Один дома

Какая мама не испытывает острого чувства жалости, когда ей позарез нужно отлучиться из дома, а маленький сын или дочка цепляются за ее одежду и не хотят отпускать?

- Он ревет - и я вместе с ним, - нередко слышишь в подобных случаях.

Но обычно годам к трем-четырем эти душераздирающие сцены сходят на нет, а лет в шесть многие дети уже достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют в комнате, давая возможность родным заниматься своими делами и не требуя их постоянного присутствия рядом.

Многие, но не все. Нервных, впечатлительных детей одиночество тяготит и пугает. Они боятся потеряться и в незнакомом месте льнут к родителям. А уж о том, чтобы оставить их одних в чужом помещении (например, в кружке эстетического развития) не может быть и речи.

ПОЧЕМУ ДЕТИ БОЯТСЯ ОДИНОЧЕСТВА?

По самым разным причинам.

Кого-то наказала в детском саду воспитательница - заперла в спальне или оставила одного в группе во время прогулки. Вроде бы все знают, что этого делать нельзя, но до сих пор делают. Конечно, не любой ребенок будет до глубины души потрясен таким наказанием, с некоторых все как с гуся вода, но у кого-то из-за подобных "воспитательных мер" даже во взрослом возрасте остается боязнь закрытого пространства - клаустрофобия.

Другой малыш, предположим, испугался, оказавшись один в комнате во время грозы. На кого-то травмирующе повлияла сцена из детектива, мельком увиденная по телевизору, но надолго врезавшаяся в память. Кому-то долго не дают покоя воспоминания о том, как он потерял маму в большом магазине...

Все это подходит под одну категорию "психических травм". Последствия психотравм изживаются с большим трудом.

Особенно если это ранние воспоминания, забытые или, как говорят психологи, вытесненные в сферу бессознательного.

У других детей желание постоянно держать взрослого при себе объясняется не робостью, а деспотизмом. И страх здесь лишь удобная маскировка. Когда напрямую диктовать родным

свои условия не удается, ребенок часто становится в позицию беспомощного младенца и, разжалобив родственников, добивается-таки своего. Конечно, делает он это не вполне осознанно.

Ему и самому кажется, что он боится. Но в действительности страх одиночества является эффективным средством манипуляции взрослыми.

Разумеется, в страхе одиночества может выражаться и ревность ребенка, когда он "прилипает" к матери или бабушке, восполняя таким образом нехватку внимания с их стороны.

Кроме того, страх одиночества бывает и при достаточно серьезных психических отклонениях. Например, при раннем детском аутизме, когда ребенок не в состоянии нормально общаться с окружающими.

Понять реальную причину нежелания ребенка оставаться в одиночестве совершенно необходимо, потому что в разных случаях требуется разный подход.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

В случае психотравмы лучше обратиться к специалистам и походить на психокоррекционные занятия. Если же такой возможности почему-либо нет, имейте в виду, что главное в преодолении последствий психической травмы, это терпение и ласка взрослых. Следует окружить ребенка вниманием и заботой.

Но только вести себя надо очень спокойно, уверенно, создавая у малыша чувство защищенности, надежного тыла, чтобы он мог расслабиться и позабыть про свои страхи. А то очень часто, когда с ребенком что-то не ладится, наша забота о нем бывает окрашена тревогой, которую мы ему невольно передаем.

И тогда ни о каком расслаблении речи идти не может.

Подавить в себе беспокойство нелегко, но совершенно необходимо. Представьте себе, что вы артисты, вживитесь в роль спокойного человека, ощутите, как по всему вашему телу разливаются сила и уверенность. Сразу, естественно, не получится, но мало-помалу вы привыкнете. Привыкает же не волноваться диктор телевидения или преподаватель, читающий лекции сотням студентов. Все это вполне постигаемо. Было бы желание.

Чаще берите ребенка на руки, обнимайте, гладьте по голове, по спинке. При психотравмах физический контакт с близкими одно из самых лучших лекарств.

Ну и конечно, не торопите события, не настраивайтесь на быстрый результат. Повторяю, получить психотравму легко, а преодолеть ее последствия достаточно трудно. Но когда наконец удается, это напоминает открытие клапана: ребенок резко меняется в лучшую сторону. С него как будто бы сходит наваждение, и он вновь становится самим собой.

При страхе одиночества, маскирующем детскую ревность, вести себя надо несколько иначе, ведь необходимо устранить причину, вызывающую искажения поведения ребенка.

Следует больше привлекать его к совместным делам, подчеркивать его нужность, незаменимость, и постепенно страх одиночества сойдет на нет.

В данном случае специальные занятия с психологом необязательны, большинство родителей в состоянии наладить отношения с ребенком без вмешательства посторонних.

Что касается деспотизма, аутистических проявлений и проч., то здесь без грамотных советов специалистов и психо-коррекционных занятий (либо индивидуальных, либо в группе) не обойтись.

ИСТИННЫЙ СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА

Если же говорить об истинном страхе одиночества, то он обычно присущ хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Как правило, у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они практически не имеют своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые

игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно "штампует" страшные образы. Даже в светлой, прекрасно знакомой комнате ребенку могут мерещиться всякие ужасы: что кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит его за горло, что в окно заглядывают пришельцы, из угла выползает спрут с огромными щупальцами, а под кроватью притаилась ведьма...

Поэтому родители должны прежде всего направить богатое воображение ребенка в менее болезненное русло, настроить его на самостоятельную творческую работу, на ролевые игры.

Часто бывает достаточно совсем небольшого толчка, чтобы творческая энергия таких детей забила фонтаном.

Приучать детей к самостоятельным занятиям надо как бы между прочим, не заостряя внимания на истинной цели. Иначе ребенок решит, что вы стремитесь от него избавиться, и, занервничав, невольно станет еще более назойливым.

Очень полезно вводить мотив одиночества в игры с куклами или с мягкими игрушками.

Можно начать с рассказа, а потом в какой-то момент взять в руки зайчика или мишку и перейти к показу действия на паласе или на ширме.

ПОТЕРЯШКА

Вот пример такой истории. Жил-был щенок. Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите показать мимикой и жестами, как щенок испугался, впал в отчаяние. Если малыш будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался, а хозяева свернули в переулок? Либо несмышленыш заигрался и не обратил внимания на команду?

Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если вы заметите, что он чересчур разволновался, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к Потеряшке

и внимательно последите за реакцией сына или дочери. Показывайте именно ПРИ-ключения, а не ЗЛО-ключения щенка, подчеркивая доброту персонажей, с которыми его по ходу сюжета сведет судьба.

Например, Потеряшка может забежать во двор, увидеть там большого лохматого пса и, конечно же, испугаться. Но тут появится девочка, хозяйка пса, и, умилившись Потеряшке, возьмет его к себе. Пес подружится со щенком, но щенок все равно будет скучать по бывшим хозяевам, и родители девочки расклеят по всему району объявления с описанием найденыша.

Или же Потеряшка прибьется к какому-нибудь магазину, где его будут подкармливать, и в один прекрасный день туда зайдут хозяева.

Наконец Потеряшка снова дома! Это, конечно, огромная радость, но не забудьте подчеркнуть, что и свои приключения щенок потом тоже вспоминал с удовольствием.

Если сыну или дочери нравится рисовать, то когда они как следует втянутся в игру, можно предложить сделать декорации или маленькую книжечку про Потеряшку. Кстати, это прекрасный предлог, чтобы оставить малыша на некоторое время одного в комнате. Пусть поначалу оно будет совсем коротким, это неважно. Главное не декларировать, что вы сейчас

уйдете, а сделать это незаметно. Но зато потом не просто скажите ребенку, что он молодец, а подчеркните оригинальность и САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ его рисунка.

СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ

Можно предлагать и более реалистические сюжеты. Например, сценки, которые частенько происходят в больших магазинах. Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и его родители изображаются без помощи кукол - по артистической терминологии "в живом плане" - а все остальные - куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление большого помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.

Ребенок пошел с вами в универмаг. Народу было полно, поэтому вы оставили его в каком-то месте (пусть сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя игру через несколько дней, попробуйте выйти в другую комнату.) Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где ему велели, иначе он действительно потеряется. Таким образом ребенок лишний раз в игровой форме повторит важнейшие правила поведения в людных местах!

Наконец вы появились. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу за терпение приз (настоящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребенка появится дополнительный стимул затевать эту игру. А у вас - возможность побороться с его страхом одиночества. Время ожидания надо потихоньку растягивать (но, естественно, не до бесконечности), побуждая малыша заполнять паузы какой-то умственной деятельностью. Пусть, например, поглядит в окно и понаблюдает за тем, что происходит на улице, а потом расскажет вам, или сочинит какую-нибудь историю, или решит задачку, или почитает книжку. Ориентируйтесь на его интересы и склонности.

Разыгрывайте и истории, как кто-то - необязательно ваш собственный ребенок - потерялся в магазине или на вокзале.

Даже лучше, чтобы это был другой малыш, которого следует изображать совсем крохотной игрушкой, чтобы ваше чадо почувствовало себя по сравнению с ней особенно большим и сильным.

Допустим, это будет маленькая девочка. Она безутешно плачет. Ваш сын или дочь заговаривают с ней и понимают, что малютка потерялась. Дальнейшие действия ребенка должны от игры к игре становиться все более уверенными и решительными. Сначала он просто утешает малышку и играет с ней, пока ее не найдут родители. В следующий раз выясняет, где именно потерялась малютка, и отводит ее по назначению. Можете предложить ребенку подойти с малюткой к администратору магазина, который вызовет родителей девочки по радио. Подобные сценки, помимо всего прочего, подскажут вашему сыну или дочери правильную тактику действий в аналогичных ситуациях, так что в жизни они уже будут к этому подготовлены.

СКАЗОЧНЫЕ СТРАНСТВИЯ

Сочиняя сюжеты сценок для "проблемных" детей, мы часто переносим их в сказку. И в известную (напр., про Буратино), и в такую, которую ребенок будет сочинять сам вместе с родными. Поскольку обстоятельства и антураж этих театральных этюдов сказочный, а среди персонажей есть и вполне реальные (прежде всего сам ребенок, его родители, братья и сестры, друзья), то мы между собой называем это "фантастической реальностью". По нашим наблюдениям, данный прием дает быстрый и стойкий психокоррекционный эффект. Дети обожают такие сценки, ведь попасть в сказку - заветная мечта каждого ребенка. А тут она, можно сказать, почти воплощается в жизнь, поскольку ребенок не просто грезит об этом втихомолку, а рассказывает, КАК ОНО ВСЕ БЫЛО. А зрители смотрят и не обсуждают, было это наяву или во сне. "Фантастическая реальность" дает ребенку уникальную возможность поверить в собственные силы и почувствовать признание окружающих.

"Сказочные странствия" могут быть самыми разнообразными. Лучше, конечно, чтобы ребенок отправился в них самостоятельно, но если ему даже в сценке будет страшно себе представить, как это он вдруг окажется где-то без мамы, постройте сюжет так, чтобы он на первых порах путешествовал с вами.

Потом взрослый должен попасть в переделку (напр., в плен), а ребенок - вызволять его из беды. Во время странствий герой встречает сказочных персонажей, общается с ними, помогает им - короче, учится полагаться на собственные силы. Подобные ролевые игры дают мощный толчок фантазии ребенка, и вскоре он уже с удовольствием играет с игрушками сам, не требуя постоянного присутствия взрослых.

ПОДАРКИ И СЮРПРИЗЫ

Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, тоже можно постепенно приучать их к одиночеству. Готовьте друг для друга маленькие подарки. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка, и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страхи, и не исключено, что на довольно долгое время "сюрпризы" станут его любимой игрой и вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. В таком случае вам помогут книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги). Советую также освоить несложные фокусы - это всегда вызывает у детей живейший интерес.

ОТ ТЕОРИИ - К ПРАКТИКЕ

Но даже когда сын или дочь перестанут откровенно тяготиться одиночеством и будут подолгу играть самостоятельно, не торопитесь оставлять их одних в квартире. Осторожно "закиньте удочку" и посмотрите на реакцию малыша. Если испугается, не настаивайте, а попробуйте проиграть подобные сюжеты с игрушками. Особенно подробно следует прорабатывать "вопросы занятости" - чем отвлекали себя герои сценок от мыслей об одиночестве в отсутствие взрослых.

Как вы понимаете, для вашего чада это опять-таки послужит ненавязчивой инструкцией к действию. А через несколько дней рискните заглянуть на пару минут к соседям, и если эксперимент пройдет более или менее успешно, дайте ребенку понять, что вы потрясены его подвигом. Причем непременно подчеркивайте, что он оставался один ОЧЕНЬ ДОЛГО. Тем более, что по сути дела вы не покривите душой - для него минуты, впервые проведенные дома в полном одиночестве, и вправду покажутся вечностью.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру