Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. На камне веры

История храма села Урусово и судьбы его прихожан в XX веке

Введение

В нашей школе действует кружок «Православное краеведение», который мы посещаем с 8 класса. Однажды мы прочитали исследовательскую работу выпускников нашей школы об истории храма во имя Казанской иконы Божьей Матери села Урусово[1]. Перед нами предстала история Православия нашего родного края. Мы поразились величию храма, побывав в селе Урусово. Наш руководитель отметил, что в истории храма осталось много белых пятен, которые мы решили восполнить.

Цели работы

1. Воссоздать историю храма в ХХ веке

2. Содействовать восстановлению памяти бывших священнослужителей и прихожан храма

Задачи исследования

1. Собрать и обобщить сведения об истории храма в советское время

2. Выявить имена и изучить судьбы священнослужителей и прихожан в период сталинских репрессий

3. Установить контакт с людьми, которые помнят время, когда храм действовал

Методы исследования:

· изучение и обобщение литературы,

· анализ опубликованных (печатных) источников,

· анализ архивных (в т.ч. личного архива) документов,

· анализ видеоматериалов (фотографий),

· беседа, интервью.

Объект исследования: храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.

Предмет исследования: судьбы прихожан и священнослужителей.

Для более полного понимания судеб верующих в эпоху воинствующего атеизма мы, по совету научных руководителей, познакомились с трудом священника Кирилла Краснощёкова «Следственное дело епископа Вольского Германа (Косолапова) и иерея Михаила Платонова как источник изучения духовно-нравственного состояния российского общества»[2]. Нам открылась историческая трагедия противостояния Церкви и власти в 20–30-е гг. ХХ века. Мы познакомились и с другими книгами, которые помогли более грамотно осветить проблему взаимоотношений Церкви и государства в советский период.

Работу мы разделили на две части. В первой – рассматривается история храма и людей, служивших в нем и пострадавших в годы сталинских репрессий. Необходимость во второй части возникла, когда мы, пообщавшись с И.И. Лежниной (внучатой племянницей урусовского священника П.Н. Лебедева), узнали историю семьи Лебедевых в эпоху сталинизма; во второй части мы представили эту историю.

Новизна исследования заключается в том, что подробно восстановлена история храма в советский период, удалось собрать бесценные воспоминания о храме. В работе использованы документы Государственного архива Саратовской области (ГАСО), архива городского Ртищевского исполкома (АРГРИ), архива Ртищевского муниципального района (АРМР), а также копии следственных дел из архива ФСБ, полученные от И.И. Лежниной.

Основная часть

I. История храма села Урусово

1. История основания церкви Казанской иконы Божьей Матери

История храма выявлена в упомянутой работе Тарасовой Виктории и Дюпина Павла, поэтому приводятся лишь краткие и вновь найденные сведения.

В 1842 г. на средства графов Ловаль был построен храм во имя Казанской иконы Божьей Матери[3]. Прихожан в Урусово и расположенном в 4 километрах селении Дивовка было более 3 тысяч, о чём свидетельствуют данные из «Ведомостей о приходе» за 1906 и 1917 гг.[4] В 1880 г. в селе Урусово была открыта церковно-приходская школа, а в 1894 г. для нее было построено новое здание. Благодаря ведомостям о приходе разных лет удалось дополнить церковный синодик новыми именами служителей храма[5].

2. Храм села Урусово и судьбы верующих в годы советской власти

Официально Урусовская церковь была закрыта в 1941 г. В селе Урусово нам удалось побеседовать с очевидцем трагических событий закрытия храма М.И. Бычковым (1925 г.р.) Он рассказал, как в 1941 г. пытались сбросить крест с храма; произошло настоящее чудо: крест, согнутый безбожниками, выпрямился[6]. Видимо, Господь хотел образумить людей, которые творили страшное кощунство.

Но до этого борьба верующих за самое святое – православную веру – шла ожесточенная. Верующих с. Урусово возглавил председатель «коллектива верующих» Иван Фёдорович Рыжов[7]. Первый известный на сегодня зафиксированный случай давления на общину Казанского храма относится к 1926 г. Как видно из архивных документов (см. Приложения 32–37), церковный колокол по какой-то причине пришел в негодность, и верующие, проведя собрание, обратились в Ртищевский Волостной исполнительный комитет и Саратовский Губисполком с просьбой дать разрешение на перелив колокола. Приобретение нового колокола было запрещено; тогда же Ртищевский волостной Совет издал постановление о том, что «все неосвящённые предметы, пришедшие в негодность, подлежат сдаче в Госфонд»[8].

В 30-е гг. давление на общину верующих усилилось. В это время в селе начался страшный голод, он был вызван не только засухой: сказались последствия раскулачивания и коллективизации. Недалеко от храма был вырыт огромный котлован, где хоронили умерших от голода. Об этих страшных событиях рассказала жительница селения Нижнее Голицыно Назарова А.Г. (1925 г.р.)[9]. Сейчас никто не знает, где находится эта братская могила. Возможно, люди ходят там, где захоронены их родственники.

Уже в конце 20-х – начале 30-х гг. прошли массовые закрытия храмов в Ртищево и близлежащих сёлах. Общину верующих в Урусове власть решила задушить экономически. По постановлению Урусовского сельсовета от 12 марта 1931 г., храмовое здание было обложено налогом в размере 1178 руб. 40 коп. Верующих обязали выплатить всю сумму к 1 января 1932 г., в противном случае гонители грозились «принять строгие меры воздействия к лицам, возглавляющим коллектив, и взыскания имущества»[10].

В конце 1935 – начале 1936 г. с храма были сняты колокола[11]. Верующие собрали подписи и направили жалобу в Ртищевский райисполком, но тот на своем заседании 29 февраля 1936 г. «жалобу оставил без удовлетворения»[12]. В мае 1936 г. Урусовским сельсоветом была составлена смета на капитальный ремонт здания церкви на общую сумму 25503 руб. 12 коп. Православной общине было предписано в кратчайшие сроки произвести ремонт согласно этой смете. Община направила жалобу на Урусовский сельсовет в Райисполком о неоправданно завышенной смете, но и она «осталась без удовлетворения». В связи с невозможностью собрать столь огромную сумму коллектив верующих отказался от ремонта здания, и договор с общиной был расторгнут[13].

Богоборцы не только закрывали храмы, но и уничтожали людей, сохранявших веру. На сегодняшний день в список имен людей, пострадавших за веру на саратовской земле, внесено 1029 человек: среди них 32 протоиерея, 223 священника, 27 диаконов (, 42 псаломщика, 322 мирянина, 137 мирянок[14]. Среди репрессированных есть священники и прихожане храма села Урусово (некоторые имена представлены в Приложении 7).

Последним священником храма был иеромонах Митрофан (в миру Борилов Митрофан Яковлевич, фото в Приложении 44), родившийся в 1879 г. в селе Воскресенском Лизандергейского уезда Саратовской губернии. Он был арестован Ртищевским РО НКВД 5 сентября 1937 г. Житель села Урусово А.И. Тренин рассказал: «Когда закрыли храм, верующие стали собираться в отдельном большом доме. Вместе с батюшкой совершали молебны. Община была большой. Батюшка был очень добрым и кротким, никого не оставлял в беде. Делился последним с людьми. Несколько раз батюшку власти предупреждали, что если он не прекратит богослужения, будет арестован». К сожалению, Александр Иванович не смог назвать имя священника, но, вероятнее всего, речь идёт об иеромонахе Митрофане. Тройкой при УНКВД по Саратовской области 29 сентября 1937 г. он был обвинён по ст. 58-10 УК РСФСР в «участии в контрреволюционной организации церковников» и приговорен к расстрелу; 5 октября 1937 г. в Саратове приговор был приведен в исполнение[15].

Два других священника – Борищев Павел Георгиевич (1885 г.р.), служивший священником в с. Малый Кушум и в Свищевской церкви Архистратига Божьего Михаила, и Коновалов Федор Игнатьевич (1869 г.р.), священник с. Семеновка, – были арестованы практически одновременно с иером. Митрофаном и осуждены по той же статье. Они расстреляны 10 октября 1937 г. в Саратове[16]. Во время Пименовских чтений член комиссии по канонизации священник Максим Колягин сообщил нам, что останки расстрелянных священнослужителей и прихожан храма, видимо, находятся в двух братских могилах Воскресенского кладбища Саратова; в 1919 г. и 1937 г. там были вырыты два котлована для захоронения тел расстрелянных в областной тюрьме НКВД.

Судьбу священнослужителей повторили прихожане храма села Урусово. Все, кто поставили подписи в обращении к власти против закрытия храма, были репрессированы. В октябре – декабре 1937 г. в селе начались массовые аресты. В ноябре 1937 г. были осуждены и расстреляны в Саратове жители с. Урусово Плотнянщикова-Золотарева Матрена Ефимовна (1896 г.р.) и Гордеев Иван Алексеевич (1903 г.р.)[17]. Арестовали Тренину Елизавету Петровну. Г.Н. Назарова (Белохвостикова) рассказала: «Мою бабушку арестовали в 1937 г. за то, что она продолжала посещать богослужения, которые власти фактически запретили. Арест был ночью. Увезли в Ртищево на допрос, а потом в Саратов. Приговор был суровым – 10 лет на Севере. Жить было очень тяжело – бараки, голод. Бабушка работала на лесоповале. Здоровье у неё было слабое, и в один из дней произошла трагедия, парализация правой стороны. Перевели на лёгкую работу. Вернувшись в колхоз, Елизавета Петровна уже не работала. В 1972 г. она умерла»[18].

Среди репрессированных были четыре сестры Безулуцковых: Параскева, Евдокия, Мария, Пелагея. Нам удалось найти информацию только об одной из них. Бузулуцкова Прасковья Андреевна родилась в 1887 г. в селе Урусово. Она была арестована 2 декабря 1937 г., 16 декабря приговорена к 10 годам лагерей. Через 10 лет она вернулась в село и продолжала трудиться в колхозе. Сегодня в с. Урусово стоит практически полностью разрушенный дом сестёр Безулуцковых (фото в Приложении 40). Бушнев Матвей Андреевич (1882 г.р.) был арестован 23 октября 1937 г., так как участвовал в собрании верующих. 31 октября 1937 г. он был обвинён в антисоветской агитации и осужден на 10 лет лагерей. Его жена Феклиса Бушнева тоже была репрессирована, отбывала заключение в сибирских лагерях. Зайцева Пелагея Андреевна (1897 г.р.) была арестована 2 декабря 1937 г. и приговорена к 8 годам заключения[19].

С сентября 1937 г. богослужения в храме прекратились. К 1941 г. община верующих с. Урусово была уничтожена, поредело и само село: по церковным ведомостям и документам тогдашнего сельсовета, численность жителей в 1912 г. составляла 3590 чел., в 1938 г. – 822 чел.; сегодня зарегистрировано 503 человека. Отстаивать веру в открытой борьбе с властью стало некому. Тогда комсомольцами и был организован сбор подписей за закрытие храма. Было собрано 86,7% подписей от общего числа правоспособного населения села, и 2 июля 1941 г. храм был закрыт[20].

Потрясающий факт: шли первые дни страшной войны, практически все мужское население села прямо от сельсовета грузовиками отправляли на фронт. А власть в каком-то слепом озлоблении добивала ненавистную ей церковь при молчаливом согласии оставшихся. Но Православная Церковь в лице Местоблюстителя патриаршего престола, несмотря на то, что она столько претерпела от советской власти, выступила с призывом к народу встать на защиту Родины от фашистов. Гонимая церковь была всегда со своим народом.

О дальнейшей судьбе храма рассказали В.В. Афонин, бывший учитель Урусовской школы, и А.В. Лысенков: 31 мая 1949 г. вышло постановление об использовании здания под глубинный пункт хранения зерна[21].

3. Судьба святынь храма

У каждого храма, даже самого нового, есть свои святыни. Были они и у храма села Урусово. Иконы, церковная утварь, фрески представляют как духовную, так и культурную ценность. От бывшего жителя с.Урусово Анатолия Викторовича Лысенкова нам удалось узнать, что происходило с церковью и её ценностями после закрытия[22]. Большинство икон оказалось в домах у жителей села (в некоторых домах мы замечали иконы старого письма). Свидетель тех событий – жительница г. Ртищево Зоя Иннокентьевна Кулагина заметила, что многие иконы в храме города – афонского письма и, возможно, происходят из Урусова. Дело в том, что в XIX в. урусовские паломники пешком ходили на Афон и оттуда приносили иконы; о месте их создания говорят сохранившиеся надписи на обороте. Удалось выяснить судьбу только трёх икон, которые сейчас находятся в храме г. Ртищево (фото в Приложении 43). Не ясно и происхождение иконостаса городского храма: по словам Зои Иннокентьевны, это – урусовский иконостас. К сожалению, никто не дает точной информации; по размерам он действительно подходит для храма с. Урусово[23].

4. Второе рождение храма с. Урусово

Возрождение храма началось в 1990 г. В Центральной библиотеке г. Ртищево удалось найти газетные статьи об этом. Наш научный руководитель А.В. Морозов тоже рассказал о первых попытках восстановления храма[24]. Годом возрождения храма стал 2010 г. Началось с того, что один из богатых меценатов Москвы на сайте Саратовской епархии увидел фотографии храма и решил выделить на его восстановление 1 млн. рублей. Но выяснилось, что только для консервации храма, необходимой для предотвращения его дальнейшего разрушения, необходимо 3 млн. рублей[25]. Летом 2010 г. началась очистка храма от мусора, в этом приняли участие все жители Урусова. Первая треба – панихида состоялась 22 июня в День памяти и скорби по погибшим на войне. На первое богослужение с участием епископа Саратовского и Вольского Лонгина в Казанский храм пришли все жители села. Выпускница нашей школы, которая была на этой службе, поделилась видеозаписью с богослужения. Поражает духовная радость, которая объединила огромное количество людей[26].

В ноябре 2011 г. мы беседовали с недавно назначенным настоятелем храма протоиереем Иоанном Бештенем. Он откликнулся на наше предложение открыть на храме мемориальную доску с именами священников и верующих, пострадавших за веру в годы репрессий, поделился планами относительно восстановления храма[27].

II. Трагическая судьба семьи Лебедевых в эпоху сталинизма

1. Два брата – одна судьба: Лебедевы – «враги народа»

Свою службу в храме с. Урусово Лебедев Николай Платонович начал в 1880 г., когда был назначен настоятелем церкви Казанской иконы Божьей Матери (см. Приложение 14). В семье Лебедевых было семеро детей: четыре сына (Николай 1870 г.р., Алексей 1873 г.р., Владимир 1879 г.р., Михаил 1881 г.р.) и три дочери (Нина 1884 г.р., Надежда 1886 г.р. и Ольга 1889 г.р.)[28] Все дети получили хорошее образование. Надежда Николаевна в 1903 г. вышла замуж за священника Ивана Владимировича Пикинского (1881–1939)[29], который стал дедушкой Лежниной И.И.

Лебедеву Николаю Платоновичу не суждено было дожить до периода сталинских репрессий, он скончался 21 февраля 1908 г., а его дети сполна испили горькую чашу этого периода. Владимир Николаевич Лебедев закончил три курса Саратовской духовной семинарии в 1898 г., с 1904 г. в Саратове служил иподиаконом и помощником эконома Архиерейского Дома. Его отношение к своему долгу – ответственность, серьезный, глубокий подход к службе – иллюстрирует прошение от 1910 г. на имя Преосвященнейшего Гермогена, Епископа Саратовского и Царицынского, с просьбой о предоставлении священнического места[30]. В годы смут и гонений на Церковь и священнослужителей Владимир Николаевич вынужден был покинуть прежнее место службы, уехав в Ставропольский край (так делали многие), но службу не оставил, также преданно исполнял свой долг, приобщая людей к вере. Однако суровая участь не обошла его стороной. В апреле 1937 г. он был переведен в церковь с. Ипатово Ставропольского края. Здесь он пользовался большим уважением, доверием со стороны прихожан. Всю жизнь Владимир Николаевич учил добру, порядочности, совести, чести, смирению, в тяжелые годы лихолетий помогал выдерживать испытания, давал надежду на будущее.

18 сентября 1937 г. Владимира Николаевича арестовали. При аресте в анкете в графе “состав семьи” он указал, что одинок. Таким образом он спас от преследований и неминуемой гибели своих близких. Против него было выдвинуто обвинение в контрреволюционной деятельности, направленной на развал колхозов, «срыв посевной». Были сфабрикованы показания. Владимир Николаевич честно отвечал: «Я активно вел среди верующих колхозников призыв к религии», но обвинение в контрреволюционной деятельности не признал. Священник выполнял свою работу, проповедовал среди людей, при этом не боялся власти. Такие люди заслуживают уважения. Но, как оказалось, они были самыми опасными для власти, ведь их нельзя купить, договориться, их можно только запереть за тюремными дверями или расстрелять. Решением Тройки, которое принималось без участия обвиняемого, Владимир Николаевич был расстрелян 20 сентября 1937 года[31].

Впоследствии Владимир Николаевич Лебедев был реабилитирован[32].

Другой сын Лебедева Н.П. – Алексей – также пошел по стопам отца. В марте 1929 г. он был арестован и обвинен по статье 58-10 УК в антисоветской агитации. Из выписки следственного дела Лебедева А.Н. видно, что главным поводом к обвинению стало то, что батюшка ходил по домам, записывая желающих примкнуть к религиозной общине, при этом вступал с комсомольцами в прямые споры о Боге и выступал с критикой советской власти и коллективизации. Читая внимательно дело, можно видеть, что в отношении священника выдвигали самые нелепые обвинения[33]. Изученные нами следственные дела на самом деле являются доказательством вины не человека, а власти, которая творила страшное беззаконие. Алексей Николаевич Лебедев был приговорен к 3 годам административной высылки и реабилитирован в феврале 1994 г.

Не обошли репрессии и Пикинского Ивана Владимировича, мужа Надежды Николаевны Лебедевой, которая до ареста мужа не дожила. Иван Владимирович был арестован 5 марта 1935 г.; вместе с ним арестовали его сестру Александру Пикинскую, Алексея Корбакова, Сергея Николаевича Лебедева (внука Лебедева Николая Платоновича). ОСО при НКВД СССР 13 июля 1935 г. вынесло обвинительный приговор по ст.58-10 УК РСФСР: «антисоветская агитация, участник террористической группы». 26 июля 1935 г. Иван Владимирович был препровожден этапом в Красноярск в распоряжение УНКВД на особый учет. Вернуться на волю батюшке было не суждено: он скончался в 1939 г. от инфаркта[34].

2. Лежнина Ираида Ивановна: «Нельзя занимать позицию постороннего наблюдателя!»

В переписке с Лежниной И.И. я, Стрелюхина Мария, попросила ответить на вопрос: «Каково Ваше отношение к сталинской эпохе?» Ее письмо (полный ответ – в Приложении 30) произвело на нас сильное впечатление. Сколько людей было уничтожено, и сколько судеб покалечила безбожная власть! И как же много людей, которые слепо верили в обещания, не задумываясь о том, что же происходит в реальности. Многие теряются как личности и слепо идут туда, куда им скажут. А для многих всё абсолютно безразлично, и это безразличие порождает страшные преступления. Ведь кто доносил, допрашивал, лжесвидетельствовал, расстреливал? Представители народа. В одной из статей академик Д.С. Лихачёв писал: «Апостол Павел говорит: „Не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати <испытывать> вам...“ Это говорит о том, что не следует подражать слепо тому, что „век сей“ внушает, но иметь с „веком сим“ другие, гораздо более активные отношения — на основе преобразования себя „обновлением ума“, то есть на основе здравого различения, что в „веке сем“ хорошо и что плохо»[35].

К сожалению, не все поняли, что хорошо, а что плохо. Многие в угоду себе пошли за безбожной властью, разрушая и уничтожая святыни своей страны, убивая священников и мирян. Но, как мы знаем из Евангелия, слава земная и богатства ничто для человека, если он душу свою погубил.

Наша работа была бы неполной без мнения священника о страшном периоде сталинских репрессий. Протоиерей Иоанн Бештень дал собственную оценку эпохе сталинизма: деспотичная власть не может возникнуть в пустоте, сам народ создаёт для нее благоприятную почву своими грехами. Господь даёт людям такую власть, чтобы они одумались и пришли к Богу с покаянием[36].

Заключение

Начиная работу, мы ставили перед собой цель восстановить историю храма с. Урусово. В ходе исследования нам удалось соприкоснуться с судьбами связанных с ним людей. Общение с живыми очевидцами событий, родственниками людей, пострадавших за веру, изменили наше восприятие истории. Надо не только знать историю, но и, прежде всего, уметь извлекать из неё уроки. К сожалению, эти уроки для многих остаются невыученными. Владимир Максимович Новиков (дедушка автора работы Стрелюхиной Марии), который помогал нам своими советами, написал стихи о советской истории. В них он, как нам кажется, отразил весь её трагизм, назвав тоталитарную идеологию «призраком», «сатаной»[37].

В ходе исследования было выявлено более 40 имен людей священников и прихожан.

Исследование нашло практическое применение:

1) сведения, полученные из архива, были переданы в епархиальную газету и в комиссию митрополии по канонизации;

2) составлено обращение в митрополию с предложением установить на храме мемориальную доску с фамилиями людей, репрессированных за веру;

3) совместно с руководителем музея Селивановым Д.Ю. готовится обращение в администрацию г. Ртищево с предложением установить в городе памятник жертвам репрессий.

На основе собранного материала удалось восстановить историю храма от его основания до современности. Хочется надеяться, что власти обратят внимание на храм и сохранят его как памятник тем людям, которые бросили вызов безжалостной машине сталинизма.

Архивные источники

1. АРГРИ (Архив городского Ртищевского исполкома). Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 89. Протокол № 47 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 29.02.36.

2. АРГРИ. Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 7. Распоряжение Урусовского с/с. № 23 от 12.3.1931.

3. АРГРИ. Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 223. Протокол № 56 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 13.05.36.

4. АРГРИ. Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 291–292. Протокол № 62 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 13.06.36. Итоги работы комиссии Президиума Райисполкома по обследованию состояния церквей и культового имущества в районе и проверку правильности поданной жалобы Урусовского коллектива верующих.

5. АРГРИ. Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 59. Протокол № 66 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 2.07.41.

6. Ведомости о церкви за 1905, 1906, 1917 гг. // Ртищевский краеведческий музей (далее РКМ).

7. ГАСО (Государственный архив Саратовской области). Ф. р-526. Оп. 4. Д. 154. Л. 119а, 120–133.

8. Данные переписи населения Сердобского уезда Саратовской губернии 1886 г. // РКМ.

9. Заключение о реабилитации Лебедева В.Н. // Личный архив И.И. Лежниной.

10. Метрическая книга храма за 1906 г. // РКМ

11. Следственное дело Лебедева Алексея Николаевича, выписки // Личный архив И.И. Лежниной.

12. Следственное дело Лебедева Владимира Николаевича, выписки // Личный архив И.И. Лежниной.

Опубликованные источники

1. Вновь открыты приходы // Путь Ленина. Газета Ртищевского района. 21августа 1990 г.

2. Чубенко Г.У. Праздник в селе Урусово // Саратовские епархиальные ведомости. 15 сентября 1900 г.

3. Справочная книга Саратовской епархии 1912 г. Саратов, 1912.

4. Сборник статистических сведений по Саратовской губернии 1892 года. Саратов, 1892.

Полевые материалы авторов

1. Афонин В.В. 1945 г.р. Пос. Темп. 2011 г.

2. Бычков М.И. 1925 г.р. С. Урусово. 2011 г.

3. Лысенков А.В. 1949 г.р. Г. Ртищево. 2011 г.

4. Морозов А.В. 1981 г.р. Г. Ртищево. 2011 г.

5. Назарова А.Г. 1925 г.р. Г. Ртищево. 2011 г.

6. Новикова Т.В. 1955 г.р. Г. Ртищево. 2011 г.

7. Тренин А.И. 1929 г.р. Г. Ртищево. 2009 г.

Литература

1. Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000.

2. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство. 1917–1941. Документы и фотоматериалы. М.: Библейско-Богословский институт Св. Апостола Андрея, 1996.

3. Саратовская епархия. История и современность. Саратов: Издательство Саратовской епархии, 2010.

4. Труды Саратовской православной семинарии. Саратов, 2011.

5. Яковлев А. Саратовская епархия в годы Великой Отечественной войны. Издательство Саратовской епархии, 2006.

Рецензия

Дорогие Валерия и Мария!

Объем и разнообразие материалов, представленных в вашей работе этого года, поражает. Это – и видеофрагменты службы в храме, и старинные и современные фотографии, и богатейшие архивные материалы, в т.ч. из труднодоступного архива ведомства ФСБ, и примечательные полевые материалы (в т.ч. ответы на ваши вопросы священника), и стихотворение, и электронная переписка… Вы разумно перенесли большую часть материалов в приложения (их 55), занимающие около 100 страниц. Некоторые скажут, что вам просто повезло: нашелся информатор, который уже имел редкие документы, связанные с его родственниками. Но исследователи понимают, что «везет» тому, кто ищет; православные видят в таком «везении» Божий промысл. Восстанавливая историю храма, вы написали историю людей, личностей. Человек в зеркале исторических событий – важная и популярная сегодня тема, потому что история не безлика и не безчеловечна (в ином смысле этого слова).

Работа выполнена грамотно и корректно, обозначены цели, поставлены задачи, определены методы исследования (здесь сказался опыт вашего участия в нашем и других аналогичных конкурсах), дан литературный обзор, есть ссылки на источники и литературу, подведены итоги (они грандиозны: 40! имен тех, кто противостоял безбожной власти, и материалы, переданные в комиссию по канонизации), приведены списки литературы и источников. Важным итогом работы является обращение в администрацию города с предложением установить памятник жертвам политических репрессий. Но почему только политических? Насколько я знаю, православные, проходившие по 58 статье, не считались «политическими»; не опустить бы нам людей, стоявших за веру.

Поздравляю авторов и руководителей с замечательной работой!

Среди недостатков можно указать неправомерное дублирование одного и того же архивного дела (его разных листов) в списке архивных источников; следует указать так: Государственный архив Саратовской области (ГАСО). Ф. Р-521. Оп. 4. Д. 154. Л. 119–133. Далее следует использовать аббревиатуру ГАСО. Аббревиатура АРГРИ не расшифрована; почему в этой группе архивных источников указаны не листы (как обычно в архивных документах), а страницы? Книга памяти Саратовской области, Ведомости о церкви, прихожанах, приходе, Прошение графини, некоторые другие архивные документы приведены без указания места хранения (или публикации – тогда это опубликованные источники). Невнятно даны в списке источники № 19–23; мне не понятно, что это такое.

При повторных ссылках на источники и литературу следует не дублировать уже указанное издание или источник, а использовать слова «Там же» и «Указ. соч.»

Обратите также внимание на замечание предыдущего рецензента С.Г. Гладышевой о духовном смысле работы, который, с одной стороны, составил ее основу, а с другой, – выявлен в тексте недостаточно ярко. Высший смысл периода гонений на веру проявляется в возрождении веры и храмов сегодня, в нашем следовании тем заповедям, за которые отдали свои жизни новомученики. Если этого продолжения нет, их жертвенный подвиг мы еще не осознали или, как пишете вы сами, «эти уроки для многих остаются невыученными». Усвоили ли сами мы, пишущие об этом, эти уроки? Может быть, продолжение в нас эпохи новомучеников может стать темой вашей новой работы.

Кстати, почему на «камене», а не «на камне»?

С уважением, рецензент Г.Н. Мелехова

кандидат исторических наук, доцент



[1] Тарасова Виктория, Дюпин Павел (МОУ СОШ №3 г. Ртищево Саратовской обл., рук. А.В. Морозов, Т.А. Крикунова). История храма во имя Казанской иконы Божьей Матери села Урусово Саратовской епархии // Архив работ III Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению. 2010.

[2] Труды Саратовской православной семинарии. Саратов, 2011. С. 207–217.

[3] Сборник статистических сведений по Саратовской губернии 1892 года. Саратов, 1892. См. Приложение 15.

[4] Ведомость о прихожанах церкви за 1906 год; Ведомость о приходе за 1917 год // Государственный архив Саратовской области (ГАСО). См. Приложения 16, 17.

[5] Например, раздел «О притче церковном» Метрической книги храма за 1906 г. // ГАСО. Имена приведены в Приложении 1.

[6] ПМА. Бычков Михаил Иванович, 1925 г.р. С. Урусово. 2011 г. См. Приложение 6.

[7] См. фотографию И.Ф. Рыжова с родственниками 1932 г. (из семейного архива семьи Зининых) в Приложении 39.

[8] ГАСО. Ф. р-521. Оп. 4. Д. 154. Л. 122–133.

[9] ПМА. Назарова А.Г., 1925 г.р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 5. Видеофайл прилагается на CD.

[10] Архив городского Ртищевского исполкома (АРГРИ). Ф. 13. Оп. 1. Ед. хр. 7. Распоряжение Урусовского с/с № 23 от 12 марта 1931 г. См. Приложение 2.

[11] Из материалов школьного музея. Воспоминания Чернецовой Н.Д., 1924 г.р. См. Приложение 6.

[12] АРГРИ. Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 89. Протокол № 47 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 29.02.36.

[13] Там же. Л. 291–292. Протокол № 62 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 13.06.36. Итоги работы комиссии Президиума Райисполкома по обследованию состояния церквей и культового имущества в районе и проверке правильности поданной жалобы Урусовского коллектива верующих. См. Приложение 4.

[14] «Осужден… за религиозные убеждения» // Информационно-аналитический портал Саратовской и Вольской епархии «Православие и современность». URL: http://www.eparhia-saratov.ru (дата обращения 12.03.2012).

[15] База данных ПСТГУ «Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.» (далее – БД ПСТГУ). URL: http://kuz3.pstbi.ru/bin/code.exe/frames/m/ind_oem.html/ans (дата обращения 12.03.2012).

[16] База данных общества «Мемориал» (далее – БД Мемориал). Д. ОФ-14221, ОФ-13659. URL: www.memo.ru/memory/saratov/d022.htm (дата обращения 12.03.2012).

[17] БД Мемориал. Д. ОФ-12935, ОФ-30402.

[18] ПМА. Назарова (Белохвостикова) Г.Н., 1955 г.р. Г. Ртищево. 2011 г.

[19] БД Мемориал. Д. ОФ-12901. URL: lists.memo.ru/d5/f355.htm; Д. ОФ-5993. URL: http://lists.memo.ru/d6/f10.htm; Д. ОФ-12901. URL: http://lists.memo.ru/d13/f97.htm (дата обращения 12.03.2012); ПМА. Новикова Т.В., 1955 г.р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 8.

[20] АРГРИ. Ф. 29. Оп. 1. Ед. хр. 29. Л. 59. Протокол № 66 заседания Президиума Ртищевского Райисполкома от 2.07.41. См. Приложение 3.

[21] ПМА. Афонин В.В., 1945 г.р. Пос. Темп. 2011 г.; Лысенков А.В., 1949 г.р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 9. Внешний облик церкви в Урусове в начале 50-х гг. см. на фотографии в Приложении 41.

[22] ПМА. Лысенков А.В. 1952 г.р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 10.

[23] См. Приложение на CD. Иконостас храма Александра Невского г. Ртищево (запись Стрелюхиной М., Кучеровой В., 2011).

[24] Вновь открыты приходы // Путь Ленина. 21августа 1990 г.; ПМА. Морозов А.В., 1981 г.р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложения 49, 11.

[25] ПМА. Протоиерей Алексий Субботин, бывший настоятель храма св. Александра Невского г. Ртищево. Внешний облик храма в 2009 г. см. на фото в Приложении 42.

[26] ПМА. Молотова Л.В., 1945 г. р. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение12. Фото первого богослужения в храме – в Приложении 51 (из личного архива А.В. Морозова); видеозапись – в Приложение на CD.

[27] ПМА. Протоиерей Иоанн Бештень. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 52, Приложение на CD.

[28] ГАСО. Ф. 135. Д. 6034. 1907 г. (из личного архива Лежниной И.И.) См. Приложения 21, 22.

[29] Фото супружеской четы Пикинских (из семейного архива Лежниной И.И.) см. в Приложении 23.

[30] ГАСО. Прошение Лебедева В.Н. 1910 г. на имя Гермогена, епископа Саратовского и Царицынского. См. Приложение 55.

[31] Выписка из следственного дела Лебедева В.Н.; выписка из протокола допроса Лебедева В.Н.; выписка из обвинительного протокола Лебедева В.Н.; (из личного архива Лежниной И.И.) См. Приложения 24, 25, 27.

[32] Заключение о реабилитации Лебедева В.Н. (из личного архива Лежниной И.И.) См. Приложение 26.

[33] Выписка из следственного дела Лебедева В.Н. (из личного архива Лежниной И.И.) См. Приложение 28, 29.

[34] Архив УФСБ Сталинградского края. Д. 640; ГАСО. Ф. 135. Д. 637; Саратовские Епархиальные ведомости; Справочная книга Саратовской епархии 1912 г.; Волгоградский архив. Ф. 339. Д. И-149.

[35] Лихачев Д.С. Мелочи поведения // Русская культура. М.: Искусство, 2000.

[36] ПМА. Протоиерей Иоанн Бештень. Г. Ртищево. 2011 г. См. Приложение 52, Приложение на CD.

[37] Стихотворение «Призрак» см. в Приложении 53.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру