22.01.2013

Пути преодоления дегуманизации содержания современного образования

Фундаментальные устои отечественной педагогики основываются на постулате целостности и единства развития психобиологической и духовно-нравственной природы ребенка. Это положение и определяет утверждение о преобразование индивида в индивидуальность, в уникальную личность через социализацию, посредством приобщения к культурологическим традициям и экзистенциальным ценностям. Важнейшей общественной структурой мировоззренческого становления личности является система образования: начального, среднего, средне-специального и высшего. Культурно-родовая сущность человеческого общества устанавливает связь времен, поколений и пространств. Бытие человека – всегда проживание в культуре, в которой отрицается завершенность и конечность человеческой личности. Макс Шелер считал, что приход в этот мир человека предполагает реализацию его как некоего замысла, именно поэтому человек есть «существо, превосходящее само себя и мир». Л.Гинсбург по этому поводу утверждал, что логика жизни «требует от мимолетного человека, чтобы он жил так, как если бы его поступки предназначались для бесконечного исторического ряда». Она (логика жизни) настаивает на неотменяемых связях общего бытия, любви и творчества, сочувствия и совестливости. О том же говорит М.М.Бахтин, когда призывает поверять истинность собственной жизни трансцендентною мерою, превосходящей смерть и восходящей к Духовной Истине.

Подлинные дискуссии о современном состоянии содержания образования еще не начались в научных педагогических кругах. Пока разговоры идут о модернизации, инновациях, технологиях, новых курсах и дисциплинах. Но о содержании психологических «новообразований» в душе ребенка, формирующихся под воздействием современной педагогической системы (часто заимствованной и чужеродной), разговоры ведутся только на «территории» православной психологии, в том пространстве, где координатами изучения этой проблемы являются духовные и нравственные смыслы личности школьников, их социальная позиция и деятельная направленность.

Что же предлагается современному ученичеству в качестве содержания самого образования? Вдумчивый, не равнодушный к судьбе своего Отечества взгляд, обнаруживает здесь механизмы «дегуманизации» наших детей: отчуждение их от духовных и нравственных ценностей культуры России; попрание возрастных и психологических закономерностей усвоения дисциплин; недопустимая, а порой преступная неразборчивость в половом и гендерном воспитании; интеллектуальный «разбой», который С.А. Базарный назвал «шизоидной интоксикацией» наших школьников. Но главной характеристикой дегуманизации содержания современного образования является экзистенциальный вакуум собственных смысложизненных ценностей, который остро испытывают выпускники нашей традиционной школы, а порой и других высших и средних учебных заведений.

Как-то так случилось, что система современной педагогики считает важным максимально наполнить содержание образования эклектическими знаниями об окружающей натуралистической действительности, в мельчайших подробностях изучить закономерности естественно-научных и точных дисциплин. Даже традиционно гуманитарные предметы – максимально технологизируются: анатомизация в преподавании русского языка, ведущая к катастрофическому снижению грамотности; схематизация преподавания истории и литературы, минимизация «живого созерцания» на занятиях эстетического блока, таких как музыка и живопись.

Нарушен баланс трёх самостоятельных сфер формирования мировоззрения детей в содержании современного образования. Эти сферы характеризуют знания, определяющие отношение к Мирозданию, к Другим и к Себе. Мы буквально «впихиваем» теоретические сентенции о явлениях «неживой природы», но мало что предлагаем ученичеству в познании собственного внутреннего мира и еще меньше - в понимании психологических закономерностей межличностных отношений. Правда, в последнее время заметно активизировались «сексуалисты», разъясняющие нашим школьникам основы половой распущенности и гендерной развращенности. Но это сексуальное «просвещение» напускает еще больший туман в понимании своего предназначения, своей личностной необходимости в пространстве бытия Жизни, ведет к цинизму, атрофации супружеского и родительского чувства. Всё это низводит человеческую индивидуальность до уровня животной похоти, напитывает ее суррогатом бездуховных норм и правил жизни, ведет к агрессивности и жестокости.

Как могло так случиться, что значительная часть наших выпускников неполной или полной средней школы, столько лет проведшие в научно-теоретическом пространстве серьёзных предметов и дисциплин, пополняют ряды правонарушителей, наркоманов, алкоголиков? Среди молодого, репродуктивного поколения свирепствует суицид, ВИЧ и половые заболевания, ведущие к бесплодию?

Не является ли это следствием того, что все чаще мы встречаемся в содержании современного образования навязывание нашим школьникам ложных ценностей: удовольствие, секс, деньги, власть. Очевидно, что отказываясь от задач воспитания духовно-нравственной личности, модернизация школ нацелена на воспитания идеального потребителя, сознанием которого легко можно было бы манипулировать.

Даже не полная статистика характера жизнеустроения молодежи и юношества «вопиет» ужасающими социальными картинами, свидетельствующие о том, что наше общество поставлено на грань уничтожения. В переломном 1992 году впервые уровень смертности превысил рождаемость. И в этой вакханалии уничтожения России только в православной среде мы находим трезвое понимание современных опасных социально-политических и духовно-нравственных тенденций. Священник о.Дмитрий Смирнов в своих выступлениях предупреждает, что если ничего мы ничего не изменим в отношении нравственного воспитания молодежи, то к середине XXI века в России останется 30-50 млн. человек, а из 1 млн. 3 тыс. детей, которые сейчас рождаются в России, к тому времени может быть две трети больных (какая-то часть – психически), а довольно значительная часть могут уйти в секты, т.е. совершенно потеряться для общества, станут людьми, лишенными патриотического чувства любви к Родине. Но почему тогда мы, взрослые, не можем сказать себе правду о том, что это мы, и никто другой, воспитали целые поколения детей с девиантным поведением. Это содержание нашего образование не дало им духовные и нравственные смыслы истинных основ целесообразной и разумной жизни. За государственные деньги, за счет общественных средств мы взращиваем толпы хулиганов, обучаем фундаментальным наукам тех, лучшие из которых стремятся эмигрировать и трудиться на благо чужого государства. Абсурдность образовательной политики и дегуманизация содержания школьного обучения достигли ужасающих размеров. Есть ли выход из сложившейся ситуации?

Ответом на это может явиться только принципиальное положение православной педагогики: многознание не научает разумности, «всезнающий» ум не может противостоять разрушительным атакам низменных влечений. Искусственные спутники, ракеты и вычислительные машины не есть еще прогресс Добра, Доброй Воли и Правды. Наука одинаково служит добру и злу, и ее прогресс не есть прогресс человечности в человеке. Научное достижение, не сопровождаемое равным ему достижением духовной ответственности человека, будет обращаться в оружие, несущее гибель. А это значит, что в содержании нашего образования необходимо уделить внимание не столько образованию ума, сколько образованию сердца! Л.П. Гримак в работе «Общение с собой» пишет о трёх уровнях отражения, один из которых – чувственный. Он-то, по свидетельству автора, является базовым по отношению к другим формам самосознания.

Существуют документы, которые свидетельствуют о том, как процессы дегуманизации в нашем обществе, с одной стороны, провоцируются; с другой стороны, направляются; с третьей – финансируются из разных источников, в том числе и внутри страны. В современной концепции Национальной безопасности России, разработанной на основе Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. N 24, сохранение культурного и духовно-нравственного наследия, противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров получило статус правовой государственной директивы.

Поэтому, кому как ни нам, деятелям системы образования, послужить высокому призванию защиты духовных и нравственных смыслов отечественной педагогики. Для этого у нас есть всё возможное: литературное и научное наследие основоположников отечественной культуры воспитания, таких как К.Д.Ушинский, А.А.Ухтомский, И.А.Ильин; труды достойных продолжателей традиций православной педагогики: В.И.Слободчикова, Б.Г.Братусь, С.Л.Воробьёва, А.Ц.Гармаева, Б. Ничипорова; богатая питательная почва духовных и нравственных ценностей родной Православной Церкви, обращенных к пробуждению личностного достоинства нашего юношества и оживлению его экзистенциальных смыслов, исполненных высокого служения патриотическим идеям духовного возрождения России.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру