологии, писал о подростковом возрасте[13]: «Юноша решительно хочет держать всегда свое слово».

Примерно об этом же пишет профессор Софья Куломзина[14]: «Для детей как будущих членов Церкви может стать полезной любая работа, требующая общения с другими людьми, принятия на себя определенной ответственности: организация «марша» по какому-нибудь поводу, проведение паломничества и похода...»

Франсуаза Дольто[15] писала: «Отрочество – очень подходящее время для того, чтобы научить подростка как можно раньше нести за себя ответственность».

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Осознание личной ответственности, напрямую связанной с чувством долга – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым»[16].

Т.В. Драгунова и Д.Б. Эльконин[17] писали о развитии в подростничестве взрослости, которую они понимали как «становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного участника этой жизни». Одной из сторон взрослости является социально-моральная взрослость, которая «проявляется в отношениях со взрослыми – в фактах серьезного участия подростка в заботах о благополучии семьи и ее членов, в систематической помощи взрослым и даже в их поддержке, в участии в жизни семьи уже на правах взрослого человека». Приведенную цитату можно отнести именно к формированию у ребенка чувства долга. При этом замечено, что такое обретение чувства долга в подростничестве дает возможность пережить последнее без кризиса.

Л.С. Выготский писал[18] что «самосознание есть конечный результат и центральная точка переходного возраста». При этом замечено[19], что «самосознание и есть социальное сознание, перенесенное внутрь». Это замечательно согласуется с тем, что в подростковом возрасте должно сформироваться чувства долга.

6. Юность (с 15-16 до 20 лет). Заканчивается в основных чертах становление личности в юности, примерными границами которой можно указать возраст с 15-16 до 20 лет. В этом возрасте[20] главной задачей является выбор собственного пути. При этом Путь разделяется на два основных направления: путь веры в Бога, и путь отрицания Его. Конечно, каждый из этих путей дробится на множество «дорог», но главное общее направление определяется указанными векторами. Соответствующий выбор определяет мировоззрение человека, которое можно назвать еще одним базовым основанием личности. Некоторое соответствие существует с определением Непомнящей сознания, как базового основания личности.



[1] Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001

[2] Янушкявичене О.Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека. // Материалы Ежегодной Богословской конференции ПСТБИ, 134-145, М.,2005.

[3] Там же

[4] Янушкявичене О.Л. Воля, устремленная к небесам. // Московский психотерапевтический журнал, М., 2004, № 4, стр. 107-115

[5] Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М., 2001

[6] Василий Зеньковский, Психология детства. Екатеринбург, 1995

[7] Рубинштейн С.Л., Человек и мир. М., 1997

[8] Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. С.-Петербург, 1997

[9] Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979

[10] Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997

[11] Янушкявичене О.Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человекаю (в печати)

[12] Янушкявичене О.Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания основ православной культуры. //Образование, М., 2004, № 9

[13] Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 1899, с.49

[14] Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. М., 1993, с.70

[15] Дольто Ф. На стороне подростка. – М., 1998, стр. 80

[16] Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. М. 2004

[17] Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под редакцией Эльконина Д.Б. и Драгуновой Т.В., М., 1967, с. 318.

[18] Выготский Л.С. Педология подростка, М.-Л., 1931, с.488

[19] Там же, с. 501

[20] Янушкявичене О.Л. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека. (в печати)


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру